статья "ТРИЗ как средство формирования представлений детей дошкольного возраста о правилах дорожного поведения"
статья
Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ формирует специальные знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дороге, а также воспитывает дисциплинированность, самостоятельность и высокую культуру поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrahina_kozyakova.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПРАВИЛАХ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Патрахина Е.К., Козьякова М.Р.
МБ ДОУ №8 г. Краснотурьинск
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995 № 196 – ФЗ (ред. от 13.07.2015), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
-приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства. [1]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) направлен на решение одних из основных задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, самостоятельности и ответственности. [2]
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
При реализации профилактической работы придерживаемся нескольких простых, но важных правил:
- родители детей должны стать активными союзниками в овладении детьми законами дорожного движения;
- в дошкольном учреждении идет процесс не только выучивания правил, но и формирование осознанного отношения к их выполнению;
- в разных ситуациях ребенок должен иметь возможность рассказать о том, как он дошел до детского сада, как пойдет домой, что видел на дороге, какое у него к этому отношение;
- в изучении с детьми правил поведения на дорогах улицы необходимо использовать реальную, известную детям дорожную обстановку, т.е. своего микрорайона;
- необходимо использовать новые методы, формы, средства, технологии активизации детей в освоении дорожной грамоты.
Одной из технологий, которую используем в ходе формирования представлений детей о безопасном поведении на дорогах улиц города, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, адаптированная для работы с детьми дошкольного возраста.
Метод «мозговой штурм» позволяет нам получить максимальное количество новых идей за минимальное время, развивать у детей способность к анализу, творческую активность в поиске решения проблемы. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Например, предлагаем вопросы для обсуждения: что произойдет, если исчезнет на перекрѐстке светофор? Что может случиться, если на земле не будет транспортных средств? Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой? Что произойдѐт, если увеличить скорость автомобиля (его размеры)? Что необходимо сделать, чтобы избежать аварийной ситуации на дороге? и т.д.
Очень интересным, на наш взгляд, является метод синектики (создатель У.Гордон), где для поиска новых идей и нестандартных решений проблем используются аналогии:
а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;
б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;
в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.
Так, например, в игре «Теремок» детям раздаются различные предметные картинки с изображением транспорта или дорожных знаков. Один ребенок выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 - 5-летним детям. Нами разработан дидактический материал и пособие «Город дорожных знаков», цель которых формировать представления детей о дорожных знаках на основе их систематизации по признакам: «форма», «цвет», «функция». «Путешествуя по городу», дети не только сочиняют загадки, но и легко запоминают дорожные знаки и их назначение.
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер). Система – это и есть наш рассматриваемый объект (автомобиль), подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (колеса, кузов, рулевое колесо, фары, сиденья, бампер и др.). Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (наземный транспорт) или обозначать место расположения (дорога, улица, двор, гараж). Все данные помещаются в таблицу – девятиэкранку. Экраны в ней расположены на трех горизонтальных линиях. Верхняя из которых - надсистема объекта (рассматривается окружение объекта), средняя – его система (обозначается объект и его функция) и нижняя – подсистема (рассматриваются части объекта, которые позволяют ему выполнять функцию). Четвертое окно, располагающееся слева от центра позволяет обозначить его прошлое, а в окне, расположенном справа, определяются перспективы развития данного объекта и его функции в будущем. [5]
Действенными методами формирования информационной компетентности детей дошкольного возраста являются метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) и метод «морфологический анализ (автор Ф. Цвикке). Их цель - уточнение знаний детей о признаках объектов материального мира и развитие способности давать большое количество вариантов имён признаков какого – либо объекта.[5]
В игре «Найди нужный знак» детям предлагают 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации. В ходе игры ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.
Основной идеей «Метода фокальных объектов» (автор Чарльз Вайтинг) – установление ассоциативных связей определённого объекта со случайными объектами или их признаками. «Метод фокальных объектов» направлен на умение детей нетрадиционно мыслить, наделять объект нетипичными признаками и объяснять его практическое назначение. Цель игры «Буратино на дороге» - уточнить знания детей о правилах перехода дороги, о ситуациях, возникающих на ней. На карточках по горизонтали изображены участки дороги, перекрѐстки со светофором, пешеходный переход, грунтовая дорога, дорога в лесу; по вертикали – времена года, части суток, предметы на дороге, автотранспорт. Реальная задача – выбрать любую картинку, назвать место, сообщить, как будет Буратино действовать, переходя дорогу. Фантазийная задача – подумать и рассказать, что может измениться на дороге.
Таким образом, педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, развивает у детей не только системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, но и формирует специальные знания, умения, практические навыки и привычки безопасного поведения на дороге, а также воспитывает дисциплинированность, самостоятельность и высокую культуру поведения на дороге.
Литература:
- Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995 № 196 – ФЗ (ред. от 13.07.2015).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
- Ананьева В.А. Основы безопасности дошкольников. – Томск, 2000.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008.
- Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/ авт. – сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Выступление по обучению дошкольников ПДД методом проблемных ситуаций...
Презентация "Формирование представлений у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО"
С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых магистралей, улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим же проспектам и улицам пр...
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
Информация в помощь воспитателям детских садов....
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
Консультация по ПДД...
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ НАУКИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Материал ХI Международной научно - практической конференции...