«ОРЕНБУРЖЬЕ- ДИВНЫЙ КРАЙ»
проект (старшая группа)

Евдокимова Наталья Владимировна

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

 

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orenburzhe_divnyy_kray.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ОРЕНБУРЖЬЕ- ДИВНЫЙ КРАЙ»

                                         

                                                                                       

                                                                                                                                           

                                                       

                                             

Оренбург-2022 г.

                          Содержание проекта

I Пояснительная записка………………………………………………………..

1.1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность……………...

1.2. Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта …………………………………………………………………………………….

1.3.Цели и задачи проекта ….…………………………………………………..

1.4. Отличительные особенности данного проекта…………………………...

1.5.Ожидаемые результаты……………………………………………………..

II Проектирование образовательного процесса…………………………………

2.1.Тематический план НОД…………………………………………………….

III Содержание НОД………………………………………………………………

IV Методические рекомендации к реализации проекта……………………….

V Диагностический  инструментария…………………………………………….

VI Список использованной литературы………………………………………….

I блок. Пояснительная записка    

1.1 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

     Актуальность.  Необходимым условием для реализации является установление реальных и прошлых архитектурных отношений, в которых прошлые отношения- это уже история. Важно создавать условия для ознакомления детей с архитектурой  родного края, учить бережно относиться к ней, с уважением относиться историческим архитектурным памятникам. Архитектура, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания об архитектурной среде. Данный проект нацелен на формирование ценностного отношения старших дошкольников к исторической архитектуре и культуре родного города.                      

                                                                                                                                                                                                                           Новизна проекта «Оренбуржье- дивный край», обусловлена проблемой ознакомления старших дошкольников   с прошлым родного края, с основами русской народной культуры, культуры народов населяющих Оренбургский край. Новизна проекта так же заключается в учете национально-культурных (архитектурных) ценностей города. Проект раскрывает творческие способности дошкольников, на достижение необходимого уровня ценностного отношения дошкольников к архитектуре родного города, пополнения знаний детей об архитектурных памятниках, воспитывать у детей бережное отношение к ней. Любой уголок нашего города неповторим. Именно таковыми могут быть исторические архитектурные памятники, которые подтверждают достоверные исторические сведения и предания. Это актуально в наше время.

    Целесообразность. Проект предусматривает знакомство с историей родного края и города, архитектурными строениями, многонациональным населением края, его культурными традициями.

    1.2. Возраст детей, учащихся в реализации данного проекта.

      Проект рассчитан на детей старшего возраста 5-6 лет. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к окружающей действительности, активно воспринимают эстетическую сторону, оценивают с позиций красоты. У детей старшего дошкольного возраста формируется произвольность психических процессов: устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие; произвольными- память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, развивается образное и логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предложения. Всё это позволяет усложнять содержание художественно-эстетического воспитания.

1.3. Цели и задачи проекта.

      Цель: Формирование ценностного отношения старших дошкольников к культурному наследию Оренбуржья.

    Задачи:

Обучающие:

- формировать представления о том, чем славен родной город, край, представления о его своеобразии;

- формирование способности произвольного регулирования деятельности: умение работать по образцу, умение точно выполнять словесную инструкцию;

- формировать предпосылки учебной деятельности обеспечивающей социальную успешность ребёнка.

Развивающие:

- формирование личностных качеств ребенка в умении, развивать желание осознавать само ценность свою и окружающих, выражать чувства и отношения к культурным традициям и ценностям;

- развивать интегративные качества ребенка  средствами приобщения к культуре и традициям родного края.

-развивать познавательную активность детей посредством организации предметной развивающей среды.

Воспитательные:

- формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности посредством познавательно-исследовательской и художественно-продуктивной деятельности детей.

      1.4. Отличительные особенности .  

     В процессе разработки программы были изучены и проанализированы: программы по воспитанию детей дошкольного возраста «Мы живём в России» Л.Е.Осипова. Программа для школьных образовательных учреждений «Здравствуй мир» Е.А.Боброва. Разработанная нами программа отличается от вышеуказанных тем, что ориентируясь на социально-личностное развитие ребенка, ставит себе соответствующие цели, имеет соответствующее содержание и планируемые результаты.

      По цели:

     - программа «Здравствуй, мир» ориентирована на всестороннее развитие ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств (создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка);

     - программа «Мы живем в России» ставить основную цель –формирование личности ребенка, воспитание чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре;

     -содержание программы ориентировано на формирование ценностного отношения старших дошкольников к истории культуре родного города посредством изучения архитектуры.

       По содержанию:

- содержанием программы «Мы живем в России» является организация активной исследовательской деятельности детей по изучению символики, столицы Родины, государственных праздников страны;

- содержание программы «Здравствуй, мир» представлено общими сведениями о традиционных праздниках (общественные явления); экологическом состоянии (природный мир); достопримечательности;

- содержанием программы является архитектурное наследие, как средство введения старших дошкольников в мир культуры и истории родного города.

       1.5.Ожидаемые результаты.

        Личностные: Ребенок активно общается по поводу архитектурных достопримечательностей  родного города; принимает участие в обсуждении эстетической и исторической ценности объекта; понимает ценность самостоятельно добытого знания о родном городе, охотно делится сведениями со сверстниками и взрослыми. Ребенок испытывает чувство гордости за свою малую родину. Проявляет активность в общественно- полезном труде, городских акциях, в социальных проектах (вместе с родителями). Эмоционально откликается на проблемы, связанные с устройством города, благополучием людей, в нем проживающих.

       Интеллектуальные: Ребенок имеет представления об архитектурных стилях исторической части города, отличает культовые знания ( в т.ч. по принадлежности к религии); способен замыслить и самостоятельно реализовать замысел в художественно- творческой деятельности; активен в познавательно- исследовательской деятельности.

      Физические: способен организовать рабочее место с учетом основных культурно- гигиенических требований и элементарных правил здорового образа жизни (соблюдает правила осанки и гигиены зрения),  хорошо развита мелкая моторика.

II блок. Проектирование образовательного процесса

2.1. Тематический план непосредственно образовательной деятельности.

Наименование модуля/ темы

объём

Интегративные качества

ЦОР, ЭОР, пособия

1

Моя Родина- город Оренбург

100 мин

Проявляет любозна-тельность, интере-суется новыми  све-дениями о родном горо-де, знает исто-риические  факты о его возникновении . Имеет представле-ние о геральдике сво-его города (герб, флаг). Умеет рабо-тать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выпол- нять его инструкции. У ребенка сформи-рованы умения и на-выки (речевые, изо-бразительные, музы-кальные, конструк-тивные и др.), необ-ходимые для осу-ществления различ-ных видов детской деятельности.

Зрительный ряд : «Карта- план города», работа с картой- планом города . Литературный ряд: чтения стихотворения «Места лучше нет на земле»

Материалы сайта http://www.oren obl.ru/poem.php

1.1

Улицы моего города

25 мин

1.2

История моего города

25 мин

1.3

Старый Оренбург

25 мин

1.4

Флаг и герб Оренбурга

25 мин

2

Достопримечательности Оренбурга

100 мин

Интересуется исто-рии своего города, его архитектурными  памятниками. Имеет представления о глав ной улице города, ее достопримечательностях. У ребенка сфор-мировано понятие «многонациональный», имеются представления о народностях, населяющих его родной город. Сформирована толерантность по отношению к людям другой национальности. Задаёт вопросы о традициях и обычаях разных народов. Эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения.

Зрительный ряд: рассмат- ривание иллюстраций с изображе- нием архитектурных зданий, просмотр презентаций с помощью ИКТ.

Материалы сайта

2.1

Главная улица нашего города (Советская)

25 мин

2.2

Театры Оренбурга

25 мин

2.3

Памятники Оренбурга

25 мин

2.4

Комплекс «Национальная деревня»

25 мин

3

Оренбуржье

100 мин

Интересуется новыми сведениями о родном крае. Проявляет по-ложительные эмоции (интерес, радость, восхищение). Ини-циирует общение и совместную с взрос-лыми и сверстниками деятельность. Ребе-нок адекватно ис-пользует вербальные и невербальные сред-ства общения, вла-деет диалогической речью и конструктив-ными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (совместные игры, совместное изготов-ление творческой ра-оты). Способен изме-нять стиль общения со взрослым или сверстником, в зави-имости от ситуации.

зрительный ряд: просмотр презентации  с помощью ИКТ, рассматривание иллюстраций «Родной край- Оренбуржье». Литературный ряд: произведений об Оренбурге И.И.Мячин «Орденоно-сное Оренбуржье»

3.1

Оренбуржье- дивный край

25 мин

3.2

Бузулук и его знаменитый бор

25 мин

3.3

Путешествие по городам Оренбуржья

25 мин

3.4

Карта-ландшафт Оренбуржья

25 мин

4

Исторические и сказочные сюжеты Оренбуржья

100 мин

Знает о пользе и бережном отношении к хлебу, поддержива-ет беседу, высказы-вает свою точку зре-ния. Проявляет ак-тивность при обсуж-дении вопросов, свя-занных с событиями, которые предшест-вовали и последуют тем, которые изобра-жены в иллюстра-циях. Эмоционально реагирует на произве-дения русского на-родного промысла. Активно использует разнообразные изо-бразительные мате-риалы для реалии-зации собственных и поставленных другими целей.

Зрительный ряд: вирту-      альные экскурсии с использованием ИКТ, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций htt://ww w.orenobl.ru/ poem.php

4.1

Путешествие колоска

25 мин

4.2

Оренбургское чудо- пуховый платок

25 мин

4.3

Караваны с солью

25 мин

4.4

Пасхальные праздники

25 мин

III блок. Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Модуль1. Моя Родина- мой Оренбург.

       Тема1.1.Улицы моего города.

         

Формировать представления детей об улицах родного города, познакомить с некоторыми названиями: Советская, Чкалова, Гагарина, проспект Победы, дать историческую справку об их названии. Обогащать и активизировать словарь по теме; учить составлять рассказы о своей улице; развивать мышление, внимание и моторику.

        Зрительный ряд: альбом «Родной город», открытки с изображением улиц и площадей.

        Литературный ряд: стихотворение «Мой Оренбург», С.Михалков «Улица моя».

       Продуктивная деятельность: аппликация «Моя улица родная».

       Материалы и оборудование: бумага, ножницы, клей, кисточки.

       Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».

       Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность)

        Тема1.2. История моего города.

       

        Формировать представления детей об истории возникновения города (город был построен для охраны юго-восточной границы России, а так же для торговли  с восточным народом. Закладывался он три раза: первый раз на реке Орь, второй раз на Красной горке, третий- в 1743 г. на берегу р. Яик и оказался  самым неуязвимым местом)

Музыкальный ряд: песня «Я- Оренбуржец» Сергея Шмелева.

Зрительный ряд: фотографии с изображением города, герба.

Литературный ряд: В.Разувин «К Оренбургу».

Материалы и оборудование: конструктор «лего».

Продуктивная деятельность: построение детьми моста через реку Урал, используя конструктор «Лего».

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Форма работы: групповая.

Тема 1.3. Старый Оренбург.

         Провести виртуальную экскурсию «Улицы старого города». Дать представление детям, какие были раньше улицы и какими стали в настоящее время.

        Зрительный ряд: рассматривание фотографий о прошлой и настоящей жизни города Оренбурга, рассматривание иллюстраций «Старого города Оренбурга», просмотр слайдов «Старый город»

Литературный ряд: Десятов «Легенды старого Оренбурга»

Интеграция с областями: коммуникация, музыка, художественная литература, познание.

Тема 1.4. Флаг и герб Оренбурга.

          Дать детям представление о символах города (герб, флаг) исторических и современных. Воспитывать патриотические, гражданские чувства, любовь и уважение к символике города. Развивать коммуникативные способности детей, расширять кругозор детей.

Зрительный ряд: герб, флаг города Оренбурга и  флаги Оренбургской области.                                                                                                            Музыкальный ряд: Музыка патриотической тематики.

Литературный ряд: Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья», Оренбург,2004г., «Социальное развитие дошкольника»- приложение журнала «Дошкольное воспитание».

Модуль 2. Достопримечательности Оренбурга.

Тема 2.1. Главная улица нашего города (Советская)

         

         Рассказать детям, что улица Советская является центром разнообразных старинных и современных зданий, почему мы называем улицу Советскую пешеходной, рассказать какие есть архитектурные здания, памятники на этой улице.

        Формирование у детей представление об истории архитектуры родного Оренбурга, её основателей. Рассказ воспитателя о главной улице города- Советской, её достопримечательностях. Посещение исторического музея, участие в выставках детского рисунка.

       Зрительный ряд: виртуальная экскурсия по улице Советской, рассматривание альбома с репродукциями, обмен впечатлениями о посещении музея, выставок.

Интеграция с областями: коммуникация, познание.

Тема 2.2. Театры Оренбурга.

Дать знания о том, что такое театр, о разновидностях театров. Рассказать детям о театрах Оренбурга: об Оренбургском Драматическом театре имени Горького; Театре музыкальной комедии; Областном театре кукол; Детском музыкальном театре «Щелкунчик». Дать представления о театральных профессиях. Обогащать и активизировать словарь по теме.    

Зрительный ряд: открытки с изображением театров.

Литературный ряд: Н Евреинов «Что такое театр»

Продуктивная деятельность: билеты, афиша, программки.

Материалы и оборудование: ТСО, краски, бумага, кисти, ножницы, клей.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание,  художественное творчество, труд, коммуникация, чтение художественной литературы.

Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 2.3. Памятники Оренбурга.

Формировать представления детей об архитектуре современных зданий, знакомство с памятниками архитектуры, сравнение архитектуры прошлого и настоящего времени.

Зрительный ряд: презентация «Памятники города»

Продуктивная деятельность: «Мы строим сказочный город».

Материалы и оборудование: конструктор , ТСО.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество.

Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 2.4. Комплекс «Национальная деревня».

Формировать представления детей о народностях, населяющих наш город, о видах поселений, о занятиях и праздниках, о дружбе между народами. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Зрительный ряд: фотоальбом «Национальная деревня», куклы в национальных костюмах.

Музыкальный ряд: национальные мелодии.

Видеоряд: просмотр фильма «Национальная деревня».

Продуктивная деятельность: аппликация «Девочка в национальном костюме».

Материалы и оборудование: карандаши, цветная бумага, клей, ножницы.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, физкультура, художественное творчество, труд.

Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность)

        Модуль 3. Оренбуржье.

        Тема 3.1. Оренбуржье- дивный край.

        Формировать представление детей о местоположении  Оренбургской  области на карте России, познакомить с климатическими зонами: степь, горы, лес. Беседа об Оренбуржье. Рассказать, что наш край- край удивительного  разнообразия природных условий. Показать уникальность природы Оренбургского края (Бузулукский бор, озеро Развал, Ириклинское водохранилище), её хрупкость и, в то же время могущество. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. Воспитывать чувства гордости за величие нашего края.

Зрительный ряд: карта России, карта Оренбургской области, картины «Степь», «Луг», «Горы», «Лес».

Литературный ряд: В.Кузнецов «В моем краю».

Музыкальный ряд: записи звуков леса, степи, аудиозапись «Я- оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев.

Продуктивная деятельность: изготовление макетов «Степь, горы, лес ».

Материалы и оборудование: ТСО, картон, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, карандаши.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, художественное творчество, труд, коммуникация.

Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

Тема 3.2. Бузулук и его знаменитый бор.

Формировать представления детей о городе Бузулуке, рассказать о его достопримечательностях; о Бузулукском боре. Познакомить с растительным и животным миром. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

        Зрительный ряд: картины с изображением города Бузулука, Бузулукского бора.

        Литературный ряд: загадки о лесе, животных и птицах.

        Музыкальный ряд: записи звуков природы.

        Продуктивная деятельность: создание коллажа «Бор прекрасен».

        Материалы и оборудование: ТСО, краски, кисти, бумага, пластилин, крупа, клей, ножницы.

        Интеграция образовательных областей: социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, труд.

        Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

        Тема 3.3. Путешествие по городам Оренбуржья.

        Формировать представления детей о промышленных городах Оренбургской области (Орск, Гай, Медногорск); о том, чем славны эти города, о добыче руды, меди и других полезных ископаемых. Развивать интерес к рабочим профессиям. Воспитывать чувство гордости за родной край.

        Зрительный ряд: картины с заводами и комбинатами; с городами, коллекция полезных ископаемых.

        Литературный ряд: Н.Семикозова «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.

        Продуктивная деятельность: изготовление макета «Горный комбинат».

        Материалы и оборудование: картон, цветная бумага, фломастеры, краски, кисти, песок, камни, клей.

        Интеграция образовательных областей: социализация, познание, чтение художественной литературы, труд.

        Форма работы: групповой.

        Тема 3.4. Карта- ландшафт Оренбуржья.

        Формировать представления детей о местоположении Оренбургской области на карте России, познакомить с климатическими зонами: степь, горы, лес. Воспитывать чувства гордости за величие нашего края.

        Зрительный ряд: карта России, карта Оренбургской области, картины «Степь», «Луг», «Горы», «Лес».

        Литературный ряд: В.Кузнецов «В моем краю».

        Музыкальный ряд: записи звуков леса, степи.

        Продуктивная деятельность: изготовление макетов «Степь, горы, лес».

        Материалы и оборудование: ТСО, картон, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, карандаш.

        Интеграция образовательных областей: социализация, познание, художественное творчество, труд, коммуникация.

        Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность).

        Модуль 4. Исторические и сказочные сюжеты Оренбуржья.

        Тема 4.1.Путешествие колоска.

              Формировать представления детей о злаковых культурах, из которых выпекают хлеб в Оренбургском крае. Познакомить с современной технологией изготовления хлеба. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.

        Зрительный ряд: репродукции с хлебным полем, с с/х техникой.

        Литературный ряд: загадки, чтение А.Букалова «Как машины хлеб берегут», пословицы и поговорки о хлебе, В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

        Музыкальный ряд: песня о хлебе.

        Продуктивная деятельность: «замесим тесто».

        Материалы и оборудование: колоски пшеницы, овса, ржи, мука, вода, дрожжи, соль, посуда.

        Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, здоровье, труд.

        Форма работы: групповая.

               Тема 4.2. Оренбургское чудо- пуховый платок.

        

Формировать представления детей о народном промысле края- Оренбургском пуховом платке. Дать знания о том, кто и когда впервые начал вязать пуховые платки. Показать платки и необходимые предметы для их изготовления. Воспитывать чувство гордости за свой край.

        Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок».

        Зрительный ряд: образцы узоров платков, паутинка, платок.

        Видеоряд: презентация «Оренбургские умельцы».

        Продуктивная деятельность: рисование на тему «Придумай свой узор».

        Материалы и оборудование: ТСО, платки, бумага темного цвета, гуашь белая, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

        Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, художественное творчество, труд.

        Форма работы: групповая.

        Тема 4.3. Караваны с солью.

        

Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстрации с изображением каравана верблюдов. Чтение стихотворений по теме. Создание макета «Караваны с солью». Лепка верблюдов.

        Зрительный ряд: рассматривание фотографий, просмотр видеозаписи «Белое богатство Оренбургской области».

               Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание.

        Тема 4.4. Пасхальные праздники.

        

              Познакомить с народным обрядовым праздником-Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением, развивать творческие способности, воспитывать интерес к традициям русского народа.

        Продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Ваза с крашенными яйцами».

        Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество.

        Материалы и оборудование: клей, цветная бумага, ножницы,картон.

    IV блок Методические  рекомендации к реализации проекта.

В процессе разработки проекта мы ориентировались на содержание нормативно-правового обеспечения современного дошкольного образования.

Практико-ориентированный проект реализуется педагогическим коллективом: воспитателями, музыкальным руководителем, родителями.

К воспитателю, работающему с детьми дошкольного возраста, предъявляются особые требования, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого ребёнка, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Всё это позволит дошкольникам дать многое в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методике ознакомления с достопримечательностями родного края.

Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые наиболее ему доступны. Причём факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Поэтому осуществляя работу по формированию ценностного отношения к культурному наследию Оренбуржья, педагог должен прежде всего, сам хорошо знать его. Продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края.

Данная деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области культурного наследия Оренбуржья. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, читать произведения художественной литературы, танцевать и т.д.),  только тогда он сможет привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении литературных произведений. Тогда занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми, и оставят свой вклад в душах детей.

При рассказывании, исполнении литературных произведений воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания материала детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

При реализации данной программы каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.) Данные виды деятельности требуют от педагога владения техническими умениями.

            Педагогу желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Рассказ, сопровождаемый показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Хорошо помогает улыбка, спокойный тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у ребенка удовольствие и радость.

Необходимо подобрать соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить полученные знания, формировать умения самостоятельно использовать их.

Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить материал адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с достопримечательностями края, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

Предметно- развивающая среда, создающая условия для реализации данного проекта, представлена следующими материалами: альбом «Родной город»; открытки с изображением улиц и площадей фотографии о прошлой и настоящей жизни города Оренбурга; иллюстрации «Старого города» Оренбурга, презентация «Памятники города»; иллюстрации: герб, флаг города Оренбурга и флаги Оренбургской области; мультимедийная презентация: экскурсия по улице Советской, альбом с репродукциями; открытки с изображением театров; презентация «Памятники города Оренбурга»; фотоальбом «Национальная деревня», куклы в национальных костюмах, национальные мелодии народов, живущих в Оренбургской области; карта России, карта Оренбургской области; картины «Степь», «Луг», «Горы», «Лес»; аудиозапись «Я- Оренбуржец и этим горжусь!» С.Шмелева; картина с изображением города Бузулука, Бузулукского бора; загадки о лесе, животных, птицах; звуки леса; картины с заводами и комбинатами, с городами; коллекция полезных ископаемых; репродукции с хлебным полем, с с/х техникой; аудиозапись песни «Оренбургский пуховый платок»; образцы узоров платков, паутинка, платок, презентация «Оренбургские умелицы»; просмотр видеозаписи «Белое богатство Оренбургской области».

            Материалы для творческих продуктивных видов деятельности:      

- краски, клей , гуашь, ножницы, цветная бумага, салфетки, кисточки, образцы, схемы и т.д.

Оборудование:

-музыкальный центр, экран, проектор, ПК.

Литературные произведения для детей:

Стихотворение «Мой Оренбург»; С.Михалков «Моя улица»;

В.Разувин «К Оренбургу»;

Прусс А. «Рассказы про истории Оренбуржья»;

«Социальное развитие дошкольника»-приложение журнала «Дошкольное воспитание»;

Н. Еврейнов «Что такое театр?»;

В.Кузнецов «В моем краю»;

Загадки о лесе, животных и птицах.

Н.Семикозова «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.

Чтение А.Букалов «Как машины хлеб берегут», пословицы и поговорки о хлебе, В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

       Практико-ориентированный проект «Оренбуржье- дивный край»,  обусловлен ознакомлением старших дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры, культуры народов населяющих Оренбургский край. Направленность так же заключается в учете национально- культурных (архитектурных) ценностей города. Программа развивает творческие способности дошкольников, ценностные отношения дошкольников к архитектуре родного города, пополняет знания детей об архитектурных памятниках, так же воспитания у детей бережного отношение к ней. Любой уголок нашего города неповторим. Именно таковыми могут быть исторические архитектурные памятники, которые подтверждают достоверные исторические сведения и предания. Это актуально в наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности.

       При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Родителей привлекают к активному участию, вместе оформляют альбомы, папки, организовывают совместные выставки и экскурсии, готовят праздничные мероприятия. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.

      Мотивационные приемы в работе с детьми: широкое использование наглядного материала, для привлечения внимания детей, заинтересованности к объектам; использование современных технических средств; использование продуктивных и игровых видов деятельности.

       Организация работы по реализации проекта проводится по трем направлениям:

1. НОД.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3.Самостоятельная деятельность детей.

     Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в играх, самостоятельной деятельности.

       При реализации данной программы мы используем те формы работы с детьми, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны детям, органически вписываются в современный воспитательно-  образовательный  процесс. Основная форма- тематические занятия кружка. По форме проведения они представляют собой «игры- путешествия» или «игры- открытия». Ведущим принципом является принцип развивающего обучения. Педагог включает для детей поисковые задачи. Задачи таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое из других источников информации- книг, телевидения, интернет. В ходе данной деятельности дети проживают определенную тематическую или историческую ситуацию. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребенок и педагог, все они могут и задавать вопросы и отвечать на них. А «ответы» нередко воплощаются в увлекательных практических действиях- рукотворном труде.

      Познавательные  беседы- развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к наследию родного края. Беседы организуются как итоговые по окончанию изучения тематического блока.

      В работе с детьми по формированию ценностного отношения к культурному наследию Оренбуржья необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые и виртуальные прогулки и экскурсии. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, увидеть ту красоту на тех улицах, по которым проходят каждый день.

     Творческая  продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество- главное средство освоения ребенком культурно- исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального развития дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Оформление в детском саду выставки. Итоги работы над темой объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

       Методы и приемы:

В данной программе используется частично- поисковой метод, который направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности. На занятиях праздниках и досугах используется дидактические игры и игровые приемы, которые создают, непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В формировании творческой активности большое значение имеет

использование художественного слова, театрализации, музыки, изобразительного искусства, исследовательская деятельность.

Осознавать усвоенные знания помогает прием сравнения. Например, рассматривая посуду, которая была у Оренбуржцев в древности, воспитатель спрашивает , чем это посуда отличается от той, которой         пользуются дети и чем предмет посуды похожи.

        Знакомство детей с родным городом и краем предполагает применение таких приемов, как моделирование и конструирование.

         Метод моделирования- это использование различных схем, карточек. Например, рассказывая о том, как выращивали хлеб, воспитатель может предложить детям расставить в определенной последовательности карточки разных цветов, в зависимости от того как проходили полевые работы. Сначала коричневую карточку (подготовка земли), потом зеленую (молодые побеги), потом жёлтую (хлеб созрел).

        Конструирование предполагает выполнение таких заданий, как, например, изготовить макет изб национальной деревни и т.п.

       Без повторения нельзя говорить о прочности усвоенных знаний и воспитании чувств.

       Три формы организации повторения:

1) Прямое повторение- дети повторяют то, что им рассказывал воспитатель.  Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому  материалу, поэтому его необходимо использовать наряду с другими видами.

2) Применение знаний в сходной ситуации. Воспитатель дает детям задание, при выполнении которого они повторяют изученный материал.

3) Повторение на опосредованном уровне. К усвоенным раннее знаниям дети

возвращаются в новой ситуации. Воспитатель, объясняя новую тему, предлагает детям вспомнить то, что они изучали ранее в рамках другой темы.

     Информация , которая дети получают при ознакомлении с культурным наследием Оренбуржья, должна затронуть чувства детей, вызвать их эмоциональную активность. Специальные методы и приемы помогают воспитателю активизировать этот процесс, это прежде всего, игровые приемы:

     -воображаемая ситуация, когда воспитатель предлагает детям что-то вообразить, представить. Например, «вообразите, что вы живете в Оренбурге много лет назад. Вы идете по улице. Опишите одежду людей, которых вы можете встретить». Игровое « как будто…»   детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

   -придумывание ситуаций, событий, когда воспитатель предлагает детям придумать что-то. Например: свой музей и т.д.

    - игра- драматизация.

     Особенностью проведения работы по формированию ценностного отношения  старших дошкольников к коультурному наследию Оренбуржья является умение воспитателя не только активизировать познавательную деятельность дошкольников, но стремится к высокой эмоциональной

активности детей. Широко используется художественная  литература, произведения устного народного творчества. Используя художественную литературу, воспитатель должен помнить, что дошкольники- слушатели, а не читатели. Поэтому влияние этого средства во многом определяется тем, как взрослые будут подбирать художественные произведения, как их  читать.

      При знакомстве дошкольников с культурным наследием Оренбуржья, воспитателю приходится многое им рассказывать. От того как он это сделает, зависит воспримет ребенок информацию или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то ещё. Необходимо помнить следующее:

   - по ходу рассказа обязательно использовать наглядный материал; это могут быть фотографии, рисунки, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.;

  - составляя рассказ , воспитатель должен включать в него вопросы к детям, чтобы активизировать познавательную деятельность детей, внимание вызвать интерес, учить их предполагать, рассуждать;

  -язык рассказа должен быть очень простым; если в рассказе встречаются незнакомые слова, следует объяснить их значение;

  -знакомя детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях; не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию; достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Диагностические инструментарии.

        Для осуществления диагностики интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в период реализации программы дополнительно образования «Оренбуржье- дивный край» в образовательной области «Познание» используются следующие способы диагностики:

-Наблюдение.

-Тестирование.

-Самоанализ.

       Периодичность диагностики.

       Первичная диагностика проходит в период с 10- 20 сентября. Она выявляет стартовые условия (уровень готовности детей). Она включает тесты на выявление уровня развития интегративных качеств: «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Любознательный, активный», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

        Итоговая диагностика проходит в период с 15- 25 мая. Диагностируется оценка степени усвоения поставленных задач, развитие интегративных качеств: «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Любознательный, активный», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший необходимыми умениями  и навыками».

       Сопровождающая диагностика проходит в процессе каждого НОД. Она служит показателем активности, заинтересованности каждого ребенка. Прослеживая эмоциональное впечатление каждого участника образовательной деятельности его самоанализ практической части используя альбом «Моё Оренбуржье» мы можем увидеть и проанализировать общий настрой группы и проконтролировать развитие интегративных качеств: «Эмоциональный, отзывчивый».

       «Любознательный, активный».

        Уровень развития изучается в процессе наблюдения активности детей в проектной деятельности, общении с взрослыми и сверстниками, стремлении пополнить запас сведений о родном крае.

«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

         Уровень развития изучается в знании детей об участии родных в жизни родного края.

«Эмоциональный , отзывчивый».

           Уровень развития интегративного качества изучается при помощи сопровождающей диагностики. Альбом «Моё Оренбуржье» содержит 17 листов (по числу НОД). Альбом заполняется по завершению каждой НОД. Дети самостоятельно анализируют объём полученных знаний, умений, навыков, а так же настроение, отмечая соответственно в альбоме.

        «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

            Ребенок , овладевший средствами общения, умеет задавать вопросы, воспринимает информацию от сверстников и взрослых, охотно делится своими мыслями.

 «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

          Контролируется при помощи педагогического обследования, которое включает в себя: задания (работа по карточкам), дидактические игры. Эти виды диагностики можно проводить как индивидуально (в этом случае исключена подсматривания решения поставленной задачи), так и коллективно (выбрав такой способ, мы можем наблюдать поведение каждого ребенка: легкость, начало выполнения работы, обращение за советом, общение со сверстниками в процессе деятельности).

       Результатами усвоения дополнительной образовательной программы «Моё Оренбуржье» является:

      Личностное развитие- нравственность (любовь и уважение к людям, рядом с которыми живешь); самосознание (значимость участия в общем деле); мотивация (узнать историю своего родного края); эмоции (радость от своих успехов и других достижениях .

       Интеллектуальное развитие-  развитие памяти, мышления, воображения.

       Накопленные знания: о родном крае, людях и возможность их использования в повседневной жизни (в быту, игре и беседе).

                                    Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – Москва,     2008г., 300 стр.

2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа) / Н.Г. Зеленова  – Москва, 2010г, 93стр.

3. Синягина Ю.В. Моя Родина- Оренбуржья. Методические разработки по краеведению. / Ю.В. Синягина. - Челябинск, 2010г., 103 стр.

4. Эмгунт С.А. Краеведение. История Оренбургского края. / С.А. Эмгунт. - Оренбург, 2012г., 200 стр.

5.Васюкова Т.Н. Краеведение. / Т.Н. Васюкова. - Оренбург, 2010г., 115 стр.

6. Чибилев А.А. География и природа Оренбуржья. / А.А. Чибилев. –Оренбург, 2010г., 300 стр.

7. Природное наследие Оренбургской области: «Оренбургские книги», /  2010г., 95 стр.

8. Красная книга Оренбургской области: «Оренбургские книги», 2012г., 176 стр.

9.Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей        дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. -  Санк-Петербург, Детство-Пресс, 2011г., 190 стр.

10. Юлаев И.М. Природный сотворенный храм. / И.М.Юлаев. - Оренбург, Печатный дом «Димур», 2012г., 184 стр.

11.Оренбургские писатели- краеведы / сайт История Оренбуржья http://kraeved.opck.org/biblioteka

12. Ермолаев Д.Е. Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных общеобразовательных учереждениях// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».- 2011г., №5                                       URL :  http://www.orenobl.ru/poem/poem                                  

                                                                                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Как добрый молодец по дивному краю путешествовал"

Мы живем в прекрасной красотейшей республике Башкортостан. Послушайте сказку о нашем дивном крае....

Методическая разработка "Наш дивный край"

Воспитанники расширят представления о своём районе, который является частью нашей страны....

Конспект образовательной деятельности «Край родной Оренбуржье»

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с родным краем, используя музыкальные жанры искусства в различных видах деятельности.ЗАДАЧИ: Учить соотносить музыкальные произведения с рассматриваемой темой краеведения, вслуши...

Конспект по ознакомлению с окружающим "Оренбуржье - край чудесный"

Цель данного занятия: Познавательное развитие дошкольников. Формирование целостного отношения к малой родине.      Данноее занятие способствует расширению у детей знания об ...

"Оренбуржье - наш край родной!"

Проект по формироваию нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"...

Картотека стихов "Оренбуржье - мой край родной"

Картотека стихотворений позволяет воспитать у дошкольников любовь к природе родного края и бережное отношение к слову....

Проект по ознакомлению с природой родного края Оренбуржья "Там, на неведомых дорожках...."

Проект "Там, на неведомых дорожках..." направлен на формирование экологического сознания у дошкольников, на обогащение их знаний о природе родного края. В результате у детей появится познава...