Культура и быт башкирского народа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Закирова Радина Надимовна

 Закирова Радина Надимовна " Культура и быт башкирского народа" 

Цель занятия : продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.

Задачи: продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте,культуре; познакомить  с новыми назаниями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента. Занятие проходит в мини -музее детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_muzee.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в краеведческом мини - музее детского сада

Подготовительная  группа ( возраст 6-7  лет)

 Тема Культура и быт башкирского народа.

 Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.

Задачи: - продолжать  расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента; развивать творчество и эстетическое восприятие.

-Знакомить детей с народными промыслами: ткачество -ковроделием, вышивкой и войлоком , орнаментами и создания узоров;

-Знакомить с краеведческим мини- музеем детского сада, где собраны предметы убранства жилища башкирского народа с изделием декоративного ткачества: паласами, коврами, занавесами (шаршау, скатертями, войлочными изделиями;  

-закрепление цветов; воспитывать бережное отношение к культурным ценностям народа.

Материал и оборудование: краеведческий мини - музей детского сада №6 г.Нефтекамска; предметы быта; башкирский национальный костюм; аудиозапись башкирской музыки

Ход занятия

1.Организационный момент

- Посмотрите ребята – это национальный краеведческий мини- музей нашего детского сада.

- Ребята, посмотрите, как здесь красиво! (даю возможность рассмотреть)

2.Беседа о родном городе ,о Башкортостане.

-Ребята, вспомните, как называется наша республика (Башкортостан). 

-Как называется наш город? (Нефтекамск)

Наша республика многонациональная, в ней живут люди разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут здесь очень-очень давно. Здесь жили их предки. Может быть, кто-то из вас знает, как называли дома башкир? (правильно юрта- тирма) Вот как они выглядели (воспитатель показывает макет).

В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были предметы? Что можно было увидеть там? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную кухонную утварь, посуду.

Ребята, какая посуда у вас дома? Из чего она сделана? (из железа,, стекла, глины) А вот в домах у башкир бала посуда из кожи животных, в ней было удобнее перевозить кумыс (кислое молоко лошади). Из дерева были кадки, скалки, лопаточки, чаши для масла и меда, круглые большие блюда для подачи картофеля или гуся. Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар .( показ посуды)

Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи.

  Башкиры самый гостеприимный народ. Они любили встречать гостей и для них ставили белую юрту и готовили разные угощения : бишбармак, кымыз, корот, шурпа, сак-сак.  ( показ национальных блюд)

Пол выстилали коврами и паласами. 

3.Дидактическая игра «Башкирский ковер» ( 1 -2 детей)

- Ребята, какие фигуры башкиры использовали для украшения одежды, ковров, паласа ?

- Какие цвета использовали?

4.Физкультминутка «В нашей республике»

1.В нашей республике горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

5.Башкирская национальная игра «Юрта»

6.-В каждом доме был сундук. Ребята, кто может сказать, что было внутри сундука? Давайте ребята, посмотрим  старинный сундук. В сундуке национальные костюмы и украшения. (воспитатель открывает сундук и по очереди показывает) .

Зилян-надевали на платье, расклешенные в полах. Очень красиво выглядели женские Зиляне. Они были из бархата. из яркого сукна или шерсти на подкладке. Украшались вышивкой и аппликацией из разноцветных лент, полосок. Мужские Зиляне не украшались.

Камзол-верхняя одежда, безрукавная, приталенная. Мужские камзолы шили из темных тканей, женские более яркие. Украшались бисирами, монетами, кораллами.

Платье-платья были с длинными, широкими рукавами. Платья с оборками и украшены разноцветными лентами.

Тушелдерек-нательная женская одежда из ситца, куска с верхними завязками (вот так они надевались) .

Хакал-полуовальный нагрудник с нашитыми разнообразными монетами. Это нагрудное украшение.

Кашмау-женский головной убор, плотно облегающий голову, весь затылок закрыт серебряными монетами. От макушки спускается длинная лента из таких же монет.

Такие украшения не носят теперь в повседневной жизни, одевают только в праздниках. Башкиры- девушки и женщины, долгими зимними вечерами собирались вместе  и занимались рукоделием: вязали, вышивали, пряли и конечно же пели народные песни. Давайте, мы с вами споем песню «Ай,был,былым»

7.Исполнение песни «Ай, был ,былым»

8.Показ  башкирских музыкальных инструментов : курай и кубыз.

Слушание мелодии курая и кубыза.

 Башкиры самый гостеприимный народ. Они любили встречать гостей и для них ставили белую юрту и готовили разные угощения : бишбармак, кымыз, корот, шурпа, сак-сак. Ребята, я хочу вас угостить национальным башкирским блюдом «Сак- сак»

Итог занятия.

- Ребята, что нового мы сегодня узнали?

- Понравился ли вам наш мини- музей?

- Как называется дом у башкир?

- Какие музыкальные национальные инструменты есть у башкир?

- Ребята, я желаю ,чтобы вы знали и любили свой родной край, историю нашей Республики, чтоб берегли нашу родную природу и чтобы выросли достойными детьми нашей родной  республики Башкортостан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".

Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....

Культура и быт Башкирского народа

Знакомство детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа....

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Лэпбук «Культура и быт башкирского народа».

Лэпбук «Культура и быт башкирского народа».Цель: расширение кругозора, ознакомление детей с особенностями башкирскойнародной культурой, традициями, развитие памяти, творческого м...

Проект «Культуры и традиции башкирского народа» в старшей группе

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою родину....