Республика Башкортостан - мой край родной
презентация

Фаткуллина Наталья Петровна

Педагогический проект «Город в котором я живу» для детей старших групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Иглино»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Город в котором я живу»

для детей старших групп

Воспитатель:

 Фаткуллина Наталья Петровна

Иглино

2021

Проектная деятельность  

«Город в котором я живу»

                                                                                                       УФА

Всего лишь три буквы, короткое слово,

                                                                                                                    но где-то вдали его назови —

                                                                                                       сколько встанет за ним родного,

                                                                                                                    сколько в нем зазвучит любви!

                                                                                                                    В нем — отчизна отцов святая,

                                                                                                     в нем — любимая, милый дом.

                                                                                              Сердце манит оно, сверкая,

                                                                                                        как три звездочки над стихом…

Рамазанов Г.

Актуальность:

В ФГОС ДО (утвержден от 17.10.2013г.№1155) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях её природы. Поэтому содержание работы с детьми включает региональный компонент: ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, традициями и культурой родного края.

Ознакомление дошкольников с родным городом, республикой – это знакомство с историей своего народа, с культурой башкирского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.

Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.

Участники проекта: 

Дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители (законные представители).

Срок реализации проекта: С  сентября по март.

Цель проекта: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным городом, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного города, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.

Задачи:

 Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях;

  Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему городу;

  Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город;

  Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города;

 Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно- культурные традиции в разных видах детской деятельности;

 Проблема: 

Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом;

Участившиеся, в последние время, акты вандализма памятников народной культуры;

Недостаточность материала в предметно – пространственной образовательной среде.

Гипотеза: Если у детей дошкольного возраста развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины, то можно воспитать нравственно – патриотические качества личности у детей.

Планируемый результат проектной деятельности:

  Формирование чувства любви к городу Уфе, уважение к его истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;

 Воспитание желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.

          Повышение компетентности и роли родителей в патриотическом воспитании детей. Для реализации проекта мы подробно и основательно проработали этапы:

1. Подготовительный этап

1.Анализ методической, художественной  литературы и наглядно-дидактического материала.

2.Определение актуальности, проблемы, цели.

3. Выбрали формы реализации проекта:

  • Непрерывная образовательная деятельность

    Игры  ( Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

   Беседы

   Экскурсии (виртуальные)

   Консультации для родителей.

4. Организация предметно – развивающей среды, подбор оборудования и атрибутов.

2. Организационный этап 

Темы проекта

1.Реки и озера города Уфы

2. Растительный и животный мир Уфы

3. Парки родного города

4. Музеи нашего города

6. известные люди нашего города

7. художники нашего города

8. Уфа: вчера, сегодня, завтра.

 

Реализация проекта и использование музея в образовательной деятельности детского сада

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по Уфе», «Музей», «В картинной галерее». - Дидактические игры: «Достопримечательности Уфы», «Я экскурсовод», «Наш город». - Строительные игры: «Строим город», «Наша улица».

Познавательное развитие. 

  Серия бесед о музеях, театрах Уфы;

 - Занятия: «Музеи города», «Планета – Земля, страна – Россия, город - Уфа», «С чего начинается Родина», «Театр».

 - «Экскурсии по музеям Уфы»

 - Игра- викторина «Что мы знаем о нашем городе»;

- Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок об Уфе

- Просмотр презентаций о достопримечательностях Уфы.

Продуктивная деятельность. - Аппликация «Украшение Полотенца»; Лепка «Башкирская посудка» ; «Рисование «Украшение Башкирского сапожка»; Рисование «Быт Башкир» ; Рисование «Символика Башкортостана»

3. Заключительный  этап

1. Выставка совместных творческих работ детей, педагогов, родителей: «Объекты культуры города Уфы».

Вывод: Подводя итог, можно сказать, что такой способ организации работы в ходе реализации учебного тематического проекта позволит добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы будет создана среда для нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей сформируются навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний. У детей появится интерес к родному городу,

что отразится в их рассказах, рисунках, уважительном отношение к истории родного города.

Литература:

  1. Р.А.Агишева. «Я – Башкортостанец!».
  2. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.
  3. Познавательные занятия в детском саду. Головина В.Ф.
  4. Гасанова Р.Х. Я Родину свою хочу познать. Методическое пособие. Изд. БИРО. 2007.

2.  Галяутдинов И.Г. Башкирские народные детские игры. –Изд. 3.е.-Уфа:Китап. 2006. 

3.   Галяутдинов И.Г.  Башкирские Народные. Детские Игры Изд.  Уфа: Китап. 2006.

     4.    Зайцев М. Фотоальбом Уфа:  История и современность. –Изд. «Слово»  1995.

  1. Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-дошкольникам. 1995.
  2. Рахимкулова М.Г.  Сафуанова С. Г. Наш Салават. Проза и поэзия. –Уфа, Башкирское книжное издательство. 1982 г.
  3. Семёнова Н.В. Литература Башкортостана. Хрестоматия для педагогов и родителей. –Изд. Уфа: Эдвис. 2002.
  4. Семёнова Н.В. В родном Краю.— Изд. Уфа: Эдвис, 2002.
  5. Фольклор и Литература Республики Башкортостана. Хрестоматия для детей дошкольного возраста.
  6. Дидактический материал «Истоки патриотизма».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на тему «Город в котором я живу!» Воспитатель подготовительной группы №: «Почемучки» Фаткуллина Наталья Петровна

Слайд 2

Актуальность: – это знакомство с историей своего народа, с культурой башкирского народа, его обычаями, т В ФГОС ДО (утвержден от 17.10.2013г.№1155) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях её природы. Поэтому содержание работы с детьми включает региональный компонент: ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, традициями и культурой родного края. Ознакомление дошкольников с родным городом, республикой т радициями . Это одна из задач патриотического воспитания. Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.

Слайд 3

Цель проекта: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным городом, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного города, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.

Слайд 4

Задачи : Расширять знания детей о городе Уфе - столице Республики Башкортостан. Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях; Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему городу; Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город; Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города; Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Слайд 5

Участники проекта: Дети подготовительной группы ( 6-7лет), воспитатель, родители (законные представители). Срок реализации проекта: С сентября по октябрь.

Слайд 6

Проблема: Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом; Участившиеся, в последние время, акты вандализма памятников народной культуры; Недостаточность материала в предметно – пространственной образовательной среде. Гипотеза: Если у детей дошкольного возраста развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины, то можно воспитать нравственно – патриотические качества личности у детей.

Слайд 7

Планируемый результат проектной деятельности:  Формирование чувства любви к городу Уфе, уважение к его истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;  Воспитание желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.  Повышение компетентности и роли родителей в патриотическом воспитании детей.

Слайд 8

Подготовительный этап 1.Анализ методической, художественной литературы и наглядно-дидактического материала. 2.Определение актуальности, проблемы, цели. 3. Выбрали формы реализации проекта: Непрерывная образовательная деятельность  Игры ( Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)  Беседы  Экскурсии (виртуальные)  Консультации для родителей.

Слайд 9

Организационный этап Темы проекта 1.Реки и озера города Уфы 2. Растительный и животный мир Уфы 3. Парки родного города 4. Музеи нашего города 6. Известные люди нашего города 7. Художники нашего города 8 . Достопримечательности города 9. Уфа: вчера, сегодня, завтра.

Слайд 10

Памятник Салава́ту Юла́еву — скульптурное произведение советского скульптора-монументалиста Сосланбека Тавасиева в городе Уфе, посвящённое национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву

Слайд 11

Монумент Дружбы — памятник в городе Уфе, посвящённый 400-летию присоединения Башкортостана к России.

Слайд 12

Консультации для родителей

Слайд 13

Сколько в нём зазвучит любви! Подводя итог, можно сказать, что такой способ организации работы в ходе реализации учебного тематического проекта добились значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей сформировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний. У детей появился интерес к родному городу, что отразилась в их рассказах, рисунках, уважительном отношение к истории родного города.



Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад  № 292  городского округа Кировского района город Уфа

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Патриотическое воспитание»

Тема « Республика Башкортостан - мой край родной!»

возрастная группа: старшая

                                                                               Выполнила: Фаткуллина Н.П.

         

2019 год

Цель:

Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о родном крае, столице, культуре, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжать знакомить детей с государственной символикой, с башкирским героем, народными играми, башкирскими национальными блюдами.

Развивающие:

- Продолжать развивать связную речь детей.

- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные

- Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.

Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане,

рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание

стихотворений о Башкортостане, подвижная игра «Юрта», дидактические игры.

Словарная работа: Родина, малая Родина, родной край, курай, кубыз, домбра, кумыс, очпочмак, баурсак, айран, корот.

Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором

изображено соцветие курая, карта, герб, флаг Башкортостана,

гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.

Ход проведения.

1.Психогимнастика.

Воспитатель начинает ООД с приветствия в кругу:

- Станем рядышком по кругу,

  Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

  Нам здороваться не лень,

  Всем «Привет!» и «Добрый день!».

  Если каждый улыбнётся,

  Утро доброе начнётся.

  Доброе утро!

Давайте мы вместе поприветствуем гостей!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: (Слайд 1)

Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, закрыть глаза и немного пофантазировать. Представьте, что ярко светит солнце,

дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем чистый и свежий воздух родного края, нам

хорошо и приятно находиться в окружении природы. (Играет спокойная

мелодия). Мы здесь родились, здесь живут наши родители, наши

бабушки и дедушки, мы здесь научились разговаривать,  ходить,

нашли себе друзей.

Воспитатель:  (Слайд 2)

Мы представили, как сказочно красива природа родных мест! А почему нам всегда кажется, что родные края красивее, родные реки хрустальнее, а родные травы душистее?

Дети: Это наше село, где мы родились и живём. Вместе с нами живут близкие, родные нам люди.

Воспитатель: Правильно, ребята. Родина - это  место, где человек родился,  живет, создает семью.

 Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина?  (Слайд 3)

Дети: село Кандры.

Воспитатель: Верно, мы живем с вами в Республике Башкортостан, в селе Кандры Туймазинского района.

Воспитатель: (Слайд 4)

 Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима «О березовом

листе». Подумайте, с чем сравнивает автор свою Родину.

Амира

М. Карим «О березовом листе».

Взгляни на глобус.

Вот он шар земной

На нем Башкирия

с березовый листок величиной.

Всего лишь на всего

Не больше

обыкновенного листа,

Береза же – великая Россия -

Так зелена, так высока!

Воспитатель: С чем сравнивает автор свою малую Родину? (показываю границы  Башкортостана)

Дети: Автор сравнивает малую Родину с березовым листом.

Воспитатель: Разглядывая на карте Республику Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа.

 Воспитатель:  А вы чем бы сравнили нашу республику? Как, по-вашему, на что она похожа?

Дети: Она похожа на сердце, на березовый лист.

Воспитатель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о нашей малой Родине и продолжим знакомиться с нашей республикой. Подробнее узнаем, чем же она хороша и необычна, нам поможет волшебный цветок. Ой, что случилось? Соцветия волшебного цветка упали, как же нам быть?

Воспитатель: Собрать волшебный цветок помогут нам ваши знания. Оказывается, под каждым соцветием спрятаны задания, которые нам нужно выполнить правильно, и тогда мы сможем собрать волшебный цветок. Попробуем?

Дети: Да!

Воспитатель: Первое задание называется «Города».

Воспитатель: Ребята, а какой город является столицей нашей республики? Дети: Столица нашей республики  город Уфа (Слайд 5)

Воспитатель: Правильно. А какие еще города есть у нас в Башкортостане?

Давайте назовем другие города нашей республики.

(Слайды 6-11)

Дети: Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават и т.д.

Воспитатель:  Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим. (Папка с изображением людей в национальных костюмах).

(Слайды 12-15)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории нашего края?

Дети: башкиры, татары, марийцы, русские.

Воспитатель: Правильно, люди разных национальностей дружно живут в нашей республике - башкиры, татары, марийцы, русские, немцы и т.д

 И с этим заданием мы справились.

 Воспитатель: А теперь  нам с вами нужно немного отдохнуть. Поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта».  (Слайд 16)

Воспитатель:Открываем следующий лепесток.Нужно назвать национальные

башкирские инструменты.

Дети: Курай, кубыз, домбра.  (Слайды 17-19)

Воспитатель: Поговорим о курае. Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

«Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень

сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же

приятные звуки».

А теперь я вам предлагаю послушать мелодию курая.

Воспитатель: Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край - поля, реки, леса.   (Слайд 20)

Воспитатель: Открываем следующий лепесток. Дети, кто знает какие реки и озёра есть в наших краях?

Дети:  Кандры-куль, р.Нугуш, р.Белая.  (Слайды 21-22)

Воспитатель: Очень красивые реки и озера, как :Кандры-куль, Аслы-куль, р.Нугуш, р.Усень, р.Белая, р.Уфимка.

Воспитатель:  Нас ждет следующий лепесток. Слушаем задание. Ребята, кто может назвать башкирские национальные блюда?  ( Слайды 23-24)

Дети: Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, корот и т.д.  

Воспитатель: Хорошо. Вы молодцы!    ( Слайд25)

Воспитатель: Есть и  очень вкусные и полезные напитки, как айран и кумыс.

Наш край славится целебным напитком - кумысом. Как вы думаете, какое оно на вкус, кто попробовал?

Дети: это кислое молоко.

Воспитатель: Да, это кислое кобылье молоко. (молоко лошади)

Воспитатель: Как вы думаете, чем еще славится наш край? Все, наверное, пробовали этот удивительно полезный продукт, сладкий на вкус, что это?

Дети: мед!        (Слайды 26-27)

Воспитатель: Конечно же, башкирский мед – это один из самых вкуснейших и целебных продуктов мира. Особенно полезен башкирский липовый мед, потому что именно в Башкортостане  много липовых деревьев.

Я вам предлагаю попробовать и понюхать, ощутить аромат башкирского

мёда. (дети пробуют мед и делятся впечатлениями)

Воспитатель: Дети, хочу задать вам нелегкий вопрос. Какие полезные  ископаемые, природные богатства добывают жители Башкирии?

Дети: газ, золото.

Воспитатель: Да, дети, наша Республика очень богата и природными ископаемыми , и растительностью.     (Слайды 28-29)

Воспитатель:  У нас есть ещё последний лепесток. Если мы поставим это соцветие, у нас что получится?

Дети: Цветок курая.     (Слайд 30)

Воспитатель: Да, конечно же, курай. А как вы думаете, почему же этот цветок называют волшебным?

Дети: Курай  является эмблемой, визитной карточкой нашей республики. Поэтому он изображается в государственных символах нашей республики.

Воспитатель:  Что является государственными символами РБ?

Дети: герб, флаг, гимн.    ( Слайд 31)

Воспитатель: Кто изображён на фоне восходящего солнца на гербе?

 Дети: Салават Юлаев.

Воспитатель: Верно. Кем он является для башкирского народа?

Дети:  Национальным героем, поэтом, воином, джигитом.

Воспитатель: По краю герба расположен башкирский национальный узор кускар.

 Под гербом флаг нашей республики. Он трехцветный: синий, белый, зеленый. Что обозначают цвета?       ( Слайд 32)

Дети: Синий – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый  – вера в жизнь.

Воспитатель: Что еще мы называем государственной символикой? (Гимн.) Когда звучит эта торжественная музыка?

Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках. Гимн слушают молча и стоя. (демонстрация портрета глава Республики Башкортостан – Хабирова Радия Фаритовича.)  ( Слайд 33)

Воспитатель: Молодцы, дети. Мне понравилось как вы достойно слушали гимн, как вы активно участвовали на этом интересном занятии.  Знакомство с

нашей прекрасной  Республикой   подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили?           (Слайд 34)

Дети: О нашей республике, национальностях, блюдах, музыкальных

инструментах и т.д.

Воспитатель: С какой легендой вы познакомились?

Дети: С легендой о курае.

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое нам еще предстоит узнать.

Воспитатель: Ребята, а как называется наше село? В какой садик вы ходите, как называется наша  группа?

Воспитатель:Давайте встанем в круг и послушаем стихотворение о Башкирии.

  Башкирия – чудесная земля!

  Кругом сады, зелёные поля!

  На зорьке тихо солнце ясное встаёт,

  Как лебедь, Агидель плывёт.

Воспитатель: Спасибо за внимание!

  Давайте угостим наших гостей национальным блюдом баурсак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Башкортостан - мой край родной!"

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возрата...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"

11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...

Развлечение в средней группе "Башкортостан - мой край родной"

Развлечение посвящено дню республики Башкортостан....

Развлечение в средней группе «Башкортостан — мой край родной»

Развлечение, посвященное дню Республики в средней группе...

Открытое занятие «Башкортостан-мой край родной»

Программное содержание: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю,...

Сценарий праздника к 100-летию Республики Марий Эл «Процветай, Республика моя! Славься край родной!»

Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.Задачи:1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства люб...

Конспект тематического занятия ко Дню Республики Башкортостан «Мой край родной».

Конспект тематического занятия ко Дню Республики Башкортостан«Мой край родной».Цель: познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, воспитывать чувство гордости за с...