Республика Башкортостан - мой край родной
презентация
Педагогический проект «Город в котором я живу» для детей старших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_ufa.docx | 26.71 КБ |
презентация проекта | 2.89 МБ |
konspekt_zanyatiya_bashkortostan_-_moy_kray_rodnoy_.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Иглино»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Город в котором я живу»
для детей старших групп
Воспитатель:
Фаткуллина Наталья Петровна
Иглино
2021
Проектная деятельность
«Город в котором я живу»
УФА
Всего лишь три буквы, короткое слово,
но где-то вдали его назови —
сколько встанет за ним родного,
сколько в нем зазвучит любви!
В нем — отчизна отцов святая,
в нем — любимая, милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
как три звездочки над стихом…
Рамазанов Г.
Актуальность:
В ФГОС ДО (утвержден от 17.10.2013г.№1155) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях её природы. Поэтому содержание работы с детьми включает региональный компонент: ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, традициями и культурой родного края.
Ознакомление дошкольников с родным городом, республикой – это знакомство с историей своего народа, с культурой башкирского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.
Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.
Участники проекта:
Дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители (законные представители).
Срок реализации проекта: С сентября по март.
Цель проекта: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным городом, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного города, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.
Задачи:
∙ Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях;
∙ Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему городу;
∙ Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город;
∙ Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города;
∙ Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно- культурные традиции в разных видах детской деятельности;
Проблема:
Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом;
Участившиеся, в последние время, акты вандализма памятников народной культуры;
Недостаточность материала в предметно – пространственной образовательной среде.
Гипотеза: Если у детей дошкольного возраста развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины, то можно воспитать нравственно – патриотические качества личности у детей.
Планируемый результат проектной деятельности:
∙ Формирование чувства любви к городу Уфе, уважение к его истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;
∙ Воспитание желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.
∙ Повышение компетентности и роли родителей в патриотическом воспитании детей. Для реализации проекта мы подробно и основательно проработали этапы:
1. Подготовительный этап
1.Анализ методической, художественной литературы и наглядно-дидактического материала.
2.Определение актуальности, проблемы, цели.
3. Выбрали формы реализации проекта:
- Непрерывная образовательная деятельность
∙ Игры ( Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
∙ Беседы
∙ Экскурсии (виртуальные)
∙ Консультации для родителей.
4. Организация предметно – развивающей среды, подбор оборудования и атрибутов.
2. Организационный этап
Темы проекта
1.Реки и озера города Уфы
2. Растительный и животный мир Уфы
3. Парки родного города
4. Музеи нашего города
6. известные люди нашего города
7. художники нашего города
8. Уфа: вчера, сегодня, завтра.
Реализация проекта и использование музея в образовательной деятельности детского сада
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по Уфе», «Музей», «В картинной галерее». - Дидактические игры: «Достопримечательности Уфы», «Я экскурсовод», «Наш город». - Строительные игры: «Строим город», «Наша улица».
Познавательное развитие.
Серия бесед о музеях, театрах Уфы;
- Занятия: «Музеи города», «Планета – Земля, страна – Россия, город - Уфа», «С чего начинается Родина», «Театр».
- «Экскурсии по музеям Уфы»
- Игра- викторина «Что мы знаем о нашем городе»;
- Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок об Уфе
- Просмотр презентаций о достопримечательностях Уфы.
Продуктивная деятельность. - Аппликация «Украшение Полотенца»; Лепка «Башкирская посудка» ; «Рисование «Украшение Башкирского сапожка»; Рисование «Быт Башкир» ; Рисование «Символика Башкортостана»
3. Заключительный этап
1. Выставка совместных творческих работ детей, педагогов, родителей: «Объекты культуры города Уфы».
Вывод: Подводя итог, можно сказать, что такой способ организации работы в ходе реализации учебного тематического проекта позволит добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы будет создана среда для нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей сформируются навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний. У детей появится интерес к родному городу,
что отразится в их рассказах, рисунках, уважительном отношение к истории родного города.
Литература:
- Р.А.Агишева. «Я – Башкортостанец!».
- Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.
- Познавательные занятия в детском саду. Головина В.Ф.
- Гасанова Р.Х. Я Родину свою хочу познать. Методическое пособие. Изд. БИРО. 2007.
2. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные детские игры. –Изд. 3.е.-Уфа:Китап. 2006.
3. Галяутдинов И.Г. Башкирские Народные. Детские Игры Изд. Уфа: Китап. 2006.
4. Зайцев М. Фотоальбом Уфа: История и современность. –Изд. «Слово» 1995.
- Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-дошкольникам. 1995.
- Рахимкулова М.Г. Сафуанова С. Г. Наш Салават. Проза и поэзия. –Уфа, Башкирское книжное издательство. 1982 г.
- Семёнова Н.В. Литература Башкортостана. Хрестоматия для педагогов и родителей. –Изд. Уфа: Эдвис. 2002.
- Семёнова Н.В. В родном Краю.— Изд. Уфа: Эдвис, 2002.
- Фольклор и Литература Республики Башкортостана. Хрестоматия для детей дошкольного возраста.
- Дидактический материал «Истоки патриотизма».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: – это знакомство с историей своего народа, с культурой башкирского народа, его обычаями, т В ФГОС ДО (утвержден от 17.10.2013г.№1155) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях её природы. Поэтому содержание работы с детьми включает региональный компонент: ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, традициями и культурой родного края. Ознакомление дошкольников с родным городом, республикой т радициями . Это одна из задач патриотического воспитания. Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.
Цель проекта: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным городом, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного города, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.
Задачи : Расширять знания детей о городе Уфе - столице Республики Башкортостан. Расширить и углубить знания дошкольников о своем родном городе, его истории и достопримечательностях; Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему городу; Воспитывать уважение к труду людей, создающих современный город; Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории родного города; Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Участники проекта: Дети подготовительной группы ( 6-7лет), воспитатель, родители (законные представители). Срок реализации проекта: С сентября по октябрь.
Проблема: Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом; Участившиеся, в последние время, акты вандализма памятников народной культуры; Недостаточность материала в предметно – пространственной образовательной среде. Гипотеза: Если у детей дошкольного возраста развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины, то можно воспитать нравственно – патриотические качества личности у детей.
Планируемый результат проектной деятельности: Формирование чувства любви к городу Уфе, уважение к его истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни; Воспитание желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города. Повышение компетентности и роли родителей в патриотическом воспитании детей.
Подготовительный этап 1.Анализ методической, художественной литературы и наглядно-дидактического материала. 2.Определение актуальности, проблемы, цели. 3. Выбрали формы реализации проекта: Непрерывная образовательная деятельность Игры ( Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) Беседы Экскурсии (виртуальные) Консультации для родителей.
Организационный этап Темы проекта 1.Реки и озера города Уфы 2. Растительный и животный мир Уфы 3. Парки родного города 4. Музеи нашего города 6. Известные люди нашего города 7. Художники нашего города 8 . Достопримечательности города 9. Уфа: вчера, сегодня, завтра.
Памятник Салава́ту Юла́еву — скульптурное произведение советского скульптора-монументалиста Сосланбека Тавасиева в городе Уфе, посвящённое национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву
Монумент Дружбы — памятник в городе Уфе, посвящённый 400-летию присоединения Башкортостана к России.
Консультации для родителей
Сколько в нём зазвучит любви! Подводя итог, можно сказать, что такой способ организации работы в ходе реализации учебного тематического проекта добились значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей сформировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний. У детей появился интерес к родному городу, что отразилась в их рассказах, рисунках, уважительном отношение к истории родного города.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 292 городского округа Кировского района город Уфа
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Патриотическое воспитание»
Тема « Республика Башкортостан - мой край родной!»
возрастная группа: старшая
Выполнила: Фаткуллина Н.П.
2019 год
Цель:
Расширить знания детей о Республике Башкортостан.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о родном крае, столице, культуре, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжать знакомить детей с государственной символикой, с башкирским героем, народными играми, башкирскими национальными блюдами.
Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь детей.
- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане,
рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание
стихотворений о Башкортостане, подвижная игра «Юрта», дидактические игры.
Словарная работа: Родина, малая Родина, родной край, курай, кубыз, домбра, кумыс, очпочмак, баурсак, айран, корот.
Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором
изображено соцветие курая, карта, герб, флаг Башкортостана,
гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.
Ход проведения.
1.Психогимнастика.
Воспитатель начинает ООД с приветствия в кругу:
- Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Давайте мы вместе поприветствуем гостей!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: (Слайд 1)
Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, закрыть глаза и немного пофантазировать. Представьте, что ярко светит солнце,
дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем чистый и свежий воздух родного края, нам
хорошо и приятно находиться в окружении природы. (Играет спокойная
мелодия). Мы здесь родились, здесь живут наши родители, наши
бабушки и дедушки, мы здесь научились разговаривать, ходить,
нашли себе друзей.
Воспитатель: (Слайд 2)
Мы представили, как сказочно красива природа родных мест! А почему нам всегда кажется, что родные края красивее, родные реки хрустальнее, а родные травы душистее?
Дети: Это наше село, где мы родились и живём. Вместе с нами живут близкие, родные нам люди.
Воспитатель: Правильно, ребята. Родина - это место, где человек родился, живет, создает семью.
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина? (Слайд 3)
Дети: село Кандры.
Воспитатель: Верно, мы живем с вами в Республике Башкортостан, в селе Кандры Туймазинского района.
Воспитатель: (Слайд 4)
Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима «О березовом
листе». Подумайте, с чем сравнивает автор свою Родину.
Амира
М. Карим «О березовом листе».
Взгляни на глобус.
Вот он шар земной
На нем Башкирия
с березовый листок величиной.
Всего лишь на всего
Не больше
обыкновенного листа,
Береза же – великая Россия -
Так зелена, так высока!
Воспитатель: С чем сравнивает автор свою малую Родину? (показываю границы Башкортостана)
Дети: Автор сравнивает малую Родину с березовым листом.
Воспитатель: Разглядывая на карте Республику Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа.
Воспитатель: А вы чем бы сравнили нашу республику? Как, по-вашему, на что она похожа?
Дети: Она похожа на сердце, на березовый лист.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о нашей малой Родине и продолжим знакомиться с нашей республикой. Подробнее узнаем, чем же она хороша и необычна, нам поможет волшебный цветок. Ой, что случилось? Соцветия волшебного цветка упали, как же нам быть?
Воспитатель: Собрать волшебный цветок помогут нам ваши знания. Оказывается, под каждым соцветием спрятаны задания, которые нам нужно выполнить правильно, и тогда мы сможем собрать волшебный цветок. Попробуем?
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание называется «Города».
Воспитатель: Ребята, а какой город является столицей нашей республики? Дети: Столица нашей республики город Уфа (Слайд 5)
Воспитатель: Правильно. А какие еще города есть у нас в Башкортостане?
Давайте назовем другие города нашей республики.
(Слайды 6-11)
Дети: Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават и т.д.
Воспитатель: Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим. (Папка с изображением людей в национальных костюмах).
(Слайды 12-15)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории нашего края?
Дети: башкиры, татары, марийцы, русские.
Воспитатель: Правильно, люди разных национальностей дружно живут в нашей республике - башкиры, татары, марийцы, русские, немцы и т.д
И с этим заданием мы справились.
Воспитатель: А теперь нам с вами нужно немного отдохнуть. Поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта». (Слайд 16)
Воспитатель:Открываем следующий лепесток.Нужно назвать национальные
башкирские инструменты.
Дети: Курай, кубыз, домбра. (Слайды 17-19)
Воспитатель: Поговорим о курае. Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
«Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень
сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же
приятные звуки».
А теперь я вам предлагаю послушать мелодию курая.
Воспитатель: Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край - поля, реки, леса. (Слайд 20)
Воспитатель: Открываем следующий лепесток. Дети, кто знает какие реки и озёра есть в наших краях?
Дети: Кандры-куль, р.Нугуш, р.Белая. (Слайды 21-22)
Воспитатель: Очень красивые реки и озера, как :Кандры-куль, Аслы-куль, р.Нугуш, р.Усень, р.Белая, р.Уфимка.
Воспитатель: Нас ждет следующий лепесток. Слушаем задание. Ребята, кто может назвать башкирские национальные блюда? ( Слайды 23-24)
Дети: Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, корот и т.д.
Воспитатель: Хорошо. Вы молодцы! ( Слайд25)
Воспитатель: Есть и очень вкусные и полезные напитки, как айран и кумыс.
Наш край славится целебным напитком - кумысом. Как вы думаете, какое оно на вкус, кто попробовал?
Дети: это кислое молоко.
Воспитатель: Да, это кислое кобылье молоко. (молоко лошади)
Воспитатель: Как вы думаете, чем еще славится наш край? Все, наверное, пробовали этот удивительно полезный продукт, сладкий на вкус, что это?
Дети: мед! (Слайды 26-27)
Воспитатель: Конечно же, башкирский мед – это один из самых вкуснейших и целебных продуктов мира. Особенно полезен башкирский липовый мед, потому что именно в Башкортостане много липовых деревьев.
Я вам предлагаю попробовать и понюхать, ощутить аромат башкирского
мёда. (дети пробуют мед и делятся впечатлениями)
Воспитатель: Дети, хочу задать вам нелегкий вопрос. Какие полезные ископаемые, природные богатства добывают жители Башкирии?
Дети: газ, золото.
Воспитатель: Да, дети, наша Республика очень богата и природными ископаемыми , и растительностью. (Слайды 28-29)
Воспитатель: У нас есть ещё последний лепесток. Если мы поставим это соцветие, у нас что получится?
Дети: Цветок курая. (Слайд 30)
Воспитатель: Да, конечно же, курай. А как вы думаете, почему же этот цветок называют волшебным?
Дети: Курай является эмблемой, визитной карточкой нашей республики. Поэтому он изображается в государственных символах нашей республики.
Воспитатель: Что является государственными символами РБ?
Дети: герб, флаг, гимн. ( Слайд 31)
Воспитатель: Кто изображён на фоне восходящего солнца на гербе?
Дети: Салават Юлаев.
Воспитатель: Верно. Кем он является для башкирского народа?
Дети: Национальным героем, поэтом, воином, джигитом.
Воспитатель: По краю герба расположен башкирский национальный узор кускар.
Под гербом флаг нашей республики. Он трехцветный: синий, белый, зеленый. Что обозначают цвета? ( Слайд 32)
Дети: Синий – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: Что еще мы называем государственной символикой? (Гимн.) Когда звучит эта торжественная музыка?
Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках. Гимн слушают молча и стоя. (демонстрация портрета глава Республики Башкортостан – Хабирова Радия Фаритовича.) ( Слайд 33)
Воспитатель: Молодцы, дети. Мне понравилось как вы достойно слушали гимн, как вы активно участвовали на этом интересном занятии. Знакомство с
нашей прекрасной Республикой подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили? (Слайд 34)
Дети: О нашей республике, национальностях, блюдах, музыкальных
инструментах и т.д.
Воспитатель: С какой легендой вы познакомились?
Дети: С легендой о курае.
Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое нам еще предстоит узнать.
Воспитатель: Ребята, а как называется наше село? В какой садик вы ходите, как называется наша группа?
Воспитатель:Давайте встанем в круг и послушаем стихотворение о Башкирии.
Башкирия – чудесная земля!
Кругом сады, зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как лебедь, Агидель плывёт.
Воспитатель: Спасибо за внимание!
Давайте угостим наших гостей национальным блюдом баурсак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Башкортостан - мой край родной!"
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возрата...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"
11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...
Развлечение в средней группе "Башкортостан - мой край родной"
Развлечение посвящено дню республики Башкортостан....
Развлечение в средней группе «Башкортостан — мой край родной»
Развлечение, посвященное дню Республики в средней группе...
Открытое занятие «Башкортостан-мой край родной»
Программное содержание: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю,...
Сценарий праздника к 100-летию Республики Марий Эл «Процветай, Республика моя! Славься край родной!»
Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.Задачи:1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства люб...
Конспект тематического занятия ко Дню Республики Башкортостан «Мой край родной».
Конспект тематического занятия ко Дню Республики Башкортостан«Мой край родной».Цель: познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, воспитывать чувство гордости за с...