Путешествие по заповедникам ХМАО-Югры
план-конспект занятия (средняя группа)

Метелева Наталья Викторовна

Конспект НОД по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zapovednikam.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра".

Цель: 

- Воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание.

- Формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Образовательные:
-познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;
-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
-закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении;.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.

Ход НОД:

1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н. Сладкова «Друг или враг». 

     Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг? 

«Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь». 

«На охотника не похож, — думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь». 

«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что». 

«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!» 

«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!» «Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну». 

Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю! И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…


Вопросы по рассказу.

Воспитатель: - По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники) 

- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит). 

Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду. 

- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. 

- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? 

Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении. 

- Для этого в нашей стране созданы заповедники.

- Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники? 

Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства. 

- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? 

Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. - Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед). - А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц) Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут. -Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках? Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. - Ульяна, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.
Привет тебе, приют свободы и покоя, Родного севера неприхотливый лес, Ты полон свежести и все в тебе живое, и сколько у тебя загадок и чудес!

Воспитатель: 

- Ребята, в России очень много заповедники. (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Башкирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский). -Самый первый заповедник России? (Баргузинский)
-Изначально он был создан для сохранения Баргузинского соболя. 

- А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)

2. Основная часть.

- Ребята, как называется наш край, в котором мы живём? И на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники.
Рассказ о заповеднике. «Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва». 

Презентации «Путешествие в Малую Сосьву».


Воспитатель: - А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Даниил Р. подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.

Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом! 

Воспитатель: - В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга. 

- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)
Оля прочтёт стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если люди перестанут относиться к природе бережно.
Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель: - Ребята, а теперь мама Димы Мария Дмитриевна хочет вас познакомить с ещё одним заповедником, который находится на территории нашего края.

«Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа - это Юганский заповедник. Он был основан 31 год назад. А причиной тому послужило то, что в 70-ые гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому, что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы. 

- А можно ли ловить рыбу в этих озёрах? 

- А рубить деревья или ломать ветки? Давайте с вами отправимся в ещё одно путешествие – в Юганский заповедник». Презентация «Путешествие в Юганский заповедник». 

Воспитатель: 

- Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться. 

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
Ребята, Димы сейчас прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.

3. Итог занятия. 

- Ребята, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились? 

- Кто нас познакомил с ними и помог совершить путешествие в заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский заповедник»? 

- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной группы "Заповедники ХМАО-Югры"

Конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра....

Конспект НОД ОО «Познание» в старшей группе Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»

Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»Образовательная область: «Познание»Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.Программное содержание:1. Познакомить детей с городами нашего округа...

Авторские стихи группы "Пчелка" о заповеднике "Малая Сосьва", ХМАО-ЮГРА.

Стихи придуманные ребятами нашей группы в соответствии с ИПМ на 2020-2021г....

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"...