ПРОЕКТ «Архитектура моего родного Новосибирска»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Ермолаева Марина Михайловна

Дошкольный возраст самый чувствительный, именно в этот период закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности. Это тот самый период, когда важно создать благоприятные условия для появления и поддержания интереса к объектам, имеющим художественную, историческую ценность, к архитектуре родного города. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

на тему: «Архитектура моего родного Новосибирска»

Новосибирск 2022 г

Проект познавательный, среднесрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

На сегодняшний день в системе образования детей дошкольного возраста появились и появляются новые игры и развлечения. Современные дети без труда осваивают информационно-коммуникативные средства.

Проект «Архитектура моего родного Новосибирска» — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе различных видов деятельности, который хорошо вписывается в общее образовательное пространство нашего дошкольного учреждения.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Инновационность предлагаемого проекта будет заключаться в целевой конкретной разработке системы работы, в рамках организации которой ведётся самостоятельный инновационный поиск идей, разработка технологических, содержательных особенностей организации педагогического труда, их апробация.

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Реализуя данный проект, мы решаем сразу несколько задач, а именно знакомим детей с историй нашего города, тем самым воспитываем патриотические чувства, гордость за город, где они живут. Знакомим с достопримечательностями города, строениями, развиваем внимание, любознательность, фантазию. Дети становятся активными участниками процесса, происходит развитие личности ребёнка в процессе общения с объектами окружающего.

Постановка проблемы

Мир архитектуры — это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты. Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

В нашей стране много разных городов, у всех разная история, разный колорит.  И каждый город, по- своему красив неповторим. Вот и наш город Новосибирск имеет свою историю, свои достопримечательности, необычные здания, которые можно назвать визитными карточками Новосибирска, например: Оперный театр, театр «Красный факел», Зоопарк, железнодорожный вокзал «Новосибирск-главный» и многие другие.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что тема Новосибирска и его архитектуры им интересна, они с удовольствием рассматривают картины с изображением зданий Новосибирска, фотографии о нашем городе, делятся впечатлениями. Но в процессе бесед с детьми, мы убедились в том, что у детей неполные представления об истории нашего города, о его достопримечательностях.

Для успешной работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с городом, с его архитектурой, необходимо применять проектный метод.

Дошкольное детство можно назвать порой открытий, поэтому взрослым необходимо дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувству патриотизма.

Наш город можно назвать молодым, он быстро развивается, растёт. Нам необходимо донести до детей, что Новосибирск можно назвать городом контрастов. Мы должны научить детей видеть разнообразие зданий, их формы, знать их историческое значение.

К сожалению, в нашем городе не так много старых зданий, сохранившихся с времён Новониколаевска.  Здесь на помощь приходят старые фотографии, которые дети с удовольствием сравнивают с современным городом.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений об архитектуре и истории города Новосибирска

Задачи:

1. Изучить теоретические источники по данной теме;

2. Провести игровое занятии для знакомства детей с профессией архитектора;

3. Провести с детьми виртуальную экскурсию для ознакомления со старинными и современными зданиями города «История Новосибирска глазами архитектора»;

4. Разработать цикл дидактических игр по ознакомлению детей с архитектурой Новосибирска;

5. Расширить знание детей о работе архитектора посредством компьютерных игр «Стройка города», «Строим дом из кирпичей»

6. Организовать выставку рисунков (совместно с родителями) «Мой Новосибирск»;

7. Оформить фотоальбом «Новосибирск театральный», «Новосибирск вчера-  Новосибирск сегодня»

8. Провести интеллектуальную игру «Юные архитекторы нашего города»;

9. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Актуальность проекта

Дошкольный возраст самый чувствительный, именно в этот период закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности. Это тот самый период, когда важно создать благоприятные условия для появления и поддержания интереса к объектам, имеющим художественную, историческую ценность, к архитектуре родного города. Но родители, живя в большом городе, имеют недостаточно знаний о нем, поэтому дошкольники, получая информацию в группе, не всегда могут найти отклик дома. Главное, на что нужно обратить внимание – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Беседы, анкетирование показали, что не только дети, но и многие взрослые не знают истории города, в котором живут. Многие дети не знают названия театров, как они выглядят, плохо знакомы с достопримечательностями города, не говоря уже об архитектуре и известных архитекторах нашего города. Вот почему на наш взгляд актуален данный проект.

Данный проект позволит донести до понимания детей всю красоту и значимость родного города, познакомить с его историей, архитектурой, поспособствует развитию у детей чувства патриотизма и любви к своей малой родине. А кто как не мы, педагоги, должны воспитывать это чувство у детей, ведь чувство патриотизма возникает еще в раннем детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в процессе воспитания любви к своим ближним, родным местам, родному городу, родной стране.

Готовность к реализации проекта

В МКДОУ созданы условия для инновационной деятельности: осуществляется внедрение ФГОС ДО в дошкольное образовательное пространство ДОУ.

В наших группах созданы все условия, позволяющие организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие. Имеются разные виды конструкторов, крупный и мелкий строительный материал, различные плакаты и фотографии с изображением нашего города, имеется телевизор, DVD плеер, подборка видеофильмов по данной тематике. Разработан цикл дидактических игр, изготовлены макеты домов, улиц.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться в зависимости от темы и плана мероприятий.

Апробация любого из мини - проектов будет проходить в три этапа:

1.Организационно-подготовительный

- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

- Составление тематического планирования мероприятий;

- Сбор информации по теме.

2. Основной

- Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

- Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности (разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектов).

3. Заключительный

- Обобщение результатов работы;

- Анализ деятельности;

- Презентация;

Формы и педагогические приёмы для организации работы в рамках реализации проекта: - наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых, др.);

- словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);

- практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки, др.). Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Разрабатывая проект, на первом этапе мы применили метод трёх вопросов, которые представлены в таблице №1.

Таблица №1

Вопросы

Ответы детей

Что мы знаем?

Дома строят строители, дома бывают разные, архитекторы придумывают как строить, в Новосибирске нет старинных зданий

Что хотим узнать?

Чем занимаются архитекторы, какие дома были раньше, какие необычные дома есть в нашем городе, какие театры есть в Новосибирске, чем отличаются старые здания от современных

С помощью чего узнаем?

Интернет, книги, спросим у родителей, телевизор, фотографии, экскурсии

 

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи, главное, на что НУЖНО обратить внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду. Предоставить возможность дошкольникам и родителям почувствовать себя участниками жизни города. Поощрять любознательность и интерес. Любовь и уважение к своей семье как к неотъемлемой части родного города. Воспитывать гордость за свою семью. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

Мероприятия, содержание и участники подготовительного этапа представлены в таблице №2.

Таблица №2

Мероприятия

Содержание

Участники

Создание творческой группы педагогического проекта

 

Старший воспитатель, воспитатели, родители

Круглый стол для педагогов ДОУ

Изучение методической литературы по данной теме

Старший воспитатели, воспитатели,

Заседание творческой группы

Разработка тематического плана по реализации проекта

Воспитатели

Взаимодействие с семьями воспитанников

Родительское собрание Тема «Что мы знаем об истории и архитектуре нашего города»;

Беседа с родителями «Знакомство с проектом» 

Консультация «С чего начать при знакомствеn детей с городом?» 

Индивидуальные консультации «Куда сходить с ребенком в выходной день». 

Помощь в изготовлении творческих поделокn для выставки. 

 Рекомендации по планированию экскурсий по ознакомлению детей с Новосибирском .

Старший воспитатель, воспитатели, родители

Планируя мероприятия по реализации данного проекта, мы предусматривали включение всех видов деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Работу с педагогами и родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. организационный - составление перспективного плана работы с педагогами родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу;

2. практический - организация сотрудничества с педагогами и родителями через реализацию различных форм работы;

3. заключительный - подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с ДОУ и с родителями).

Работа с детьми

Нами было разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города и технического конструирования, которое предполагает рассматривание следующих блоков:

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами - удобство, польза; конструктивные свойства - прочность, экономичность; эстетические - красота.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города. При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Основной этап

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Новосибирска. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры. Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Мероприятия, содержание и участники основного этапа представлены в таблице №3.

Таблица №3

Мероприятия

Содержание

Участники

Организованная деятельность детей

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ

Познавательное развитие» тема: «Профессия архитектор» приложение №1;

цикл дидактических игр «Мы архитекторы» приложение№2

Воспитатели, дети

Экскурсия

Виртуальная экскурсия «История Новосибирска глазами архитектора» (представление презентации)

Воспитатели, дети

Творческая мастерская

Изготовление фотоальбома ««Новосибирск вчера-Новосибирск сегодня», «Театры Новосибирска»

Воспитатели, родители, дети

«Мой Новосибирск»

Организация выставки рисунков «Мой город Новосибирск»

Воспитатели, родители, дети

«Песни и стихи о Новосибирске»

Проведение тематического музыкального вечера

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети

Заключительный этап

Мероприятия, содержание и участники заключительного этапа представлены в таблице №4.

Таблица №4

Мероприятия

Содержание

Участники

Презентация проектов

Детские тематические проекты:

«Символы Новосибирска»;

«Новосибирский архитектор А.Д. Крячков»;

«Мосты Новосибирска»

«Парки Новосибирска»

Приложение №5

Воспитатели, дети

Интеллектуальная игра

Провести интеллектуальную игру «Юные архитекторы»

Приложение №6

Воспитатели, дети

Итоговые мероприятия

Проведение итоговых мероприятий (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

 

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новосибирска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

В результате проектной деятельности мы надеемся, что у детей будут сформированы представления об архитектуре нашего города. Дети заинтересуются историей родного города, станут бережнее относиться к творениям, созданным человеком, научатся видеть и ценить красоту окружающего мира. Оценка результатов детской проектной деятельности будет отслеживаться через: беседы с детьми, наблюдение за их деятельностью, в том числе и игровой, во время проведения занятий, совместной деятельности, прогулках, экскурсиях.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Практическая значимость результатов

Для педагогических работников учреждения – появится возможность повышать профессиональную компетентность, иметь своеобразный «инновационный полигон» для разработки, апробации и внедрения принципиально новых моделей организации образовательного процесса в ДОУ, иметь «базовую площадку» для профессионального роста и развития.

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского    сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. За короткий период времени дети узнали много познавательной информации поданной теме, стали задавать вопросы, интересоваться, какие необычные здания есть в других городах, делиться фотографиями с достопримечательностями тех мест, где они отдыхали с семьей. В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по таким темам как «Просторы Новосибирской области», «Широка страна моя родная», «Москва – столица нашей родины».

После проведения проекта наблюдается, что у детей значительно вырос познавательный интерес и уровень знаний, представлений об архитектуре родного города. По результатам работы была выявлена положительная динамика в партнерском взаимоотношении родителей воспитанников и ДОУ, родители проявляют инициативность и активность в организации досуговых мероприятий, организуемых в ДОУ. Стоит заметить родители воспитанников стали верными друзьями детям и помощниками педагогов.

Эффективность проекта мы, предполагаем, оценить по трём направлениям:

1 направление - независимая оценка со стороны социума, соответствие социальному заказу, и оценка деятельности ДОУ родительской общественность по результатам анкетирования удовлетворённости родителей (достижение показателя % удовлетворённости).

2 направление - непосредственно оценка качественных изменений в развитии дошкольников (самого результата). Критерии, методики и ожидаемые результаты.

3 направление - оценка по показателям эффективности функционирования и результативности деятельности учреждения, предлагаемым органами управления образование

Список литературы

1. Баландин С., Ваганова О. «Сибирский архитектор А.Д. Крячков», «Западно-Сибирское издательство», Новосибирск, 1973.

2. Безрядин Н.В. «Новониколаевск – Новосибирск 100 лет» фотоальбом Миллера А.С., «Новосибирское книжное издательство», Новосибирск, 1972.

3. Ламин В.А. Шумилов В.Н., Энциклопедия «Новосибирск», «Новосибирское книжное издательство», Новосибирск, 2003.

4. Цыплаков И. «Краткая историческая энциклопедия Новосибирска», изд. «Горница», Новосибирск, 1997.

5. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004

6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии в ДОУ "Природа моего родного края"

Краткосрочный, информационно-творческий проект, который закрепляет и расширяет знания детей о природе своего края....

"Мой родной Новосибирск" (конспект НОД)

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну....

Презентация: "Мой родной Новосибирск"

Презентация: "Мой родной Новосибирск"...

Проект "Мой родной Новосибирск"

Формирование у детей любви к родному городу и его истории...

Презентация "Мой родной Новосибирск"

Выполнила: Воспитатель первой квалификационной категории Гончарова Е.Н. МКДОУ 420 г. Новосибирск.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21505893","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Непосредственной образовательной деятельности в выпускной группе на тему “Мой родной Новосибирск”

Цель: создать условия для формирования у детей чувства патриотизма и любви к Родине, к  родному  городу....

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «родной Новосибирск»

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «родной Новосибирск»Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свой город.Задачи: Знакомить детей с главными символами г...