Формирование представлений детей дошкольного возраста о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса
материал

Дериглазова Наталья Ильинична

Технология проектирования в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений детей дошкольного возраста о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса

Н.И.Дериглазова, воспитатель

В.Г.Корешкова, воспитатель

  МБДОУ Кизнерский детский сад общеразвивающего вида №5 «Сказка»

Кизнер 2020

Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума.

                                                            Гельвеций К.

 

В указе президента о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что Россия является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира.

Многообразие национального состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на её территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, связанные с проявлением ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

Одним из негативных факторов, влияющих на развитие национальных, межнациональных отношений является   недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности и укрепления государства и защиты общего Отечества.  

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Важным моментом является обучение и воспитание детей разных национальностей и религиозных привязанностей, т. к. в одной группе дошкольного образовательного учреждения можно увидеть представителей сразу нескольких национальностей. Задача педагога заключается в создании условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Пропаганда национальной культуры на общем фоне культурного пространства Удмуртии и России  – одно из приоритетных направлений и нашего ДОУ. В нем предполагается изучение языка, литературы, обычаев, традиций и культуры удмуртского,  русского и татарского народов. Традиционная народная культура рассматривается как стартовая площадка, основа для формирования логически последовательного видения культуры мира. Защита национального культурного наследия, поощрения народного творчества оценивается как одна из ступеней в формировании картины мира, в создании этнокультурной среды для развития личности ребёнка, как барьера от разрушительного воздействия этнонигилизма. В доступной и увлекательной форме дети  знакомятся с особенностями развития национальной культуры и через нее – с культурой народов мира, а также получают возможность для своего творческого самовыражения, что, в свою очередь, способствует  приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через призму национальной культуры с целью осознания  народной мудрости с высоты мировой культуры.

Уникальность Удмуртии обусловлена многообразием национального состава проживающего здесь населения, чему способствовало своеобразие ее географического положения между Западом и Востоком. Культура региона вобрала в себя множество религий (язычество, христианство, мусульманство), культур (удмуртская, русская, татарская, марийская, бессермянская и др.), идеологий. Мы живем в посёлке Кизнер, который расположен на юге Удмуртии в родниковом краю, его ещё называют «южными воротами Удмуртии». Поэты воспели его как станцию «Алых зорь и берез». Кизнерский район, как и вся наша страна, многонациональный, в настоящее время на территории района проживают представители более 20 национальностей: удмурты, русские, татары, марийцы, армяне, украинцы, кряшены и другие.  

Занимаясь приобщением детей к удмуртскому языку и культуре, мы сталкиваемся с целым рядом проблем: удмуртский язык находится на грани вымирания, всё меньше людей являются его носителями; а также очень скудными представлениями родителей (и соответственно детей) об удмуртской культуре.  

Была разработана план-программа.

Цель - дать элементарное представление о  культуре и искусстве своего народа, народов, живущих в нашем крае; воспитание любви к своему народу; воспитание интереса и уважения к традициям, обычаям удмуртского народа, к удмуртскому языку, формирование положительного отношения к удмуртской культуре.

Задачи:

- знакомство детей и родителей с удмуртскими обычаями, особенностями быта удмуртов;

- знакомство  с природой родного края;

- развитие  языковых и познавательных способностей;

- воспитание  интереса к родному слову, любви  и уважения к удмуртской нации.

Работа по обучению детей удмуртскому языку включает следующие организационные формы:

- Общение с детьми на занятиях, вне занятий в игровой и трудовой деятельности, в семье.

-  Наблюдения, экскурсии, прогулки в детском саду и за его пределами.

- Слушание и разучивание песен и хороводов на музыкальных занятиях (совместно с музыкальным руководителем и воспитателем).

- Фольклорные праздники, развлечения, концерты с привлечением родителей.

-  Разучивание подвижных игр на физкультурных занятиях и прогулках.

- Знакомство с удмуртским фольклором, чтение народных сказок.

 - Рассматривание картин, иллюстраций, экспонатов музея, организованного в группе.

Вся эта работа невозможна без участия родителей.

Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей работы.

В работе с родителями используются различные формы:

- Анкетирование

- Родительские собрания.

- Совместные праздники, концерты.

- Консультации, папки-передвижки, наглядная агитация в родительском уголке.

- Фотовыставки.

- Выставки детских работ.

- Конкурсы.

- Туристические походы.

  Был проведен опрос среди родителей:

● Укажите, пожалуйста, национальность Вашей семьи

- Оба родителя - удмурты

- Один из родителей - удмурт

- Оба родителя – представители другой национальности (какой?)

● На каком языке происходит общение в Вашей семье

- Один из родителей или оба родителя владеют удмуртским  языком  

- Бабушки и дедушки знают язык

- В нашей семье не говорят по-удмуртски вообще

● Если в Вашей семье говорят по-удмуртски, то кто (обведите кружочком все возможные варианты)

- Бабушки и дедушки между собой

- Бабушки, дедушки и родители (ребенка) между собой

- Бабушки, дедушки с внуками

- Родители (детей) между собой

- Родители и дети между собой

- Дети между собой

- На удмуртском языке разговаривают с другими, например с соседями и другими родственниками

● Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал удмуртскую группу (объясните, почему)

- Да

- Нет

- Не знаю

● О чем хотите спросить или что добавить о себе?

По результатам анкетирования:

Национальный состав:

- Общее количество – 25 семей

- Оба родителя русские – 16 семей

- Оба родителя удмурты – 4 семьи

- Один из родителей удмурт – 4 семьи

-Другой национальности (татары) – 1 семья            

26% родителей владеют удмуртским в той или иной степени.

В 32% семей бабушки и дедушки являются носителями языка.

Только в одной семье родители иногда разговаривают с ребенком на удмуртском языке.

Еще в трёх семьях родители общаются между собой на удмуртском языке

На вопрос – хотят ли родители, чтобы их ребенок изучал удмуртский язык, знакомился с удмуртской культурой, 32% семей ответили согласием, 20% - отрицательно, 48% не определились с ответом.

 Среди положительных причин родители называли расширение кругозора детей, воспитание патриотизма, уважения к культуре и традициям удмуртского и других народов.

Ответ «нет» родители аргументировали тем, что удмуртский язык вряд ли пригодится детям в дальнейшем, что это создаст детям дополнительные сложности, в том числе при поступлении в школу, у детей возникнет акцент и др.

Наиболее эффективной формой работы по формированию представлений об удмуртской культуре является проектирование.

Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

· педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

· дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Мы разработали и реализовали несколько проектов

«Моя Удмуртия»

Цель проекта:  

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Удмуртии, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной земле.

Задачи проекта:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике Удмуртии;

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием Удмуртии;

3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.  

Участие родителей в реализации проекта:

- участие в организации выставки «Умелые руки!»;

- сбор материала для оформления альбомов: «Ижевск – столица Удмуртии!», «Города и села Удмуртии»;  «Природный и растительный мир Удмуртии»  

Итог проекта:

- Открытие групповой выставки «Умелые руки!»;

- оформление альбомов «Ижевск – столица Удмуртии!», «Города и села Удмуртии»;

- фотовыставка «Природные просторы!»;

 «Мой родной поселок Кизнер»

Цель: систематизация знаний детей о родном поселке.

Задачи:

- пополнить знания детей о родном поселке

- пробудить в детях чувство любви к своему поселку, краю, уважение к его традициям и обычаям

- воспитывать уважение к культуре других народов

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Итог: оформление фотоальбома «Мой родной поселок Кизнер» и проведение совместного туристического похода «Родной свой край люби и знай»

«Герб моей семьи»

Цель проекта:

-дать представление о государственной символике Удмуртской республики, об истории гербов и флагов России и  познакомить с гербом Кизнера.

Результат: создание эмблемы группы «Шундыпиос», рисование гербов семьи.

 «Деревенька моя Берендеевка»

В течение последних 3 лет в нашем детском саду осуществляется проект по благоустройству и озеленению территории  детского сада  «Деревенька моя Берендеевка». Наша группа является его активным участником. Свой участок мы оформили в виде деревенского дворика. С помощью родителей пополняются и обновляются постройки, цветники, мини-огород, за которыми с удовольствием ухаживают дети.

«В гости к Нюлэскузё»

Цель: знакомство с природой родного края

Мы с детьми любим осуществлять небольшие вылазки за пределы детского сада, благо прямо за ним начинается лес, где растут сосны и ели, покрытые мхом. Когда мы в первый раз сюда пришли с детьми, у всех была одна реакция:  «В сказку попали!». Вот такая сказка существует рядом с нашей «Сказкой»

В результате мы собрали альбом «Деревья нашего края» и организовали фотовыставку по мотивам наших приключений.

«Мифы и легенды удмуртского народа»

Цель: знакомство с мифами, легендами, сказками удмуртского народа.

В результате: оформление группы с использование персонажей удмуртских мифов. В нашей группе «поселились» Вукузё, Нюлэскузё. Инмар, Лопшо Педунь, Обыда.

«Куклы наших бабушек»

Цель: знакомство с удмуртскими обычаями, традициями, народными игрушками.

Итог: выставка кукол, создание альбома «Удмуртская национальная кукла».

Активную роль в этом проекте сыграли родители. Кто-то сам изготовил игрушки из различных материалов, кто-то порылся на чердаках и пожертвовал кукол из своего детства.

«По страницам удмуртских народных сказок»

Цель проекта - разработать модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования удмуртских народных сказок.

Итоги:

- Викторина «По страницам удмуртских народных сказок».

- Драматизация удмуртской народной сказки «Три топора».

- Выставка работ «Герои удмуртских народных сказок», созданных совместно с детьми и родителями.

-  Практическая мастерская: «Книга сказок», созданная детьми, здесь дети выступили и писателями и сами проиллюстрировали свои произведения.

 «Мини-музей»

 Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка,   большое внимание уделяем созданию  в группе национального колорита: мини-музей «Удмуртская изба» - где дети знакомятся с бытом удмуртов, узнают о его устройстве,  об особенностях удмуртского характера, традиций, оформлен патриотический уголок с национальной символикой, в уголках детей встречают герои удмуртских мифов, сказочные персонажи. Родители также активно участвуют в оформлении группы, находят новые экспонаты для музея, шьют удмуртские костюмы для детей.

  Но конечно самой действенной, эмоциональной, любимой и родителями и детьми формой работы являются наши совместные туристические походы. В любое время года наши родители готовы отправиться с нами в увлекательные путешествия по красивейшим местам в окрестностях Кизнера. Зимой это катания с Лакинских гор, летом – прогулки вдоль реки Тыжма, осенью – экскурсии в осенний лес. При этом маршруты походов лежат по улицам, где живут дети, чем не повод еще раз запомнить названия улиц, вспомнить историю поселка, дать детям возможность рассказать о своем доме. Сколько положительных эмоций доставляют эти совместные походы и детям и родителям.    

В конце осени-начале зимы, когда закончены все полевые работы, и можно было с чистой совестью отдохнуть, у удмуртов было принято ходить друг к другу в гости, устраивать посиделки. Вот и мы пригласили к себе гостей  на  праздник «Пукон корка», чтобы показать, чему же мы научились за все это время. С песнями и плясками, народными играми весело провели время, после чего угощались удмуртскими национальными блюдами, приготовленными нашими мамами и бабушками. Специально на праздник приехали бабушки, дедушки и другие родственники даже из далёких деревень.

Повторный опрос среди родителей также показал, что 100% родителей положительно  относятся к тому, что их ребёнок посещает удмуртскую  группу.

    Родители отмечали, что у детей вызывает положительные эмоции слушание и исполнение песен на удмуртском языке, дети стали специально просматривать передачи на удмуртском языке, привлекая и самих родителей, большой интерес вызывает сам удмуртский язык, дети стараются чаще использовать удмуртские слова в своей речи, рассказывают стихи, потешки, считалки.

Наши дети успешно участвуют в районных и республиканских конкурсах, исполняя удмуртские песни и танцы. (например: «Пичи Учыпи», «Пичи Чеберайёс но Батыръёс», «Мини-Мисс» и др.)

    Некоторые родители отмечают, что у детей возрос интерес к другим культурам и национальностям, дети любят рассматривать географические карты,  национальные костюмы разных народов, интересуются, на каких языках они говорят, пытаются подражать танцам.

     Родители, владеющие удмуртским языком, стали чаще общаться дома на родном языке.

     Некоторые родители сказали, что и сами хотели бы выучить удмуртский язык, хотя бы на уровне понимания.

Подводя итоги нашей работы, можно  с уверенностью  сказать, что  мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордость, что они живут в таком прекрасном уголке нашей необъятной Родины, как Удмуртия!  

В заключении хочется ещё раз отметить: Россия – многонациональная страна. Мы все разные, как цвета традиционного удмуртского пояса – зар, но при этом составляем единое целое. Разнообразие характеров людей не мешает их взаимодействию, взаимопониманию, они едины, как из разных нитей сплетенный поясок или небесная радуга, которая никогда не бывает одного цвета – всегда многоцветная.

Наша работа направлена на то, чтобы помочь детям осознать ценность того, что они живут на удмуртской земле, говорят на удмуртском языке и впитали в себя удмуртскую культуру, независимо от того, какой национальности сами дети, они родились здесь, эта земля стала их домом.

Знакомя детей с удмуртской культурой и языком, мы видим положительный результат и не собираемся останавливаться на достигнутом. В настоящий момент в группе разработан и реализуется проект «Зарни бугоре» («Золотой клубочек»), в который активно вовлечены дети и родители, а также специалисты ДОУ, налажен контакт с ЦДПИ, районной организацией «Удмурт кенеш». У удмуртов существовал обычай веме  – коллективное выполнение сложной работы. Так, общими усилиями, мы сможем сохранить удмуртский язык и удмуртскую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое ...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде

Дерево, трава, цветок и птицаНе  всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни! В. Берестов Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одн...

статья "ТРИЗ как средство формирования представлений детей дошкольного возраста о правилах дорожного поведения"

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ формирует специальные знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дороге, а также воспитывает дисциплинированность, самостоятельность...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, кул...