Занятия по казачеству в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Маманович Екатерина Аркадьевна

занятия по казачеству средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_kazachestvu_sr.gr_.docx202.96 КБ

Предварительный просмотр:

           

Занятия по казачеству в

ДОУ

Grigoriy_i_A.jpg

Занятие №1 в средней группе.                  СЕНТЯБРЬ

Тема: «В гостях  у тетушки Аксиньи»      (труд взрослых)

Цель: создать условия для познавательных действий, в которых ребёнок сможет; проявить интерес к культуре донского народа, жизни донской деревни, занятиям деревенских жителей (труду взрослых), познакомить с различными видами фольклора; потешки, приговорки, песни донского народа, и на их основе развивать особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о красоте, трудолюбии, уважение к человеку труда, ответственность за всё, что нас окружает.

Задачи:

Обучающие: назвать отличия между трудом взрослых в городе и деревне.

Образовательные: сравнить труд взрослых и степень участия в этом детей, классифицировать предметы донского быта по их назначению, проанализировать значение слов пословиц и выражений, обогатить словарный запас.

Воспитательные: задуматься о необходимости уважать труд взрослых, желать быть похожими на них, стремиться делать полезное для окружающих людей, помогать близким, развивать художественно – эстетический вкус, нравственно – патриотические чувства.

                 Ход непосредственно – образовательной деятельности

Дети входят в группу под песню « Казачата казаки».

Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? А как называется станица, в которой мы живём? ( В конце беседы раздаётся музыка, и воспитатель обращает внимание детей в сторону доносящейся музыки) Ребята посмотрите, что это? Наверно, это для нас, давайте посмотрим. Воспитатель открывает свёрток, читает: Дорогие ребята, приглашаю вас в гости. Жду с нетерпением. Тётушка Аксинья.

Воспитатель: ребята, а адрес нам не написали. Как вы думаете, где живёт тётушка Аксинья?

Дети:  (ответы детей)

Воспитатель: Правильно в деревне. А кто из вас бывал в деревне? Кто знает, чем занимаются деревенские жители с утра до вечера?

Дети:  (ответы детей)

Воспитатель: - что увидел я в деревне? Видел я, как травы косят

- видел, как пекут хлеба

- видел, как кладут стога, а стога - под облака

- видел, как по полю скачут кони, даже ветер не догонит

- вот колодец в нём вода и вкусна и холодна. Низко кланяется ей деревянный журавель.

- бабушка корову доит, деток молоком напоит

- хорошо в деревне жить за грибами в лес ходить…..

Воспитатель: да ребята, вы правы, в деревне очень много интересного, и каждый её житель занят делом с утра и до вечера. Ну, так что же мы решили? Отправляемся в гости в деревню?

Дети: (да)

Воспитатель: А на чём же мы поедим?

Дети: (на автобусе)

Воспитатель: смотрите, а вот и наш транспорт? Кто у нас будет водителем?

Воспитатель: ну что ребята, поехали, занимайте места в автобусе.

Вот автобус наш бежит, и гудит он, и шумит

Шофёр Ваня в нём сидит, ловко он рулём вертит.

Вот мы и приехали в деревню, смотрите, да нас уже встречает тётушка…(открывается занавес, впереди декорации деревенской обстановки, где их встречает тётушка Аксинья).

Тётушка Аксинья (воспитатель в русском народном костюме): здорово дневали гости дорогие.  Заждалась я вас уже, милости прошу в курень заходите. Устали с дорожки? Ой, да и солнышко давно взошло, да и каша поспела. Пора и подкрепиться. Пора детушек кормить. А где же мои детушки, да вот же они (выходят дети в казачьих народных костюмах, садятся за стол):

Тётушка Аксинья, всех детей кормила, этому ложку, этому плошку, этому с сахарком, этому с молочком, этому с хлебушком, ой, детушки, да и вам по ложке с дальней дорожки (оркестр имитация игры на деревянных ложках).

Ну, будет детушки, будет, день начинается, а дел много. А вы ребятушки любите трудиться? Как в народе говорят: труд человека кормит, а лень портит. Ребята, кто из вас знает, что означает эта пословица?

Дети: (ответы детей)

Тётушка Аксинья: А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Без труда не вытащить рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд всё перетрут.

Упорно трудиться, будет хлеб в закромах водиться.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Кто рано встаёт, тому Бог даёт.

Воспитатель: тётушка Аксинья, наши дети тоже любят трудиться, может мы тебе поможем, мы всё умеем.

тётушка Аксинья: да ребятушки дел много: корову выпасти, ягод насобирать, обед приготовить, да пирогов испечь.

Дети: конечно же, мы Вам тётушка поможем, мы и родителям дома помогаем.

тётушка Аксинья: Так ведь в городе другие дела – заботы.

Ребёнок: а мы всё умеем, я например, корову буду пасти!

 тётушка Аксинья (удивляется):  ой, спасибо, детоньки!

Дети исполняют действия под  песню «Ой вставала я ранёшенько» (один ребёнок имитирует выпас коровы)

тётушка Аксинья: а может вы и в лес по ягоды ходили? Ну, тогда иди и ягод пособирайте.

Песня – имитация «пошли девушки по ягоды»

Воспитатель: вот посмотрите, сколько мы ягод насобирали, есть теперь с чем пирог испечь.

тётушка Аксинья: помощников теперь у меня много и дело скорее будет спориться, тесто у меня ведь давно подошло, пора уже и за дело приниматься. Поможете? Ну что приступим к работе?

Практическая работа: дети проходят за столы,

. Во время работы звучит спокойная мелодия.

тётушка Аксинья: вот какие молодцы! Как мы с вами быстро справились. А пока пирог будет в печи сидеть да подрумяниваться, мы с вами отдохнём, как говорится Делу время, а потехе час. Посмотрите, какой у меня веночек, давайте поиграем.

Проводится игра «Заря - зареница».

тётушка Аксинья: ой разыгрались, разбаловались, а пирог то уже и поспел, да и время уже обеденное, пора в поле пахарям молока да хлеба отнести, кто пойдёт? Может ты, Дуняша, отнеси, пожалуйста, нашим пахарям поесть.

Девочка: а не пойду я! Мимо кузницы идти не хочу, надо мной кузнецы будут смеяться!

тётушка Аксинья: не горюй Дуняша у кузнецов дел невпроворот, некогда им.

Дуняша уходит с корзиной.

тётушка Аксинья: какие вы молодцы не боитесь никакой работы действительно настоящие помощники и любите трудиться, много сегодня мне помогли сделать. Очень я вам благодарна! А что Вам больше всего понравилось?

Дети: (ответы детей)

воспитатель: и тебе спасибо тётушка Аксинья, что в гости нас пригласила и многому сегодня научила, да мы вспомнили, что донской народ очень трудолюбивый. Много трудились наши отцы и деды на земле и нам завещали не бояться никакой работы, даже посвящали ей припевки, песни, поговорки.

тётушка Аксинья: а вот и вечереет уже, смотрите – ка у околицы народ уже хоровод заводит, и мы пойдём, сделал дело гуляй смело.

Воспитатель: вот и месяц показался,

В небе жаворонок пел, колокольчик зазвенел

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

Да и нам пора возвращаться домой. Автобус то наш давно уже подошёл.

Прощаются с тётушкой Аксиньей. В дорогу тётушка отдаёт пирог. Садятся в автобус, уезжают.

Занятие №2 в средней группе.                  ОКТЯБРЬ

Тема: «В гостях  у тетушки Аксиньи»      (сад, огород)

Цель: Расширять знания и представления детей о саде и огороде, фруктах и овощах.

Задачи:
1.  Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ с помощью картинок-опор.
2. Развивать зрительное внимание детей, память.
3. Пополнять и активизировать словарный запас. Формировать навыки речевого общения.

Оборудование: овощи и фрукты, сюжетные картины «Сад», «Огород», лото «Овощи и фрукты», картинки-опоры для составления рассказа, цветные карандаши, листы с заданием «Обведи по контуру».

                                             Ход занятия

Заходит воспитатель и несет с собой корзинку с фруктами и овощами.

Аксинья: Ребята я принесла вам корзинку. Что в ней лежит?
Дети: (Овощи и фрукты.)

Аксинья: Правильно, где растут овощи/фрукты?

Дети: (На огороде, на грядке, в саду, на дереве.)

Аксинья: Верно, давайте «отправим» каждый овощ и фрукт в то место, где они живут.

Игра в лото «Овощи и фрукты».
Воспитатель показывает детям сюжетные картины «Сад», «Огород», вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Что это? (Это огурец) Огурец овощ или фрукт? (Огурец-это овощ.) Где растет огурец? (Огурец растет на огороде, на грядке.) Умница, положи этот овощ к картинке, где нарисован его домик и т.д.(лото) ».
Аксинья:

В саду созрели сливы,

Яблоки и груши.

До чего ж они красивы –

На здоровье кушай!

Огурцы и помидоры,

Есть морковка и салат.

Лук на грядке,

Перец сладкий,

И капусты целый ряд.

Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте о каком фрукте или овоще идет речь!

Кто в земле укрылся ловко?

Это сочная ……………..морковка.

Он и сочен и душист, а с наружи золотист,

Много долек в нем друзья, для тебя и для меня………..апельсин.

Испытает много мук, кто без хлеба скушал ………….лук.

Кто его раздевает, тот слезы проливает…………….лук.

Сорвали детишки синие шишки.

Шишки гладенькие, внутри сладенькие………….слива.

В огороде светофор? Это красный ……………помидор.

Круглое румяное с дерева достану …………..яблоко.

Вот зеленый молодец, он зовется  …………..огурец.

В шкуре желтой, кислый он, называется ………..лимон.

В земле засела крепко золотая …………..репка.

Физкультминутка «Овощи и фрукты»

Овощи и фрукты      (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты.  (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
О огороде               (наклоны вниз, достать руками до пола (собираем)) 
И в саду                  (выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду))
Для еды я их найду.  (погладить правой рукой по животику, затем левой)

Аксинья: Молодцы, послушайте мой рассказ о фруктовом саде: «Это сад. В саду растут фрукты. Фрукты растут на дереве». (Воспитатель показывает соответствующие картинки по тексту). Теперь вы повторите  этот рассказ о саде. А теперь сами составьте рассказ об огороде, глядя на данную картинку: «Это огород. На огороде растут овощи. Овощи растут на грядках».

Аксинья: Теперь вы  знаете об овощах и фруктах. А можете мне помочь?  Мои детки  все перепутали, когда помогали мне собирать урожай. И теперь, если я не разложу фрукты отдельно и овощи отдельно по разным корзинам, они могут испортиться. Хотите мне помочь?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений (огурец растет на земле, он зеленого цвета, овальной формы, шершавый, огурец сочный и вкусный, это овощ, его положим в корзины к овощам)

Игра «Веселые овощи и фрукты». Нужно обвести по контору фрукты и овощи на предложенных картинках (развитие графомоторных навыков) и назвать признак данного фрукта или овоща (помидор-красный, лимон-кислый, апельсин-какой? и т.д.).

Аксинья: Вы сегодня славно потрудились. Устали, проголодались? Я хочу вас угостить яблочками! Налетай!

(Звучит песенка веселая музыка, воспитатель раздает яблочки).

Занятие №3 в средней группе.                  НОЯБРЬ

Тема: БЕСЕДА «КРАЙ ДОНСКОЙ - КАЗАЧИЙ КРАЙ»

Цель: Рассказать детям о том, как в далеком прошлом появились казаки в Донских степях. Кто такие казаки? Откуда они пришли? Развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.

Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом. 
Воспитывать интерес к истории родного края и казачества.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
Воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.

Оборудование: шкатулка, иллюстрации про казаков, книга.
                     Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня, как вы думаете, что это?
Дети:
 Шкатулка.
Воспитатель:
Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! Достает письмо и читает стихотворение:
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель:
 Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.
Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
Воспитатель:

-Вы знаете, что наш край, где мы живем, где расположена станица, Мечётинская – тоже называется казачьим краем.

-Почему?

Дети: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?

Дети: - Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые

любят свою Родину и готовые, ее защищать.

Воспитатель: А вы казаки? Можно вас так называть.

Дети: Мы казачата, когда вырастем, пойдем служить.

Воспитатель: - Хотите узнать историю о том, как появились казаки и кто они такие? Тогда слушайте.

(историческое фото из казачьего архива.)

Воспитатель: - Очень давно то место, на котором расположена наша станица, и то место, где мы сейчас с вами живем, называлось Диким полем.

Так вот сюда, спасаясь т злых хозяев, бежали крестьяне, селились здесь по берегам реки Мечётка, Маныч, Дона. Эти реки протекают по территории нашей Ростовской области. Этих людей, которые селились здесь, называли казаками, что означало "дикий вольный человек". Казаки, осевшие на Нижнем Дону - назывались низовыми, а на Верхнем Дону - верховыми. Принимали казаки к себе всех, кто приходил к ним на Дон. "Нужно было только одно непременное условие - вера в Христа". А если хозяева требовали вернуть своего работника, им отвечали: "С Дона выдачи нет"

Воспитатель открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.

Книга природа Донского края.

Воспитатель:- Давайте посмотрим на природу нашего края, полюбуемся красивыми местами. Примерно так же выглядел наш край много-много лет назад. В таких местах хорошо жить: в реках - рыба, в лесах - ягоды, звери, в полях можно выращивать хлеб, в огородах- овощи. В душе многие казаки были мечтателями - романтиками, они выбирали для своих жилищ самые живописные, удобные, но иногда и укромные места, любили слушать своих певцов - баянов или слепцов - кобзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.

Наша река Дон является колыбелью рождения донского казачества, с Доном связана у наших казаков история. Дон воспет почти во всех приданиях и сказках, ему посвящен гимн Великого Войска Донского.

Для казака Родина - это вера, это семья, это родная земля-это всё, что дорого сердцу! Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю?
Дети:  Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт. 
Земля донская - казаку мать родная!
Для казака, милее всех Родина! 
Педагог достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади.

Воспитатель: А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?
Дети рассказывают пословицы:
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Воспитатель:
Игра «Дополни слова». Мы с вами повторили пословицы, сейчас проверим, как вы их запомнили. Воспитатель достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова.
Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).
Казак с конем (когда?) - ….. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что?… (мед ) ложкой кушать.
Казак без атамана…кто? (сирота).
Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).
Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком). 
Воспитатель:
 У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи. У нас Дону, казаки игривые, а казачки у нас говорливые. 
Заходят девочки, с подносами, на которых находятся картинки, обозначающие различные предметы.
Воспитатель:
 Казачки познакомят вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись, Дети берут картинку со словом, обозначающим предмет, и вспоминают « забытые слова».
Казачка: Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори.
Дети : Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень.…
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Воспитатель:
 Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (открывает шкатулку, наступает музыкальная пауза)
Звучит казачья песня.

Дети под музыку повторяют, движения воспитателя.

Воспитатель:

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего казачьего края. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам, чьи мы дети и внуки. Мы не должны предать из память. Это нужно не им, а нам в первую очередь, если мы не хотим вырасти "Иванами не помнящими своего родства".

Занятие №4 в средней группе.                  ДЕКАБРЬ

Тема: «История казачьего быта»

Цель:

1. Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Родине.

2. Приобщать дошкольников к культуре и традициям народов России.

3. Расширять представления о Донском крае и быте казаков.

Задачи:

1.Знакомить детей с предметами быта казаков.

2. Закрепить знания о жизни и быте казаков.

Наглядный материал: слайд «Казачья - горница» - печь, утюг, прялка, сундук, махотка. Государственная символика (флаг, герб). Фотографии домов казаков.

 

                                       Ход занятия:

На столе расставлены предметы донской утвари (утюг, сундук, глиняные горшки, прялка). Воспитатель предлагает детям выяснить, кому и для чего нужны эти вещи.

Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы с вами живем?

Дети: - В России.

Воспитатель: У каждой страны обязательно есть флаг. (рассматривание флага РФ) Под флагом сражаются за свою родину воины, флаг поднимают в честь победы, вывешивают во времена празднеств и торжеств. Флаг России – трехцветный: три полосы – белая, синяя и красная.

Чтение стихотворения

Стих. «Наш трехцветный флаг»

Белый – облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход,

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты-

Это флаг моей страны.

Воспитатель: Все мы знаем флаг России, но у казаков тоже есть свой флаг и каждая полоска, также что-то означает. Донской флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой ».

 Желтый - золотые поля хлеба.

 Синий воды Тихого Дона.

 Красный - кровь казаков, которую они пролили, защищая Отечество.

Давайте повторим цвета флага донских казаков.

Дидактические игры: «Составь флаг»

Физминутка: 
Предлагаю немного отдохнуть. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

Воспитатель: Ещё отличительный признак страны – герб. (рассматривание герба РФ)

У России величавой 
На гербе орел двуглавый, 
Чтоб на запад, на восток 
Он смотреть бы сразу мог. 
Сильный, мудрый он и гордый, 
Он - России дух свободный. 

Воспитатель: Герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою. Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми.        
Дидактическая игра «Сложи герб ».

Воспитатель: Россия наша родина, в ней живет много разных народов. Какие народы вы знаете, которые проживают на территории нашей страны?

Дети: Донские казаки, калмыки, татары, русские, дагестанцы и т.д.

Воспитатель: Мы с вами знакомили с Ростовской областью, какие особенности есть в этой области?

Дети: Река Дон.

Воспитатель: Что вы знаете о реке Дон?

Дети: Он очень глубокий, в нем много рыбы. По ней ходят баржи, корабли. Воспитатель: Правильно, так как Дон богат рыбой люди его прозвали «кормильцем». А как ласково называют реку Дон, знаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Дон-батюшка.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ручеек»

Воспитатель: Как называли людей, которые селились по берегам Дона?

Дети: Казаки.

В дверь, почтальон приносит письмо от Донских казаков.

Письмо: Здравствуйте ребята!

Мы знаем, что вы знакомились с Ростовской областью и Донским казачеством. Так как вы показали отличные знания о Донских казаках, мы вас хотим пригласить в гости, и показать, как раньше жили казаки.

Воспитатель: Что вы знаете о жизни казаков?

Дети: Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшие свои земли, семьи. Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, воспитывали детей.

Воспитатель: Ребята, дома, которые строили казаки, назывались куреня. Внутри они круглой формы и в них очень много окон, такие дома строили для того, чтобы вовремя набегов врагов можно было уйти из дома незамечено .

Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в прошлое и побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили раньше казаки?

Дети: Да.

Воспитатель показывает слайд казачьей горницы. В группе оформлены наглядные музейные предметы (махотка, прялка, чугунок, люлька, утюг).Звучит музыка , дети попадают в прошлое.

Воспитатель: Ребята мы с вами попали в казачий курень, вот так выглядела главная комната Донских казаков, в ней хозяйка встречали гостей. Ребята, мы не можем находиться в доме без приглашения хозяина. Наверное, хозяйка отлучилась. А пока ее нет, я предлагаю поиграть, она услышит, как мы играем и скорее вернется домой.

Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».

Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с

казачьими словами (курень).

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

И в окошко постучу»

Тук-тук.

Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »

Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя…»

Ребенок: - Зачем пришла?

Водящий: - Побежим наперегонки.

Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

В группе появляется казачка.

Казачка: Ой, батюшки! У меня гости! А я все делами занимаюсь!

Здравствуйте гости дорогие!

Казачка: А вы меня узнали?

Дети: ответ детей

Казачка: Правильно. Я Казачка, а зовут меня Аксинья.

Так как вы стали моими гостями, я вам хочу рассказать, как жили казаки на Дону.

Воспитатель: А мы с ребятами расскажем, как живут сейчас люди, какими вещами пользуются.

Показ слайдов с картинками

Казачка: печь у казаков была каменная, ее топили дровами (показ слайда)

Воспитатель: А сейчас у нас дома, печи какие стоят?

Дети: Электрические (показ слайда)

Казачка: Каши и щи я варю в чугунке (показ музейного экспоната)

Воспитатель: А сейчас ребята в чем мы варим еду?

Дети: В кастрюлях, сковородках. (показ слайда)

Казачка: Глажу я одежду вот так - кладу горячие угольки в утюг он нагревается, я глажу. (показ музейного экспоната)

Воспитатель: А сейчас ребята чем мы гладим?

Дети: Тоже утюгом, только он электрический. (показ слайда)

Воспитатель: Правильно,

Казачка: Вещи храню в сундуках. (показ музейного экспоната)

Воспитатель: Ребята, а мы в чем храним свои вещи?

Дети: В шкафах. (показ слайда)

Казачка: А вот «махотка» – это не высокий глиняный горшок с широким низким горлышком (от слова маленький). В нем хранили молоко, сметану, воду.

(показ музейного экспоната)

Казачка: Вот я вам и рассказала, как мы живем. Ребята, еще донские казаки очень любят водить хоровод. А вы умеете водить хоровод?

Дети: Да!

Хороводная игра «Горелки»

Казачка: Ребята, мне очень понравился с вами, мне пора возвращаться в Донской край. Ребята я вам приготовила подарок, это казачьи махотки, только я не успела закончить украшать их.

Воспитатель: Аксинья, не переживай наши ребята помогут украсить твои подарки.

Воспитатель предлагает пройти детям и казачке Аксиньи в групповую для творческой работы.

Итог занятия: Дети украшают узорами из разных круп (манка, фасоль, горох, рис) на заранее приготовленных бумажных заготовках «махотка».

Занятие №5 в средней группе.                  ЯНВАРЬ

Тема: Конспект занятия «В гости в казачий курень».

Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Донской земле.

Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Словарная работа: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.

Материал: предметы быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня,  кувшины и ложки на альбомном листе, краски.

           Ход занятия.

Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая! Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит

Много он добра хранит.

(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой) .

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?

Дети: «Слава Богу»

Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово - курень?

Дети: Это дом казака.

Воспитатель: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: Разные.

Воспитатель: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.

 Окна у куреня закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.

Воспитатель: Что такое Балясы? Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.

(Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы).

Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Воспитатель: А за каким столом ели казаки?

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Летом спит, зимой горит –

Пасть открывает, что дают, глотает. (Печь)

Бабушка седа, бела, зимой всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь) .

Дети: В печи.

Воспитатель: Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Воспитатель: Какая была посуда у казаков?

Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные.

Воспитатель: Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Воспитатель: На Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.(рассматривают посуду) .

Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .

Воспитатель: А на чём казаки спали?

Дети: На печи.

Воспитатель: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.

Воспитатель: Кровать стала украшением куреня, её застилали вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло).  На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

Воспитатель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Воспитатель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?

В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Скажите, что считалось главным украшением у казаков?

Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Воспитатель: А что было на дворе?

Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.

Воспитатель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.

Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют) .

К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря узвар варили, пироги пекли! (2 раза)

С малиной пирог, и с капустой пирог,

А который без начинки – самый вкусный пирог( 2 раза)

А сейчас вдвоём мы для вас споём

Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём

Ты топни ногой, да притопни другой

Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)

Ах, наш хоровод дружбой славится,

Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза) .

(Переход за столы)

Воспитатель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.

Воспитатель: Что для вас значит ваш дом?

Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.

Воспитатель: А какие пословицы о доме вы знаете?

Дети: «Дома и солома съедома», «Дома как хочу, а в гостях как велят», «Дома и стены помогают»,

«Дома всё споро, а вчуже житьё хуже».

Воспитатель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? На Донской земле. Наша Родина – Донской край, где живут казаки.

Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!

Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Дона! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?

Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Воспитатель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.

 

Занятие №6 в средней группе.                  ФЕВРАЛЬ

Тема: «Конь - верный друг казака.

 Цели: Закрепить представления детей о домашних животных (лошади);

 Познакомить детей с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку (на примере коня);

 Пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами;

 Воспитывать чувство доброты, отзывчивости у детей, ласку к животным, заботу о четвероногом друге.

Воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать;

Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Материал к НОД: интерьер казачьей избы, грамзапись песни «Ой при лужку, при дужке...», подкова, хлеб-соль, шашка, нагайка.

                                            Ход НОД:

Играет тихо музыка.

Воспитатель: - Это было очень давно, когда ни вас, ни меня на белом свете не было. Были тогда люди вольнолюбивые, гордые, независимые. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы. Поселились они здесь и жили свободно. Потому и прозвали их казаками, что по-татарски значит «вольные люди». Но на нашу родную землю часто нападали враги. А как вы думаете, кто помогал казакам защищать родную землю?

(Раздался стук в дверь, и после приглашения входит казак, снимает шапку, крестится, кланяется детям.)

Казак: - Здравствуйте, люди добрые! Пустите, пожалуйста, отдохнуть да коня напоить, накормить — скакал долго, конь устал.

Воспитатель:  - А вы кто такой? Дети, вы узнали нашего гостя?

Дети: - Нет.

Казак: - Я казак, возвращаюсь к себе домой, в станицу.

Воспитатель:  - Ой, как хорошо! А мы как раз говорили о казаках. А что это за люди?

Казак: - О, это люди храбрые, удалые, умеют они, и воевать славно, и жить ладно, а помогает им в этом - верный друг и товарищ - конь. Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы. Казаки очень любят своих лошадей, заботятся о них, сытно кормят, чистят их.

Казак: Дети, а вы любите праздники?

Дети: - Да, очень.

Казак: - Когда-то очень давно существовал конский праздник. В этот день кони отдыхали, их кормили в полную сыть (давали им столько корма, сколько они могли съесть)» купали в реке или озере, заводили в воду и специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли и меняли подковы.

Воспитатель:  А мы не знаем, что такое подковы.

Казак: - А  - это обувь - для лошадей (достает подкову и показывает детям). Ее прибивают на копыто лошади, и тогда она может очень долго скакать, не разбивая своих ног, лошадей нужно беречь.

Воспитатель:  - Ой, как хорошо придумано! Мы знаем стишок про подкову.

У нашей лошадки - обновы,

На каждом копыте - подковы.

 Лошадка бежит

Или шагом идет

 На каждом копыте

Подкова поет.

А песенку эту

Кузнец напевал,

Когда для лошадки

Подковы ковал.

Казак: - А еще считается, что конская подкова приносит счастье, ее вешали под выходной дверью избы, и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова ото всех бед оградит. А хотите, я вам ее подарю, на счастье?

Дети: - Да, очень.

Казак: - Ну, тогда берите, да обязательно прибейте перед входом в свою группу.

Воспитатель:   - Спасибо вам большое, мы обязательно прикрепим эту подкову, она будет нас охранять, беречь.

Казак: а еще казаки на крышах своих домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей.

Казак: - Вы слышали имена лошадей?

Дети: ответы.                                                                                                                           Казак: - Звездочка, Орлик, Лакомка, Ленок - вот такие красивые и ласковые имена старались давать им люди. Называют коней и по масти (по цвету)- Гнедко, Сивка, Серко, Черный...Часто называют их именами людей -Лада, Булат...

Казак: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово. Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Казак:  Сейчас мы с вами поговорим, наверное о самой интересной для вас теме, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

Казак:  - Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

Казак:  - шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к. учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой.

Казак:  А какое вы еще знаете оружие казаков?

 Предполагаемые ответы детей.

Казак:  - Нагайка, - это  конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей.

Казак:  - атаман, его выбирали на казачьем круге.

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Ведь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Игра «Атаман»

Атаман сидит на стуле в середине круга, дети, взявшись за руки, под музыку идут по кругу. Остановились. Теперь Атаман под музыку идёт внутри круга по кругу. Музыка остановилась, Атаман между детьми просовывает шашку. Дети бегут по кругу, кто первый схватит шашку, тот следующий Атаман.

Казак:

Воспитатель:  - Спасибо за рассказ. Очень много интересного мы сегодня узнали о вашем друге - коне, о казаках. Приезжайте к нам еще в гости!

Казак: - И вам спасибо за ласку, за внимание, за хлеб-соль. Пойду я к коню, ведь недаром у нас, у казаков говорят, что:

«Казак без коня, что солдат без ружья.

Бесконный - не казак.

Казак сам не поест - а коня накормит.

Казаку конь себя дороже.

Казак с пеленок на лошади.»

- Прощевайте, люди добрые! (уходит, раздается стук копыт) - Обязательно приеду к вам еще...

Воспитатель:  - Ой, как хорошо, что к нам такой замечательный гость приезжал. Сколько всего интересного нам рассказал! Но нам уже пора идти гулять. Думаю, что мы с вами будем чаще возвращаться в старое, доброе время, когда казаки так интересно рассказывают о своей жизни.

Занятие №7 в средней группе.                  МАРТ

Тема: «Одежда и традиции Донского казачества и особенностями воспитания в казачьей семье»

Цель:Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Донских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях. Вызвать и развивать интерес к истории своего народа. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к своей земле.

Задачи:

Образовательные:  Формировать представление о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды. Познакомить с особенностями воспитания мальчиков и девочек в семье казака.

Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), чирики, черевички.

Воспитательные: создать условия для проявления интереса к истории Донского казачества.

 Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, макет казачьего куреня и подворья.

Материал: тетрадь рабочая.

Ход занятия:

Звучит казачья народная песня.

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.

Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?

Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?

Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…

Воспитатель: А что означает слово «казак»?

Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.

Воспитатель: Правильно. Императрица Екатерина II подарила казакам землю за верную службу и для охраны южных границ.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на макет.  Хата называлась раньше курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки, и содержался скот и домашние птицы — подворье. Повторите.

Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.

Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами.

Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.

Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду куклы и эти иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.

Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами.

Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.

Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.

Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

Физ.минутка. Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Лихой наездник». Вы такие же ловкие как казаки.

Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет,  он собирал  свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака». 

Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

 Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

Обычно в казачьей семье было 5-7 детей

Детей казаки воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети с 6-7 лет рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, ухаживать за домашней птицей, полоть огород. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.

Казаки были суровыми отцами: ласка, объятия и поцелуи в отношении детей были редкостью. Казаки даже детей своих никогда не брали на руки, хотя очень любили. При встрече после долгой разлуки, при прощании между собой казаки обнимались и прикладывались щеками.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака и казачки.

Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. Дети любуются полученным результатом.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»

Занятие   в средней группе.                  АПРЕЛЬ

Тема: «Пасха»

Цель: Познакомить детей с праздником «Пасха», вызвать ощущения радости и счастья.

Задачи:

Воспитательные: Рассказать, почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красят яйца, пекут куличи и ходят в церковь.

Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

Развивающие: развитие речи, внимания и наблюдательности, концентрации движений.

Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

                                Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня ребята мы отмечаем самый светлый праздник, который называется Пасха. Уже много веков праздник отмечают в нашей стране. Люди очень долго готовятся к Пасхе. Пасха — самый главный христианский праздник. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели,

                                               Возле нашего окна.

                                               Птицы весело запели,

                                 В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников в честь воскрешения Христа. Одним из символов праздников является яйцо, яйцо-это символ зарождающейся жизни. На Пасху готовят блюда, которые в течение года больше не попробуешь. Ели их один раз в году: готовили куличи, пасхи, пирожки, запекали окорока; ставили на стал много сладостей: сухофрукты, конфеты, пряники, медовую выпечку. В домах зажигали люстры, лампы и очень много свечей. Вот и мы с вами сейчас включим свет и зажжём свечи, для того чтобы праздник действительно стал самым светлым! К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Пасха – это семейный праздник, но в гости ходили обязательно - христосовались. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос воскрес! Воистену воскрес».

Воспитатель: В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы. А еще на Пасху играли в «прятки». Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. А вы хотите поиграть? В комнате спрятаны подарки. Кто найдет больше? Начали!

«Раскручивание яиц» 
Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.  
Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.  

Воспитатель: По всей деревне разносился колокольный звон, потому что в праздник звонить в них мог каждый желающий. Дети любили напевать песенку:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

А теперь давайте, ребята, и мы позвоним в наши колокольчики и споём песенку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Спасем яйцо». Из ёмкости с водой нужно «спасти» яйцо с помощью ложки, пронести через препятствия до финешной черты.

Воспитатель: Считалось, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.

Крашенка – это окрашенное вареное яйцо.

А писанка – это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров – символов, магических знаков-оберегов:

  • Рыба – символ Христа.
  • Завитки и спирали – знаки космической силы.
  • Треугольник с точками – это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.
  • Листья дуба, сосны, ясеня – это символы древа жизни.

Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет – цвет радости, жизни; желтый – знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой – цвет неба; коричневый и черный – цвет земли.

Сегодня и мы попробуем нарисовать узоры на заранее подготовленные, нарисованные яйца.

Рисовать мы будем фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть.

Дети наносят узоры.

Яйцо пасхальное раскрасим

И мамочке своей подарим -

Со светлой Пасхою поздравим.

Вот и ты весь день воскресный

Только Богу посвяти

В храм сходи, друзей проведай,

Всем, как солнышко, свети.

Воспитатель: Молодцы! Все справились. Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.

Занятие №9 в средней группе.                  МАЙ

Тема: «Дикие животные Донского края»

Цель: обогатить и закрепить знания и представления детей о лесных животных, живущих в нашей местности.

Задачи: 

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о лесных животных, их признаках, их приспособлении к условиям жизни.

Развивающие: развивать речь, мышление.

Воспитательные: создать условия для поддержания интереса, желания больше узнавать о животных нашего края.

Оборудование и материалы: части тела животных (уши, хвосты), кукла Колобок, настольный театр «лес», картинки животных и их детёнышей, картинки животных и их пищи (по количеству детей).
                                     Ход занятия.

- Сегодня к нам в гости «пришел» сказочный герой. Как зовут его?

Дети: (Колобок).

- Колобок ушел от дедушки и бабушки и покатился по тропинке, которая шла прямо через нашу донскую степь. Сколько всего интересного в степи! А Колобок был очень любознательным. Хотите отправиться в путешествие по степи вместе с Колобком?

- Катится Колобок по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывают чьи-то уши. Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустом?» (Дети по картинке определяют)

- Зайцы - травоядные животные. Что это значит? Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, цветами, стеблями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство - кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? Зубы у зайца большие, плоские - для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему?

В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.

Новая шубка - осенне-зимняя - качеством получше. Почему говорят про зайца «летом серый, зимой белый»? Нашему степному зайцу полностью белеть, смысла нет. У нас на Дону снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться? Но наши донские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую.

Хотите поиграть с зайчиком?

Пальчиковая гимнастика:

Зайчики по лесу шли,

Зайца нового нашли.

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился:

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй, милый друг ушастый!»

Заяц новый им кивал,

В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! Чмок!

«С вами я дружить бы мог!»

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять!

- Катится Колобок дальше по тропинке и видит, что из-за кустов кто-то выглядывает. Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустом?» (Дети по картинке определяют)

- Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего - словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.

Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют - насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.

Жилище ежа - гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.

Хотите поиграть с ёжиком?

Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф»)

Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых»)

Ежик надувает и сдувает щеки. (Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у»)

Когда ежик устанет. (Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а»)

Язычок высовывает. (Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении)

Ежик вдруг начал зевать. (Имитируют зевание)

- Покатится Колобок дальше по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывает чей-то пятачок. Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустом?» (Дети по картинке определяют)

- Дикий кабан является предком свиней, но представляет из себя сильного, мощного и весьма агрессивного зверя. Морда самца украшена большими острыми клыками. Удара кабаньих клыков побаиваются даже волки. Дикий кабан всеяден. Питается в основном растительной пищей (плодами деревьев, корневищами растений, ягодами, орехами, грибами), но употребляют мелких грызунов. Они быстро бегают, хорошо плавают, хорошо развит слух и обоняние, зрение плохое. Кабан любит искупаться в яме, наполненной водой и жидкой грязью. Совсем, как домашняя свинья. Но он не грязнуля. Просто спасается от жары и насекомых, которые поселились в его жёсткой щетине. Обычно кабаны живут семьями по 3-10 особей. Живут кабаны около 10-12 лет.

Давайте поиграем с кабаном.


У кабана есть пятачок,

Он отлежал себе бочок.

Встал на ножки потянулся,

А потом присел, нагнулся.

А потом опять прилёг,

Но уже на правый бок.

- Покатится Колобок дальше по тропинке и видит чьи-то следы. Задумался Колобок: «Чьи же это следы?» (Дети по картинке определяют)

- Волк - водится почти во всех краях нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы и жару. Волк опасный хищник. Питается копытными (лось, косуля, олень), грызунами, зайцами, птицами. Его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные. Поэтому его и называют санитаром леса. Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден, потому очень агрессивен. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Живут стаями 10-12 волков. Самый сильный волк в стае становится вожаком, которому все остальные подчиняются. Жилище волков называют логовом - это ямы под корнями деревьев, на склонах оврагов. Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют.

- Не испугался Колобок волка и покатился дальше. Катится Колобок и вдруг в высокой траве мелькнул рыжий хвост. Остановился Колобок, замер (Дети по картинке определяют).

- Лисица – великолепный охотник. Питается лиса мелкими животными – мышами, лягушками, ящерицами, в реке ловит рыбу, охотится за птицами и разоряет их гнезда. Охотится лиса вечером или ночью. Преследовать добычу бегом - это не для них, они предпочитают иной метод охоты: подкарауливать жертву и неожиданный бросок. Лисы большие мастерицы на выдумки, когда им надо добыть пищу. Лиса обманывает птиц, притворившись мертвой. А ещё лисы бросают ежиков в воду, чтобы заставить тех развернуться и хватают за брюшко, лишенное иголок! Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

- И решил Колобок накормить всех животных, которых он встретил в Донской степи. Поможем колобку? Для этого нам надо отправиться на лесную полянку.

Мы к лесной полянке вышли,

поднимаем ножки выше,

через кустики и кочки,

через веточки, пенечки,

очень долго мы шагали,

наши ноженьки устали.

- Берите стульчики, присаживайтесь за столы. Выбирайте себе животное, которого вы хотите накормить.

- Теперь выбирайте, чем питается ваше животное. (Дети по выбору чертят линию животному его пищу)

- Давайте вспомним, где мы с колобком путешествовали?

- Кого мы встретили в степи? Давайте пройдемся по группе и найдем всех животных. (Игра «назови семью»)

- Путешествовал Колобок по бескрайней Донской степи и не заметил, как наступил вечер, пора возвращаться в свою сказку. Да, и нам ребята пора прощаться с Колобком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Мини-проект по казачеству в средней группе.

Проект на месяц по казачеству....

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...