Культура и быт башкирского народа
план-конспект занятия

Хасанова Айгуль Камиловна

Конспект ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_med.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  занятия    в  средней  группе  №8

МАДОУ детский сад № 37 « Веснянка». 

Познание.  Формирование  целостной

картины мира, расширение кругозора. 

На тему: Башкирский мёд.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрьский, 2016 год

Программное  содержание: 

·       Дать  детям  сведения  о  том  кто  и  как  производит  мед,  о  

лечебных  свойствах башкирского  меда. 

·        Познакомить  детей  с  пчелиным  промыслом – 

бортничеством. 

·        Пополнить  словарный  запас  детей   новыми   словами:  

нектар,  улей,  соты. 

·  Воспитывать любовь к республике Башкортостан. 

Словарная  работа: 

 

Нектар,  улей,  соты,  бортничество, борть, леток. 

 

 Предварительная  работа: 

 

·       Чтение  произведений:  

 

  -  А. А. Милн «Вини-Пух  и  все-все-все » 

 

  -  Русская  народная  сказка «Медведь  и  лиса» 

 

  -  Башкирская  народная  сказка  «Медведь  и   пчелы» 

 

·        Отгадывание  загадок 

 

·        Проведение  подвижной  игры  «Медведь  и  пчелы»  

 

Материал:    картинки    с      изображением      пчел,    улья,    сот,  

борти,    символом    Башкортостана,    игрушки    медведя    и  

доктора  Айболита,  чай  и  мед. 

Ход   занятия: 

Дети  сидят  на  стульчиках,   раздается  стук  в  дверь.

Педагог:   Ребята,  посмотрите,  кто  к  нам  пришел?

Дети:  Медведь.

Педагог:    Проходи,      Мишка    садись    рядом    с  нами.    Что-то    ты  

невесел.  Что  с  тобой  приключилось?

Мишка:  Шел  я  к  вам  в   гости,  чтобы  с  вами  поиграть,  но  по  

дороге  провалился  в  снег,  весь  промок  и  простыл.

Педагог:  Ребята,  как  вы  думаете,  мы  можем    помочь  Мишке  

выздороветь?  А   что  для этого   нам   нужно   сделать?

Дети:    Дать    таблетку,    напоить    теплым    чаем    с    лимоном,  

молоком.

Педагог:  Правильно  ребята,  дадим   Мишке  таблетку  и  теплый  

чай.  Ребята,  но  мишка  все  равно   грустный,  это  лекарство ему  

не  помогло.    Но    я,    кажется,    знаю,      кто    нам    сможет    помочь  

вылечить  мишку.  Догадайтесь-ка   кто:

Лечит  маленьких  детей,

Лечит  птичек  и  зверей,

 Сквозь  очки  свои  глядит

Добрый   доктор … (Айболит)  

Раздается  стук  в  дверь  и  входит  доктор  Айболит.

Доктор  Айболит:  Здравствуйте  ребята,  здравствуй  Мишка.  Что  у  

вас  случилось?  Кто-то   заболел?

Дети:  Мишка  шел  к  нам  в  гости  и   по   дороге  провалился  в  

снег  и  простудился.

Педагог:    Доктор    Айболит    мы    вместе    с    ребятами    хотели  

вылечить  Мишку,  но  у нас  ничего  не получилось.  Помоги  нам,  

пожалуйста.

Доктор  Айболит:  Чем  вы  лечили  Мишку?

Дети: Мы  поили  его  теплым   чаем  и  давали  таблетку.

Доктор    Айболит:    Да    я,    кажется,      знаю    еще      одно    хорошее  

средство  от  простуды   и  думаю,  что  оно  поможет.  Это  средство  

называется  мёдом.

А,  вы  слышали  о  таком  средстве,  что  вы  знаете  про  мёд?

Дети:  Мёд  вкусный  и   сладкий,  с  ним   можно   пить  чай,  его  

добавляют  в  выпечку:  торты  и  пряники.

Доктор  Айболит:  Правильно,  но  мёд  не  только  вкусен,  но   и  

полезен.  

Мёд  -  самое    хорошее    природное    лекарство.  Его    производят  

пчелы.  Для  того  чтобы  получить  мед,  пчела  должна облететь  

много,    много      цветов    и    собрать    с    них    нектар  -  сладкий    сок  

растения.  Опустившись  на  цветок,  пчела  опускает  свой  хоботок  

в  него  и  пьет  из   цветка  сладкий  нектар.  Этот  нектар  пчела  

несет  в  улей.  

- Ребята,  а  что  такое  улей?

Дети:  Это  жилище  пчел.

Доктор    Айболит:  Правильно,    улей  -  жилище    пчел,    устроенное  

человеком.    В    улье    пчела    складывает    нектар    в    соты.  (Показ  

картинок).  Так   в  сотах  получается  мед.  

Вы    представляете  ребята,  чтобы    получить    маленькую      баночку  

меда  (100  гр.    можно      показать    детям),    пчеле    необходимо  

облететь  1  миллион  цветов.  Вот  какой  трудолюбивый  «народ»  

пчелы.

Вы,    наверное,      устали    меня    слушать?      Давай    те    отдохнем    и  

сделаем    разминку,    она    тоже    поможет    вам    укрепить    свой  

организм,  и   вы  будете  здоровыми.

Физминутка:   «Медвежата»

Медвежата  в  чаще  жили,

Нежно,  радостно  дружили.            

(Дети  обнимаются,  жмут  друг  другу  руки  и  улыбаются)

Вот  так,  вот  так

Медвежата  те  дружили.

Мишки  фрукты  собирали

Дружно  яблоньку  качали.                

(Наклоны  вперед,  назад  с  вытянутыми  перед  собой рукам)

Вот  так,  вот  так

Дружно  яблоньку  качали.

Вперевалочку  ходили

И  из  речки воду  пили.    

(Ходьба  вперевалочку,  наклоны  вперед)  

Вот  так,  вот  так                                                      

Эти  мишки  воду  пили.

А  потом  они  плясали

К солнцу лапы поднимали                            

(Прыжки с поочередным подниманием  колен)

Вот  так,  вот  так                                                                    

К  солнцу  лапы  поднимали.                          

(Руки  поднимаются  вверх  и  опускаются  вниз)

Доктор  Айболит:  Отдохнули,   а  теперь  загадку  отгадайте:

Летит  мохнатенький

Летит  за  сладеньким.

Дети:  Пчела.

Доктор  Айболит:      Правильно    пчела.    А    пчелы    собирают  мед,

который    обладает    удивительными    питательными   и  лечебными  

свойствами.  В  нем  очень  много  микроэлементов,  витаминов  и  

веществ   которые  нужны  людям,  а  особенно  детям.    И  те  дети,  

которые  употребляют  в  пищу  мед,  быстрее  растут,  прибавляют  

в    весе,    меньше    капризничают,    лучше    спят,    а    еще      меньше  

простужаются  и  болеют.

Доктор  Айболит:   А  когда  вы  болели,  вам  мама  давала   чай  

или  молоко  с  медом.

Дети:  Да  мы  пили  чай  с  медом.

Доктор  Айболит:  Давайте   угостим  мишку  чаем  с  медом,  чтобы  

он   тоже  выздоровел.  

Педагог:    Доктор    Айболит,      ребята    посмотрите,    мишка    то  

повеселел,  заулыбался,   значит,  мед  помог  ему.    

А  я  вам  тоже  хочу  рассказать  про  мед.  Край,  в  котором  мы  с  

вами   живем,  богат  лесами,   полями  и  лугами.  И  поэтому   на  

Южный    Урал    собирают    много    сортов    мёда:  липовый,

гречишный,    подсолнечный,   луговой,   цветочный  -  собранный    

«Культура и быт башкирского народа»

Интеграция: познание, коммуникативная,

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.

Задачи: образовательные – продолжать  расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.

Развивающие – развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.

Воспитывающие – воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.

Материал и оборудование: макет юрты, иллюстрации….., кукла – джигит в башкирском костюме; музыкальный инструмент – кубыз, курай; предметы быта – пиала, медовница; вырезанные силуэты предметов: камзол, юрта, пиала, сапожок, фартук, медовница; вырезанные с детьми треугольники, квадраты, ромбы, полоски и другие элементы башкирского орнамента; клей, салфетка.

Виды деятельности: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, игровая, индивидуальная помощь, запись башкирских мелодий.

Ожидаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи; эмоционально реагирует на музыкальные произведения.

Ход занятия

Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.

 - На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).

 - Правильно, на кубызе. Показываю детям кубыз (рассматривание музыкального инструмента).

Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.

 - Как называется жилье башкир? (юрта).

 - Для чего нужна юрта? (жить в нем)

 - Из чего делали юрту? (из войлока….)

 - Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)

 - Чем украшали башкиры свои юрты? ( разными узорами)

 - Какие элементы использовали в узорах? ( полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).

 - Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? ( посуда, одежда, ковры и т.д).

 - Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.

 - Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.

 - На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.

Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.

Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.

Воспитатель хвалит детей за активное участие и  обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды: камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.

Предлагаю украсить выбранный силуэт предмета элементами башкирского орнамента соответственно его форме и назначению. Напоминаю последовательность выполнения, оказываю индивидуальную помощь. Во время самостоятельной работы детей звучит спокойная башкирская мелодия.

По окончании работы дети рассказывают джигиту Салавату, что и какими элементами они украсили, рассматривают и оценивают свои работы и работы сверстников, выбираем наиболее интересные узоры.

Игра «Юрта».

Игра «Липкие пеньки».

Рефлексия:

  • Что интересного вы узнали?
  • Какие игры играли?

А  какой  мед  на  вкус?  

Кто же  производит  мед?

Как  называется  дом  пчел?

Что  такое  нектар?

Во  что  складывает  пчела  нектар?

Ребята,  вы  молодцы  внимательно  меня  слушали  и  поэтому  все  

запомнили.

Доктор  Айболит:  Правильно  ведь  тот,  кто   употребляет  мед, тот  

всегда    будет    здоровым,    бодрым,    молодым    и      будет    жить  

долго-долго.  Но  мне  настала   пора  прощаться с  вами.

Лечу  я  маленьких  детей

Лечу  и  птичек  и  зверей

Я  вам  о  мёде  рассказал

Здоровья  я  вам  пожелал!

Мишка:  Ребята,  мне  тоже  пора  возвращаться   в  лес.  Спасибо  

вам   за  помощь.

Педагог:  Мишка,  мы  с  ребятами  дарим  тебе  бочонок  с  мёдом.  

Ты   угости  в  лесу   всех  своих  друзей  мёдом,  чтобы  они  никогда  

не  болели.

(Дети  прощаются  с  Доктором  Айболитом  и  Мишкой)

А    вы    ребята    расскажите    дома    мамам,    папам,    бабушкам    и  

дедушкам  о  том  кто  производит мед,  какой  бывает  мёд  и  о  

его лечебных  свойствах.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".

Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....

Культура и быт Башкирского народа

Знакомство детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа....

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Культура и быт башкирского народа

Закирова Радина Надимовна " Культура и быт башкирского народа" Цель занятия : продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.Задачи: продолжать...

Лэпбук «Культура и быт башкирского народа».

Лэпбук «Культура и быт башкирского народа».Цель: расширение кругозора, ознакомление детей с особенностями башкирскойнародной культурой, традициями, развитие памяти, творческого м...

Проект «Культуры и традиции башкирского народа» в старшей группе

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою родину....