Проект "Моё село"
рабочая программа (средняя группа)

Федина Юлия Витальевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moyo_selo.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад  «Берёзка» с. Мамонтово Мамонтовского района.

Проект

Тема «Моё родное село»

Руководитель проекта: Федина Ю.В.

Мамонтово 2021

Содержание:

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Тип проекта: познавательно - творческий

Сроки реализации: сентябрь - май

Проблема проекта: Дети не владеют первоначальными знаниями о родном селе, его достопримечательностях.

Актуальность проекта:

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В. А. Сухомлинский)

Воспитание нравственно-патриотических качеств,  чрезвычайно актуально во все времена. Ведь только человек, уважающий и любящий свою Родину, будет о ней заботиться и защищать её. Начинать это воспитание нужно в дошкольном возрасте. Потому что именно в это время происходит формирование нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации. Складывается характер, вырабатываются привычки.

   Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Цель проекта: Расширить представление дошкольников о родном селе,  любви к родным местам.

Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

6. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.

 7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас-

положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков  и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.  Появляются конкурентность, соревновательность.

Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа « Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания,  речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

Планируемый результат: 

- сплочение участников проектной деятельности;

- формирование у воспитанников интереса к истории своего села, достопримечательностям, природе, к своей семье;

- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.

Принципы и подходы к реализации проекта:  

Ведущим принципом проекта является нравственное развитие личности в различных видах деятельности

· Принцип активности предполагает максимальную включённость участников в работу по проекту

· Принцип добровольности участия каждого в различных видах деятельности

· Принцип взаимосвязи осуществляется через совместную деятельность всех участников проекта

· Принцип игры, приоритет в организации любой деятельности отдаётся игровому методу, т.е. каждая работа участников проекта должна быть обыграна, использоваться в работе и приносить радость детям

· Принцип индивидуализации даёт возможность учитывать личность каждого участника проекта

Формы и методы работы: 

- художественно-творческая деятельность;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- слушание музыки;

- наблюдения.

Итоговый продукт:

- Тематическая выставка

- Фотоальбом

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Составление плана работы по этапам.

 3. Подготовка необходимых атрибутов для проекта.

 4. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

 5. Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.

6.  Подбор художественной литературы.

 7. Создание предметно-развивающей среды.

Содержательный

Совместная деятельность взрослого и ребенка 

Задачи

1.Экскурсия по территории детского сада.

 2. Беседа «Моя дружная семья»

 3.Беседа «Наш любимый детский сад»

 4. Беседа «Что я знаю про своё село » 5.Рассматривание фотографий с видами села.

 6. Конструирование из счетных палочек «Мой дом».

 Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада. Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях. Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада.

Познавательное развитие

1.«Моя семья»

2.«Моё родное село »

Расширить знания детей о родном селе; формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.

Художественно-эстетическое развитие

1.«Дом, в котором я живу» (рисование) 2.«Строим дом» (аппликация)

Учить передавать впечатления через рисунок, аппликацию. Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Чтение литературных произведений.

Е. Благинина «Вот так мама»

С. Михалков «Моя улица»

С. Маршак «Почта»

Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»

 Л. Квитко «Бабушкины руки»

Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями

 Обогащение игрового опыта детей

Дидактические игры:

«Растения нашего края»

 «Животные нашего края»

«Кому что нужно для работы»

 «Кто с тобой живет?»

 Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

 «Больница»

 «Путешествие в русскую горницу»

Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры.

Совместная деятельность детей и родителей:

Консультация «Семья и семейные ценности»

Совместное с детьми рисование на тему «Моя семья».

 Акция «Прочти книгу о семье» (домашнее семейное чтение)

Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию. Привлечение родителей к участию в работе по проекту

Заключительный

- Выставка рисунков детей

- Фото отчет  (презентация)

Риски и пути преодоления:

Поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом.

Перспективы развития проекта:

Реализация данного проекта в дальнейшем, позволит углубить знания детей о родном селе.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

 - дидактические игры

- художественная литература

- уголок в дет.саду русская горница

Информационное обеспечение

Компьютер, интернет, телевизор.

Литература:

  1. Р.С.Буре «Социально- нравственное воспитание дошкольников»
  2. В.И.Петрова «Этические беседы с дошкольниками»

      3. Е. Благинина «Вот так мама»

      4.С. Михалков «Моя улица»

      5.С. Маршак «Почта»

      6.Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»

      7.Л. Квитко «Бабушкины руки»

 8.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, с. 34- 36.

  9. Итернет - ресурсы

Водопад Виктория

Водопад Виктория  - это жемчужина Южной Африке. Расположен он на реке Замбези, и разделяет исток реки с ее средним течением. Водопад образовался из-за тектонического разлома. И находится он в месте, где потоки воды падают в расщелину на высоту более ста метров. Водопад издает бурлящий грохот и рев, который слышно за многие километры. А так же поднимает огромное облако мелких частичек воды.

 Хоть водопад не очень высок, всего 120 метров, но его ширина восхищает, целых 1800 метров. Именно поэтому, водопад Виктория считается самым широким в мире с высотой более 100 метров.

Река Замбези проходит по границе страны Зимбабве и страны Замбии. В обеих странах у водопада расположен национальный парк, в Замбии он называется «Гремящий дым», а в  Зимбабве носит одноименное название водопада.

Давид Ливингстон в 1855 году был одним из первых европейцев, который сплавился по реке до острова, находящегося практически у вершины водопада. Именно он дал название водопаду в честь королевы Англии. До этого у водопада было три названия от местных жителей:

  • Гремящий дым;
  • Радуга;
  • Неспящая вода.

Когда наступает сезон дождей, водопад в минуту проносит через себя порядка 450-500 миллионов литров воды. На реке Замбези много островов, которые разделяют потоки падающей вниз воды на 4 части. Этим главным потокам дали свои названия:

  • Поток Дьявола;
  • Главный водопад – самый большой занавес воды;
  • Радужный водопад;
  • И Восточный порог, он находится полностью на стороне Зимбабве.

Водопад славится своими радугами, здесь можно увидеть круговую радугу, а в полнолуние – лунную радугу.

Туризм

Водопад Виктория популярен у туристов. Страны Зимбабве и Замбия даже открыли однодневные визы, для туристов желающих посетить эту достопримечательность. Река Замбия, ниже по течению имеет очень много порогов, что конечно привлекает туристов, которые любят сплавляться по рекам.

Так же у самого края водопада есть естественная чаша, названная дьявольским бассейном. И в ней можно купаться, не боясь быть унесенным потоком воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о Царском Селе.

В 2010 году ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. был организован мини-музей "Войдем в мир прекрасного..." с выставкой, посвященной 300-летию Царского Села.Опрос родителей, к сожалению, показал, что около...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Знакомство дошкольников с малой Родиной - Красное Село

Статья предназначена для воспитателей детсих садов с целью познакомить детей с малой Родиной....

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!" Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!"  Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село...

Мой успешный проект «Наше село - чистое село»

Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы  Сроки реализации проекта:...