Региональное занятие. Конспект занятие по рисованию в старшей группе Тема: "Платье для Алсу."
план-конспект занятия (старшая группа)

Гайсина Айгуль Фагимовна
  • Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи. Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,
  • Развивать технические умения – умело пользоваться  кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать и обогащать речь детей.
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reg_komponent_.doc59.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Платье для Алсу.

Программное содержание:

  • Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи. Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,
  • Развивать технические умения – умело пользоваться  кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать и обогащать речь детей.
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу.

Активизация словаря: башкиры, орнамент, роспись, геометрический орнамент, камзул, кашмау, елян.

Раздаточный материал: шаблоны платья, акварельные краски, 2 кисти, вода в стаканчике, салфетки  и подставки на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: кукла Айсылу, образцы платьев.

Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приемы: гость кукла Айсылу, рассматривание, художественное слово, показ, рассказ воспитателя, обсуждение.

Предварительная работа: чтение стихов башкирских поэтов, башкирские народные сказки; рассматривание иллюстраций: быт башкир, национальная одежда, предметы утвари; игры: «Составь башкирский узор», «Одень башкирских кукол», «Найди башкирский орнамент».

Ход НОД:

Звучит башкирская мелодия. Дети входят, встают полукругом.

1.Воспитатель:

Башкортостан, страна трудов

Страна цветов, страна плодов

И мы, которые росли,

Для торжества  свой земли!

У наших гор вершины до небес

И соловьиных песен полон лес.

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца добром.

Дети садятся за столы.

2.Воспитатель: - Да, ребята, мы живем в замечательной республике, которая называется Башкортостан. Мы много беседовали о родном крае, о ее природе, рассматривали  иллюстрации, читали башкирские народные сказки, заучивали стихи башкирских поэтов. Я вам рассказывала о жизни древних башкир, об их быте, о том, чем они занимались, как одевались.

В гости к нам пришла Айгуль в башкирском национальном костюме. Посмотрите, какая она красивая, нарядная.  Ребята, вам нравятся башкирский костюм?

Чем же вам нравятся башкирские костюмы? (Они яркие, красочные, праздничные).

Из чего состоит женский национальный костюм башкирки?

У меня в руках кукла Айгуль, давайте рассмотрим ее костюм.

Башкирский народный костюм состоит из женского головного убора - «кашмау», короткой безрукавки - «камзул», платья - «кулдяк».

Давайте еще раз повторим название женского головного убора, короткой безрукавки, платья.

Сегодня я хотела познакомить вас с новым словом – «елян», это женская верхняя одежда. Давайте повторим: «елян». А чем украшались башкирские народные костюмы? (Башкирские народные костюмы украшали монетами, разноцветными лентами, орнаментом).

Какие основные цвета башкирского орнамента?

Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?

Какому виду орнамента эти элементы узора относятся?

У Айгуль есть подружка Айсылу. У нее сегодня день рождения. Ей в подарок украсим кулдяк башкирским орнаментом. Мы уже вспомнили элементы башкирского орнамента, его основные цвета. Напоминаю, начинаем украшать «кулдяк» сверху, затем украшается нижний край платья, в середине должно остаться место для узора.

Приступаем к работе, обратите внимание на технику рисования: некоторые элементы башкирского орнамента рисуем концом кисти, другие полным ворсом кисти.

3.Самостоятельная работа детей.

Дети украшают выкройки башкирским орнаментом. Звучит башкирская мелодия.

4.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво рисовать

Надо с пальцами играть

Вот - большой, вот этот – средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

У-у-у - указательный забыли

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

5.Итог. Как думаете, Айсылу понравятся наши кулдяк?

Мы сегодня в подарок Айсылу с вами украшали «кулдяк» башкирским орнаментом. Вы использовали разные элементы башкирского орнамента, выбирали яркие контрастные сочетания цветов. Платья, украшенные башкирским орнаментом, получились праздничные, нарядные.

Выставка готовых работ.

Тема: Башкирское жилище.

Программное  содержание:

  • Познакомить детей с историей башкирского народа: основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба).
  • Закреплять навыки работы многоцветными фломастерами.
  • Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.
  • Воспитывать интерес к истории и культуре башкирского народа.

Активизация словаря: башкиры, юрта, шалаш, охота, рыболовство.

Раздаточный материал: фломастеры, листы бумаги.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением юрт, шалашей, изб; юрта; куклы в национальной одежде (русской и башкирской), башкирские мелодии.

Формы  работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приемы: художественное слово, рассказ воспитателя, рассматривание, обсуждение, показ.

Предварительная работа: чтение башкирской легенды «Происхождение башкир», прослушивание башкирской мелодии «Уралым».

Ход НОД:

Звучит  башкирская мелодия. Дети входят, встают полукругом.

1.Воспитатель: Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно в душе.

Я день  встречаю  звонкими словами,

Цвети, Башкирия,  цвети и зеленей!

Дети садятся на свои места.

Рассказ воспитателя.

-В нашей стране живут люди разных национальностей. Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду. Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? Потому что в реке было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.

Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое, богатое пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).

2.Показывает детям рисунки и спрашивает:

- Кто из вас догадается, где нарисована юрта? Юрта (тирмэ) была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и также легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды.

- Ребята, какая форма у юрты? (Круглая.) Собиралась она из тонких жердей и покрывалась серым волокном - это плотное, толстое, шерстяное полотно. Как вы думаете, есть дверь у этого жилища? Да. С одной стороны, обычно с южной, делалась дверь.

- Как украшена юрта? (башкирским орнаментом). Какие элементы башкирского орнамента вы знаете?

Перед вами лежат шаблоны юрты. Какие они? (Белые). Нам нужно украсить наши юрты башкирским орнаментом.

3.Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.

4.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою…

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу!

5.Итог.

О каком народе мы говорили сегодня? Как называется их жилище? Чем мы украсили юрты?

Выставка готовых работ.

Тема: Сабантуй.

Программное содержание:

  • Приобщение детей  к национальной культуре татарского и башкирского народа.
  • Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное.
  • Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.

Раздаточный материал: простой карандаш, краски, кисти, салфетки, баночки с водой, альбомные листы.

Демонстрационный материал: картинки с изображением праздника сабантуй; картинки с изображением народных состязаний.

Формы  работы: НОД, самостоятельная  работа детей.

Методические приемы: игра, рассказ воспитателя, обсуждение, проговаривание, рассматривание.

Предварительная работа: знакомство с народным фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий, рассматривание иллюстраций народных костюмов, знакомство с татарскими и башкирскими народными  играми

Ход НОД:

1.Дети выстраиваются в круг под татарскую народную музыку. Игра «Тимербай».

Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

Дети садятся за столы.

2.Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с календарным праздником татарского и башкирского народов, который отмечается в нашей местности, где мы с вами живём. Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (город).

Мы с вами проживаем в богатой красивой республике Башкортостан. Большая часть населения по национальности татары, башкиры и русские, которые чтят и помнят свои традиции и древние праздники. Давайте вспомним любимый праздник башкирского народа, который мы с вами знаем и ежегодно отмечаем и в нашем детском саду. Это самый известный праздник башкирского народа, его отмечают не только в Башкирии, но и во многих уголках России. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В какое время года он отмечается и почему его так назвали?

Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая или в начале лета, когда окончены полевые работы. Значения праздника – «Сабан»- есть два значения: это «плуг и весенний сев», «туй»- праздник. Праздник отмечался на поле, под чистым небом на «Майдане», отведённое для проведения праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на Сабантуе?

«Борьба «курэш»- борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь, умеющий хорошо бороться получал живого барана.

«Скачки на лошадях» начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те, кто могли хорошо управлять лошадьми.

Мы тоже отмечаем этот национальный праздник в конце мая. А теперь давайте вспомним, какие еще традиционные соревнования проводились у нас на спортивной площадке, на нашем малом «Сабантуе». (Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы «кислое молоко»).

Сабантуй, наш сабантуй,

 Наш задорный сабантуй.

 С играми и плясками

 Веселыми присказками

 Праздник радости, труда-

 Дорог ты для нас всегда.

В прошлом году вы были на сабантуе? Что вам запомнилось? Сегодня мы с вами нарисуем свой сабантуй.

3.Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Ну-ка, ручки, не ленитесь!

Хорошенько потрудитесь.

Левой будем мы стучать,

Правой кольца рисовать.

Тук - колечко, тук - кольцо,

Тук - колечко, тук - кольцо

 4.Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.

5.Итог.

Что означает слово сабантуй? Какие состязания проводятся на сабантуе? Нравится ли вам этот праздник?

Выставка готовых работ.

Тема: Роспись башкирского мужского халата – елэн.

Программное содержание:

  • Учить рисовать красками элементы башкирского орнамента, правильно подбирать цвет и размер детали.
  • Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • Воспитывать интерес к башкирскому национальному орнаменту.

Активизация словаря: елян, мастер.

Раздаточный материал: плоскостные бумажные формы башкирского халата, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетка на каждого ребенка, подставка под кисти у каждого ребенка.

Демонстрационный материал: кукла в национальной одежде, образцы халатов (елэн), письмо, аудиозапись.

Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приемы: беседа, гость почтальон, рассказ воспитателя, рассматривание образцов, объяснение этапов работы.

Предварительная работа: рассматривание куклы в национальной одежде, рассказ детям о народном творчестве башкирских мастеров, рассматривание «елэн» с башкирским орнаментом.

Ход НОД:

1.Дети садятся за стол. Раздается стук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: - Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, получите.

Воспитатель читает детям письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам танцоры ансамбля «Сафар». Помогите нам, пожалуйста. Мы много танцует, и многие наши костюмы, а именно елэн пришел в негодность. А те, что у нас есть - некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите, пожалуйста, нам, украшенные башкирским орнаментом. Ваши танцоры»

2.Воспитатель: - Ребята давайте поможем нашим танцорам. Что такое елэн? Это башкирский национальный костюм. А где же наши елэн? (воспитатель достает заготовки из конверта)

Воспитатель: - А вот и наши елэн, которые мы с вами будем украшать.

Воспитатель: - Как мы будем украшать?

Дети: - По бортам, концам рукавов и по подолу нарисуем полоски черного, красного, голубого цветов и крестообразные элементы.

Воспитатель: - Правильно. Какие цвета преобладают в национальной одежде башкир?

Воспитатель: - Краски вы можете использовать по своему вкусу, но помните, что башкирский узор - контрастен.

3.Показ у доски 2-3 детей (1 ребенок рисует одну полоску, другой - вторую полоску, третий ребенок рисует крестики)

4.Физминутка:

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз  и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь снова за дело.

5.Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя.

В ходе занятия воспитатель следит за осанкой. Действиями детей.

6.Итог.

В конце занятия отмечаются красивые сочетания, правильность композиции.

Воспитатель: - Молодцы ребята, все постарались, помогли нашим танцорам. Они вам очень благодарны.

Тема: Роспись башкирского сапожка.

Программное содержание:

  • Учить выделять основные средства выразительности башкирской росписи: яркость, нарядность цвета, разнообразие элементов росписи.
  • Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров башкирского народа.

Активизация словаря: орнамент, зубчики, рогообразный завиток.

Раздаточный материал: силуэты сапожек, акварельные краски,  кисти, стаканчики с водой, салфетка на каждого ребенка, подставка под кисти у каждого ребенка.

Демонстрационный материал: образцы сапожек, аудиозапись башкирской народной музыки, рисунки «башкирская роспись».

Формы  работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приемы: беседа, гость Айсылу, рассказ воспитателя, рассматривание сапожков,  объяснение этапов работы.

Предварительная работа: рассматривание  башкирского сапожка, рассказ детям о народном творчестве башкирских мастеров, дидактическая игра: “Составь сапожок”.

Ход НОД:

1.Слышится стук в дверь, заходит девушка, в руках коробка, в коробке башкирская национальная одежда.

Айсылу: - Здравствуйте ребята, я возвращаюсь с ярмарки, и купила там разную красивую одежду башкирского народа. А вы хотите посмотреть на них?

Она достает из коробки одежду и показывает детям. Обращает внимание на орнамент.

Айсылу: - Знаете, зачем я их купила? Что бы принять участие на выставке «Башкирская национальная одежда». Но, к сожалению, на ярмарке сапожек не оказалось, и я пришла к вам за помощью. Помогите мне разукрасить сапожки, и мы отправим наши работы на выставку.

Айсылу уходит.

2.Воспитатель: - Дети, Айсылу очень расстроилась. Что же нам делать?

Дети: - Помочь ей!

Воспитатель: - Да, она ушла и оставила нам силуэты сапожек. Сейчас мы с вами украсим сапожки башкирскими узорами. Давайте рассмотрим орнамент башкирского сапожка и опишем его. Какие элементы вам уже знакомы?

Дети: - Зубчики, рогообразный завиток.

Воспитатель: - Как вы будете их изображать? Покажите. Правильно, рогообразный элемент надо рисовать так. Начинаем слева под черной нижней линией на широкой желтой полоске, внизу закругляем и опускаем ворс кисти вниз, далее закругляем и возвращаемся наверх и рисуем маленький кружок, но не соединяем его с большим. А зубчики как будете рисовать? Верно, это вам знакомо. Посмотрите, дети, как вы думаете, с чего лучше начать рисовать узор на сапожке?

- Сверху вниз, стараясь все уместить. Еще раз, дети, уясним, с какого элемента начнем рисовать?

Дети: - С верхней полоски.

Воспитатель: - Краски вы можете заменить по своему вкусу. Но помните, что башкирский узор контрастен. Прежде чем начать работу, сделаем гимнастику для пальцев.

3.Физкультминутка:

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

4.Самостоятельная деятельность детей под башкирскую народную мелодию.

(воспитатель советует быть аккуратными и обращает внимание на осанку детей)

5.Итог.

Воспитатель: - Чем мы сегодня занимались?  Кто пришла к нам в гости?

Понравилось вам занятие?

Воспитатель: - Молодцы, все сегодня постарались. И наши сапожки для выставки получились очень красивые. Айсылу будет довольна.

Тема: Зимний лес.

Программное содержание:

  • Учить рисовать зимний лес.
  • Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
  • Обогащать словарь образной лексикой.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Активизация словаря: дремлет, невидимкой, убор.

Раздаточный материал: альбомные листы формата А4 тонированные, краски акварельные, гуашь белая, кисть художественная, простой карандаш, салфетки, стаканы с водой, магнитофон.

Демонстрационный материал:  иллюстрации картин о зиме, рассказ «зимний лес родного края».

Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстрации, объяснение этапов работы.

Предварительная работа: упражнять детей в назывании деревьев, примет зимы, дидактические игры на умение подбирать слова, рассматривание картин с изображением зимней природы Башкортостана.

Ход НОД:

1.Воспитатель: - Дети, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения С.Есенина:                 Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Воспитатель: - Какое время года описано в стихотворении С.Есенина?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - Дети, посмотрите на картину «Зима в родном краю». Она вам нравится? Чем нравится? (ответы детей) Что это за белая косынка на сосне?

Дети: - Снег.

Воспитатель: - С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев?

Дети: - С шапкой, шубой, покрывалом.

2.Воспитатель: - А сейчас, я прочитаю вам рассказ, который называется «Зимний лес». В этом рассказе вам встретится новое слово «убор», которое обозначает то, во что одеваются. А во что одет лес зимой?

Дети: - В снег (слушают рассказ).

Воспитатель: - Какие деревья встречаются у нас в лесу? (ответы детей) А знаете ли вы как отличить зимой одно дерево от другого?

Дети: - По цвету коры, по расположению веток, по плодам на некоторых деревьях (например: рябине, липе).

Воспитатель:- Вспомните, какие еще деревья еще легко узнать зимой?

Дети: - Ёлку - иглы короткие; сосну - иглы длинные.

Воспитатель: - Предлагаю теперь начать нашу работу. Обратите внимание на расположение елок. Почему одни - большие, а другие - маленькие.

Дети: - Большие - растут давно, а маленькие - посадили недавно.

Воспитатель: - Когда изображено много елочек и сосен, как можно назвать такой лес?

Дети: - Сосновый бор.

Воспитатель: - Обратите ваше внимание на то, что сначала выполняем простым карандашом наброски больших и маленьких елей (треугольников), веток и стволов деревьев. Затем раскрашиваем кисточками наши елочки, напоминаю, как рисовать простым карандашом - без нажима.

3.Самостоятельная работа детей.

Во время рисования звучит музыка.

4.Воспитатель: - Пока наши елочки сохнут, давайте с вами поиграем.

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

Воспитатель:  - А теперь разминка.

Дети:  - ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо,

ветер тише, тише, тише,

деревцо все выше, выше (плечи расправили и встали на носочки).

5.Продолжение самостоятельной работы детей.

Воспитатель: - А теперь пройдите на свои места и продолжим нашу  работу. Теперь нам нужно нарисовать снегопад и снег.

6.Итог.

Дети заканчивают работу, а воспитатель вместо анализа читает стихотворение:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес.

Тема: Тэпэн (бочок) для кумыса. Расписывание его сказочными рисунками.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством башкир. Научить украшать элементами башкирского орнамента  тэпэн.
  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.
  • Воспитывать интерес к творчеству родного края.

Активизация словаря: рогообразный, тэпэн, кумыс, завиток.

Раздаточный материал: шаблоны тэпэна, акварельные краски, 2 кисти, стаканы с водой, салфетка на каждого ребенка, подставка под кисти у каждого ребенка.

Демонстрационный материал: образцы тэпэна, башкирская музыка, письмо.

Форма работы: НОД, самостоятельная работа детей.        

Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание тэпэна, объяснение этапов работы.

Предварительная работа: рассказ детям о народном творчестве башкирских мастеров, рассматривание тэпэна с башкирским орнаментом, дидактическая игра «Составь башкирскую посуду».

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Башкирия моя! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!  Мустай Карим.

Воспитатель: - Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.

- Сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. Давайте послушаем музыкальный фрагмент (Звучит музыка). Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана.

2.Сюрпризный момент. Стук в дверь.

Воспитатель: - Дети, нам принесли письмо, адрес нашего детского сада и группы. Давайте прочитаем от кого оно. От бабушки Зифы. Вот, что она нам пишет: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам бабушка Зифа. Я вас всех приглашаю на свой юбилей. Буду рада вас видеть. Ну, вот какая неприятность - для кумыса не хватает бочек»

Воспитатель: - Дети, а что такое кумыс? (ответы детей) Что же делать?

Дети: - Помочь ей!

Воспитательница: - Правильно, это у нас хорошо получится.

3.Воспитатель: - С давних времен башкиры лепили из глины разную посуду, необходимую в быту. Бочка по-башкирски «тэпэн». Повторите за мной. Их использовали для хранения кумыса.

Дети рассматривают рисунки на глиняной посуде.

 - Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент. Орнамент - в переводе с латинского означает «украшение», «узоры». Ярко-красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище, посуду. (Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.)

- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. Характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

- В украшении посуды важное место занимает и цвет.

- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

(Белый, красный, желтый, синий, зелёный.)

- Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

- С чего начнем украшать тэпэн? (сверху рисуем полоски и узоры)

- Как вы будете их изображать? Покажите. Правильно. Начинаем слева под нижней линией на широкой желтой полоске, внизу закругляем и опускаем ворс кисти вниз, далее закругляем и возвращаемся наверх и рисуем маленький кружок, но не соединяем его с большим.

Воспитатель: - Краски вы можете заменить по- своему вкус. Но помните, что башкирский узор контрастен.

4.Перед началом рисования проводим пальчиковую гимнастику:

5.Самостоятельная работа.

Воспитатель приглашает детей за столы. После того как дети сели, предлагает взять правильно кисточку. Во время рисования детьми воспитатель осуществляет контроль и помощь.

6.Итог.

Выставка детских работ. Воспитатель даёт положительную оценку всем работам. Выделяет наиболее удавшиеся, аккуратные. Высказывает пожелания успехов на будущее и благодарит от имени бабушки Зифы за такие чудесные подарки.

Тема: Как мы играем в подвижную игру «Медведь и пчёлы».

Программное  содержание:

  • Продолжать формировать у детей образные представления, воображение.
  • Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры.
  • Упражнять в разнообразных приёмах рисования, в использовании различных материалов (сангвина, угольные карандаши, цветные восковые мелки).

Активизация словаря: сангвина, восковые карандаши.

Раздаточный материал: альбомные листы, угольный карандаш, сангвина, цветные восковые мелки, цветные карандаши.

Демонстрационный материал: иллюстрации из сказки «Медведь и пчёлы».

Форма работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций к сказке, беседа с детьми об играх, в которые играем на физкультурном занятие, на прогулке, физкультминутка, обсуждение различных ситуаций.

Предварительная работа: чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы», рассматривание иллюстраций, игры детей на физкультурном занятии, на прогулке.

Ход НОД:

1. Воспитатель: - Дети,  любите ли вы играть в подвижные игры, а какие игры вам особенно нравятся?

Дети: - «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Жмурки», «Охотники и звери», «Коршун и наседка», «Медведь и пчёлы», «Перелет птиц», «Удочка».

Воспитатель: - А в какую игру мы играли вчера на прогулке?

Дети:- «Медведь и пчёлы».

Воспитатель: - Правильно, в игру «Медведь и пчёлы». Как вы думаете, на какую сказку она похожа и какой народ написал эту сказку?

Дети:- Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы».

Воспитатель: - А какие персонажи участвуют в игре, какое животное и какие насекомые? Дети, давайте нарисуем иллюстрации к этой игре.   Как нарисовать медведя? Как нарисовать пчел? Что большего размера - медведь или пчелы?  Какие части тела знаете у медведя? (голова, туловище, 4 лапы, маленький хвост). Из каких частей состоит пчела? (голова, маленькое туловище, усики, 2 крылышка).

(объяснить детям, как нужно рисовать карандашами,  не нажимая на них. Карандаш держать за середину, тремя пальчиками)

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Физическая минутка:  подвижная игра «Медведь и пчелы».

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит (идти  вразвалочку)

Находит в дуплах мёд

К себе он в рот кладет (достает мед)

Облизывает ложку, сластена косолапый

А пчелы налетают, медведя прогоняют,

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мед воришка!»

4. Продолжение самостоятельной работы детей.

5.Итог.

Выставка работ. Обратить внимание на то, как выразительно, красиво выглядят рисунки детей.

Тема: Украшение  скатерти  башкирским орнаментом.

Программное  содержание:

  • Научить украшать  скатерть, элементами башкирского орнамента, применяя ранее полученные навыки, соблюдая ритм, симметрию, композицию.
  • Познакомить с техникой рисования, вызвать интерес к составлению узора на квадрате.
  • Воспитывать интерес к народному искусству башкир, уважение к труду умельцев.

Активизация словаря: орнамент, канва, эскиз узора.

Раздаточный материал: шаблоны скатерти, гуашь, кисти, салфетки и подставки под кисти на каждого ребенка, банки с водой.

Демонстрационный материал: образцы скатерти, иллюстрации узоров.

Формы работы: НОД, самостоятельная работа детей.

Методические приемы: рассматривание скатерти, закрепление цветов, физкультминутка, обсуждение этапов работы, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: рассказ об изготовление скатерти, рассматривание разных видов скатертей, экскурсия в музей, рассказ воспитателя о своеобразном башкирском орнаменте.

Ход НОД:

Звучит музыка

1.Воспитатель: Дети, я прошу вашего внимания и предлагаю вам организовать красивый круг! Нас ждет с вами интересная работа, и чтобы начать нам нужно зарядить друг друга. Мы все погладим, друг друга и скажем «у тебя все получится!». Дети повторяют за воспитателем.

2.Воспитатель: - Дети, посмотрите, что я вам принесла?

Дети: - Скатерть.

Воспитатель: - Правильно. Эта скатерть украшена своеобразным башкирским орнаментом. Вам, она нравится? (ответы детей)

- Её ткала и вышивала бабушка Гузель, когда была молодой. Посмотрите, из каких элементов состоит узор, и как он расположен? (ответы детей)

-Верно. Узор состоит из ромба в центре и 4-х ромбов, прилегающих к сторонам центрального ромба, а 2 треугольника справа и слева прилегают к углам крайних ромбов.

- Дети, вам нравится сочетание элементов на скатерти? (ответы детей)

- Как вы будете рисовать ромб, не забыли? Давайте посмотрим,  можно ли как-нибудь нарисовать другим способом эти элементы? (нарисовать 2 крестика рядом, а уж потом и ромбы с треугольником).

- Вы будете рисовать элементы узора по-своему, как кому легче и нравится.

Воспитатель: - А теперь рассмотрим канву скатерти. Что она собой представляет?

Дети: - Полоски разных цветов.

Воспитатель: - Совершенно верно. Канва соткана из желтой, белой и синей полос – белая широкая в середине, и на ней знакомый вам элемент. Какой?

Дети: - Птички.

Воспитатель: - Дети, «вышивать» узор вы будете любыми  «нитками», потому что вы видите скатерть большую, а у вас листы маленькие, так что лучше сами думайте, как лучше «вышивать». А с чего вы начнете?

Дети: - Надо соткать холст (сделать фон).

Воспитатель: - Прежде чем начать работу, вспомним пословицы о труде.

«Труд кормит, а лень портит»

«Сделал дело, гуляй смело»

3. Самостоятельная работа детей (звучит аудио запись).

4. Физическая минутка:

Бабка коробка

Улети на небко (машут руками),

Принеси нам хлеба,

Черного и белого (пальчики сгибают),

Только негорелого (указательный пальчик грозит)

5. Продолжение работы детей.

6. Итог.

Воспитатель показывает работы детей и анализирует выборочно.

Узоры, какой скатерти более яркие и четкие. Понравилось ли украшать скатерть? Что больше всего понравилось во время занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...

Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»

Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования

Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Рисование осеннего цветка-Дубок».

Цель: Рисование растения - дубок.Образовательные  задачи:- Учить рисовать  растения; правильно передавать строение: дубок: кустовое растение с цветущими красными цветами; передавать вел...

Региональное занятия . Конспект занятия по рисованию подготовительная группа"Тема: Роспись башкирских кукол."

Учить  рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи.Продолжить знакомство детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа....

Региональный компонент. Конспект занятия по рисованию в младшей группе на тему: "Украсим сапожок."

Научить детей украшать сапожок  знакомым  башкирским  орнаментом - полоской.Познакомить с новым орнаментом – ромб (в форме печатки).Совершенствовать умение рисовать полоски, учить...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...