Проект по обучению коми языка для младшей дошкольной группы.
проект (младшая группа)

Екимова Светлана Ивановна
Этот проект по обучению родного (коми ) языка с названием "Смешарики в коми деревне" поможет многим специалистам, педагогам младших дошкольных групп в своей работе. В этом проекте краткое описание и перспективное планирование на весь учебный год. А приложения к этому проекту: как дидактические игры, фольклорные произведения, и так далее, я отправлю чуть позже. Желаю всем удачи!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_smeshariki_-2016_2017.docx111.28 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект:

 « Смешарикъяслȍн олȍм коми деревняын!»

«Жизнь смешариков в коми деревне!»

Воспитатель:

Екимова С.И.

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является этнокультурное воспитание детей.

  Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления о другом  языке (Коми языке), об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином. Язык любого народа – уникальный памятник истории и культуры, имеющий важное значение и ценность для всего человечества. Язык – душа нации.  Родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине. 

В настоящее время активизировалась работа по обучению детей Коми языку, что является ярким показателем повышения самосознания коми народа. Безусловно, для развития Коми языка следует создать условия наибольшего благоприятные, для его освоения.

На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка  и семьи, особенно при изучении и обучении языку.

Современное образование ориентируется на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, на формирование у дошкольника  глубокого личностного мотива и стимула при изучении языка. Все это становиться возможным только при сотрудничестве педагога, ребенка и семьи. Детский сад и родители должны вместе способствовать созданию этих благоприятных условий, только тогда заявленные государственные стандарты станут реальностью.

Семья для дошкольника оказывает сильное, первостепенное  влияние на его личность и на его деятельность. Тем более что большая часть современных родителей проявляет искренний интерес к тому чему и как учат его ребенка. Педагогам, работающим с дошкольником, остается только этим воспользоваться и  пригласить родителей в союзники. Объединив усилия,  родители и педагог помогут  ребенку  раскрыть  и развить  нужные качества, которые помогут ему преодолеть все трудности, возникающие при изучении коми языка.

Паспорт проекта:

Вид проекта.

По тематике:   информационно- творческий.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Участники: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Возраст: дети второй младшей группы (3-4 лет).

Цель проекта:  Дать первоначальные знания основ коми языка.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Приобщатьдетей к коми разговорной речи.
2. Приобщать  детей к коми фольклору и коми народной музыке.

3. Прививать элементарные навыки устной речи на втором «Коми» языке. (понимание, говорение)

Развивающие:

1.Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2.Развивать познавательные и творческие способности.

3.Обогащать словарный запас ребенка.

4.Развивать эмоциональное восприятие к коми народной музыке в различных видах музыкальной деятельности.

5.Активизировать речевую деятельность в повседневной жизни.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к устной речи на втором «Коми» языке.

2.Воспитывать интерес к фольклору и музыкальной культуре коми народа.

3.Укрепить детско- родительские отношения.

Содержание проекта.

1. Приобщение детей второй младшей группы к коми разговорной речи.

  2. Знакомство с коми национальным фольклором, музыкальными инструментами.

3. Совместная деятельность детей и родителей.

Основные направления работы с детьми.

Организованные формы обучения на занятиях.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Развитие речи.

Художественная литература.

Изобразительная деятельность.

Игра.

Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта.

Развивающая среда в группе: Настольный кукольный театр смешариков, дидактические игры.

Коми музыкальные инструменты: шур-шар, зиль-зёль, пу-барабан, пу-паньяс, сярган.

Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, дидактические игры, альбомы, видеоматериал, презентации.

СД – диски с коми музыкой.

Технические средства: интерактивная доска, музыкальный центр,  компьютер, мультимедийная установка.

Предметы домашней утвари и коми  национальная одежда.

Сотрудничество с музеем с. Выльгорт.

Методическое сопровождение проекта.

Конспекты занятий, бесед, тематических  праздников, развлечений.

Консультативный материал для родителей.

Презентации.

Альбомы по темам проекта.

Ожидаемые результаты.

- Понимание детьми элементарных слов коми языка;

- Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о коми национальной культуре;

-  Развитие и обогащение музыкального опыта детей;

- Положительно-эмоциональное  отношение детей и родителей  к коми языку;

- Вовлечение каждого ребёнка и родителей  в творческую деятельность.

Социально – нравственная проблема:отсутствие интереса детей и их родителей к коми языку.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный.

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Подбор материала и иллюстраций.
  3. Подбор оборудования.
  4. Разработка занятий.
  5. Подбор материалов для оформления развивающей среды в группе и информационных уголков для родителей.
  6. Анкетирование родителей.
  7. Проведение диагностики –опроса с детьми. (на выявление знаний коми языка).

Основной.

  1. Проведение занятий с детьми.
  2. Организация детской деятельности по проекту в группе.
  3. Информационные стенды для родителей.
  4. Проведение праздников и развлечений с использованием коми фольклора, танцев с участием родителей.
  5. Проведение детско-родительского клуба (1 раз в квартал).

Заключительный.

  1. Выставка рисунков
  2. Оформление фотовыставки и презентация проекта.
  3. Подведение итогов проекта,  анкетирование родителей.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Мероприятия

Цели

Изучить методическую  литературу по теме: «Изучение коми языка детьми младшего дошкольного возраста».

- Изучить методические основы организационной работы по ознакомлению и изучению коми языка с детьми;

- подбор литературного  материала  для работы с детьми;

- подбор музыкального репертуара.

Разработать и провести начальную диагностику по знанию коми языка  у детей.

- Выявить детей понимающих коми разговорную речь.

Провести анкетирование родителей

Выявить отношение родителей к изучению коми языка.

Подбор пособий демонстративного материала, игрушек, книг, атрибутов.

 Создавать развивающую среду.

Оформление родительского уголка.

Информировать родителей о работе по проекту.

Основной этап:

                           Содержание.

  Сроки.

Тема «Наш детский сад».

  1. Консультация для родителей по теме «Важность обучения детейкоми языку».
  2. Знакомство с Крошем и разучивание коми слов приветствия и прощания в повседневной жизни. (бур асыв, бур лун, бур рыт, видза оланныд, чолöм, аддзысьлытöдз, аскиöдз).
  3. Слушание «Коми плясовой»(к.н.м.)
  4. Знакомство с коми национальным музыкальным инструментом«пу-барабан».
  5. Музыкальное приветствие «Бур лун».
  6. Знакомство и разучивание слов, обозначающих части тела, использование их в повседневной жизни и в режимных моментах..(ки, кияс, кок, кокъяс, син, синъяс, вом, ныр, пельяс, пель, юр)
  7. Знакомство и разучивание коми слов, обозначающих «девочку» и «мальчика». (нывка,зонка)
  8. Дополнять коми уголок атрибутами.
  9. Папка передвижка«Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).
  10. Подвижные игры «Пышкай», «Чибӧ, чибӧ».
  11.  Песня-игра «Кокъясӧн».

Сентябрь

Тема «Осень».

  1. Знакомство со смешариком Копатычем и разучивание коми слов, обозначающих овощи.(сёркни, свеклö, морков, кöчан, яблöг, öгуреч, помидор)
  2. Слушание песнина коми языке «Зиль зель».
  3. Знакомство и разучивание слов, обозначающих  явления природы (зэр и тöв), использование их в повседневной жизни и в режимных моментах.
  4. Дополнять коми уголок атрибутами.
  5. Папка передвижка«Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).
  6. Песня «Дождик» («Ичöт зэр»)
  7. Знакомство с коми музыкальным инструментом «Зиль-зёль»
  8. Разучивание музыкально- ритмических движений «Ветер и ветерок» («Тöв и ичöт тöв»)
  9. Разучивание коми считалки «öтик, кык, куим, нёль, коз пу вылö öшйис коль»
  10. Разучивание физминутки на коми языке«Киясöн ми клоп-клоп,

                                                                                           Кокъясöн ми топ-топ.

                                                                                                  Киясöн ми лэбзям,

                                                                                             Кокъясöн ми чеччам.»

  1.  Лепка на тему «Шаньга».
  2.  Подвижные игры «Самолёты» «Миян кöсйöмьяс» (« Наши желания»).
  3. Словесные игры «Повтори за мной» «Что я сказала?»
  4. Чтение коми фольклора «Восьминогая собака» «Кöч йöктö, йöктö…» «Катша-катша, китш-котш…»
  5. Прослушивание записи песни «Бордья Ва», «Шондĭбан».
  6. Игры на коми музыкальных инструментах.
  7. Изготовление лэпбука на тему «Зарни Ар».

Октябрь.

Тема: «Мой дом».

  1. Информационный уголок «Важность обучения коми языка в детском саду».
  2. Знакомство смешариком Совуньей и разучивание коми слов, связанных с домашним обиходом («керка», «пач», «пызан», «стул», «джодж дöра»).
  3. Знакомство и разучивание коми слов, связанных с домашними животными («порсь», «пон», «кань», «чибук», «чипан», «курӧг», «йӧр», «йӧрын», «увтӧ», «нявзӧ», «гӧрдлӧ», «котсьӧ», «кокасьӧ», «кашкӧ»).
  4. Слушание коми песни «Пачö».
  5. Дополнять коми уголок атрибутами.
  6. Папка передвижка«Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).
  7. Песни«Лэптам керка», «Пемӧсъяслӧн горзӧм».
  8. Знакомство с коми музыкальным инструментом «Сярган».

7. Пляска «Шондĭбанöй»(«Солнцеликое»)

8. Подвижные игры «Корсям чача».(«Найдём игрушку»), «Пышкай», «Миян кӧсйӧмьяс», «Тӧдмасьӧм».

9.  Детско- родительский клуб . Тема «Менам керка». ( Мой дом).

10. Изготовление лэпбука «Менам керка».

Ноябрь.

Тема: «Зима. Новый год»

  1. Знакомство с смешариком Лосяшем и разучивание коми слов, связанных с зимой ( зима, снег, снежинка, снежный комок, снеговик) («лым», «лым чир», «лым мач». «тӧв», «кӧдзыд», «лымморт»).
  2. Знакомство и разучивание коми слов, связанных с праздником с Новым годом ( Новый год, Дед Мороз, ёлка, игрушки, Снегурочка) («Выль во», «Кӧдзыд пӧль», «коз», «чачаяс», «Лымныв»)
  3. Слушание коми песни «Кöдзыд пöль ».
  4. Дополнять коми уголок атрибутами.
  5. Папка передвижка«Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).
  6. Песня «Лым мач» («Снежный ком»).
  7. Знакомство с коми музыкальным инструментом «Тутш- тотш».
  8. Танец «Лым чирьяс»(«Снежинки»)
  9. Изготовление лэпбука на тему «Кӧдзыд тӧв».

Декабрь.

Тема: «Братья наши меньшие», «Зима».

  1. Песня «Гортса пемöсъслöн горзöм». («Голоса домашних животных».)
  2. Знакомство с коми музыкальным инструментом «тотш-код-чан».
  3. Слушание песни «Каньпи» («Котёнок»).
  4. Музыкально-ритмические движения «Пляска зверей».
  5. Папка передвижка«Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).
  6. Дополнять коми уголок атрибутами.
  7. Детско-родительский клуб «Мича тöв!» («Красивая зима»).

Январь.

Тема: « Народная культура и традиции».

1.Слушание песни «Оленёнок» («Кöрпи»).

2.Музыкально-ритмические движения «Танец оленей»

3.Песня «Мыйла бöрдö ичöт Вань?» («Почему плачет маленький Ваня?»).

4.Игра на коми музыкальных инструментах  (тутш-тотш, пу-барабан, зиль-зёль, тотш-код-чан).

5. П.П  «Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).

6.Дополнять коми уголок атрибутами.

7.Детско- родительский клуб. Тема «Волöй гöстьяс миянö».

( Приходите в гости к нам).

Февраль

Тема: «»Мамочка милая, мама моя».

1.Слушание песни «Баю, бай, менам пиук» («Баю, бай, мой сыночек»).

2.Музыкально-ритмические движения «Пляска с платочками»

 (к. н. м.).

3.Песня «Баю,баю,баю.»

4. Знакомство с коми музыкальным инструментом «Шур- шар»

5. П.П  «Велöдöй миянкöд» ( учите с нами)

6.Дополнять коми уголок атрибутами.

7.Детско-родительский клуб «Менам мамук» («Моя мамочка»).

Март.

Тема: «Весна».

1.Слушание песни «Борган шор» («Журчащий ручеёк»).

2.Музыкально-ритмические движения «Ручеёк» (к. н. м.).

3.Песня « Ичöт шор» («Маленький ручеёк»)

4. Игра на коми музыкальных инструментах(шур- шар, зиль-зёль) «Тулысса мойд» («Весенняя сказка»).

5. П.П  «Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).

6.Дополнять коми уголок атрибутами.

7. Детско-родительский клуб «Гажа тулыс».

Апрель.

Тема: «Скоро лето».

1.Слушание песни «Ода- кора тöлысь лун» («Майский день»)

2.Пляска «Веночек» («Юркытш»).

3.Песня « Жук» («Гаг»)

4. . Знакомство с коми музыкальным инструментом «Сера палич».

5. Папка передвижка  «Велöдöй миянкöд» ( учите с нами).

6.Дополнять коми уголок атрибутами.

7.Детско- родительский клуб. Тема «Волöй гöстьяс миянö».

( Приходите в гости к нам).

Май.

3 этап – Заключительный.

  1. Выставка рисунков
  2. Оформление фотовыставки и презентация проекта.
  3. Подведение итогов проекта,  анкетирование родителей.

Детско-родительский клуб  «Менам керка».

                          «Мой дом».  

Дети и родители входят в зал под коми народную музыку. Зал оформлен в стиле коми подворья.

Вед. Ребята, посмотрите, сколько гостей в музыкальном зале. Что нам нужно сделать? Конечно, поздороваться. Видза оланыд, гӧстьяс! Здравствуйте, гости! Сегодня я предлагаю вам съездить в Коми деревню. Вы согласны? На чем нам лучше поехать? (варианты детей и родителей)  Отправляемся в гости на машинах. Машинаяс вылын. Поехали!

(слайд №1).

(под коми музыку все «едут», пропевая «Би-би-би», преодолевая ямки, лужи, смотрят вперед, замечая деревню

(слайд №2)

Вед. Вот мы приехали. Вот ми и воим. Какая красивая деревня!Кутшöм мича коми деревня! Смотрите, рядом дом стоит. Видзöдöй, орчöн керка сулалö.  Постучимся в дом: «Тотшкöдчам керкаö:    «Хозяева, открывайте. К вам гости пожаловали». Кöзяинъяс, восьтö. Тĭян дорö гöсьяс воисны.

Никто не открывает. Посмотрите, тут лежат музыкальные инструменты. Вы знаете, как они называются? (пу-барабан, зиль- зель, шур-шар, сярган ) Нужно сыграть на них, может хозяин и выйдет. Колö ворсыштыны на вылын, вермас кöзяин и петны.  Поиграем? Ворсыштам?

(дети и родители играют на муз. инструментах, в окошко выглядывает Крош)

Крош.Видза оланныд, дона гöсьяс! Здравствуйте, гости дорогие! Менö шуöны Крош. Меня зовут Крош. А тĭ кодĭ?А вы кто?

(дети и родители предствляются Ми челядь и родительяс. )

Крош. Я хочу с вами познакомиться. Ме кöсъя тĭкöд тöдмасьны. (выходит их домика)

Игра   «Тӧдмасьӧм» («Знакомство»).

(под музыку передается игрушка Крош, с окончанием музыки игрок, у которого оказалась игрушка, называет свое имя -----)

Крош. Теперь давайте поприветствуем друг друга. Ȍнĭ вайö чолöмалам ёрта- ёртнымöс.

Приветствие «Бур лун» («Добрый день»)

Крош. Ме ордын олöны гортса пемöсъяс. У меня живут домашние животные. Ме найöс ёна радейта!Я их очень люблю! Посмотрите на моих любимых животных. Видзöдлöй менам радейтана пемöсъяс вылö

(Слайды №3,4,5,6,7)

(дети и родители называют животных, изображенных на экране: собака(пон), кот (кань), жеребенок (чибук. чань), курица (чипан, курöг), свинья (порсь).

Найö менö гажöдасны асланыс сьыланкывнаныс, а нöшта на кужасны йöктыны. Они меня веселят своими песнями, а еще умеют танцевать. Интересно, вы знаете как они поют и танцуют? Сейчас проверим. Ȍнĭ видзöдлам.

Песня «Пемὃсъъяслὃн гор зὃм». («Голоса животных»)

 (Дети и родители изображают движения домашних животных, исполняя песню)

Крош. Молодечъяс! Медым коми керкаын и тĭян гортын вöлĭ  вексö ставыс бур, колö кутны  аканьяс-оберегъяс. Чтобы в коми избе и в вашем доме было всегда все хорошо,  необходима  акань-оберег. Менам выйым акань. У меня есть акань. Эта куколка будет оберегать ваш дом от бед и неприятностей. Тайö аканьыс кутас видзны тĭян гортъяснытö став лёксьыс и неминучаысь. Я научу вас ее сделать, хотите? Ме тĭянöс öнĭ велöда, кöсъяныд?

(Слайд№8)

Изготовление акань-оберега (под звучание коми песен).

Крош. Коми традиция кузя гöсьяс мунöны гажа йöктöм бöрти. По коми традиции гости расходятся после веселого танца. Медся радейтана йöктöм миян коми деревняын «Шондĭбанöй». Самый любимый танец в нашей коми деревне «Шондiбанὃй».

(Крош,дети и родители танцуют с акань- оберегами).

Вед. Нам пора отправляться обратно. Аддзысьлытӧдз, Крош. Аттьö.?

Крош. Аддзысьлытӧдз, челядь и мамьяс!???

Вед. Садимся в машины и поехали. Мöдöдчамöй.

(под коми музыку дети и родители «едут» домой»)

Вед. Вам понравилась  наша поездка. Чему научил нас Крош? Покажем нашим гостям обереги. Как они называются? Акань-оберег. Все очень старались, и теперь вас оберегать будут акань???, которых вы сделали сами. Попрощаемся с гостями. Аддзысьлытӧдз, дона гӧстьяс!

(дети и родители уходят в группу)

Детско-родительский клуб  «Мича тὂв!» («Красивая зима!»)

Вед. Видза оланыд! Слышите, как за окном воет вьюга, на улице холодно. Интересно, что делают наши друзья  смешарики в коми деревне? Может, съездим к ним, проведаем? Как же нам добраться до деревни? (варианты детей и родителей) Отправимся на снегоходах.  Готовы?  Тогда -  в путь.

(под коми музыку дети и родители «едут» на снегоходах)

Вед. Вот мы и на месте. Постучимся в домик? Тук, тук, хозяин, гости пришли.

Крош. Здравствуйте, гости. Как хорошо, что вы пожаловали .Проходите в избу скорее, согрейтесь с дороги.  Представляете, смотрю я сегодня утром в окно, а на стекле кто-то за ночь нарисовал удивительный узор (показывает на окно). Солнце коснулось его лучами, и он стал сверкать золотом и серебром. Красота!  Кто же нарисовал этот узор?

(Предположения детей и родителей)

Рассмотрим узоры. Постараемся найти отгадки.

Вырос лес,

Белый весь.

На коне в него не въехать

И пешком не войти.   (Зимний узор на окне.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.   (Мороз.)

А эта загадка для родителей.

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И нам стоять не велит.   (Мороз.)

Крош. Молодцы, отгадали загадки. Так, значит, это мороз такой художник. А я думал, что от него только холод. В мороз и на улицу не выйти.

Вед. Крош,  хочешь мы тебя научим зимнему танцу «Мороз у ворот»?

Танец «Мороз у ворот».

• Хлопок в ладоши, топаем левой ногой, хлопок в ладоши, топаем правой ногой.

• Хлопок в ладоши, прыжок, хлопок по коленям, приседание.

• Хлопок в ладоши, хлопок по коленям, приседание.

Крош. Замечательный танец, я научу так танцевать своих друзей. Зимой у нас в деревне много дел. Нужно снег почистить, печку затопить. Однажды мы с друзьями чистили снег и у нас получились странные фигуры. Помогите разобраться, что за фигуры?

(Детям и родителям раздаются рисунки и карандаши. Выполняется задание «Дорисуй фигуру». Затем родители называют на коми языке получившиеся фигуры.)

http://razdeti.ru/images/158.jpg

Вед. Какие интересные фигуры получились из снега. Крош, мы для тебя споем песню «Лым мач». Дети, как называется песня в переводе на русский? (снежный ком)

Песня «Лым мач» («Снежный ком»).

Крош. У нас в деревне есть любимая игра. Поиграем?

«Игра в снежки».

Крош. Удивительное время зима — на окнах появляются рисунки, деревья сами собой одеваются в белые шубы, люди на улицах танцуют, за несколько минут можно вылепить снеговика и даже слона! Но скоро зима закончиться и снег растает. Мне так хочется даже летом любоваться деревней зимой.

Вед. Крош, мы тебе поможем. Сделаем  макет коми деревни зимой.

(дети и родители изготавливают макет)

Крош. Спасибо, мне очень нравится!

Вед. Теперь, Крош, нам пора возвращаться.

Крош. Давайте еще раз станцуем танец «Мороз у ворот».

Танец «Мороз у ворот».

(дети и родители прощаются и «уезжают домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие интереса к занятиям по обучению коми языку"

Развитие интереса к занятиям по обучению коми языку...

Проект по приобщению дошкольников и их родителей к Коми культуре и обучению коми языку "Люби и знай язык родной"

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)...

Рабочая тетрадь по обучению коми языку для воспитанников старшего дошкольного возраста Посуда

Рабочая тетрадь предназначена для изучения и закрепления значений коми слов по теме "Посуда"...

Сборник практического материла по коми региональному компоненту: сценарии сказок, игры, сценки на коми языке для детей дошкольного возраста.

Сценарии, сценки, игры из опыта работы музыкального руководителя  при приобщении детей дошкольного возраста к разговорной коми речи. Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям дет...

Конспекты занятий по обучению коми языка в старшей подготовительной группе

        Конспекты занятий по обучению второго (коми) языка для детей старшей группы. Они помогут педагогам детских садов, обучающими коми язык, проводить комплексные занятия...