Региональные особенности корейской этнической общности Сахалинской области
план-конспект занятия

Молчанова Ирина Александровна
Для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной  деятельности по проблемам

этнокультурного образования детей.

Тема: «Региональные особенности  корейской  этнической общности  Сахалинской области »

Целевая аудитория: старшая группа, дети 5-6 лет                                                                                                                                           Форма: ОД   «Познавательное развитие»        

Форма организации: подгрупповая                                                                                                                                            Средства: ИКТ ( слайды: карта России, карта Кореи, спортивные состязания, праздники; иллюстрации с изображением корейского народа; аудио запись народной мелодии; видео « Танец с веерами »).

 Методы и приёмы: игровые (подвижная игра «Перетяни канат»;  дидактическая игра «Волчки»);  наглядные  (тематические слайды, фотографии, веера из бумаги, ткань с Корейской тематикой, Корейские костюмы, сервированный стол, чайный сервиз, палочки для еды (ха-щи), тематический уголок с предметами народного творчества); словесные (беседа, новая терминология).                                                                                                                                                     

  Учебно- методический комплект:

1. Волков Н. Г. Этнопедагогика. Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.                                                             М. Издательский центр «Академия», 1999.

2. Козлова С. А.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Методическое пособие «Этновоспитание в дошкольных образовательных организациях» Павлова М. К., Ланина Е. 4. Работа Сахалинского учёного Бок ЗиКоу “Корейцы на Сахалине”.

 Глоссарий (терминология): письменность, иероглифы, тхэквондо; каратэ.

Цели:

Формировать у детей дошкольного возраста этнокультуру через патриотические чувства и толерантного отношения к людям других народов, живущих на территории Сахалинской области. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.
Задачи:

1. Дать представления детям о культуре и народе Кореи, живущем на Сахалине.

2. Вызвать интерес к жизни людей других национальностей их быту, культуре, языку, традициям. Развивать представление детей о национальных костюмах Кореи; развивать у детей память, логическое мышление, любознательность.

3.Воспитывать уважение, дружелюбие и толерантное отношение к представителям других национальностей.

Предварительная работа:

Привлечение родителей к организации выставки.Выставка предметов народа Кореи в тематическом уголке группы. Разучивание танца с веерами. Рассматривание иллюстраций, предварительная беседа о национальных праздниках, рассматривание костюмов народа Кореи.

Актуальность темы. Сахалинская область-это единственная в России область, которая  представляет собой особый научный интерес. Она была открыта русскими людьми с участием иностранцев со своими культурными особенностями. В этническом отношении о. Сахалин своеобразен переселением Японцами народов с Корейского полуострова. Корейцы участвовали в освоении острова  наравне с малыми народами Сахалина и являются особой этнической составляющей.  Проживая многие десятилетия на Сахалине,  многие корейцы утратили свою народную письменность, самобытность, национальную культуру, сохраняют лишь семейный уклад жизни.  Необходимо переосмыслить комплекс  не изученных  проблем в современных условиях.  Возобновить изучение истории корейцев, их жизнедеятельности, их культуры, социального состава, жизненного уровня.

Главный шаг к изучению культуры народов Сахалина – это приобщение к искусству детей. Важно, чтобы дошкольники знали свои корни, корни своих друзей  другой национальности и понимали важность толерантного отношения к разным религиозным и культурным традициям народов, населяющих о. Сахалин. Не маловажное значение для воспитания детей имеет положительный нравственный опыт, который получают дети, узнавая о том, насколько  тесно взаимосвязаны люди различных культур на Сахалине. Таким образом, мы формируем толерантное отношение между детьми. Расширяем кругозор, углубляем знания детей об истории народа Сахалина - родного края. Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина .Дошкольный возраст характеризуется активным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об обществе, которое его окружает.

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Мотивационно-побудительный.

-1 слайд - остров на карте.

В группу входят гости  в костюмах- девочка и мальчик. Звучит Корейская национальная музыка.                 -Мы в Корейских костюмах: «Хан-бок».

-2 слайд (показать на карте Корею).

Гости приветствуют детей с поклоном  и произносят «Аньёнгхасеё» и присаживаются на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, мы живём в России, в самой большой стране мира. В нашей стране  проживают 150 народностей. Как называется остров на котором мы живём?

- Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. Назовите, какие национальности вы знаете? Сегодня мы с вами  встречаем гостей.

-Здравствуйте ребята, а почему вы так одеты? На вас национальные костюмы? Какой национальности ваша одежда?    

-Гости (девочка и мальчик): « Мы в Корейских костюмах- «Хан-бок»»

Воспитатель:- Гости пришли в этих костюмах, чтобы мы с вами узнали о жизни, быте и традициях Корейского народа, который живёт рядом с нами, на Сахалине.   Наши гости прибыли к нам из страны Корея.У них, как и у каждого народа, своя письменность (иероглифы), свой язык.  Поздоровайтесь с ребятами! (гости приветствуют детей с поклоном «Аньёнгхасеё» произносят гости).

-Давайте попробуем повторить слова приветствия, как наши гости. Вы заметили, что приветствуют они с поклоном?

Это – дань уважения к вам!- Обратите внимание на их красивые, не обычные национальные костюмы, на их головные уборы. Мы с вами рассматривали их в тематическом уголке.

Дети стоят рядом с воспитателем.  Отвечают на вопросы:Дети: «о. Сахалин »

Дети перечисляют уже знакомые национальности (русские, армяне, украинцы и т.д.)

Приветствуют  «гостей».

Пробуют повторить приветствие.

3-4 мин.

2.

Организационный.

-3 слайд «Национальные

блюда».

-4 видео файл «Танец с веерами».

-Когда-то, очень давно стали они селиться на Сахалине.Сами корейцы называют свой народ «Чё- сон», что означает - «Страна утренней свежести».

-Народ Кореи очень дружный и трудолюбивый. Они лучше всех выращивают рис и овощи, готовят необычные блюда из трав, из пекинской капусты делают ким-чи (острое блюдо), хлеб готовят из риса, он называется «ток».

- Как и у всех народов, у Корейцев есть своя национальная музыка и танцы, с древних времён самым красивым считается танец  с веером, в которых они передают движениями окружающую природу и быт: восход солнца, полёт птиц, сбор трав и многое другое.

Давайте посмотрим этот прекрасныйтанец.

Вам понравился танец? Наши девочки тоже подготовили танец с веерами.

Садятся на стульчики, которые стоят в два ряда. Рассматривают предложенные слайды.

Смотрят видео.

Танец с веерами.

Девочки танцуют под национальную музыку подготовленную заранее.( мальчики любуются)

5-6 мин.

3.

Расширение имеющихся представлений.

-5 слайд «Профессии»

 -6 слайд.

 «Спортивные соревнования».

Динамическая пауза.

-7 слайд «Корейские праздники»

Стоит сервированный корейский стол.

На полу- подушечки по количеству детей.

-Какие профессии знаете вы ?

-Чем занимаются люди этих профессий?

 Какие принадлежности им необходимы?

-У нас на острове много учебных заведений, в которых обучаются Корейцы и народы других национальностей. По окончании вузов они работают во всех отраслях нашего края. Корейцы, народ трудолюбивый, строят железные дороги, дома, обучают детей в школах и д. садах, лечат людей, выступают на спортивных соревнованиях за честь нашей страны! -У народов Кореи есть национальная борьба « Ссирым»; ещё Тхэквондо; Каратэ.А знаете ли вы, что и наш  Максим посещает секцию и обучается приёмам, уже имеет награду (медаль).                                                                                                       - Зачем люди занимаются спортом?                                                            -Максим покажет несколько приёмов, а мальчики могут повторить их.                                                                                                        - У Корейского народа, который проживает на Сахалине, есть праздники, те же, что и у нас: Праздник урожая; Новый год; свадьбы; юбилеи. Эти праздники пронизаны национальным колоритом: яркие костюмы; нежные, мелодичные, народные песни, весёлые игры в которых показывают свою силу и ловкость участники.                                                                                                    -Одна из игр вам знакома «Перетягивание каната».

Дидактическаяигра: «Волчок».

Правила: В игру могут играть сразу несколько игроков (по количеству волчков). Волчки запускаются по команде (одновременно). Чей волчок дольше будет вращаться, тот и победил.  

Воспитатель: в давние времена, когда Корейцы только поселились на нашем острове, они познакомили жителей Сахалина со своей национальной кухней. В основном эти блюда были с острой приправой. Блюда из трав, растений, морских обитателей и водорослей. А местные жители познакомили их со своей едой. С тех пор, Корейская кухня стала неотъемлемой частью Сахалинских  жителей. Настоящей церемонией у Корейского народа издавна является чаепитие.

Воспитатель задаёт вопросы.

- Кто-то из вас знает, чем отличается кухонная мебель Корейского народа от народа России?(Корейцы сидят за низким столом на полу или на подушечках).                                        -Какими приборами кушают? Корейцы  кушают палочками,они называются «ха-щи». Чай пьют из пиал.

- Наши гости приглашают вас к столу. А чтобы мы могли удержать пиалу в руке, давайте поиграем в пальчиковую игру «Цветочки».(Пальцы каждой руки  соединить  в щепотку «бутон», поднять вверх руки, повернуть «бутон», покачать влево – вправо, вверх- вниз,  «раскрыть бутон»- расставить пальцы.) Пока мы пьём чай, ответьте на вопросы:

Игра: «Угадай профессию».

-- Просмотр слайдов.

 -Отвечают на вопросы воспитателя.

Отвечают на вопросы.

-Мальчики повторяют спортивные движения за Максимом.

(девочки наблюдают).

Просмотр слайдов.

Спортивная-  командная игра: «Перетягивание каната». Все дети делятся на две команды…

Д.игра:  «Волчок»

( Количество детей по количеству волчков).

Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Пальчиковая игра: «Цветочки»

( Дети выполняют движения по тексту):                   На окне в горшочках,                                            Поднялись цветочки.                                                            К солнцу потянулись,                                                            Солнцу улыбнулись.                                                             К солнышку листочки                                                             Повернут цветочки.                                                             Развернут бутоны,                                                             В солнышке утонут.

10мин.

4.

Заключительный этап. Рефлексия.

-О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что понравилось?

-Все народы разные, со своими обычаями и традициями. Чтобы мы жили дружно, в мире и согласии, мы должны уважать и чтить традиции всех народов, живущих рядом с нами. Мы будем продолжать знакомиться с другими народами нашего края.

-Дети садятся за стол пить чай. Пробуют брать угощения палочками.

5 мин.

Вывод: Игровая-интегрированная деятельность в детском саду способствует формированию у детей целостной картины мира.  У детей формируется познавательный интерес к изучению народов живущих в России  и такие занятия дают высокую результативность. Внимание детей помогает удерживать разнообразный вид деятельности, он позволяет вовлечь в процесс каждого ребёнка; снимает утомляемость и перенапряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Ди

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков» Образовательные области: Социализация, коммуникация, познан...

ПРИКАЗ от 28.03.2022г. № 48. О методической помощи в подготовке к региональному конкурсу "Учитель года Сахалинской области 2022" Собгайда Палину Евгеньевну.

ПРИКАЗ от 28.03.2022г. № 48. О методической помощи в подготовке к региональному конкурсу "Учитель года  Сахалинской области 2022" Собгайда Палину Евгеньевну....

Памятный знак Губернатора Сахалинской области "За вклад в развитие Сахалинской области"

quot;За вклад в развитие Сахалинской области" в честь 75-летия Сахалинской области....

Опыт работы на тему : «Особенности организации детских общностей и их роль в процессе воспитания детей через волонтерство»

В дошкольном возрасте начинают складываться черты коллективности, общности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности.В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принят...