«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
статья

Мокрова Анна Александровна

   Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

•        познакомить детей с историей русского быта; 

•        развивать интерес к культурным традициям русского народа;

•        учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

•        привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_doklad.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко» п.Савинский

«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

Обобщение опыта работы

Мокрова А.А

2020 год


   В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

   Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

  Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

   Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций.

Поэтому  я выбрала тему по самообразованию «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО».

  Всё начинается с детства.  Детский сад, как дом и мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении чувства гордости за свою семью, народ, родину.

   Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

•        познакомить детей с историей русского быта;  

•        развивать интерес к культурным традициям русского народа;

•        учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

•        привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

   Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

•        знакомство детей с устным народным творчеством; (сказки, песенки, потешки, поговорки, считалки)

•        знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа;

•        знакомство  детей с бытом   русского народа;

•        приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре.

   В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры. Использование в работе с детьми  русских народных игр, потешек, прибауток, считалок, закличек  позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь.

   Для детей воспитателями разыгрываются кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок. С их помощью дети учатся эмоционально воспринимать окружающую действительность, радоваться и огорчаться вместе с героями, сопереживать им.

   Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов

   На музыкальных занятиях и в совместной деятельности с музыкальным руководителем дети знакомятся с народными инструментами. Для более яркого представления о народных инструментах в детский сад мы приглашаем учащихся детской музыкальной школы, либо проводим экскурсию в музыкальную школу, которые исполняют   музыку  на народных инструментах: балалайке, баяне, домре,

   Издавна на Руси существовали традиции:

•        водить хороводы

•        петь колыбельные песни

   Проводя работу по знакомству  детей с народным искусством, в группе был создан мини-музей «Колокольчик» и проведен мастер –класс «По изготовлению и росписи колокольчика»; дети с большим интересом играют с ними.

   Знакомство детей с бытом русского народа  мы начинаем в краеведческом музее нашего поселка.  Там воспитанники детского сада могут видеть  печку, посмотреть, как варится каша в чугунке.

  Все увиденное ими в музее  дети отображают в свои играх.

  По приобщению детей к традициям русского народа в группе было проведено занятие:  по изготовлению куклы-оберега.

  Дети с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках «Осенины»,«Святки», «Масленица», весенних и летних календарных праздниках (что является традиционным в нашем саду).  В процессе подготовки и участия в таких праздниках дети узнают пословицы, поговорки, загадки о труде,

   Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники. Родители принимали активное участие в выставке работ, посвященных пасхе и рождеству.

   Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям.

  На базе всего этого в группе нами совместно с родителями начал создаваться фотоальбом «Фольклор в жизни каждого ребенка».

  Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине,  является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...

Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен.  Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...

"ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает  «инородная» культ...

«Роль фольклора в гражданско-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, фольклор, дети старшего дошкольного возраста.Key words: education, civil and Patriotic education, folklore, children of senior ...