Петербурговедение в старшей группе (возраст 5-6 лет).Конспект занятия: Легенды ангела Петропавловского собора. Презентация
план-конспект занятия (старшая группа)

Пономарева Ирина Владимировна

Конспект занятия по петербурговедению для старшей группы. Легенды ангела Петропавловского собора. Это занятие основано на занятии из учебно-методического пособия Солнцевой О.В., Кореневой-Леонтьевой Е.В. «Город-сказка, город –быль. Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом. «Издательство-Пресс», 2020. Дополнено и расширено засчет дополнительных материалов. Для ребят это было итоговое занятие. В предварительную работу входило знакомство по основной программе с достопримечательностями Петербурга, его основателем, Петром Первым, историей возникновения города на Неве, строительством Петропавловской крепости. На занятии использовалась карта, которую мы с ребятами сделали самостоятельно для квеста - игры. Как сюрпризный момент использовался макет воздушного шара, видео запись полёта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №25
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому
развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема: «Легенды ангела Петропавловского собора»
Подготовила  воспитатель старшей группы Пономарева И. В.
Интеграция образовательных областей: «Социализация, коммуникация»
Ведущая область: познавательная
Цель: Расширять знания и представления детей о родном городе.
Задачи:
Образовательная: Обогащение представления детей об архитектурном сооружении «Колокольня Петропавловского собора», его назначение и убранстве
Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации
Развивающая: Развитие способности устанавливать связи между художественным убранством и назначения сооружения
Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд об ангеле Петропавловского собора
Развитие и умения отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения
Речевая: Обогащение словаря «колокольня», «шпиль», «яблоко», «карильон», «колокол», «юбка колокола», «язык колокола»
Виды детской деятельности: фронтальная, музыкально-художественная, продуктивная.
Формы реализации: аудио запись «Аве Мария», «Карильон», поисковые и проблемные вопросы, пояснение, мультимедийная презентация «Легенды ангела Петропавловского собора»
Материалы и оборудование: мультимедиа-презентация «Легенды ангела Петропавловского собора», аудио запись, творческое задание.
Содержание организационной деятельности детей.

Для детей в группе подготовлен макет воздушного шара, стулья вокруг, карта,  на столах рядом фото, пособия, разрезные картинки, распечатки раскраски ангела по числу детей, цветные карандаши, включена интерактивная доска и ноутбук с презентацией, аудио и видео записями к занятию. Начинаем занятие с подготовительных вопросов (повторяем пройденные темы).

Ход занятия:

Ребята заходят в группу. На экране — заставка — фото воздушных шаров.Слайд 1.

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку по нашему любимому городу. Что вы видите, догадались,как мы будем путешествовать? (ответы детей)

-Да, ребята, мы полетим на воздушном шаре! Занимайте места. (дети садятся на стулья под воздушным шаром перед интерактивной доской, перед ними стол с картой.

-А с собой мы возьмём карту. Карту непростую.. Мы будем с вами сами её заполнять, выполняя задания и получая карточки — фотографии, которые надо будет прикреплять.

Только чтобы нам не заблудиться,  давайте вспомним, на какой улице находится наш детский сад?

(ответы детей)

Давайте вспомним, как называется наш город? (Санкт-Петербург)

В честь кого он назван? (В честь святого Петра)

Кто основал наш город? (Царь Петр I)

Смотрите, у нас с вами первое задание. Надо посмотреть на это фото  (слайд 2)— видите, здесь чей-то силуэт. Знаком он вам? (ответы детей)

Да, это портрет Царя Петра I. Совершенно верно. (слайд 3)Молодцы! Держите первое фото на вашу карту. (дети прикрепляют цветное фото на место ч/б силуэта.)

Как называют жителей нашего города?(Петербуржцы) Да, мы с вами петербуржцы.

Что находилось раньше на месте нашего города?  (слайд 4)Болота, устье реки Невы,( где река распадается на несколько рукавов) лес, острова. Было 101 остров, а осталось 42.

На каком острове началось строительство нашего города?  У нас есть подскзка — помните, мы с вами рассматривали рисунки следов, которые оставляют животные? (Слайд 5)

У вас на карте нарисованы следы, чьи они?(ответы детей) Правильно, заячьи. (слайд 6, фото зайца), держите фото зайчика, прикрепляйте на место следов.

Значит на каком острове началось строительство??(на Заячьем)

Правильно, а  по-фински-Ени-саари, потому что территория, на которой начали строить наш город, когда -то была Финляндии.

И вот Пётр, приказал сушить  и засыпать болота и строить город.  Он начал с чего? (с крепости)Да, потому что тогда еще шла война со шведами, и чтобы защитить свои территории, будущий город, необходимо было начать строительство с оборонительной постройки — а именно с крепости. (слайд 7) прикрепляем на карту фото.

Показ слайда с силуэтом Петропавловской крепости (слайд 8) А как называлась крепость?

«Крепость на Неве стоит,

В небе тонкий шпиль блестит»

(ответы детей)Слайд 9. Да, правильно. Держите фото на карту.

Наш воздушный шар готов к полёту, полетели! (показ видео с поднимающимся воздушным шаром и летящим в сторону центра города, Заячьего острова и Петропавловской крепости.) Пока идёт видео, воспитатель рассказывает:

Более 300 лет назад (319  в 2022 году), 27 мая 1703 года, была заложена и построена по совместному плану Петра  I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена Петропавловская крепость. Она строилась для защиты от нападения шведов. Крепость окружена толстыми стенами , высотой 12 метров и толщиной – 20 метров)с воротами, бастионами, укреплениями. Строили её почти 40 лет. Построена в форме шестиугольника с шестью бастионами.  Слайд 10.Каждый назвали в честь соратников и друзей Петра I: Меньшикова, Головкина, Зотова, Трубецкого, Нарышкина. Один в честь самого царя – «государев». (Бастион – это выступающее из стены укрепление, охраняющее крепость от врагов. )

Ну что, приземляемся? И у вас новое задание — выберите из рисунков различных крепостей рисунок — план Петропавловской, шестиугольной крепости. (дети выполняют задание, нужное фото прикрепляют на карту.) Да, молодцы.

Включить фрагмент аудиозаписи «Аве Мария»
Воспитатель: Как вы думаете, кто это поет? Говорят, что если бы люди могли услышать голоса ангелов, то они были бы похожи на самые красивые и чистые голоса детей. Сегодня наша история про ангела, который любит наш город.
Слайд 11 «На низкий берег реки Невы»
Воспитатель: Когда царь ПетрI задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. И стали люди говорить плохое о месте, где начали строить наш город. ПетруI захотелось, чтобы люди, также как и он полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела, чтобы его могли увидеть все.
Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела?
Правильно на самом высоком месте города. Но наш город находится на ровном месте, здесь нет высоких мест. А теперь, вспомните, мы с вами, уже знакомились с Петропавловской крепостью и даже сами строили из конструктора её макет.(показ слайдов 12-14— фото, как дети строили на прошлых занятиях)Что мы с вами построили в центре крепости? Для вас есть подсказка — задание.
(Слайд 15«Колокольня Петропавловского собора»)
Воспитатель: «Построили в крепости первый собор,По высоте – первый он до сих пор!»

Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней ─ высокой башней, на которой находятся колокола. У колокольни было несколько этажей (ярусов) давайте их посчитаем и сами соберем колокольню (дети собирают разрезные картинки)
А чтобы колокольня казалась ещё стройнее, её украсили завитками (валютами) На что похожа колокольня украшенная валютами ( на пирамиду, ответы детей) Прикрепляем фото колокольни и пирамидки на нашу карту.

Да, молодцы!В центре крепости находится Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини) с самым высоким шпилем на колокольне 122,5 метра. (Слайд 16— шуточный рисунок Собора.)

Слайд 17,18 «Шпиль Петропавловского собора. Спица, игла»
Воспитатель: Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль? (ответы детей) Смотрите,  у вас есть картинка подсказка для карты  (фото иглы). Да, правильно шпиль похож на спицу,иглу (прикрепляем фото на карту), и это не случайно. С немецкого языка слово шпиль переводится как спица или игла.

Слайды 18 «Сфера шпиля и яблоко»
Воспитатель: На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож?  Смотрите подсказку — картинку для вашей карты. (ответы детей, прикрепляем картинку яблоко)Шар так и называют яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит их двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием для будущих поколений.
Воспитатель: В яблоко вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развиваются, почему? Наверху, действительно очень холодно, когда ветер дует, ангел поворачивается, так он может осмотреть весь город. Он построен как флюгер. Слайд 19 (Флюгер- это предмет, указывающий направление ветра, который устанавливается на крышах зданий.)

Высота  фигуры ангела 3,2 метра. Размах крыльев почти 4 метра.
  Слайд 20 «Фрагмент: благословляющая десница ангела»
Воспитатель: Пальцы ангела сложены вот, так (показ жеста, повторения с детьми). Ангел благословляет город и его жителей. Есть легенда, которая говорит о том, что в случае большой опасности, ангел будет защищать наш город, как воин. Для этого небесный силы опустят ему в руку огненный меч, которым он победит любых врагов. Слайд 21.

Слайд 22-26 «Изображение колоколов карильона и место управления карильоном»
Аудио запись «карильон»
Воспитатель: ПетруI захотелось, чтобы ангелы не только все видели, но и слышали. Поэтому на колокольни он приказал устроить ─ карильон. Карильон-это не обычный инструмент.

Слайд 25.В нём много колоколов. Рассмотрим строение колокола: «язык», «юбка»и т.д. И прикрепим фото колокола на нашу карту. Слайд 27.
Звенит сейчас колокол или молчит? Как вы догадались? Вот здесь будет находиться музыкант, который будет играть на карильоне. Играть на этом инструменте очень трудно, потому что колокола тяжелые. А сейчас, давайте послушаем голос карильона. (торжественный, праздничный, грозный, печальный). Просмотр короткого видео об устройстве карильона.

Слайд 28 С видом часов на колокольне.

На колокольне установлены часы. Перезвон курантов звучит каждую четверть часа, перед выстрелом пушки. Так все в городе слышали его и могли сверить свои часы. Сейчас в крепости музей. Каждый день ровно в 12 часов дня с Нарышкина бастиона раздается выстрел сигнальной пушки – это традиция. Просмотр короткого видео как заводят часы и звучит перезвон курантов, с последующим выстрелом пушки.

Слайд 29 «Херувимы Петропавловского собора»
Воспитатель: А чтобы ангелу было нескучно, на стенах собора живет много его братьев ─ ангелов малышей (херувимов). Когда вы придете в Петропавловскую крепость, посмотрите на них, они вам расскажут много интересных историй.
Слайд 30 «Вид Петропавловской крепости ночью»
Воспитатель: Ангел никогда не спит, много лет он смотрит на город и всё о нём знает. В следующий раз он расскажет нам ещё одну историю из жизни Петропавловской крепости.

Слайд 31. Тысячи людей посещают крепость во время экскурсий.

День основания крепости считается днём рождения нашего города.

А теперь давайте мы немного разомнёмся, поиграем.
Физминутка: Дети (идут по кругу):
По болоту Петр шел Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд И построил крепость тут.
Крепость новая стоит Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам! Не осталось зайцев там.
«Петр»(водящий) Зайцы пушек испугались По кустам все разбежались.

 Я по острову пойду, Шевельнется кто - найду.

Дети – замирают. Водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.

Задания и вопросы на закрепления материала
Слайд 15«Колокольня Петропавловского собора»
Воспитатель: На что похожа колокольня Петропавловской крепости? (на пирамиду)

Сколько имеет ярусов?

Слайд 28 Чем украшены ярусы?(Завитками)
Слайд 17«Шпиль Петропавловского собора»
Воспитатель: Почему ПетрI приказал украсить колокольню Петропавловской крепости именно шпилем? Может ли быть на одном здании несколько шпилей?
Воспитатель: В разные годы Петропавловский собор был украшен в разные тона. Какой тон, по-твоему, больше всего подходит Петропавловскому собору?
Слайды 17,18 «Яблоко» Петропавловской крепости»
Воспитатель: «Яблоко» Петропавловской крепости состоит из двух половинок. Поэтому, когда колокольню реставрируют, внутрь кладут записки с пожеланиями потомкам. А чтобы вы хотели написать?
Слайд 32 «Ангел и реставратор»
Воспитатель: Снизу, когда мы смотрим на ангела, он кажется нам маленьким. Как ты думаешь, какого размера ангел? (сравнение размера ангела и взрослого человека) Слайды 32,34,35
Воспитатель: Во время Великой Отечественной Войны ангела и шпиль, как и купола всех крупных соборов города, решили спрятать от вражеских самолетов и пушек. Купола соборов укрывали мешками, а шпиль закрасили. Как вы думает, какой цвет использовали, чтобы сделать шпиль не видимым? (серым цветом, как пасмурное небо)Слайды 33, 34, 36.
Итог. Творческое задание. Слайд 38.
Вы большие молодцы! Мы с вами выполнили все задания и составили карту нашего путешествия на Заячий остров. А теперь я вам предлагаю, каждому, раскрасить ангела, как выглядел бы ангел сегодня. Это будет ваш ангел, ваш хранитель, которого вы заберете домой. (Дети выполняют задание)

Использованная литература: Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Город-сказка, город –быль. Знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. –СПб.: ООО «Издательство-Пресс», 2020. -80с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» старшая группа для детей с овз конспект занятия тема "Весна"

конспект занятия непосредственной образовательной области "Познавательное развитие"Ознакомление с окружающим миров и развитие речи  старшая группа для детей с ОВЗ, лексическая тема "Ранняя весна"...

Легенды ангела Петропавловского собора

Интеграция образовательных областей: «Социализация, коммуникация»Ведущая область: познавательнаяЦель: знакомство дошкольников с Санкт-Петербургом...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности «Ангел Петропавловского собора». Аппликация.

Группа: подготовительнаяТема: «Ангел Петропавловского собора». Аппликация. Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу через художественно-эстети...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по аппликации "Ангел Петропавловского собора".

Группа: подготовительнаяТема: «Ангел Петропавловского собора». Аппликация. Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу через художественно-эстети...