Проект «Дикие животные Мордовии»
проект (подготовительная группа)
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных наших лесов. Поэтому в рамках проекта «Дикие животные Мордовии» я постаралась расширить знания детей, сформировать устойчивый интерес к живой природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 953.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 121 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Дикие животные Мордовии»
Подготовила: воспитатель Журавлева М.В.
Саранск 2022
Паспорт проекта
Тема проекта | «Дикие животные Мордовии» |
Руководитель проекта | Воспитатель подготовительной к школе группы № 12 Журавлева Мария Васильевна |
Продолжительность проекта | Краткосрочный |
Срок реализации проекта | с 11.11.2022 по 22.11.2022 г. |
Вид проекта | Познавательно-творческий. |
Участники проекта | Дети логопедической подготовительной к школе группы № 6, воспитатели, родители. |
Проблема проекта | Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, о повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов. |
Цель проекта | - Способствовать развитию интереса у детей к изучению окружающей природы. |
Задачи проекта | Образовательные: Развивающие: - Развивать интерес к жизни животных Мордовии. - Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. -Развивать связную речь, составлять небольшие рассказы с использованием опорной схемы. - Обогащать словарь. Воспитательные: - Воспитывать любовь к природе. - Учить видеть красоту природы родного края. - Воспитывать бережное отношение к диким животным. - Воспитывать любознательность, сочувствие. |
Предпологаемый результат | Для воспитателя: - Повышение профессионализма, внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями. Для детей: - Повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта. - Получение детьми интересной и полезной информации о животных родного края посредством художественной литературы. - Обогащение словарного запаса детей. - Развитие речи и творческого воображения. Для родителей: - Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс, приобщение к миру природы. |
Пояснительная записка
Актуальность темы:
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных наших лесов. Поэтому в рамках проекта «Дикие животные Мордовии» я постаралась расширить знания детей, сформировать устойчивый интерес к живой природе.
Проблема проекта:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, о повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов.
Участники проект: дети подготовительной к школе группы № 12, воспитатели, родители.
Цель проекта:
- Способствовать развитию интереса у детей к изучению окружающей природы.
- Уточнить знания о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке .
- Развивать знания детей о природе родного края.
- Учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы и обобщения.
Развивающие:
- Развивать интерес к жизни животных Мордовии.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
-Развивать связную речь, составлять небольшие рассказы с использованием опорной схемы.
- Обогащать словарь.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе.
- Учить видеть красоту природы родного края.
- Воспитывать бережное отношение к диким животным.
- Воспитывать любознательность, сочувствие.
Гипотеза. Если каждый из нас будет мого знать о животном мире нашей Родины, то будет больше возможностей защитить и сохранить оставшиеся богатства природы, станем милосерднее, ответственнее. Тогда наша планета Земля станет яркой, красочной и прекрасной.
Предполагаемый результат:
Для педагога:
- Повышение профессионализма, внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.
Для детей:
- Повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта.
- Получение детьми интересной и полезной информации о животных родного края посредством художественной литературы.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Развитие речи и творческого воображения.
Для родителей:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс, приобщение к миру природы.
Оснащение предметно-развивающей среды:
- Подборка аудиозаписей с голосами животных леса
-Подборка мультимедийных презентаций
- Подборка иллюстраций диких животных нашего края
-Подборка дидактических игр
Вид: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 11.11.2019 по 22.11.2019г.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный этап:
- Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми.
- Формулировка цели и определение задач проекта.
- Подбор методической литературы, детской художественной литературы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
- Разработка циклов НОД, бесед.
- Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики.
- Информирование родителей.
2 этап. Реализация проекта:
1 неделя | Понедельник 11.11.2019 | Вторник 12.11.2019 | Среда 13.11.2019 | Четверг 14.11.2019 | Пятница 15.11.2019 |
Пр, Рр | Беседа «Дикие животные наших лесов» | НОД: «Дикие животные наших лесов» Приложение 1 | Беседа«Как дикие животные готовятся к зиме», | Дидактические игры: «Назови семью» | Отгадывание загадок о диких животных. |
Пр, Рр | Презентация «Дикие животные Мордовии» | Просмотр мультфильмов: «Лисичка-сестричка и серый волк | Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу». | Презентация: «Заповедные места Мордовии» | Рассматривание альбома «Кого мы встретим в нашем лесу» |
Фр,С-кр | Физкультминутка «Звериная зарядка» | Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке…» Приложение 2 | Сюжетно-ролевые игры: «Лесники». | Подвижные игры: «Охотник и зайцы» Приложение 3 | Пальчиковая гимнастика «В лесной чаще» Приложение 2 |
Х-Эр | Рисование «Волчок-серый бочок» | Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей» в обр. А.н. Толстого | Настольный театр: «Заюшкина избушка» | Лепка: «Медвежонок» | Чтение художественной литературы: « «Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова. |
2 неделя | Понедельник 18.11.2019 | Вторник 19.11.2019 | Среда 20.11.2019 | Четверг 21.11.2019 | Пятница 22.11.2019 |
Пр, Рр | Беседы «Кто лечит животных» | Беседа «Что такое Красная книга» Приложение 4 | Настольная игра пазлы «Красная книга Мордовии» | Беседы «Встреча с диким животным в лесу». | НОД: «Составление описательного рассказа» (дикие жи-вотные Мордовии). Приложение 5 |
Пр,Рр | Социальный видео-ролик «Улыбка природы» | Презентация «Красная книга Мордовии» | Рассматривание картины «Зайцы» | Ситуативная образовательная игра «Правила поведения в лесу» | Просмотр мультфильмов «Маша и медведь». |
Фр, С-Кр | Сюжетно-ролевые игры: «Ветеренарная больница». | Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» | Конструирование «Теремок для всех зверей». | Подвижные игры «Бездомный заяц» | Музыкальная физкультминутка «У оленя дом большой» |
Х-Эр | Чтение художественной литературы К. Чукоский «Айболит» | Аппликация «Белка» | Лепка «Зайка в зимней шубке» | Рисование «Обитатели наших лесов». | Диарама «Дикие животные Мордовии» |
3 этап. Результаты:
- Диарама «Дикие животные Мордовии»
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к чтению дополнительной литературы о диких животных нашего края.
- Изготовление шапочек-масок (зайка, мишка, лиса, волк).
- Консультация: «Дикие животные Мордовии».
- Организация выставки рисунков совместно с детьми «Животные нашего края».
Результат проекта:
1. У детей сформирована система знаний о животных наших лесов, появился интерес к диким животным нашего края.
2. Дети знают обобщённое понятие «Дикие животные».
3. Называют место обитания, питания диких животных Мордовии.
4. Знают элементарные правила поведения с животными.
Список литературы:
1. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва ОЛМА-ПРЕСС 2004.
2. Г.П.Шалаева Маленький гений «Название детёнышей и способы передвижения животных», СЛОВО-АСТ Москва.
3. Детская энциклопедия «Царство животных» Москва ОНИКС 21 век 2000.
4. О.А. Соломенникова ФГОС Ознакомление с природой в детском саду средняя группа.
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС. Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.
6. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные». С.А. Васильева, В.И. Мирясова , 2004. Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005.
Приложение 1
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дикие животные наших лесов»
Программное содержание:
1. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края
2. Развивать разговорную речь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, фишки разного цвета, вспомогательная схема «Описание животных».
Предварительная работа
Посещение мини-музея национальной культуры, чтение рассказов о животных, составление описательных рассказов по вспомогательной схеме, рассматривание альбома «Дикие животные», беседа о Мордовии.
Словарная работа
«Красная книга», пойма реки, среда обитания, на грани исчезновения, барсук, тушканчик, браконьерство.
Ход занятия
Вводная беседа о Мордовии.
-Ребята, кто знает, как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия)
-Какие города Мордовии вы знаете? (Саранск, Ковылкино, Рузаевка, Инсар)
-Какие реки Мордовии вы знаете? (Мокша, Сура, Алатырь)
-Столица Мордовии? (Саранск)
Сегодня я вам расскажу о жизни животных, которые обитают в Мордовии.
-Какие животные живут в лесу? Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.
-А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан)
-Молодцы! Итак, в лесах Мордовии живут зайцы (рассматривание картинки). Опишите мне зайца.
Дети описывают животных используя вспомогательную схему.
- Заяц серого цвета, с длинными ушами, быстро бегает.
- А в какое время года шуба у зайца белая? (Зимой)
- А серая? (Летом)
В лесу живут волки - это хищники, они питаются мелкими грызунами. Что можно сказать о волке? (Большой, серого цвета, с большими зубами)
- Посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Лиса). - Расскажите мне о лисице (Рыжая плутовка, с пушистым длинным хвостом). У лисицы очень красивая шуба. Зимой в такой шубе ей не холодно. Питается лиса мелкими животными.
-А на этой картинке кто изображён?. (Свинья) Нет, ребята, это дикий кабан, он живёт в лесу и похож на домашнюю свинью. У кабана очень большие и острые клыки. Он большого размера, роет землю клыками, питается желудями и пойманной добычей.
-Посмотрите на эту картинку, кого вы видите? (Белку)
Если присмотреться в лесу на деревья, то можно заметить среди листвы белку. Кто знает, что ест белка? (Орехи, грибы, шишки) .
Белка небольшой зверёк, очень быстро бегает и прыгает. Она на зиму заготавливает себе еду и прячет в дупла деревьев. У неё очень красивый хвост.
Ребята, вот, сколько диких животных обитает в лесах нашей области. Давайте их назовём? (Заяц, кабан, белка, лиса, волк)
Но я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.
Физкультминутка:
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли. В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнулись
В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек. (Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок) .
В лесах Мордовии живут лоси.
Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.
Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.
Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.
Игра: «Будь внимателен».
А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать. Кто будет самым внимательным, получит фишку. Итак.
- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (Белка)
- Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (Кабан)
- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое? (Лиса)
-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (Медведь)
Дидактическая игра «Размышлялка»
Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает выполнить задания.
-Как можно назвать, одним словом всех тех, кто изображен в верхнем ряду? (дикие животные)
-Какое животное не обитает в лесах Мордовии? (слон)
- Кто лишний в нижнем ряду? (стрекоза)
- Назови всех хищных животных? (волк, лиса, тигр)
В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.
Эти животные занесены в «Красную книгу».
-Ребята вы знаете что такое «Красная книга? »
Воспитатель обобщает ответы детей.
В «Красную книгу» записаны все редкие и исчезающие виды растений и животных.
- Как вы думаете, почему этих животных становится все меньше и меньше? (ответы детей) .
-Правильно. Из-за загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, браконьерства эти животные находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.
Ребята вместе с воспитателем рассказывают о правилах поведения в лесу. (Рассказ сопровождается показом картинок) .
Итог занятия
В завершении воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».
Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это - Родина твоя.
Звон дожей и шум ветвей,
И в саду смородина-
Это тоже Родина.
Каждый ребенок говорит по одной строчке из стихотворения Е. Каргановой.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы белочка скакала,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке (Попросить ребенка подпереть голову кулачком)
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке, (Малыш загибает пальчики)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Кулачок малыша сжат)
Пальчиковая гимнастика «В лесной чаще»
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)
Приложение 3
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.
Оборудование: мяч.
Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».
Ход игры.
Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).
На слова воспитателя:
Зайчик прыг-скок. прыг-скок
В зеленый лесок
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».
Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.
Приложение 4
Конспект занятия-беседы для детей подготовительной группы
«Что такое Красная книга?»
Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать
Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.
Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете.
Ход занятия:
Ребята, в нашей стране очень много разных растений и животных Какие животные обитают в России? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море? (Ответы детей) .
Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ) .
Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.
На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
На желтых листах — уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных.
Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей) .
А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в России осталось мало. Это Полосатая гиена - Очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придётся, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.
В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет. Где вы могли встретить Зубров? (ответы детей)
Амурский тигр сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. Скажите, пожалуйста, похож ли он на тигров, которых вы видели в зоопарке? (ответы детей)
Красный волк - Красные или горные волки — хищные млекопитающие, представители семейства псовых (также является единственным оставшимся представителем рода Cuon). Этот вид очень редкий, находится под угрозой исчезновения.
Курильский тюлень - Обитатель далёких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной рыбой.
Куланы Стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места.
Пятнистый олень - Раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах.
Джейраны - Обитают в пустынях средней Азии, Казахстана, в Азербайджане. Сейчас эту красивую антилопу разводят в специальных питомниках.
Посмотрите кроме крупных животных, в Красную книгу занесены птицы. Такие как Сокол-Сапсан. Розовая чайка, белый журавль. А посмотрите на эту птицу- зовётся она Журавль-красавка - самый маленький представитель семейства Журавлиные. Длина тела этой птицы - до одного метра, масса - 2-3 килограмма.
А это красивая птица (ответы детей). Молодцы! Это розовый фламинго, посмотрите У фламинго тонкие длинные ноги, гибкая шея и оперенье, окраска которого варьирует от белого до красного цвета. Их особым отличительным признаком является массивный выгнутый вниз клюв, с помощью которого они фильтруют пищу из воды или ила. В отличие от большинства других птиц, подвижной частью клюва у фламинго является не нижняя, а верхняя.
В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.
Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Скажите пожалуйста, что нового мы сегодня с вами узнали (ответы детей).
А сейчас я хочу вам показать рисунки редких видов животных и птиц.
Приложение 5
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Составление описательного рассказа по схеме
«Дикие животные Мордовии»
Цель: формирование лексико-грамматических средств речи.
Задачи:
1.Образоватльные: систематизирование знаний о диких животных, о месте их проживания; расширение словаря глагольной лексикой «кто как передвигается»; закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать множественное число существительных; обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных; закрепление умения составлять сравнительно-описательные рассказы, рассказы по таблицам – схемам.
2.Коррекционно-развивающие: формирование зрительной памяти; развитие логического мышления и смысловой догадки.
3. Воспитательные: воспитание дисциплинированности, усидчивости и интереса к занятиям.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, картинки с изображением детенышей диких животных в единственном и множественном числе, картинка с изображением леса, картинка с изображением хвостов и ушей диких животных, схема к игра «Кто чем питается?», мнемнотаблицы для составления рассказа-описания.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами на прогулку в лес, но сначала вам нужно отгадать загадки, которые я для вас приготовила.
Игра «Отгадай загадку»
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
Кедровые орешки на дубе
Люблю их и грызу (белка).
Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее - … (лиса).
В берлоге спит зимою он,
А солнце станет греть весною
Просыпается коричневый … (медведь).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной. (Ёж.)
2.Введение в тему
Логопед выставляет картинки: белка, еж, лиса и медведь на доску и просит назвать детей - кто это одним словом: дикие животные.
Беседа:
- Ребята, а почему этих животных мы называем дикими? (потому что они не живут рядом с человеком, они живут в лесу).
Логопед выставляет на доску картинку леса
- Скажите мне, где же живут дикие животные? (в лесу).
- Давайте назовем этих животных. (Ответы детей).
По мере того как дети отвечают, на картинку с изображением леса прикрепляются фигурки животных.
-Молодцы, ребята, всех животных назвали, никого не забыли. А теперь давайте посмотрим на наш лес и вспомним где же конкретно живет каждый зверь? (дети ориентируясь по картинке отвечают).
Например: заяц живет под пнем, лиса живет в норе, белка живет в дупле, медведь живет в берлоге, волк живет в логове и т.д.
- А теперь скажите мне кто из животных меняет цвет шубки? (заяц, лиса). Кто сбрасывает рога? (лось, олень).
3. Игра «Кто чем питается?»
Детям раздаются картинки с изображением животных, на доске большая схема, в которой расположены картинки с изображением различного вида корма. Задача детей поднять руку и определить своего зверя в нужную ячейку.
- Ребята, давай накормим наших животных, но для этого нужно вспомнить чем каждый из них питается и поместить его к нужному корму. (Ответы детей по желанию).
Например: белка питается орехами, белка питается грибами, медведь питается мёдом, заяц питается травой и т.д.
4. Игра «Кто как передвигается и подает голос?»
Логопед показывает картинки животных и просит детей сказать кто как из зверей передвигается и как подает голос?
Например: Как передвигается медведь? (ходит, лазает, бегает, плавает).
Заяц – прыгает, скачет, бегает.
Вол и лиса - бегают.
Белка – прыгает, карабкается, бегает.
Еж – ходит, бегает, катится и т.д.
Волк– воет
Лиса – тявкает
Медведь – ревет
Мышь – пищит
Еж – фыркает
5. Игра «Кто мама?»
- Сейчас я вам буду показывать детенышей диких животных, только вот беда все они перепутались, давайте поможем каждому детенышу найти свою маму!
Логопед показывает карточки с детенышами в ед и множ. числе и просит назвать их маму.
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
-Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
6.Игра «Что не так?»
- Послушайте меня внимательно, найдите ошибку и скажите правильно
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У зайца –ежата. Они живут под кустом.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)
7. Физминутка
Стоит в поле теремок, теремок,
Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок.
Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок.
Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог?
Делают движения запястьями вперёд – назад.
Слева – зайка, справа – мишка –
Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку!
Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк –
Делают повороты головой.
Нажимайте на замок!
Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.
Разводят руки в стороны.
8.Игра «У кого что?»
Появляется картинка медведя
– Ох, и устал я. Так навеселился, что руки ломит
– Ты что, Мишка! Какие же у тебя руки? Это … (лапы)
– И живот болит.
– Не живот, а … (брюшко)
– Ребята, а как же у меня называются ногти?
– Когти
– А рот?
– Пасть
– А лицо?
– Морда.
Затем логопед показывает картинку, на которой перепутаны уши и хвосты всех животных. Дети должны распределить где чье и назвать:
Лисий хвост, лисьи уши.
Заячий хвост, заячьи уши.
Волчий хвост, волчьи уши.
Беличий хвост, беличьи уши.
9. Игра «Кто больше, меньше?»
- Посмотрите на картинки и скажите какие по размеру бывают звери?
- Кто больше: медведь или волк, заяц или лиса, лось или медведь, белка или заяц?
- Кто меньше: волк или лось, лиса или белка, еж или мышка, волк или медведь?
10.Игра «Отгадай загадку-описание»
Логопед загадывает загадку-описание
-Мордочка у нее хитрая, усы длинные, ушки острые, шерстка рыжая, мохнатая, лапки с коготками, брюшко белое. Кто это? (лиса).
Затем предлагает придумать загадки детям.
11.Составление рассказа-описания по мнемотаблице
Перед детьми выставляются по очереди таблицы по составлению описательного рассказа про медведя, волка, лису и зайца, дети опираясь на схемы составляют предложения, по очереди, затем один из детей соединяет все перечисленное остальными детьми в один рассказ. Аналогично выполняются остальные рассказы про животных.
Например: Медведь живет в лесу в берлоге. Медведь больше лисы, зайца и волка. Медведь любит кушать мед, малину. Медведь не любит кушать желуди, огурец, яблоко и т.д.
12.Итог занятия.
На доске снова выставлена картинка леса с фигурками животных.
-Ну вот и пора нам возвращаться из нашего путешествия по лесу. Что вы нового узнали про диких животных? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным для вас?
Все ребята молодцы, все постарались сегодня на занятии!
Игра в настольный театр «Заюшкина избушка»
Игра в пазлы «Красная книга Мордовии»
Ситуативная образовательная игра «Правила поведения в лесу»
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Просмотр видеоролика «Улыбка природы»
Изготовление диарамы «Дикие животные Мордовии»
Рассматривание диарамы «Дикие животные Мордовии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Дикие животные в зимнем лесу"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района ...

Экологический проект "Дикие животные"
Задачи проекта - сформировать целостное представление о диких животных ( бурый медведь), его характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное»;привлечь родителей к совме...

Проект "Дикие и домашние животные Смоленской области"
Отчет-презентация проекта для детей раннего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ (их опыта работы)...

проект "Дикие животные наших лесов" старшая группа
Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу....

Проект «Дикие животные» III год обучения ( старшая группа) для детей с ОВЗ.
Проект "Дикие живыотные" проходит через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образоват...
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».Вид проекта: информационно - познавательный .Продолжительность: краткосрочный.Участники: воспитатели, воспитанники, родители.О...

Информационно- практический проект Тема проекта: «Дикие животные наших лесов»
Посредством данного проекта значительно легче достичь поставленной цели: знакомство ребёнка с особенностями животных родного края, формированием более глубоких знаний о фауне родного края. Знаком...








