Мини - музей "Югра - моя малая Родина"
проект

Лунёва Тамара Марковна

Цель: формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.pptx2.86 МБ
Microsoft Office document icon ornamenty.doc566.5 КБ
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_kraevedeniyu.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Паспорт мини – музея «Югра – моя малая Родина»

Слайд 2

Наименование мини-музея : «Югра – моя малая Р одина» Адрес : г. Советский ул. Трассовиков д. 10 б группа: « Рябинушка». Дата открытия: 1 сентября 2021г. Местонахождение: на втором этаже в группе Профиль мини-музея: нравственно-патриотическое; Функции мини - музея: накопительные, образовательные, воспитательные. Тип мини - музея : выставка экспонатов. Руководитель: Лунёва Тамара Марковна Группа: подготовительная к школе группа.

Слайд 3

Цель: формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов Севера ханты и манси путем создания этнографического мини-музея в условиях ДОУ. Задачи : Расширять знания детей о культуре малочисленных народам С евера; Познакомить детей с видами декоративно– прикладного искусства; Приобщать семьи воспитанников к культуре народов Севера .

Слайд 4

Принципы: П ринцип учёта возрастных особенностей дошкольников; П ринцип наглядности; П ринцип доступности; П ринцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; П ринцип последовательности; П ринцип преемственности.

Слайд 5

Разделы и подразделы Демонстрационный материал Дидактический материал для работы с детьми; Экспонаты; Накопительный материал; Финансовая база.

Слайд 6

Демонстрационный материал Лепбуки : «Ханты : быт и традиции», « Сибирские традиции»; Альбомы: «Орнаментальное искусство народов Севера», «Быт и традиции народов Ханты и Манси» «Коренное население Югры», «Заповедный калейдоскоп», «Обычаи и традиции в сказках ханты и манси », «Фольклор»; альбом «Все о моем городе», альбом «Мои любимые места г . Советский», «Красная книга»; Книги: «Я и мир вокруг меня », «Сказки бабушки Аннэ »; С борник стихов «Стихи о малой родине – моя Югра»; Папка - картотека «Игры народов Севера».

Слайд 8

Дидактический материл для работы с детьми Д идактические игры: «Собери картинку», «Ханты-Манси», тематические раскраски. Презентации: «Народы Севера», «Национальные костюмы северных народов»; «Национальные праздники народов Севера», «История народов Севера».

Слайд 10

Экспонаты Живая игрушка «Девочка хантыйка»; Пано «Наш край-Югра»; Макет летнего хантыйского чума — универсального дома для кочевых народов Севера; Макет зимнего хантыйского чума; Макет «Пастбище оленей»; Статуэтка рыбак; Женское украшение из бисера и фетра; Погремушка орнамент – двуглавый глухарь; Сумочка с орнаментом; Женское украшение из бисера; Шаман из мрамора; Украшение «Заячьи ушки» из бисера; Кукла «хантыйка» из бересты; Сумочка орнамент – рога оленя быка; Игольница; Хантыйская люлька.

Слайд 12

Накопительный материал Картотека бесед; Картотека подвижных игр; Консультации для родителей.

Слайд 13

Финансовая база Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи родителями воспитанников подготовительной к школе группы. Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Тема: «Северные орнаменты»

Руководитель: Воспитатель

Лунёва Тамара Марковна

2021 учебный год

Введение

Актуальность темы проекта: каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды, орнаменты.

Научная новизна проекта –  исследование происхождения и стилевого развития, этнографических и временных различий и стилевого развития отдельных форм; расшифровки символических смыслов того или иного древнего мотива.

Проблема: исследование орнаментальных систем коренных народов, которые выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики.

Результат проекта: учебные планшеты по теме «Северные орнаменты», выполненые в технике аппликации.

Финно-угорское народное искусство, основанное на художественных традициях, богато разнообразием видов (устное народное творчество, изобразительное, музыкальное и декоративно-прикладное искусство), каждый из которых полно представляет свои характерные особенности. Их изучение необходимо для сохранения и развития целостности культуры народа ханты.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Орнамент предназначен для визуального восприятия характера данного объекта, ситуации, события.… Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, то произведения искусства – это образ мира. Что такое “орнамент”? Орнамент - мощный пласт сегодняшней культуры хантыйского народа. Он богат и многогранен.

Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения.

Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”. Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен  различной техникой и из самого различного материала.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, в ритме – образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. И орнамент, как элемент художественного стиля, живет и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике.

В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нем появляются новые орнаментальные мотивы.

Орнамент в жизни народов Севера никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всем был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на посуде. На декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях, на одежде и т.д. Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир.

Необходимо отметить, что в хантыйской аппликации, в орнаментации присутствуют мелкие окаймляющие узоры, такие, как ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных). Благодаря оконтуренности рисунок приобретает весомость и полноту.

Термины узоров растительного характера встречаются очень часто и носят названия различных деревьев, веток. А некоторые элементы орнамента носят названия частей тела животных и птиц.

Из истории

Произведения народного декоративно-прикладного искусства неотделимы от всей материальной культуры прошлых и нынешних дней, местных этнических и национальных особенностей. Их истоки уходят в глубокую древность.

Первое упоминание о племенах Северной Азии – предках нынешних ханты, манси, ненцев и других народов Сибири – обнаружено, в новгородских летописях, созданных задолго до похода Ермака и присоединения сибирских земель к России.

Как этническая общность ханты сложились в 1тыс. до н.э. – 1тыс. н.э. в результате слияния продвинувшихся с юга угорских племен с племенами охотников и рыболовов таежного Зауралья. В литературе неоднократно отмечались особенности языка и культуры разных групп ханты. Исследователи выделяют три большие группы: северную, южную и восточную.

Северные ханты занимаются в основном рыболовством, оленеводством, охотой; живут в чумах и деревянных домах. У охотников, рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда не придет, ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется хот. К этому слову добавляются определения, из какого материала та или иная постройка – берестяная, земляная, дощатая. Ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осеняя. Иногда размер и форма, а также назначение – собачья, оленья. Одни жилища стационарные, а другие – переносные, их можно легко ставить и разбирать. Было и передвижное жилье – большая крытая лодка.

С давних пор у ханты, как и у многих других народов, при изготовлении предметов быта существовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины изготовляли изделия из дерева, кожи, кости; женщины шили одежду из меха, сукна, украшая ее бисером. Художественная обработка дерева, бересты, корней дерева, меха, крапивного волокна отражают трудолюбие и богатый духовный мир ханты и манси, его тесную связь с окружающей природой. Народное творчество донесло до наших дней емкие, своеобразные элементы древней языческой культуры. В отдельных чертах в нем прослеживаются верования, особенности труда и быта, восходящие к неолиту и бронзовому веку.

Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве. Природа будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. У населения северных районов особенно развито искусство изготовления изделий из меха. До настоящего времени коренные жители ходят в меховой одежде, отделанной меховой мозаикой и цветным сукном.

Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы народов ханты. Тесно связанные с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками – как одной из важных форм народной культуры.  

 

Орнамент

Характерной особенностью культуры народов ханты является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.

Орнаментальные системы, к которым обращаются мастерицы на современном этапе, выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразие.

Исстари сложилось так, что в отдельных районах хантыйской территории одни виды декоративно-прикладного искусства развивались больше, другие меньше.

Многие мотивы орнамента имеют символические значения, которые можно распределить по группам. Одни из них связаны с изображением зверей, растительного мира. Другие – с изображением птиц, рыб, земноводных. Третьи – с человеком и его бытом. Есть крестообразные орнаменты и орнаменты новой модернизации.

Остановимся на геометрическом орнаменте и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских  народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха. Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека. Приведем некоторые примеры.

Женщина в меховой шубе из п. Горнокнязевск  в своей одежде чаще всего использует мотивы пернаянг оханг нёхас ´ соболь с крестообразной головой .

А  женщины из п. Аксарка  чаще всего вводят в одежду пушен, ун хор он, ат «разветвленный рог большого хора». Этот мотив очень распространен на всей рассматриваемой территории и чаще всего встречается на нуй сахе, а также на меховой одежде. Нередки в орнаменте одежды мотивы каран ун хор он, ат «множество ответвлений рога большого хора» .

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов, - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

Орнамент для лесных ненцев – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всем его жизненном пути от рождения до смерти.

Каждый орнамент имеет свое название. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл ее носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Мастерицы вырезают орнамент по берестяному трафарету из камуса (шкуры, снятой с ноги оленя), тщательно подобранного по цвету и длине ворса. Затем детали сшиваются оленьими сухожилиями. Шов отделывается вставками из цветного сукна.

Образный «Язык» орнамента лесных ненцев складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритмы и дыхание.

В узорах лесных ненцев отсутствует разделение на фон и фигуру. Заготовки орнамента сшиваются между собой так, что темные и светлые элементы как бы «входят» друг в друга. Контраст белого и черного понимается не как противопоставление, а как единство.

Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равноценности двух начал – светлого и темного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.

Одновременно и взаимно необходимое существование противоположностей органично присуще северной природе, частью которой ощущают себя лесные ненцы. Двуединый космос воспринимается лесными ненцами как динамичный прогресс. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней.

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство лесных ненцев несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

Народное предметное творчество неотделимо от фольклора – это один целостный мир народной поэзии. Мифопоэтические образы, имевшие в древности магическое, ритуальное значение, со временем трансформировались, но сохранили свой эстетический смысл, художественное воплощение главных жизненных начал. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение.

У всех северных народов орнамент имеет богатое смысловое значение. Орнаментирование используется для декорирования предметов быта и украшения одежды. Для орнамента народов ханты и манси характерны геометрически стилизованные формы растений, зверей и птиц.


Обязательное украшение детской колыбели – орнамент с названием «олум лук ханши» (в переводе «глухарка сна»). Смысл данного изображения в том, что глухарка является вместилищем души человека во время сна. Считается, что глухарка оберегает сон, следит за тем чтобы душа ребёнка отдыхала и со временем привыкает к хозяину на столько, что в будущем без опознавательных знаков глухарка сама следует повсюду за человеком.

Культ медведя весьма распространен у северных народов и практически у всех это животное обозначено в орнаменте. Медведь у обских угров животное сакральное(медведь считается сыном верховного божества Торума и женщины-прародительницы, так же он хозяин тайги и символ справедливости) и желание выделить особо значимые черты зверя для народа, привело к разнообразным вариациям стилизации фигуры медведя у хантов и манси.

Орнаментальное солнце обычно располагается в центровой части игольниц и крышек берестяных  туесов. Смысловая нагрузка орнамента «солнце» заключается в том, что солнце дает жизнь как настоящую, так и будущую.

Крест в орнаменте хантов и манси несет функцию охраны. Это оберёг для человека от враждебных нечистых сущностей из потустороннего мира.

Лягушка выполняет функции оберёга направленного дать новорожденному здоровье и долголетие.

Орнамент с названием «заячьи ушки» применяется для украшения детских вещей, так как по мифологии обских угров, зайчиха – это лесной женский дух связанный с плодородием.

«Змея» защищает от недугов.

Висячее ухо лисы

Висячее ухо лисы

Всадник

Всадник

Выдра

Выдра

Глухарка сна

Глухарка сна


дом

Дом

жук

Жук

заячьи ушки

Заячьи ушки

Змея

Змея


кедровые шишки

Кедровые шишки

крест

Крест

лапа лисы

Лапа лисы

лебедь

Лебедь


локоть молодого лисенка

Локоть молодого лисенка

лягушка

Лягушка

малая рябь воды

Малая рябь воды

Медведь

Медведь


медведь

Медведь

рога взрослого лося

Рога взрослого лося

сгиб лапы лисы

Сгиб лапы лисы

солнце

Солнце


цельный локоть лисы

Цельный локоть лисы

широкий рог дикого оленя

Широкий рог дикого оленя


Заключение

Народное искусство является неиссякаемым источником познания и творческой деятельности. При выборе художественных изделий, прежде всего надо исходить из специфики их орнаментации, так как именно в орнаменте наиболее ярко отображаются стилистические и национальные черты искусства того или иного народа, связь с окружающей природой, придающей орнаменту реалистический характер, яркость и декоративность его цветовой характеристики.

Народное искусство, обладающее нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплотившее в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в воспитании детей.

Эти и другие процессы, приводящие к возникновению новых форм на основе старых, иногда существенно видоизменяют целые области орнамента, вследствие чего создается впечатление зависимости их от других областей декоративного творчества.

Современные мастера декоративно-прикладного искусства ЯНАО, используя разнообразные техники и материалы, стремятся к синтезу новых традиционных народных мотивов, приемов изготовления предметов. Хантыйское прикладное искусство нашего региона, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык станет понятным, откроется красота и выразительность произведений хантыйского искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность.

Неповторимость каждой культуры, отражающая мировосприятие народов, запечатлена в традиционном искусстве языком художественных образов и символов. В неразрывном единстве народного искусства с народным миропониманием сокрыта его непреходящая значимость, а этническое своеобразие оберегает общечеловеческие, культурные ценности от одноцветной прямолинейности.

 Таким образом, орнаментальное искусство народа оказывается тесно слитым с его традиционной культурой, и сохранение декоративно-прикладного творчества возможно лишь при условии функционирования всей культуры в целом.                  

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Ворн, а ханши – «ворона»

Лук пусы – «ветвистый хвост глухаря»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Перспективное планирование работы с детьми и родителями по мини-музею «Югра – моя малая Родина»

образовательная область «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группы№ 2 «Рябинушка» (6-7 лет) на 2021 – 2022 учебный год

Лунева Тамара Марковна

воспитатель

г. Советский, 2021 г.

 «Югра – моя малая Родина».

Совместная деятельность, НОД

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Познавательная беседа 

«Край, в котором мы живем!»

Задачи: дать представления детям о географическом        

              положении Ханты-Мансийского округа,    

              климатических особенностях; дать элементарные

              представления об истории и сегодняшнем дне округа;

              учить находить окружной центр – город

              Ханты-Мансийск на карте; развивать познавательный

              интерес;  обогащать словарь детей; воспитывать любовь

              к родному краю.

Путешествие по карте «Мой северный край».

Рассматривание фотоальбома «Ханты-Мансийск: прошлое и настоящее»

С/р игра «На рыбалке».

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения.

Выставка «Дары югорской осени».

Анкетирование родителей «Что такое патриотическое воспитание»

Спортивный досуг 

«Подвижные игры народов севера»: «Солнце», «Ловля олений», «Куропатки и охотник».

Задачи: формирование у детей привычек здорового образа

              жизни; развивать интерес к играм коренных наров  

              округа; развивать ловкость, координацию движений,

              выносливость; воспитывать доброжелательность,

              желание помочь товарищу.

Рассматривание иллюстраций в книге «Край чистых рос» и в журналах «Югра».

Октябрь

Беседа: «Символика родного края»

Задачи: закрепить знание  герба и флага  

              Ханты-Мансийского округа; закреплять умение  

              отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать        

              нравственно-патриотические чувства; обогащать  

              словарь.

Д/и «Выложи флаг и герб»

Вечер игр.

«Собери герб», «Раскрась флаг нашего округа», «Все ли верно, докажи»,  «Кто подберет больше слов», «Найди отличия», «Выложи флаг».

Задачи: закрепить знания о символике родного края;  

              формировать культуру общения и доброжелательное  

              отношение к сверстникам, взрослым в процессе игр;

              развивать память и познавательную мотивацию.

С/р игра «Семья», сюжет «Едим в гости»

Привлечение родителей к изготовлению

атрибутов для игр.

Оформление картотеки «Игры народов ханты и манси».

Ноябрь

Изобразительная деятельность. 

Рисование «Символика Югры».

Задачи: учить рисовать предмет крупно, в соответствии

              с величиной листа бумаги; продолжать учить  

              соблюдать правила закрашивания (закрашивать в одном  

              направлении, доводя карандаш до контура).

П/и «Ловля олений»

Рельефная лепка «Наш герб и флаг».

Вечер загадок «Загадки северного края»

Задачи: познакомить с загадками народов ханты и манси;

             формировать эмоциональное отношение к    

             произведениям фольклорного жанра жителей ХМАО;

             формировать устойчивый интерес к устному творчеству

             коренных жителей; воспитывать осознанное отношение      

             к культуре коренных народов.

С/р игра

«Рыбаки»

Декабрь

Беседа и просмотр презентации

«Путешествие по городам Югры»

Задачи: расширять знания детей о нашем округе; познакомить с

              достопримечательностями разных городов; воспитывать

              любовь к родному краю; расширять кругозор детей.

Игра «Найди герб города»

Развлечение

«Обрядовый праздник «Брусничный праздник»

Задачи: познакомить с традицией празднования; воспитание  

              любви к Югорской земле, уважения к коренным  

              народам ХМАО; познакомить детей с правилами игры

              «Каюр и собаки»

Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов по сказке народа манси «Два охотника»

П/и «Каюр и собаки»

Январь

Беседа  «Моя малая родина»

Задачи: расширять представления о  своей малой Родине –  

              о поселке Куминский; дать первоначальные  

              представления об истории возникновения  поселка,  

              воспитывать  гражданско – патриотические чувства.

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

     Февраль

Рисование 

«Улица, на которой я живу»

Задачи: учить передавать в рисунке несложный сюжет; учить

             использовать полученные ранее знания в собственном  

             творчестве.

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Игра «Мы живем в Югре»

Д/и «Что дает лес народам ханты и манси»

Чтение стихов куминских поэтов

Задачи: учить детей видеть красоту родной природы через  

             поэтические строки; воспитывать любовь и бережное  

             отношение к своей малой родине.

Заучивание отрывка из стихотворения  М.М. Тарасова

«Куминское танго».

Март              

Чтение мансийской сказки 

«Женщина – кукушка»,

Игра – драматизация по сказке.

Задачи: учить детей давать оценку поступкам героев; стимулировать

              умение сопереживать героям сказки; учить детей

             импровизировать при выстраивании своей роли;    

             воспитывать артистические качества.

Образовательная ситуация

«Что на севере растет?»

Задачи: уточнять и расширять знания детей о растительном

              мире Севера; познакомить детей с «Красной книгой  

               Югры»; воспитывать бережное отношение к природе;  

               развивать познавательный интерес к объектам

                 окружающего нас мира; формировать убеждение,  

              что красота природы бесценна, поэтому её надо  

              охранять.

Решение проблемной ситуации

«Как сохранить природу Югры?»

Задача: формировать осознанное отношение к природе  

              ХМАО и экологическим проблемам родного края.

Аппликация 

«Северные ягоды»

Задачи: формировать умение вырезать изображение по  

              сложному контуру; закрепить названия ягод; развивать  

              воображение.

Чтение хантыйской сказки 

«Куда летела гагара»

Задача: продолжить знакомство с творчеством коренного народа  

              округа; воспитывать усидчивость и умение слушать

              чтение произведения взрослым.

П/игра

«Льдинки, ветер и мороз»

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми.

Апрель

Просмотр презентации

«Природа Югры»

Задачи: воспитывать у детей гражданственность, интерес,  

              бережное и созидательное отношение к природе  

              родного края; развивать способность чувствовать

              красоту природы и эмоционально откликаться на неѐ.

 Игровая ситуация

Национальный обряд «Дерево желаний».  

Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.

Задача: продолжить знакомство с традициями коренных

жителей Югры.

Проведение национального обряда коренных народов округа.

Творческая мастерская.

«Художники земли кондинской»

Задачи: познакомить детей с художниками нашего района и с  

              их творчеством; учить детей внимательно

              рассматривать картины, понимать их основной  

              замысел, выделять основные средства выразительности,

              использованные художниками для создания  

              поэтического образа природы; развивать умение  

              выражать в речи свои впечатления, выказывать

              эстетические суждения. 

 Рисование

 «Бескрайняя тайга».

  • Задачи: научить детей в рисунках передавать красоту  
  •               окружающей природы, разнообразие деревьев;  
  •               развивать цветовое восприятие; развивать творческое

              воображение, фантазию.

Рассматривание репродукций с картин художников Кондинского района в сборнике «Художники о крае» и альманахе «Вереск»

Май

Беседа

«Животный мир и птицы Югры»

Задачи: обогатить и закрепить знания и представления детей о

              животных и птицах наших лесов.

Просмотр презентации 

«Красная книга Югории».

Дидактическая игра «Хищник - добыча»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Моя малая Родина"

творческий долгосрочный проект срок реализации -2 года старшая и подготовительная группа...

Мини – программа Моя малая родина

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей....

Паспорт мини-музея "Моя малая Родина"

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков....

Методическая разработка "Организация мини-музея "Наша малая Родина"

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Без привития детям чувства патриотизма невозможно воспитать настоящего гражда...

Мини – музей «Моя малая родина –Удомля»

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми,...

ОТЧЁТ о работе группового мини – музея: «Моя малая Родина»

ОТЧЁТо работе группового мини – музея: «Моя малая Родина»...