Я в этом городе прекрасном живу
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Рудольф Ирина Андреевна

Предлагаем Вам познакомиться с вводным занятием из цикла "Петербурговедение".

Тема: «Я в этом городе прекрасном живу»

Возраст детей: 5-7 лет

Длительность мероприятия: 30 минут

Цель: обобщение и расширение представлений воспитанников о родном городе Санкт-Петербург.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и расширять знания у детей об истории создания города Санкт-Петербург;
  2. Обогащать словарь названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-исследовательский интерес к изучению родного города;
  2. Развивать внимание, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к городу;
  2. Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 108 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект НОД по познавательному развитию

в группе старшего дошкольного возраста

«Я в этом городе прекрасном живу»

Составила и провела:

Воспитатель I квалификационной категории

Рудольф Ирина Андреевна

Санкт-Петербург

2021


Тема: «Я в этом городе прекрасном живу»

Возраст детей: 5-7 лет

Длительность мероприятия: 30 минут

Цель: обобщение и расширение представлений воспитанников о родном городе Санкт-Петербург.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и расширять знания у детей об истории создания города Санкт-Петербург;
  2. Обогащать словарь названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-исследовательский интерес к изучению родного города;
  2. Развивать внимание, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к городу;
  2. Воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений.

Методы и приемы:

  • Наглядные: рассматривание презентации.
  • Словесные: рассказ, объяснение, подсказки.

Создание образовательной среды: компьютер, проектор.


I. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам пришло письмо. Давайте прочитаем его… Но для начала посмотрите на этот конверт и подумайте кто мог прислать нам это письмо?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, перед вами представлен конверт, в которое вложено полученное письмо. Чтобы письмо дошло до получателя, тот, кто его отправляет должен правильно оформить конверт. В одном углу обязательно указывают, кто написал и отправляет это письмо, и обязательно пишут адрес, чтобы получатель смог отослать ответ.

В другом углу пишут уже имя получателя письма, в нашем случае это мы и поэтому здесь написано «Группа №8». Во второй строчке пишут адрес куда почта должна доставить письмо. Наш детский сад находится в городе Санкт-Петербург на Светлановском проспекте, в доме 55 корпус 2, именно поэтому на конверте указан этот адрес и почтальон смог доставить это письмо точно нам и оно не потерялось.

А чтобы письмо было еще и быстро доставлено, желательно указывать индекс получателя – это числовой шифр, который понимают почтальоны, в нем зашифрован целый адрес нашего сада!

Воспитатель: Ну что ж, ребята, интересно узнать, что написано в этом письме?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Тогда я с удовольствием открою его и прочитаю вам…

II. Основная часть

Воспитатель: А вот что написано в письме…

Чижик-Пыжик: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чижик-Пыжик! И я буду путешествовать с вами на занятиях «Петербурговедение».

Как вы думаете: почему именно мне выпала эта честь быть с вами?

Дети (ответы)

Чижик-Пыжик: Все верно!

Чижик-Пыжик на Фонтанке – один из любимых памятников гостей и жителей Петербурга.

Один из самых маленьких памятников в мире (и уж точно – самый-самый в Петербурге) Чижик-Пыжик сидит на камешке возле воды около 1-ого Инженерного моста через Фонтанку. Эта бронзовая птичка в натуральную величину с завидным постоянством собирает вокруг себя гостей и жителей города. Маленький памятник чижику уже давно стал одним из символов Петербурга. Поэтому этот символ будет вашим проводником в путешествиях по Санкт Петербургу.

А первое наше занятие будет посвящено истории зарождения, появления нашего любимого города Санкт-Петербург и его основным (но далеко не всем) достопримечательностям.

Чижик

Я общался со своими коллегами – соседями птицами, и они рассказали мне увлекательную легенду…

27 мая 1703 года, когда Петр I (российский правитель) осматривал свои северные земли и прогуливался по Заячьему острову (Петропавловская крепость), Петр вдруг остановился и воскликнул: «Здесь быть городу»! В это время в небе появился орел, который стал парить над Петром I. Птица следовала за Петром повсюду, а затем исчезла.

На месте закладки города (на Заячьем острове) Петр приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда они были готовы, вновь появился орел и опустился на их перекладину. Петр прошел под воротами, а орел сел на его плечо и с тех пор постоянно был рядом с императором. Появление орла означает верность петровских задумок по поводу строительства города.

Воспитатель: Сейчас, ребята, вы услышали легенду о возникновении нашего города, но никто не знает, а правда ли прилетал орел или нет… Но абсолютно все жители города знают, что Санкт-Петербург был точно заложен 27 мая 1703 года на Заячьем острове по указу Петра 1.

Воспитатель: А теперь Чижик-Пыжик предлагает отправиться нам на прогулку по городу. Но для начала нам нужно хорошенько размяться.

Физкультминутка

Люблю по городу гулять, (марш на месте)

Люблю смотреть, люблю считать. (изображает бинокль в руках, сжимаем-разжимаем кулачки)

Невский – раз, Зимний – два, (наклоны влево и наклоны вправо)

Три – красавица Нева, (тянемся вверх руками, стоя на носочках)

А четыре – мост Дворцовый, (тянемся руками к полу)

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу (разминаем ноги согнутые в коленях)

И на купол погляжу. (изображаем бинокль)

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд. (повороты туловища влево и вправо)

Восемь – крепость у Невы,

были там, наверно, вы. (наклоны головы влево и вправо)

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне. (круговые движения головой влево и вправо)

Десять – из-за поворота (обнять себя крепко)

Вижу Нарвские ворота. (развести руки широко в стороны)

Воспитатель: Вот теперь мы готовы к прогулке по городу. Сейчас мы окажемся у одной из достопримечательностей города Санкт-Петербург, которая была заложена через несколько месяцев после основания города на этом же острове.

Загадка:

 Собор этот выше других и старей.

Здесь усыпальница русских царей.

Издалека виден шпиль золотой,

Высится он над стеной крепостной.

Ангел под самыми облакам

Город Петра осеняет крылами.

(Петропавловский собор)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали загадку. Это Петропавловский собор, а на его шпиле пристроился ангел… послушайте легенду про него.

Когда царь Петр 1 задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. Они должны были жить вместе с царем, но им нравился их город - Москва. И стали люди плохо говорить о месте, где начали строить наш город. Петру 1 захотелось, чтобы люди, также, как и он, полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела. Но царю хотелось, чтобы ангела могли увидеть все люди.

Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Правильно, на самом высоком месте в городе.

Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней-высокой башней, на которой находятся колокола. Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Шпиль похож на спицу или иглу и это не случайно.

На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож?

Дети: (ответы)

Воспитатель: На яблоко. Шар так и называют, яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит из двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием, их смогут прочитать люди, которые будут в будущем реставрировать колокольню.

В «Яблоко» вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развеваются. Почему, как вы думаете?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Наверху очень холодно, там всегда ветер. Когда ветер дует очень сильно, ангел поворачивается. Так он может осмотреть весь город.

Гимнастика для глаз

Чижик-Пыжик: Ваши глазки так устали,

Что отдохнуть они мечтали.

Давайте поскорее их разомнем

И «ловить» своими глазками меня начнем.

Воспитатель: Дети, сейчас вам надо «поймать» глазками Чижика-Пыжика на экране, для этого внимательно следим за его передвижениями.

Чижик-Пыжик: Ребята, продолжаем узнавать наш город дальше. Поэтому прикладываю к письму карту Санкт-Петербурга. Обратите внимание на расположение Заячьего острова. Место для возведения Санкт-Петербурга и его первой крепости было выбрано не случайно. Ведь оно не простое, а стратегически важное, ведь от крепости хорошо были видны сразу два рукава Невы - Большая и Малая Нева. А, значит, можно было вовремя увидеть вражеские корабли, если бы они надумали штурмовать (нападать на) укрепление.

Воспитатель: а мы продолжаем гулять дальше…

Через год в 1704 году почти напротив Петропавловской крепости заложили Адмиралтейство - верфь, где строили военные парусные корабли для защиты Санкт-Петербурга. И работники этой верфи стали возводить свои жилища вокруг Адмиралтейской верфи - Морские слободы.

Воспитатель: Сейчас по вспомогательным картинкам на экране вам, ребята, необходимо составить целый текст про Адмиралтейство и рассказать его нашему Чижику-Пыжику:

  1. Адмиралтейство построили на берегу какой реки?  реки Невы.
  2. Оно имеет форму буквы какой? П.
  3. Что находится на шпиле Адмиралтейства? Он – символ морской славы нашего города Кораблик
  4. От Адмиралтейства отходят сколько улиц? три 3 улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Чижик-Пыжику очень понравился ваш рассказ. а теперь снова садимся на поезд и скорее поехали дальше.

Чижик-Пыжик: В 1712 году Петр 1 провозглашает город Санкт-Петербург столицей России. Поэтому застройка еще больше разрослась, и стало появляться огромное количество достопримечательностей, радующих жителей города и по сегодняшний день.

Недалеко от Адмиралтейства находится Дворцовая площадь и Зимний дворец. А в Зимнем дворце находится музей «Эрмитаж».

Во дворце, где у царских семей

Зимнее было становище,

Теперь … - так зовётся музей,

В котором хранятся сокровища.

Чтоб обойти эти груды добра,

Не хватит, пожалуй, и месяца.

Посуда из чистого серебра,

Хрустальные люстры светятся,

Картины предыдущих веков,

Гобелены и статуи,

Знамёна, отбитые у врагов,

Звёздные, полосатые…

Из малахита и лазурита

Вазы, колонны, столики –

Всё это доступно, всё это открыто

И школьнику, и историку.

(Н. Глазков)

Зимний дворец – самый большой, самый главный дворец в нашем городе: в нем 1059 помещений, 5 парадных подъездов, 117 лестниц, он имеет внутренний дворик и собственную церковь. Жили в Зимнем дворце многие правители нашей страны и по тому там часто проводились балы и царские приемы, на которых обязательно танцевали. Давайте представим себя прекрасными дамами и храбрыми мужчинами в красивых одеяниях, будто сам царь позвал нас к себе в гости и мы мысленно станцуем для него вальс, закрываем глаза и представляем как мы танцуем под музыку вальса для самого царя.

Музыка вальс

III. Заключительная часть

Воспитатель: Видите, ребята, в каком прекрасном городе мы живём! И это только малая часть интересных и известных мест и достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Мы с вами должны гордиться, что мы петербуржцы! А сейчас расскажите мне:

- О чем рассказывал вам Чижик-Пыжик?

- На каком острове заложили город Санкт-Петербург?

- Какой правитель дал указ о постройке города Санкт-Петербург?

- Как называется река, рядом с которой возвели наш город?

- Какие достопримечательности находятся в нашем городе?

Дети (ответы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №108 Выборгского района Санкт-Петербурга Рудольф Ирина Андреевна Я в этом городе прекрасном живу

Слайд 2

Чижик-Пыжик Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки Группа №8 «Теремок» ГБДОУ детский сад №108 Россия, г. Санкт-Петербург, Светлановский проспект, д.55к2 194064

Слайд 3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чижик-Пыжик! И я буду путешествовать с вами на занятиях «Петербурговедение». Как вы думаете: почему именно мне выпала эта честь быть с вами?

Слайд 5

А первое наше занятие будет посвящено истории зарождения, появления нашего любимого города Санкт-Петербург и его основным достопримечательностям.

Слайд 6

По болоту Петр шел, Остров заячий нашел. Он собрал рабочий люд И построил крепость тут. .

Слайд 8

Собор этот выше других и старей. Здесь усыпальница русских царей. Издалека виден шпиль золотой, Высится он над стеной крепостной. Ангел под самыми облаками Город Петра осеняет крылами .

Слайд 13

П 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного праздника "Мы в этом городе живем!"

Сценарий выпускного праздника. Тема - город Санкт-Петербург...

Тематическое развлечение «В этом городе живу я, город свой родной люблю я» для средней группы.

Методическая разработка тематического развлечения "В этом городе живу я, город свой родной люблю я!"...

Методическая разработка "Мы в этом городе живем. И он растет, и мы растем"

Краткое описание: Методическая разработка «Мы в этом городе живем. И он растет, и мы растем» — это обобщенный опыт работы по воспитанию чувства любви к родному городу у дет...

консультация для родителей «В этом городе живу, про него всё расскажу».

Уважаемые родители, в наше время, век современных технологий, мы мало внимания уделяем экологическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь природа – это наш общий дом. С детства мы должны пр...

план «В этом городе живу, про него все расскажу»

Тема недели: «В этом городе живу, про него все расскажу»  Цель: Формирование знаний о родном городеЗадачи:-Расширять представления детей о родном городе;-Вызвать у детей чувство восхи...

«В этом городе живу, про него всё расскажу». Консультация для родителей

Уважаемые родители, в наше время, век современных технологий, мы мало внимания уделяем экологическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь природа – это наш общий дом. С детства мы должны пр...

Нод занятия в подготовительной группе по развитию речи «Мы в этом городе живем, он растет, и мы растем»

Конспект занятия был разработан с целью закрепления знаний о родном городе, развития интереса к родному городу, его достопримечательностям, воспитания чувство патриотизма, любви к своей малой Род...