Минипроект «МАСЛЕНИЦА» (Саврни, чувашский) для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Львова Татьяна Владимировна

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.  Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы. В Чувашии тоже справляли праздник проводов зимы и встречи весны – Саварни. Изначально праздник продолжался две недели. Со временем этот праздник совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx248.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района Чувашской Республики

МИНИПРОЕКТ «Масленица»

для детей подготовительной группы

Разработала:

воспитатель Львова Т.В.

с. Моргауши, 2020г.

МИНИПРОЕКТ «Масленица» для детей подготовительной группы

Проблема проекта

 Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Во время рассматривания репродукций картин о весне, о масленице, дети заинтересовались, а что такое «масленица?» Тогда возникла идея проекта «Широкая Масленица».

Актуальность:

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.  Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В Чувашии тоже справляли праздник проводов зимы и встречи весны – +ёварни. Изначально праздник продолжался две недели. Со временем этот праздник совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели.

   Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.   Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.


Тип проекта: творческий. информационно-творческий, групповой, музыкально-театрализованный, игровой.
Вид проекта: краткосрочный. 
Сроки реализации: одна неделя (с 24. 02. по 01.03. 2020г)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.

Цель: Познакомить детей с традицией проведения русского народного праздника- Масленица, и чувашского – +ёварни
Задачи проекта:
Для детей:
1. Возрождать интерес к обрядовым русским и чувашским праздникам.
2. Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками 

3. Воспитывать чувства патриотизма, обогащать духовный мир детей. 

Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы,
предметно-развивающей среды, способствующей приобщению детей к истокам народной культуры.
Для родителей:
1. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

2. Формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

   
Предполагаемый результат:
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
- расширение представлений детей о русских и чувашских народных традициях

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

- повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

- пополнение методической «копилки» тематическими конспектами ОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.


Продукт проектной деятельности:
- образовательная деятельность в группе;
- мастер-класс для детей и родителей по изготовление куклы – оберега «Масленица»


Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник «Широкая масленица».

Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:( информационно-накопительная):
1) Определение темы проекта;
2) Формулировка цели и задач;
3) Создание творческой группы;
4) Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;

5) Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками)

6) Подбор материалов для продуктивной деятельности.
7) Разработка сценария мероприятия;
8) Подготовка подвижных игр и соревнований.

2.Основной этап: (организационно-практический):
Перспективный план реализации проектной деятельности.

Содержание деятельности

Срок.

Деятельность.

Результат.

Знакомство со значением и обычаями праздника

24-27.02

- Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
- Показ презентации «Масленица идет»

- Рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости»

- папка- передвижка «Широкая масленица»

-памятка в вайбере «Масленичная неделя»

дети и родители получили информацию

27.02

- показ мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица

Знакомство с масленичными  закличками, песнями, хороводом, играми.

25-27.02

- слушание и исполнение песен, закличек.

- разучивание хоровода «А мы Масленицу дожидались»

- разучивание песни «Ох, блины, блины, блины…»

- разучивание чувашских игр «Хевел», «Тун-тун карчак»

дети знают песни, заклички,  игры

Знакомство с литературой о празднике масленица

24-27.02

- просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы и  +ёварни  

совместная деятельность детей и родителей дома

Закрепление знаний по теме

27.02

- проведение интерактивной игры

«Масленица»

подведен итог работы

мастер-класс для детей и родителей по изготовление куклы – оберега «Масленица»

26.02

- беседа о народной кукле-обереге

- показ и изготовление куклы

изготовлена кукла – оберег

«Масленица»

Праздничное мероприятие «Широкая масленица»

28.02

- проведение игр, конкурсов

- исполнение песен, хоровода

проведен праздник совместно с родителями


3. Заключительный этап:
1.Оформление проекта «Масленица».
2.Фотоотчёт мероприятия.

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Достигнутые результаты: 

    Дети: -получили новые знания о Масленице как об одном из русских и чувашских народных праздников;

- расширили представления о родственных отношениях;

- приняли участие в мастер-классе и в оформлении группы к празднику;

- познакомились с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками, играми. 

  Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу;

- пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;

- наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели, созданы интерактивные игры «Широкая Масленица».

   Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;

- проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-оберегов для оформления зала;

- приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

    Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание.  Анализируя результаты проекта, мы сделали вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Используемая литература:

  1. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003г.

Использование Интернет – ресурс

1. Интернет-энциклопедия – Википедия,

2. http://potomy.ru/school/2355.html

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/

4.http://ekologiya.net/

5.http://www.ecologistic.ru/

6.http://elkin52.narod.ru/

7. http://Мама для мам.

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/03/10/razvlechenie-maslenitsa-idet-blin-da-med-neset

9. https://www.goodhouse.ru/home/DIY/kak-sdelat-kuklu-obereg/ кукла Масленица (оберег) мастер Мария Линькова

Приложение 2

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица» 

   Автор мастер-класса по созданию куклы-оберега своими руками: Мария Линькова  http://www.livemaster.ru/aaasha

Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить создавать куклу из лоскутков ткани и ниток; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.

материалы:

  • Для головы вам понадобится лоскут 20*20 см;
  • Два лоскутка для ручек 10*12 см;
  • Два цветных лоскутка для юбки 20*20 см;
  • Немного синтепона или ветоши для головы;
  • Лоскут для косынки.

   Как сделать куклу-оберег своими руками? Так как это оберег, то для изготовления куклы используют только красные нитки, а все детали крепятся в два оборота (нитку оборачивают дважды, а затем затягивают на узел).

     Тело и ручки Масленицы всегда светлые, юбка — из ярких лоскутков, платок красный.

Желательно рвать ткани руками, там где это возможно, и использовать только натуральные ткани.

       Как сделать народную куклу-оберег:

  1. Помещаем в белый лоскут наполнитель и оформляем голову, убирая ткань на затылок.

https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/eb6/eb6de9b4040432253dd11f2b44db321b_fitted_740x600.JPG            https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/7a2/7a29ac10dfb3b71ff619773396dcd02a_fitted_740x600.JPG

  1. Делаем скрутку для рук с уголка, а затем привязываем обе ручки в районе шеи.

https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/09e/09e833653b8970d338ef0598ae184157_fitted_740x600.JPG     https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/354/354a73dbabf15c0b58123bc02eea3ed2_fitted_740x600.JPG

  1. Складываем по диагонали лоскуты для юбки. Кладем нижний лоскут горизонтально, прямым углом вниз, а верхний вертикально, прямым углом по левую руку куклы. Загибаем нижний лоскут к центру, а верхний загибаем от левой руки к правой (на кукле). И далее по часовой стрелке.

https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/a2f/a2ffd74199507e52782667ad1ca2916b_fitted_740x600.JPG      https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/def/defb93ed9785f50946e9682935273dc1_fitted_740x600.JPG

  1. Повязываем косынку.

https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/9cf/9cfb33b9889602e8277ddfb3a1dbe7c6_fitted_740x600.JPG    https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/203/20317cf4eec1bd480e4d49c96f990b9a_fitted_740x600.JPG

Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.

Приложение 3

Конспект занятия на Масленицу для детей «Госпожа Масленица.»

   Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
   Задачи:- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
    Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
   Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.
Ход занятия:
   Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
   Дети: Уступит
   Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
   Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
   Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
   Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
   Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
   Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
 (На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, солома.)
   Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем? (ответы детей)
   Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться? (ответы детей)
   Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу. 
   Деи рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Маслетцу и ее наряжают.


   Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
   Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем. (Дети повторяют закличку.)
   Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.

  Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.
   Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
  Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
   Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
  Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу. Водить мы будем хороводы, играть, угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
   Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

Приложение 4

Развлечение «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель:

  1. Закрепить знания детей о русском празднике Масленица и чувашском çăварни.
  2. Вовлечь детей принять участие в празднике.
  3. Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
  2. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
  3. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
  4. Обеспечить высокую двигательную активность детей.

Вход под песню «А мы Масленицу дожидались»

1 ведущий в русской одежде: Ой, вы, добры молодцы да красны девицы!

Слушайте и глядите,

                 Да потом не говорите,

                 Что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

                 Приглашаем всех вас на представление

                 Всем на удивление.

                 На весенний праздник веселый

                 С играми, потехами, с хороводами песнями,

                 С загадками, шутками, с веселыми прибаутками.

                 Всех приглашаем, всех зазываем.

От души вас поздравляем

2 ведущий в чувашской одежде: И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,

Приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу

К нам на Масленицу.

Убедитесь сами:

Угостим блинами,

На сметане пышками,

Пирогами пышными,

Февралю - помашем,

Марту - "здравствуй" скажем.

1 ведущий: Народ собирается, праздник начинается!

А какой сегодня праздник? Подскажите!

Дети: МАСЛЕНИЦА!

2 ведущий: Верно, Масленица!

                 Не английский, не французский,

                 Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

                 В игры разные играть!

1 ребенок: Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

2 ребенок: Всех нас пост Великий ждет,

Наедайся впрок, народ!

Всю неделюшку гуляй,

Все запасы подъедай.

3 ребенок: А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать.

    4 ребенок: Тары-бары, раста-бары!

Выходите во дворы,

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!

2 ведущий: Д/игра  «Подскажи словечко»

  1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день –

Понедельник - … (встреча)

  1. У меня еще вопрос…

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас - … (заигрыш)

  1. Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названием - … (лакомка)

  1. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовется… (разгуляй)

  1. Вот и пятница пришла,

Зятя в гости привела.

Есть блины, кататься с горки

Это – тещины … (вечерки)

  1. А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам дома неохота,

И резвятся словно белки,

Это – золовкины … (посиделки)

  1. День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье … (прощеное)

1 ведущий:  Приглашаю всех посоревноваться да поиграть. А игры у нас будут не только русские, но и чувашские. Ведь у чувашей тоже есть праздник проводов зимы и встречи весны – Саварни.

1 конкурс «Кто быстрее на метле»   На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Чувашская игра «Тун-тун карчак» (Баба-яга).

   Считалка    Тырăран ç   ăнах пулать,

                      Хăвалакане çав пулать.

 Один из игроков выбирается водящим, ему завязывают глаза. Дети хлопками и словами подзывают водящего к себе. Водящий должен поймать и узнать ребенка.

2 конкурс «Перенеси блины»   Дети на сковородках переносят макеты блинов.

1 ведущий: Есть русская народная игра «Гори, гори ясно», вы все в неё играли. Я хочу вам предложить чувашскую игру «Хевел».

Подвижная игра «Хевел» («Солнышко»)

     Все дети стоят в кругу. Выбирают водящего, все остальные водят хоровод со словами:

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима - теплее,

А весна – милее.

çутат, хевел, вăйлăрах –

çулла пуле шăрăхрах,

хел кунесем ăшăрах,

çурхи кунсем çутăрах.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Вери!» (Горячо) – и догоняет их.

Игра для мальчиков «Подари платочек симпатии»

   На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

1 ведущий: Ребята, а не надоела ли вам зима длинная да холодная?

Дети: Надоела!

2 ведущий: А не позвать ли нам солнышко красное?

Дети: Солнышко, покажись!

 Красное, снарядись!

 Поскорей, не робей,

 Нас ребят обогрей!  (На стену вешается Солнышко)

2 ведущий:  Масленица! Ты пришла с добром,

С сыром, маслом, яйцом,

Со блинами, пирогами,

Да с оладьями!

1 ведущий:   Вы давно блинов не ели?

                    Вы блиночков захотели?

Песня  «Мы давно блинов не ели!»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

2 ведущий: Ребятки, давайте блины испечем! Хотите?

Дети: Да!

Малоподвижная игра «Блины»

   Дети стоят в кругу, имитируют процесс замешивания теста и приготовления блинов. Затем собираются в центр со звуком «Ам!», как будто едят блин.

1 ведущий: Да как же без блинков горячих и румяных!

                  Угощение на славу, а ребятам на забаву!

Ведущие вносят тарелки с блинами. Все участники под музыку идут на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения досуга для детей подготовительной группы "Масленица в Берендеевом царстве"

Данное мероприяти предназначено для детей старшего возраста. Удачно апробирован, с музыкальным материалом дети справились успешно. Праздник принес много радости детям и зрителям. Игры и танцы из ...

Развлечение для детей подготовительной группы "Масленица"

Сценарий развлечения для детей старших групп "Масленица"...

Занятие по чувашскому языку в подготовительной группе "В магазине"

Расширение кругозора дошкольников в процессе ознакомления с чувашской речью, изучение новых чувашских слов....

Фольклорный праздник «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы. МКДОУ «ЦРР- детский сад №1» Воспитатель: Ильина Н.В.

Праздник "Масленица" — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главными атрибутами праздника традиционно были - чучело Масленицы, забавы, ...

¬Минипроект (краткосрочный- 2 недели) для детей старшей группы.

приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и разучиванию стихов с детьми. ...

Сценарий утренника "Чувашский праздник "Чуклеме" подготовительная группа

Потомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проход...

Сценарий Масленицы на участке для старше-подготовительных групп с участием Бабы Яги и Весны - красны, Масленица- кукла

Сценарий для старше- подготовительных групп на участке «Проводы Масленицы»Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение.Программные задачи:Способствовать возрождению обычаев и...