Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Незабытый подвиг: Сурский рубеж»
план-конспект занятия (старшая группа)

Андрианова Альбина Алексеевна

Расширить представления о героизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surskiy_rubezh_.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Наталия Юрьевна

Эллина Елена Александровна

Андрианова Альбина Алексеевна

Воспитатели МБДОУ « Детский сад№48 г. Чебоксары

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста на тему

«Незабытый подвиг: Сурский рубеж»

Цель: формировать патриотические чувства детей на основе их ознакомления с героическим трудовым подвигом строителей  Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи: сформировать представления дошкольников о Сурском оборонительном рубеже  и его значения в Великой Отечественной войне.

Расширить представления о героизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войне.

Продолжать развивать интерес детей к историческому военному прошлому нашей Республики и страны

Рассказать и познакомить детей с памятниками строителям Сурского и Казанского рубежей.

Уточнить представления детей об орудиях труда, которые использовались при возведении оборонительных рубежей

Воспитывать чувство дружеской взаимопомощи.

Материал: проектор, ноутбук, экран, наглядный материал с орудиями руда используемые для работ с землёй, альбомные листы на каждого ребенка, коробки с пластилином, краски гуашь, акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши, простые графитные карандаши, фломастеры, стаканчики с водой, салфетки, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

-Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить отправиться со мной необычное путешествие- историческое прошлое нашей Родины и поговорить об одном интересном памятнике. Посмотрите , пожалуйста, на экран. (Ребята смотрят на экран)

-Воспитатель: Знаете ли вы, что это за памятник? И кому он посвящен?

Ответы детей

-Воспитатель: ребята, расскажите, что вы увидели

Ответы детей

-Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правы, это не только кусок камня, а это памятник, олицетворяющий подвиг тружеников тыла - наших земляков. Обратите внимание на надпись. Я предлагаю вам  прочесть эту надпись вместе со мной. (дети читают вместе с воспитателем)

-Воспитатель: Интересно, ребята, что это за Сурский рубеж? Вы что-нибудь  знаете об этом?

Ответы детей.

-Воспитатель:Предлагаю вам сегодня заглянуть в прошлое нашей Республики и  посмотреть видеофильм  о Великой  Отечественной войне.

Дети смотрят видеофильм.

-Воспитатель:  холодной осенью 1941года, когда немецкие вражеские войск были на подступах к Москве, было принято решение нашими войсками соорудить оборонительный рубеж, позволяющий перегородить путь войскам противника.  Так с силами наших тыловиков  возникли Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод.

-Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту, рассказывающим нам о том, где и как именно располагались эти оборонительные рубежи.(Дети совместно с воспитателем рассматривают карту.)

-Воспитатель:Главная задача строительство этих рубежей заключалась в том, чтобы не допустить вражескую технику до Чувашии.   Уже в конце октября 1941 года, объявили о всеобщей мобилизации населения в Чувашии. Так как все мужское население ушло на фронт, то в этом строительстве принимали участие оставшееся население: это старики, женщины и дети- подростки.

-Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти фотографии.( показывает слайд с историческими фотографиями). Здесь вы видите, что труд был очень тяжелым, по 12 часов день без выходных,  в любую погоду и время суток. А зима в этот год выдалась  очень лютой, морозной, когда температура воздуха падала до минуса 40тыла. Героическим труженикам приходилось в буквальном смысле выживать в невыносимых условиях: они жили в землянках, шалашах, не было одежды, голодали, но все равно из-за всех сил, преодолевая все трудности, старались, так как понимали, что от их труда зависит судьба нашей Родины. Вся работа осуществлялась вручную, так как техники не хватало. Люди работали лопатами, кирками, ломом. Поэтому даже на памятнике запечатлены эти орудия труда.

-Воспитатель: Сейчас мы с вами увидели на экране орудия труда и я вам предлагаю сыграть в игру «Найди нужное» (Воспитатель обращает внимание на слайды с изображением орудий труда и техники для обработки земли.) Выберите именно те орудия труда, которые использовались рабочими в годы войны (Дошкольники выбирают.)

-Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданиями. Посмотрите, пожалуйста на следующий слайд, здесь мы видим , что героический труд не прошел даром и за 45 дней было построено почти 400 км Сурского рубежа. Героизм  тружеников тыла невозможно переоценить и в память об этом, чтобы люди помнили и никогда не забывали, стали создаваться памятники. Самый первый памятник был установлен в Республике Мордовия 2002 году. (показывает памятник на экране)

-Воспитатель: Затем 2010 году, недалеко от реки Сура был установлен памятник, с которым мы познакомились в начале занятия. В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 2015 году в селе Порецкое был установлен памятник . 2021 году Указом Главы Чувашии О. А. Николаева был объявлен годом,  посвященным Трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. В этом же году правительством Чувашии было принято решение о создании памятного мемориала, чтобы навсегда сохранить память о трагических событиях в наших сердцах. Планируется, установить памятник в селе Байгулово. 4сентября заложен камень будущего мемориала «Строителям безмолвных рубежей» Его открытие запланировано осенью следующего года в парке Победы города Чебоксары. В данное время Чувашское книжное издательство готовит выпуск книги, посвященных героизму тыловиков.  Обратите внимание, как будет выглядит обложка книги.  Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие в историческое прошлое нашей Республики ? (Ответы детей)

-Воспитатель: Мне тоже очень понравилось, и я предлагаю вам нарисовать этот необычный памятник. Материл для рисования выбирайте на свое усмотрение (на столах предложен материал альбомные листы на каждого ребенка, коробки с пластилином, краски гуашь, акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши, простые графитные карандаши, фломастеры, стаканчики с водой, салфетки, кисточки, салфетки)

Самостоятельная работа детей. Воспитатель организует выставку совместно с детьми, и рассматривают готовые работы.

-Воспитатель: Ребята, ваши работы получились очень выразительными.В каждой работе чувствуется индивидуальность художника и его отношение к нарисованному. Молодцы, ребята.

Список литературы:

  1. О. В. Андреев, М. А. Широкова. День Победы приближали как могли. Чувашия в годы Великой Отечественной войны. – Чебоксары, Чувашское кн. изд-во, 2020.
  2. Сурский и Казанский оборонительные рубежи / А.В. Ерлыгин. — Чебоксары: Новое Время, 2012.
  3. Чувашия в годы Великой Отечественной войны: /ред. -сост. Р. Н. Григорьева; сост. Р. И. Константинова, Р. В. Степанова. — Чебоксары: Госархив печати ЧР, 2005.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста к презентации "История возникновения электричества"

Конспект НОД с детьми  группы старшего возраста. Тема «История возникновения электричества»Образовательные задачи:Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.Расширят...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста : " В мире прекрасного"

В НОД   дети  знакомятся  и закрепляют  представление о звуке и  букве М и МЬ....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Моя безопасность – в моих руках »

Цель: закрепить правила безопасного поведения  в быту и на улице.Задачи:        1. Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, п...