Проект "Шагай наадан"
проект (средняя группа)

Батуева Дарима Шагдаржаповна

Национально-региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_proektu_shagay_naadan.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Хараасгай»

Республика Бурятия, Иволгинский  район, с. Нижняя Иволга, ул. Юбилейная, 2 «А»,

р. т. 8 (3014) 027127 e-mail:chimitova-64@mail.ru, интернет сайт: burkhara.tvoysadik.ru

Педагогический проект:

Приобщение к национальной  культуре посредством  

национальной  бурятской игры «Шагай наадан»

(Игровой, познавательный, творческий)

                                                                                      Батуева Дарима Шагдаржаповна

                                                    с. Нижняя Иволга

                                                                 Введение

 На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков.  

В 21 веке бурятский народ отошёл от своих истоков, поэтому необходимо воспитывать у детей уважение к истории, культуре своего народа.                                        

 Одним из эффективных, увлекательных и доступных средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Актуальность. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

          Существует у бурят уникальная народная игра «Шагай наадан», которая почти забывается в наши дни. Хотя в нашей республике народная игра «Шагай наадан» возрождается, проводятся турниры, конкурсы  по этой игре, в нашем селе, (и не только у нас) почти забыли эту игру.

          Когда мы начали проводить месячник бурятского языка, конкурсы по народным играм среди детей и родителей, оказалось, что многие родители не знают о разновидностях игры «Шагай наадан». Дети дошкольного возраста, к сожалению, не имеют представление об этой игре.

          Я – как учитель бурятского языка и литературы, как, человек, преданный своему краю и культуре своего народа хочу сохранить и  возродить  одно из старинных древних игр бурятского народа. И тогда я задалась вопросом: что это за игра? Кто её придумал? Какие существуют правила? Хотелось узнать больше, изучала литературу, обращалась к старожилам нашего села. В этом мы видим актуальность нашей работы.

          Игры и забавы бурят несут в себе важные воспитательные аспекты и поэтому сегодня они должны быть в арсенале педагогической науки нашего края, чтобы  у детей сформировалось устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родного края.

                                                         Описание проекта.  

Для возрождения игры «Шагай наадан» поставлена цель:

Цель: сохранить и возродить древнюю бурятскую игру «Шагай наадан» у подрастающего поколения; научить детей играть разновидности народной игры «Шагай наадан».  

Задачи:

Образовательная: актуализировать знания о народных играх бурят; содействовать культурному развитию детей посредством  приобщения к  народной игре  «Шагай наадан».  

Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей: память, догадка, логика; развивать сосредоточенность, меткость, ловкость; морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к народным играм; уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа; способствовать воспитанию интереса к традиционным играм.

Оборудование: шагай, музыкальное сопровождение.

Объект исследования: Народная игра.

Предмет исследования: «Шагай наадан».

                При выполнении работы были использованы следующие методы:

1. Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: интернет, школьная и сельская  библиотеки,   краеведческий музей.

2. Практический метод: сбор костяшек-лодыжек (шагай), разучивание игры  «Шагай наадан; конкурсы на лучших игроков «Шагай наадан» среди дошкольников.

Практическая значимость работы: 

Народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра  важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время. 

                                                      Срок реализации проекта:

Реализация проекта  - 3 года.

Вид проекта: долгосрочный, воспитательно-развивающий.

Участники: дети старших  групп, родители и педагоги.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный: постановка цели и задачи; подбор литературы, средств, методов и приемов работы; анкетирование среди родителей и педагогов на знание игры.
  2. Основной этап: НОД, беседа, презентация, знакомство с играми «Няһалалга»,  «Мори урилдаан».
  3. Итоговый: участие в конкурсах и олимпиадах, выступление на РМО.

Описание

Ответственные

Сроки

1

Сбор материалов об игре, сбор лодыжек

Родители и педагоги

В течение проекта

2

Изучение и обработка материалов.

Создание  лэпбука  «Первые шаги к игре»

Батуева Д.Ш.

В течение проекта

3

Презентация и мастер – класс для педагогов: «Как играть в шагай»

Разучивание игры с педагогами.

Мастер –  класс для родителей по разучиванию игры.

Батуева Д.Ш.

В течение проекта

4

Путешествие в игру «Шагай наадан». Раскрашивание шагайшек детьми.

Введение детей в игровую ситуацию педагогом.

 Самостоятельная организация досуга детьми данной игрой.

Воспитатели

В течение проекта

5

Провести турнир между  детьми  на лучшего игрока.

Турнир между родителями на лучшего игрока

Батуева Д.Ш.

В течение проекта

6

Мастер-класс на РМО «Роль изучения  национальных обычаев и традиций в ДОУ»

Батуева Д.Ш.

В течение проекта

7

 Районный  конкурс  «Шагай наадан»

Батуева Д.Ш.

В течение проекта

8

Республиканский конкурс «Гуламта» в номинации «Шагай наадан»

Батуева Д.Ш.

В течение проекта

                                                 

Ожидаемый результат:

- развит интерес к игре «Шагай наадан»;  

- развиты математическое мышление, внимание, выдержка, сообразительность, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма;                    

- сформированы навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности;

- развиты морально-волевые качества, выдержка, настойчивость в достижении результатов;

- у ребёнка сформировалось уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа;

- созданы условия для развития  общей культуры личности детей:  социальных, нравственных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

- собран сбор лодыжек, как элемента настольной игры.

                                                              Заключение.

Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека.

Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков поможет сформировать добрые межнациональные отношения. Ведь не зря А.С.Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости».

Благодаря таким играм мы сможем создать в нашей семье, в саду, в школе обстановку мира и согласия.

Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая различные конкурсы, турниры, форумы, праздники народных игр – мы творим доброе дело и делаем мир счастливей.

                                                                Литература:

  1. Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай hудал байдалай тайлбари толи». Улан-Удэ, Бэлиг, 2004.
  2. Тугутов Н.Е. «Бурятские народные игры», Улан-Удэ, Бэлиг, 1994.
  3. «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», 2011.
  4. Аюшеева Ц-М «Шагай наадан».
  5. Бурхинов Д.М. «Народная педагогика и современная национальная школа», Улан-удэ, 2013 г.
  6. Дондокова Ц-Д.Д «Барбаадай», Улан-удэ, 2012.
  7. Номтоев Ц «Шагай наадан», 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Бурятская народная игра "Шагай наадан"

Бурятская национальная игра "Шагай наадан"...

12 жэл Шагай наадан

МБДОУ «Детский сад № 89 « Журавлёнок»...

Шагай Наадан

Внутрисадовский конкурс среди педагогов...

Проект : Бурятская народная игра – «Шагай наадан»

Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, о реализации проекта по разучиванию этой народной игры в детском саду....

Эрын гурбан наадан (Спортивное развлечение "Три мужских игр у бурят")

Развлечение :  «Эрын гурбан наадан» - «Три игры мужчин»Для детей 5-7 летЦель: способствовать созданию эмоционального положительного настроя детей через народные бурятские ...

"НААДАН-СУРХАРБАН"

Ежегодно в нашем ДОУ мы проводим бурятский национальный культурно-спортивный праздник "НААДАН-СУРХАРБАН", главным направлением которого является содействие процессу возрождения , сохранения ...