Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
картотека (старшая, подготовительная группа)

Липагина Наталья Викторовна

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по нравственно -  патриотическому воспитанию

C:\детский сад\презентация выпуск 2019\9 мая 2018 1.jpg

 Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Феодосии, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве

«Поиски добрых слов» .»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение

Материал:

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. 

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:

Альбом иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задаёт вопросы. Дети отвечают 

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Феодосии

Материал:  иллюстрации, фотографии города Феодосии и Республики Крым

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

   

« Флаг России»

(города Феодосии и Республики Крым)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики Крым), закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

   

«Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семь

«Найти флаг России, города Феодосии, Республики Крым»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города Феодосии, Республики Крым) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: картинки с изображением разных флагов

Ход игры:  среди 4-6  предложенных флагов  найти нужный

«Путешествие по городу Феодосии»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с  известными людьми своей страны

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, чем он знаменит.

«Моя улица». 

Цель:  Закрепить знания детей о своей улице, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении проживания и дет.сада.

Материал: фотографии и иллюстрации  

Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  свою улицу, улицы города, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы помогаем сохранить своё здоровье.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход  игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

 «Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта помогает поддерживать связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

 Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем - как к планете.

  Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,  

 

«Узнай по описанию, кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира.

 Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

 Ход игры: Медведю – берлога

                   Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (каштан – каштановый, липа – липовый, ива – ивовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников  и листьев

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

               

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности  

Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

 

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них

«Страны и народы"

   Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них

«Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности, макет улиц города.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

        

« Узнай, о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Материал

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.    

 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, внимание,  логическое мышление.

Материал:

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«При солнышке тепло – при матери – добро», «Человек без Родины, что птица без крыльев» и т.д.ф

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.-  

Дети называют

             

«Мир предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры:  чугун - чугунный, дерево - деревянный……

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: таблица, на которой изображены небо, море,   картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море,   картинки: животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Скажи какой»

 Цель:  закрепление умения   образовывать  прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое

Материал:  Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Мышление

Ход игры: крымский татарин -  крымско-татарский, армянин – армянский, грек - греческий...

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).  

Ход игры 

Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык  на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
  

«Путешествие в страну часов»

  Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на Красной площади находятся самые главные часы нашей Родины.  

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов

Ход игры  Воспитатель  рассказывает   о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха,

по цветам, затем изобрели часы…..

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

  Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами других..

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда… Затем спрашивает детей, кому дарят подарки, когда и почему?

«Какие праздники ты знаешь ?»

  Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище  человека»

  Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том, из какого материала они построены. Прививать любовь к родному  дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек,  что жилище бывает  разное яранга, хата, изба…. 

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998

3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991

4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.

5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013

6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,

7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.

10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993.

 11.Сорокина А.И  Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008.

Подготовила

Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №11

Липагина Наталья Викторовна «Сказка», г. Феодосия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.

Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

подборка дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию....