"Сурский рубеж: незабытый подвиг"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фомина Тамара Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: «Сурский рубеж: незабытый подвиг». Цель:

формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о подвигах и вкладе жителей республики при строительстве Сурско-Казанского Оборонительного рубежа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_surskomu_rubezhu.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 «Звездочка» города Алатыря Чувашской Республики

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной школе группе

 на тему:

«Сурский рубеж: незабытый подвиг».

Автор работы: Фомина Тамара Сергеевна

Алатырь – 2021 г.

Цель: Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о подвигах и вкладе жителей республики при строительстве Сурско-Казанского Оборонительного рубежа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить воспитанников с трудовым подвигом строителей Сурского- Оборонительного рубежа, расширять знания детей о мужестве, героизме, отваге народа.

Развивающие:

Развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, внимание, образное мышление, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи в совместной деятельности, воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважительное отношение к труженикам тыла.

Материалы:  Мультимедийная презентация «Сурский рубеж»,  ноутбук, проектор, экран; указка, карта Чувашской Республики с границами Сурского оборонительного рубежа, дидактическая игра «Оденься на рубеж»,  макет  «Сурский рубеж – незабытый подвиг», жетоны, пластилин, доска для лепки, стеки, цветная бумага, картон, салфетки, ножницы, клей, кисточки для клея (на каждого ребенка), эмблема  памятника «Строителям Сурского рубежа», фонограмма минус «Нам нужна одна Победа», Б. Окуджава.

Словарная работа: Рубеж, окопы, кирка, лом, кувалда, труженик тыла, самооотверженный. 

Предварительная работа: посещение мини-музея детского сада «Войны священные страницы навеки в памяти людской» выставочный зал «Эхо войны», чтение литературы о войне А. Митяев «Землянка», «Письмо с фронта»; Нисон Ходза «Дорога жизни»; Л. Воронкова «Девочка из города» ; Л. Кассиль «Улица младшего сына»; В.Катаев «Сын полка»; В.А. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи»; К. Симонов «Сын артиллериста»; С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»; В. Голявкин  «Рисунок на асфальте»; Ф. Болубенко «Трудовой фронт»; Н. Болтачева «Спасибо вам, труженикам тыла»; рассматривание картин Аркадий Пластов «Фашист пролетел», Юрий Непринцев «Отдых после боя»,  В. Ф. Штраних «Праздник Победы»; рассматривание картинок с изображением орудий труда и видов одежды военного времени; разучивание пословиц и поговорок о войне, слушание песен военно-патриотической тематики: «Катюша» сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера, «Священная война» муз. А Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, «Тёмная ночь» муз. Н Богословского, сл. В. Агатова, отгадывание загадок, заучивание стихов о войне, беседа о тружениках тыла Сурского оборонительного рубежа.

Ход занятия

Воспитатель:

- В этом году наша страна отмечает 76-летие Великой Победы. Все меньше остается живых свидетелей того времени. И сегодня мы с вами вспомним боевые и трудовые подвиги военных лет. Во время военных действий не все люди воевали. Были и такие, которые своим трудом приближали нашу Победу над фашизмом. Я хочу вам рассказать о тяжелейшем труде тыловиков, ковавших на ровне с солдатами Великую Победу.  

Октябрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

- Их работу по праву можно назвать подвигом. Обычные труженики возводили Сурский оборонительный рубеж в тяжелейших условиях суровой зимы. Мы с вами должны всегда помнить об этом.

 (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов о событиях того времени).

- Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой было принято важное решение: на случай, если немцы пройдут в глубь нашей страны им должны помешать оборонительные рубежи, в глубоком тылу на берегах рек. В городе Алатырь, недалеко от нашего детского сада, на левом берегу Суры проходил Сурский оборонительный рубеж.

(Показ презентации: (Слайд 1)        (Приложение 1)

(Воспитатель показывает детям на карте Чувашии границы Сурского оборонительного рубежа).

Воспитатель: 

-В настоящее время остались следы тех событий: рвы, неровности, ямы. Ребята, как вы думаете, что такое оборонительный рубеж?    

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Оборонительный рубеж – это укрепление для обороны от противника, он состоял из окопов, рвов и землянок. (Слайд 2) 

- Все мужчины были на фронте. В строительстве принимали участие старики, женщины, подростки. (Слайд 3)

- Ребята, с помощью чего можно выкопать ров или окоп?

(Ответы детей)

Воспитатель: 

-  Правильно. Кирками, ломами, кувалдами, пилами и лопатами простые люди долбили мёрзлую землю.  (Слайд 4)

- Работали в тяжелых условиях, было очень холодно. Люди были одеты в фуфайки, шерстяные платки, валенки, теплые рукавицы, шапки.  Теплой одежды не хватало, многим из них приходилось работать в лаптях. (Слайд 5).

Воспитатель: 

- Работа не прекращалась ни днем, ни ночью (Слайд 6).

- Во время небольшого отдыха грелись у костров, пекли картошку, из растаявшего снега кипятили воду. Сурский оборонительный рубеж был возведён за рекордные 45 дней.  (Слайд 7).

- Ребята, как называли людей, трудившихся в тылу во имя Победы?  

(Ответы детей).

Воспитатель: 

-Какими качествами обладали труженики тыла?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Да, они были самоотверженными, терпеливыми, выносливыми. Как вы думаете, можно ли назвать подвигом труд тыловиков на оборонительных сооружениях и солдат, участвующих в боевых сражениях?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Строители Сурского рубежа внесли огромный вклад в победу над немецкими захватчиками. Старики и женщины, подростки, мальчишки и девчонки принимали не меньше участие в борьбе с германскими захватчиками, чем воины, находившиеся на линии фронта. Давайте вспомним, в какую одежду были одеты люди в то время?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Оденься на рубеж»?   (Приложение 2)

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Перед вами лежат карточки с изображением одежды разного времени. Выберите и назовите ту одежду, которую вы одели бы на строительство Оборонительного рубежа.

(Дети делятся на две подгруппы. Подходят к столам  и находят картинки с изображением одежды того времени и выкладывают на верхнюю часть стола. По завершению игры, воспитатель вместе с детьми еще раз закрепляет название нужной одежды).

Воспитатель:

- Ребята, в течении длительного времени мы с вами долго говорили о тружениках Сурского рубежа. Что мы знаем о Сурском рубеже? (Ответы детей).

 Воспитатель:

- Мы с вами делали макет и он почти готов. Посмотрите внимательно, что мы уже сделали? ( Приложение 3)

На макете изображены силуэты людей, деревья, рвы. Что еще осталось доделать?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Я загадаю вам загадки, отгадав их, мы узнаем, что можно добавить к нашему макету.

После того, когда дети отгадают загадку, воспитатель поочередно выставляет на мольберт жетон с картинкой-отгадкой, тем самым зрительно показывает детям, что необходимо добавить к макету.

Гораздо больше кружки,

Имеет сверху дужку,

И в колодец раз за разом

Мчится смело по приказу!

(Ведро)

Замечательный дружище,

Деревянная ручища.

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете-

Каждый день с ним на работе!

(Топор)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поламала зуб, зуб.

(Пила)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе …..(Лопатой)

Палкой железной был сделан пролом…

Все ей ломают. Зовут ее …(Лом)

       

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Кашу можно в нем сварить,

Чай душистый кипятить.

(Котелок)

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь.

(Костер).

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю вам выбрать жетон, на котором изображен предмет, необходимый для макета.

(Дети выбирают жетон и уточняют, что они должны сделать для макета).

(Приложение 4)

Воспитатель:

- Мне достался жетон с изображением пилы. Я буду работать вместе с вами. Пилу я буду делать из цветной бумаги. А вы какой материал будете использовать для изготовления своего предмета?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Выберите необходимый вам материал: пластилин, цветная бумага, картон, салфетки.

(Дети выбирают материал для работы).

На рабочих столах лежат доски для лепки, клей, кисточки, влажные салфетки, ножницы, стеки.

Воспитатель: 

-Прежде чем начать работу, мы с вами погреем руки у костра.

Пальчиковая гимнастика «Костер».

Чтобы нам добыть огонь,

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И костер наш загорится.

(Выполняют движения по тексту).

Дети садятся за столы и выполняют задание согласно своему жетону. Звучит фоновая музыка. Во время работы дети помогают друг другу советом, оказывают помощь в изготовлении предметов. Воспитатель работает вместе с детьми.  

По мере выполнения задания ребенок подходит к макету и вместе с воспитателем размещает и закрепляет изготовленное изделие на макете. Если ребенок выполнил задание первым, воспитатель предлагает заполнить макет «снегом» (скатать маленькие кусочки салфеток и распределить по макету).

После того, как задание будет выполнено всеми детьми, они встают вокруг  макета и воспитатель подводит итог работы.

Воспитатель: 

- На макете мы воссоздали частичку истории нашего города. Получилось у нас передать картину строительства Сурского рубежа? Вспомните, как мы работали? Представьте, что вы оказались на месте тех людей, которые трудились на Сурском рубеже. Какие звуки в природе вы слышите (Скрип снега, обвал земли,  стоны и вздохи людей, треск костра). Какие ощущения у вас возникают?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Я ощущаю усталость, онемело лицо и руки от холода, очень хочется есть. Этот макет станет одним из экспонатов нашего музея «Войны священные страницы», автором которого стали мы с вами. Он займет достойное место в нашем музее. Благодарю вас за работу. Не забывайте тяжелый труд  тружеников тыла.

Воспитатель вместе с детьми относит макет в музей и устанавливает на видное место.

Воспитатель:

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям, родственникам, друзьям о тех событиях?  (Ответы детей).

По окончании занятия воспитатель дарит эмблему «Строителям Сурского рубежа». (Приложение5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сурский рубеж

75 лет назад прозвучали последние залпы Великой Отечественой войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того...

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа. В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа.

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа.В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа, воспитанники познакомились с историей его строительства.Ребята узнали, что ...

Сурский рубеж.

В республике чтут память тружеников народной стройкиДевятого мая, в день 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, врио главы Чувашии Олег Николаев подписал указ об объявлении 2021 года в республ...

Сурский рубеж

Есть такие события, которые не стираются из памяти народа, а с каждым годом приобретают особенную значимость, становятся бессмертными. Как известно, врио Главы Чувашской Республики Олег Николаев объяв...

В группе организован показ анимационных фильмов, созданных детьми и их родителями в рамках фестиваля «Сурский рубеж глазами детей»

С 24 по 28 октября в Чувашской Республике проходит фестиваль «Сурский рубеж глазами детей» (далее – Акция). Акция проводится в целях изучения детьми  исторических событий Велико...

Просмотр анимационного фильма, созданный детьми и их родителями в рамках фестиваля "Сурский рубеж глазами детей!"

Воспитанники средней группы " Простоквашино" МБДОУ " Ибресинский детский сад "Радуга" Ибресинского района Чувашской Республики с большим интересом посмотрели анимационный филь...