Игра-путешествие "В гости к Масленице"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ясницкая Наталья Владимировна

Конспект игры-путешествия для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_maslenitse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Незабудка» МО «Барышский район»

КОНСПЕКТ

игры-путешествия

для детей подготовительной к школе группы

«В гости к Масленице»

                                           Воспитатель высшей

квалификационной категории:

                                            Ясницкая Наталья Владимировна

Барыш, 2022 год

Цель: расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям через знакомство с обрядовым праздником «Масленица».

Задачи:

-обогащение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица»;

- развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, ее духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись, продуктивную деятельность;

- воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Демонстрационный материал: иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, презентация.

Оборудование: ноутбук; семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов на которых написаны названия дней масленицы; снежки ; мягкие модули для крепости; наряд для Масленицы, цветные карандаши, листы бумаги в форме сковородки, муляжи блинов из картона.

Предварительная работа:  заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице; рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б.Кустодиева «Масленица», В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»; чтение и рассматривание книг по данной тематике.

Ход игры-путешествия:

Воспитатель: -Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники?

 (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Русские люди- всегда почитали праздники. Но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать , как?

(ответ детей)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по-особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки. Бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов.

(Звучит запись звона колоколов).

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Сегодня мы поговори о самом веселом народном празднике- Масленице.

Конец зимы.Дни становятся длинными и светлыми, небо-голубым, а  солнце-ярким. В это время на руси устраивали народные гулянья. Называется этот праздник- Масленица. Исконно русский праздник- Масленица. Масленица- это озорное, разгульное и веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла. В разных городах и селах называлась она по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха.Но чаще встречалось, конечно же, название масленица или сырная неделя.

- Ребята. А вы хотите попасть на Масленицу?

(ответы детей)

Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?

(Дети предлагают свои варианты)

Воспитатель:Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае,если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово , которое состоит из одного слога, во втором- из двух слогов, в третьем- из трех слогов.

Дидактическая игра «Распредели слова по вагонам»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно определили,сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая станция. Давайте прочитаем, как она называется?

(на кругах,вырезанном в форме блинов  написаны названия станций)

Дети: « Встреча.»

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?

(Ответы детей)

Воспитатель: Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. Понедельник- встреча. Делали куклу Масленицу, наряжали ее. Усаживали в сани и везли на горку. В этот день дети, взрослые-ряженые. Выходили на улицу гулять. Петь песни, играть. Встречать масленицу, и конечно же начинали печь блины.

(рассказ сопровождается показом презентации)

А мы сейчас с вами выполним задание.

Рисование «Ах блины, блины, блины,вы блиночки мои…» (предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре)

Воспитатель: Постарайтесь испечь блин до готовности-раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик.

(Во время рисования звучит русская народная музыка» Русский народный танец»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие румяные блинчики у вас получились.

А нам нужно отправляться дальше.

Прочитайте. Как называется вторая станция?

Дети: «Заигрыш»

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?

(Ответы детей)

Вторник-заигрыш.  В этот день начинали строительство снежных городков. (показ презентации). Мы сейчас с вами поиграем в игру «Попади снежком в крепость»

Игра «Попади снежком в крепость»

(из мягких модулей построена крепость, нужно попасть снежком в крепость)

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, поиграли. А теперь отправляемся дальше.

А вот и следующая остановка. Прочитайте, как она называется?

Дети: «Лакомка»

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша третья станция называется «Лакомка»?

(ответы детей)

Воспитатель: День третий(среда)-Лакомка.

Масленица в древности была языческим праздником, устраивавшимся в честь бога Солнца-Ярилы. Блин- символ солнца, он круглый и горячий как солнце. В старину говорили: «Без блинов не масленица». С выпеканием блинов связано много примет: например, посторонним запрещалось смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины выпекались из гречневой или пшеничной муки. Большие на всю сковородку или чайное блюдце, тонкие и легкие. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Блины пекут на счастье. Ни одно масленичное застолье не обходилось без них. Блины едят со сметаной, со шкварками, с медом и разным вареньем. (показ презентации)

Игра «Сложи блин»

(участвуют 5-6 детей. У каждого в руках скородка. Блины из плотного картона желтого цвета разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке).

Воспитатель: Отправляемся дальше. Как называется следующая остановка?

Дети: «Разгуляй»

Воспитатель: Четверг-широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования, принимали участие в кулачных боях. Это самый веселый день.Возят чучело на колесе, катаются. Песни поют. Начинают колядовать. Колядовать-значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам. (показ презентации0

Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Перезвон». В эту игру с давних време играли только на Масленицу.

(дети встают в круг, считалкой выбираются два ребенка. В середину круга выходят двое детей6 один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети. Образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова6

Динь-дон, динь-дон

Ах, откуда перезвон?

Динь-дон, динь-дон,

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звону колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становится водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становится обычным участником и встает в круг.)

Воспитатель: Отправляемя дальше. Как называется следующая станция?

Дети: «Вечерки».

Воспитатель:  как вы понимаете слово-«вечерки»? (ответы детей)

Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает. (презентация)

Масленичные блины- просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу

Веселее не найдешь праздника краше.

Словесная игра «Какие бывают блины»

Воспитатель: Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один-называем просто… (блин)

Много испекли и мы-назовем тогда…(блины)

Испекли для дочек-назовем… (блиночек)

Будет кушать их сынок-назовем его… (блинок)

Огромный как домище-назовем его… (блинище)

Молодцы! Помогли придумать слова. Итак, отправляемся дальше в наше путешествие. Как называется следующая станция?

Дети: «Посиделки»

Воспитатель: Суббота-посиделки. Во время посиделок красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом: пряли, плели, ткали, а также еще и Масленицу украшали. (показ презентации0

Игра «Наряди Масленицу» (во время украшения звучит музыка).

Воспитатель: Итак ребята. Отправляемся дальше. И вот последняя станция и  называется она…

Дети: «Проводы Масленицы»

Воспитатель: Воскресенье-«проводы Масленицы».Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить. Холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощенное воскресенье». В этот день все друг у друга просят прощение, если обидели раньше. А после угощаются блинами. (показ презентации).

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи-

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Вот теперь дети вы знаете. Что такое Масленица и как ее празднуют.

Итог:

-Что нового узнали сегодня?

- А что расскажете дома родителям?

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымоем ручки и принимаемся за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли масленица-объедуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Игра - путешествие "В гостях у Винни-Пуха"

Интеграция с педагогом дополнительного образования по английскому языку....

Игра-путешествие "В гости к Берендею"

Конспект игры-путешествия, в котором развиваем интерес к изучению природы родного края и воспитываем бережное отношение к ней. В процессе игры дети наблюдают за природой, ближе знакомятся с лесом и ег...

Игра - путешествие: "В гости к осени".

Кто из деток не любит путешествовать. Я думаю, что все. Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию игру – путешествие: «В гости к Осени».Цели: развивать  воображение, память для создания образо...

Игра-путешествие «В гости к Винни-Пуху» (подготовительная группа)

Конспект занятия в форме игры для детей подготовительной группы...

Игра - путешествие: "В гости к Зиме".

Игра – путешествие: «В гости к зиме».Задачи: -  уточнять и обобщать полученные знания о зиме;         -  развивать воображение, формировать композицию...

Ортопедическая игра «Путешествие в гости к обезьянкам»

Мы пойдем сегодня в гости к обезьянкам. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.1. Пошли в обход по залу. Обычная...

Игра-путешествие "В гости к солнышку"

Игра-путешествие с детьми раннего возраста «В гости  к солнышку» Цель: создать условия для  повышения  познавательной  активности  детей   за  счет...