Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Вода волшебница »

    Черняева Елена Александровна

                                                                               Подготовила и провела:

                                                                       воспитатель старшей группы

                                                                        Черняева Е.А.

     

    Конспект непосредственно-образовательной  деятельности

    детей старшего дошкольного возраста.

     

    Тема: «Вода волшебница »

     

    Цель: опытным путем познакомить детей с новым состоянием воды (пар )

    .

    Образовательные задачи:  познакомить с новым состоянием воды - пар; закреплять знания о свойствах воды (без цвета, без запаха, без вкуса и не имеет формы ) ; обобщить знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных; дать  элементарное представление о процессе фильтрации.

     

    Развивающие задачи:

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

    Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления .

    Развивать любознательность и наблюдательность.

     

    Воспитательные задачи: воспитывать желание исследовать окружающий мир  доступными  способами – экспериментирование  .

    Воспитывать бережное отношение к воде.

     

    Реализация образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» , «Здоровье» , « Социализация», «Физическая культура» , «Труд», «Художественное творчество».

     

    Словарная работа: активизировать  и обогащать словарь детей новыми терминами – фильтр, пар, газообразное состояние .

     

    Оборудование: Схема «Круговорот воды в природе» , зеркало, электрический чайник с кипятком , прозрачные стаканчики ,салфетки ,карандаши, фломастеры , листы бумаги, ножницы, клей, клеенки, кисти, ватман, салфетка .

     

    Предварительная работа:

    Беседа о воде, её роли в жизни человека.

    Чтение художественной литературы « Экологические сказки», «Путешествие капельки».

    Иллюстрации о воде. Наблюдение за водой на прогулке

    Ход  НОД :

     

    Ребята, вы все были малышами  и как только появились на свет, мы слышим от мамы много разных добрых слов ! Например:

    Водичка, водичка,                                                                                                 

    Умой моё личико,

    Чтобы  глазки блестели,

    Чтобы щёчки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался  зубок !!!

    Вода  сопровождает  человека всю жизнь: люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде.

    А вы, что знаете о воде ? Могут ли без воды прожить растения, животные, мы  с вами?   (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

    Да, вода  даёт жизнь всему живому!!!                                      

     -А есть ли у воды вкус? ( ДЕТИ) а почему нет? Если я положу в воду сахар, вода станет  сладкая………… Значит вода имеет вкус ! (ДЕТИ)  Да, вода приобретает вкус  того вещества, которое в него положить!

     

    Хорошо, со вкусом  разобрались, а теперь  скажите ,чем пахнет вода ? (ДЕТИ) . Вода пахнет теми веществами, которые в неё положить !!!

    А цвет вода имеет ? ( ДЕТИ)  А если я возьму красную краску и добавлю в воду , вода у меня будет красная !!! Значит, вода имеет  цвет!!! (ДЕТИ)  ПРАВЕЛЬНО, ВОДА НЕ ИМЕЕТ  ЦВЕТА, КАК ВКУСА И ЗАПАХА.

    И окрашивается в цвет того вещества, которое положено  в воду!

    -Молодцы ! А скажите мне, есть ли форма у воды ? (ДЕТИ) Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита!

    - Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без формы ,без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому!

    -А теперь давайте вспомним ,в каком состояние можно встретить воду в природе? (ДЕТИ)    

                      В ЖИДКОМ (лужи ,дождь ,реки, море)

                      В ТВЕРДОМ (лёд ,снег ,град )

    -А где мы дома можем встретить воду в жидком и твердом состояние ?  (вода из под крана и в холодильнике )

    - А сосулька, это  что ? (ответы )  Сейчас, мы с вами превратим воду из твердого состояния в жидкое ! И поможет нам в этом стихотворение о сосульке.

                                                           Капли звонко капали ,

                                                            Все сосульки плакали,

                                                            Солнце светит ярко,

                                                              Нам сосулькам жарко,

                                                              С нас течёт уже вода,

                                                               Мы растаем навсегда!

    -Ребята, что помогло  сосульке растаять ?     (  СОЛНЕЧНОЕ ТЕПЛО )     В природе вода под действием солнечных лучей испаряется, (ПОКАЗЫВАЮ СХЕМУ НА ДОСКЕ : ВОДОЁМ-ИСПАРЕНИЕ-ВОДЯНОЙ ПАР-ТУЧИ- ОСАДКИ )превращается в пар. И вот такое  состояние воды называют газообразным ! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ !!! 

    Пар ,в свою очередь, собирается в тучи. Тучи ,соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя ,а при низкой температуре в виде снега и града. Вот такое движение воды – называют круговорот воды в природе.

    А сейчас я вам покажу ,где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ  состояние !  (ОПЫТ) Вода в чайнике  превращается в пар при кипении , а если над паром  подержать зеркало ,то на нём опять появятся капельки воды !!!

    -Повторите ,пожалуйста , о каком новом состояние воды вы узнали ?

    ( ОТВЕТЫ детей  - о газообразном - это пар)

    -Итак , нам теперь   известно три состояния воды:  жидкое ,газообразное(пар) и твёрдое(лёд).

    -А теперь  скажите мне, можно ли пить воду из ручья ,пруда , лужи? Почему?(ОТВЕТЫ ) Вода не всегда бывает чистой и полезной для питья ,даже та ,которая течёт в трубах . Посмотрите, можно ли пить такую воду ?

    ( показываю прозрачный стакан ,в котором налита вода с примесями песка и камней)

    -(ОТВЕТЫ) Нельзя ,вода мутная и грязная !

    - Правильно ,такую воду пить нельзя !!!!  И люди придумали специальные устройства для очистки воды - это ФИЛЬТР! Самый простой фильтр для очистки воды ,мы можем сделать с вами из обычной салфетки  .

    -Сейчас я вам покажу ,как это можно сделать . Сворачиваю салфетку на четыре части и наш фильтр готов .Теперь устанавливаю его в баночку . А теперь попробуйте сделать фильтр сами . У всех правильно получилось.  А теперь давайте посмотрим , как работают наши фильтры . Мы будем  осторожно будем лить грязную воду (дети сами выполняют задание) , а затем аккуратно уберём фильтр .

    -Ребята ,посмотрите на воду ,какая  она стала ? (ОТВЕТЫ) Куда же делась грязь ,мусор ? (песок ,остатки мусора остались на фильтре )

     -Итак ,мы  с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в наши квартиры , тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки,  она поступает  по  большим трубам, затем с  помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает к нам в квартиры.

     - Вот как много мы узнали о воде ! А сейчас я проверю,  что вы запомнили ,и поможет мне в этом игра « Какая бывает вода?»  (Дети встают в круг ,воспитатель в центре ,бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос: КАКАЯ БЫВАЕТ ВОДА? )

    -Молодцы !  А сейчас я хочу предложить вам нарисовать ,вырезать и приклеить на большой лист бумаги ,  маленькую частичку воды - КАПЕЛЬКУ !  Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я её первую приклею , и она  будет ждать своих сестрёнок !!! И когда капельки соберутся  вместе , как вы думаете, что у нас получиться ? Озеро ,пруд ( выбрать понравившееся  название )!  Возьмите всё ,что вам нужно для рисования и преступайте к работе.

    - Молодцы , посмотрите ,какое красивое у нас получилось озеро !!

    - Ребята ,вода нам нужна везде , без неё мы не можем прожить и дня ! Вода добрый друг и помощник человека! Вот послушайте стихотворение

    Натальи Рыковой «Волшебница вода»

    Вы, слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    Вы в пруду её найдёте,

    И в сыром лесном болоте.

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без неё нам не прожить!

    Действительно, без воды

    Невозможно жить на земле,

    Поэтому воду надо беречь и охранять !!

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Мой автопортре" ( рисование)

                 Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмы...

    Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по морю»

        Задачи  руководства  игрой.  Способствовать  развитию  сюжетосложения  в  игре.  Закреплять  у  детей  умение  выстраив...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наше настроение»

    Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивле...

    Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Вода – источник жизни»

    Цель: Познакомить с гидроресурсами области, флорой и фауной водоемов; развивать интерес к изучению живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к воде и природе в целом.Оборудование:- чучел...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

    ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...