Программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора "Фольклор детям"
рабочая программа (старшая группа)

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной программы дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_-_detyam.docx116.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Программа по развитию  музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0408/000dac1f-116a5345/hello_html_m4a8d957d.jpg

Автор:

Музыкальный руководитель

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Содержание

1. Пояснительная записка.........................................................................................................3

2.Теоретические основы развития способностей детей средствами музыкального фольклора...................................................................................................................................7

2.1 Развития музыкального фольклора...................................................................................8

2.2 Роль фольклора в формировании личности ребенка.......................................................8

2.3 Календарный фольклор......................................................................................................9

2.4 Потешный фольклор.........................................................................................................10

2.5 Игровой фольклор.............................................................................................................11

3. Содержание программы кружка "Фольклор - детям".......................................................12

4. Учебно - тематический план на 1 год обучения..............................................................14

5. Учебно - тематический план на 2 год обучения..............................................................15

6. Учебно - тематический план на 3 год обучения..............................................................16

7.Педагогическая диагностикапо развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора...................................................................17

8. Тематический план детских календарных праздников и обрядов.................................19

9. Описание опыта использование данной программы.......................................................20

10. Методическая литература................................................................................................22

        

  1. Пояснительная записка.

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  общеобразовательная программа МАДОУ ДСКВ «Солнышко» включает в себя региональный компонент. Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края.Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь в его содержании – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека.

Программа фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования "Радуга" Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновас учётом авторской программы “Ладушки” И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д. Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной программы дошкольного учреждения.

Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 4 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно - здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Педагогическую значимость программы мы видим в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов.

Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

         Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется эмоциональность дошкольников. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Цель программы является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора в процессе различных видах деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  2. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  3. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

Развивающие:

  1. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  2.  Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  3.  Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  4. Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные:

  1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  2. Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  3. Воспитывать в детях толерантность.

Интерес и любовь к народному фольклору нужно воспитывать, поэтому в работе с детьми использовать методы:

  1. Исполнение и разучивание произведений русского фольклора.
  2. Слушание народной музыки.
  3. Чтение книг и сказок как путь накопление знаний о народном творчестве.
  4. Пение различных упражнений, песенок - попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
  5. Музыкально – игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный прием.

Отбирая фольклорный репертуар для работы с детьми, опираться на следующие принципы:

  1. Художественная ценность.
  2. Доступность для воспроизведения детьми.
  3. Доступность по эмоционально-образному содержанию.

Виды деятельности по приобщению детей к фольклору:

  1. Восприятие и исполнительство.
  2. Игры.
  3. Музыкально-образовательной деятельности.

Организация работы кружка:

Программа «Фольклор - детям» имеет следующие разделы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Основные формы работы: групповые и индивидуальные занятия, сводные репетиции.

Структура занятия:
1. Вход и расположение детей для исполнения.
2. Музыкально – ритмических движений.
3. Распевание .
4. Разучивание новой песни .
5. Закрепление или повторение уже знакомой песни.
6. Знакомство с народным творчеством (слушание ).
7. Игра на детских шумовых инструментах .
8. Подвижная игра.
9. Выход из игры.

Режим занятий:Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия  -  20 мин. (средний дошкольный возраст), - 25 мин. (старший дошкольный возраст), - 30 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 15человек.Программой предусмотрено проведение:

– тематических занятий – 40;

– доминантных занятий – 20.

Формы подведения итога реализации программы:

  1. Участие  детей в творческих конкурсах и фестивалях различного уровня;
  2. Участие в отчетных концертах и мероприятиях;
  3. Проведение календарных русских народных праздников;
  4. Проведение открытых занятий для родителей и педагогов.

Взаимодействие со специалистами и родителями: работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:  к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам, участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Методические рекомендации к реализации программы: данная программа рекомендована воспитателям и  музыкальным руководителям детских садов, а также педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.

Необходимые условия реализации программы: специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

2.Теоретические основы развития способностей детей средствами музыкального фольклора.

Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, живущих до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали таких понятий.

Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое значение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.

Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства».

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

2.1 Развитие музыкального фольклора.

На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в переводе с английского - «народная мудрость», «народное знание») - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).

Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.

Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора активно писали о «новой фольклорной волне» в искусстве, а в частности в музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, «но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся». Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. «Развитый художественный вкус - ключ, открывающий двери в область прекрасного... в воспитании музыкального вкуса народно-песенная классика может сыграть крупнейшую роль».

2.2 Роль фольклора в формировании личности ребенка.

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») - это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

Интересно отметить, что целый пласт имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры - это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающие элемент игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху - превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:

  • познавательную;
  • физического развития личности;
  • импровизационно-творческую;
  • организационно-деятельную.

Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое.   Уроки изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь, акварель).

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности - и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

2.3 Календарный фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышенность порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это, прежде всего, игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен-пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые в наше время сложно - егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанных конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение «ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличками примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

2.4 Потешный фольклор.

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки - короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждает интерес к новым словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики - чики - чикалочки), ударам колокола (дон - дон, дили-бом).

2.5 Игровой фольклор.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».

Г.Науменко разделил игры на три основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, «Игровые прелюдии», имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями.

3. Содержание программы кружка"Фольклор - детям"

Раздел I.

«Детский музыкальный фольклор»

ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел II.

«Народные песни»

ТЕМА 1. «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

ТЕМА 2. «Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

ТЕМА 3. «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

Раздел III.

«Игровой фольклор»

ТЕМА 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел IV.

«Хоровод»

ТЕМА 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел V.

«Игра на детских музыкальных инструментах»

ТЕМА 1. «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

ТЕМА 2. «Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

4. Учебно – тематический план

кружковой работы с детьми 4 – 5 лет

Тема занятия

Кол-во часов

Теор. часть

Практ. часть

1.«Репка»

2.«Рябинник» – посиделки с мамами

3.«Осенние хлопоты»

4.«Сделал дело – гуляй смело»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

5.«Теремок»

6.«В гости к Лесовичку»

7.«У бабушки Натальи» – праздник

8.«Сошьём Дуне сарафан»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

20 мин.

20 мин.

15 мин.

9.«В хороводе были мы»

10.«Кузьминки»

11.«Ярмарка игрушек»

12.«При матушке добро»

10 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

15 мин.

20 мин.

13.«Здравствуй, зимушка –  зима»

14.«Весёлый оркестр»

15.«В гости к Снегурочке»

16.«Новый год у ворот»

10 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

15 мин.

15 мин.

20 мин.

20 мин.

17.«На пороге – коляда»

18.«Святки» – развлечение

19.«Рукавичка»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

15 мин.

20 мин.

20 мин.

20.«Чудо –  балалайка»

21.«Красна песня ладом»

22.«Заяц белый, куда бегал?»

23.«Ой, блиночки мои»

10 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

15 мин.

15 мин.

20 мин.

20 мин.

24.«Проводы зимы»

25.«Колыбельная песенка»

26.«Заюшкина избушка»

27.«Грач на горе, весна на дворе

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

15 мин.

28.«Поскорее подрастай, да к работе поспевай!»

29.«Птицы летите, весну несите

30.«Сороки»

31.«Пасха»

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

15 мин.

32.«На зелёном, на лугу»

33.«Весёлые звоночки»

34.«Учиться всегда пригодится»

– праздник речи.

35.«В гостях у сказки»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

Итого:

4 ч. 10мин.

10 ч. 25 мин.

5. Учебно – тематический план
кружковой работы с детьми 5 – 6 лет

Тема занятия

Кол-во часов

Теор. часть

Практ.часть

1.«Брусничный пирог»

2.«Гармошечка–говорушечка» – посиделки с мамами

3.«Ах, капустка моя»

4.«Всякому делу своя пора»

10 мин.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

15 мин.

35 мин.

20 мин.

15 мин.

5.«Где был, Иванушка?»

6.«Закружись, наш хоровод»

7.«Хлеб – всему голова»

8.«В гости к Осени» – праздник

5 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

15 мин.

35 мин.

9.«Сказка к нам пришла»-представление для малышей

10.«Кузьминки – об осени поминки»

11.«Добро делать спешить надобно»

12.«Матушка родимая» – развлечение с мамами

5 мин.

10 мин.

10 мин.

5 мин.

20 мин.

30 мин.

15 мин.

35 мин.

13.«Здравствуй, зимушка –зима»

14.«Ходит сон по лавочке» – посиделки с мамами

15.«Зимняя карусель»

16.«Новый год у ворот» – праздник

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

35 мин.

20 мин.

40 мин.

17.«На пороге – коляда»

18.«Святки» – развлечение

19.«Праздник валенка»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

15 мин.

35 мин.

35 мин.

20.«Весёлые частушки»

21.«Богатыри» – развлечение с папами.

22.«Смех и веселье»

23.«Блины русские»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

35 мин.

20 мин

20 мин.

24.«Гостьюшка годовая»

25.«Семья в куче, не страшна и туча»

26.«Василиса – краса»

27.«Прялица»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

35 мин.

20 мин.

15 мин.

28.«Чудеса – кудеса»

29.«Птицы летите, весну несите»

30.«Сороки»

31.«Пасхальное яичко» – сказка для малышей

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

15 мин.

35 мин.

20 мин.

32.«Весну привечаем – игры затеваем»

33.«Дорога не ешка, дорога потешка»

34.«Русская песня»

35.«Встреча у околицы» – концерт для родителей

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

35 мин.

Итого:

3 ч. 45 мин.

 13 ч. 40 мин.

6. Учебно – тематический план

кружковой работы для детей 6 -7 лет

Тема занятия

Кол-во часов

Теор. часть

Практ.часть

1.«Труд и наука – брат и сестра»

2.«Жихарка» – инсценировка для детей средней группы

3.«У наших ворот всегда хоровод»

4.«Листопадничек» – интегрир. занятие

10 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

20 мин.

25 мин.

25 мин.

20 мин.

5.«Осенние посиделки» – развлечение

6.«Покров»

7.«Как у нашей Дуни»

8.«Октябрь – свадебник»

5 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

35 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

9.«Сказка к нам пришла» – представление

для средней группы.

10.«Кузьма  –  Демьян»

11.Варежковый театр – занятие с мамами

12.«Матушка родимая» – развлечение с мамами

5 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

25 мин.

30 мин.

25 мин.

35 мин.

13.«Зимушка – сударушка»

14.«Шуба да кафтан»

15.«Спиридон –  Солнцеворот» – театр бибабо для средней группы.

16.«Новый год у ворот» – праздник

10 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

25 мин.

25 мин.

30 мин.

30 мин.

17.«На пороге – коляда»

18.«Страшные вечера» – развлечение

19.«Праздник валенка»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

25 мин.

35 мин.

35 мин.

20.«В гостях у домового»

21.«Игры молодецкие» – с папами.

22.«Без песен мир тесен»

23.«Ждём весну»

5 мин.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

30 мин.

35 мин.

25 мин.

25 мин.

24.«Как на масленой неделе»

25.«Марья –  искусница» – занятие с мамами

26.«Сорок птах»

27.«Птицы летите, весну несите»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

25 мин.

28.«Дуйте в дудки…»

29.«Красна речь поговоркою»

30.«Верба –  вербочка»

31.«Пасхальный перезвон»

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

32.«Весну привечаем – игры затеваем»

33.«Приходите в гости к нам» –  концерт

для детей и взрослых

5 мин.

5 мин.

30 мин.

30 мин.

Итого:

4 ч. 05 мин.

14 ч. 55 мин.

7. Педагогическая диагностикапо развитию  музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора.

Контроль усвоения программы воспитанникамипроводится на обобщающих занятиях в конце каждого полугодия и на отчетном концерте коллектива в конце учебного года. Способы проверки усвоения программы: педагогическое прослушивание и наблюдение, педагогический анализ и самоанализ выступлений.

Результаты диагностики фиксируются в диагностической карте по десятибалльной шкале, где “10” - оптимальный уровень знаний, умений и навыков, “1” - низкий уровень знаний, умений и навыков.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ   КАРТА ВОСПИТАННИКА  

Педагог ____________________

Воспитанник ________________

№/№

п/п

Параметры оценки качества

ЗУН

воспитанника

Оценочные показатели на начало и  конец учебного года

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

нач. года

конец года

нач. года

конец года

нач. года

конец года

Владение  певческим голосом

Чистота и точность интонирования

Владение навыком варьирования напева

Владение фольклорной хореографией

Умение воплощать фольклорный материал в ансамбле

Владение народными инструментами

Теоретические знания

Участие в концертах и массовых мероприятиях

Участие в конкурсах, наличие дипломов и призов

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:        

4-5 лет

  1. Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
  2. Уметь переходить от разговорной к певческой интонации;
  3. Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях;
  4. Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
  5. Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне;
  6. Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию;
  7. Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них;
  8. Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым;
  9. Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

5-6 лет

  1. Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
  2. Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать народные песни;
  3. Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  4. Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха);
  5. Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
  6. Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре;
  7. Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию;
  8. Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске;
  9. Оказывать помощь сверстникам и взрослым;
  10. Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками, внимание и заботу к близким;
  11. Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
  12. Передавать полученные знания малышам.

6-7 лет.

  1. Показ сценокслюбымвидом театра, уметь импровизировать;
  2. Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора;
  3. Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом;
  4. Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
  5. Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией;
  6. Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста», «ниточка с иголочкой»;
  7. Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень);
  8. Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
  9. Передавать полученный опыт малышам.

8. Тематический план детскихкалендарных праздников и обрядов

Сентябрь-летопроводец -

Семен - летопроводец (14.09), Петр-Павел - рябинники (23.09). Жнивные обряды: оспоженки, овсяницы.

 Пословицы, поговорки, загадки о хлебе, урожае. Народные игры, хороводы. Сказки о животных.

Октябрь-грязник -

Ерофей - мученик (11.10): проделки лешего - сказки и поверья. Праздник урожая «Осенины».

Ноябрь-ледень -

Сорчий праздник (01.11), Кузьминки - встреча зимы (14.11): пословицы, поговорки, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. Святочные обряды колядования и засевания. Зимние святочные игры, песни, пляски. Колядки, овсени, виноградья. Сказки про зверей.

Декабрь-стужайло -

Катерина - санница (07.12), Спиридон - солнцеворот (25.12) - заклички солнца. Новогодний праздник «Рождество Христово»: театрализованное обрядовое действие. История русского народного костюма. Многообразие и разнообразие народного костюма, региональные особенности. Различия женского и мужского костюма. Детская одежда.

Январь-просинец -

Январь Новолетье открывает. День памяти Ильи Муромца. Богатырские сказки, былины. Празднование «Святок», крещенский сочельник, подготовка к Масленице. Рассказы о масленичных обрядах. Символика ручной вышивки, обереги дома.

Февраль-сечень -

Сретение (15.02): встреча зимы с летом. Починки: подготовка хозяйства к весне, лету. Масленичные игры, песни, пляски. Праздник «Широкая Масленица»: театрализованное обрядовое действие, «Лакомка» - чаепитие с блинами.

Март-протальник -

Тимофей - весновей (06.03). Грачевники (17.03) - рассказы о кикиморах. Весеннее равноденствие, Сороки (22.03): обычаи, поверья. Поговорки, приметы, загадки о весне.  Заклички  жаворонков.  Поделки  из глины, выпечка из теста.

Апрель-снегогон -

«1 апрель - никому не верь»: дразнилки, мирилки,   перевертыши, докучные сказки,частушки. Благовещение (07.04) - обряд освобождения птиц. Сказка о встрече солнца с месяцем. Весенние хороводы, песни, игры. «Красная горка» - театрализованное обрядовое действие, выставка народных игрушек, детских поделок и рисунков.

Май-травень -

Ведьмины хороводы (05.05), Егорий - вешний (06.05): праздник пастухов. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки. Знакомство с обрядом русской свадьбы, гостьбы. Семицко - троицкие ритуалы. Символика ритуальной еды. «Семик»: театрализованное обрядовое действие. Обзор календарных особенностей летних месяцев.

9. Описание опыта использование данной программы.

В результате использования данной программы, мы можем проследить положительную динамику с 48 % до 92 %. В ходе работы у детей сформировались: по средствам музыкального фольклора, исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования, самостоятельность, инициатива и импровизационные способности у детей, музыкальные способности (чувство ритма, ладовая чувство, музыкально - слуховые представления). У детей повысился общекультурный уровень, возросла творческая активность.

В рамках данной программы нами были реализованы проекты:  "Встречаем масленницу", "Забавушка", "Русский Валенок", "Коляда", "Русские узоры", "Русская матрешка", что позволило достичь оптимального результата за минимальное количество часов.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи с семьей, предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Использование как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников: "Праздник народных игр", кафе "Чайный дворик", Вечер семейного отдыха "Все начинается с любви", интегрированное мероприятие "Всех люблю, пирожками угощу", Игровой конкурс "Я и Мама", Семейный праздник "давайте познакомимся",«Русские посиделки», «Ярмарка», "Широкая масленица", "Коляда, коляда!", «1 апрель - никому не верь», "Осенины", «Рождество Христово» (театрализованное обрядовое действие),помогает в установление доверительных и партнерских отношений с родителями, способствует развитию традиций домашнего музицирования.

Опыт практических результатов программы транслируем в рамках городского методического объединения, городских теоретико - практических семинарах, на педагогических советов, круглых столах ДОУ. Публикация методических разработок в сетевом сообществе образования Югры "Школеги", на собственных страницах международных образовательных порталах: nsportal.ru, maaam.ru, а также создан канал на видеохостингеyoutybe.ru, при помощи которого делюсь своими наработками в видеоформате.(Семинар - практикум " Изготовление и использование шумовых инструментов в развивающей среде"; Открытый просмотр кружковой работы "Музыкальные инструменты и игрушки"; Выступление на городском семинаре - практикуме"Развитию  музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора"; Открытое занятие на городском семинаре "Музыкальный сундучок"; публикации  на окружном сайте www.shkollegi. ruконсультация для педагогов "Развитие речи средствами музыки".)

Воспитанники кружка "Фольклор - детям!" являются участниками конкурсов как городских так и окружных уровней, результатами которых являются призовые места.

Городской фестиваль - конкурс  детского и юношеского конкурса "Планета творчества" номинация "Инструментальное исполнительство" - Ансамбль  "Ложкари" , ГРАН - ПРИ.

Городской фестиваль - конкурс  детского и юношеского конкурса "Планета творчества" номинация "Вокальное исполнительство" - Ансамбль  "Забавушка",II место.

Городской фестиваль - конкурс  детского и юношеского конкурса "Живая память поколений" номинация "Инструментальное исполнительство" - Ансамбль  "Ложкари",Iместо.

Городской фестиваль - конкурс  детского и юношеского конкурса "Территория кинодества" номинация "Инструментальное исполнительство" - Ансамбль  "Ложкари", ГРАН - ПРИ;  ансамбль "Веселый оркестр", Iместо;

Всероссийский творческий конкурс "Солнечный свет", номинация "Хореография" - ансамбль "Настроение" , II место,

Международный заочный конкурс "Солнечный свет",  номинация "Музыкальное исполнительство" - ансамбль "Забавушка" , I место.

Проект «Встречаем масленицу» принимал участие в окружном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя»,  проект «Забавушка» был участником городского конкурса проектов в сфере культуры, образования и молодежной политики «Творчество».

10. Методическая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, М., 2013
  2. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
  3. И. Каплунова, И. Новоскольцева "Ладушки" Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста -  М. : Просвещение, 2010.
  4. БардинаП.Е  Жили - были. -  Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
  5. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
  6. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
  7. Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
  9. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
  10. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
  11. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
  12. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
  13. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
  14. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
  15. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
  16. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
  17. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
  18. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
  19. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
  20. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов.композитор, - 1988г.- 190с.
  21. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
  22. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
  23. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
  24. Посвянская Н.П. От зимы до осени. -  М.: Детская литература -1979г.-286с.
  25. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  26. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
  27. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
  28. Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
  29. Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.
  30. Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Пуантилизм для детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».Задачи в работе с детьми:- познакомить детей и родителей среднего дошкольного возраста с нетрадиционным течени...

Консультации «Агрессия, злость и жестокость детей дошкольного возраста» для родителей детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет

Консультация поможет повысить педагогическую культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.Профилактика детской агрессии....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....