консультация для педагогов.
консультация

Ягфарова Миннур Вагизовна

Систематизация работы по повышению качества воспитания  и обучения на татарском языке используя образовательном процессе УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_2022g.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Подготовила: воспитатель по обучению

                                                                 татарскому и русскому языкам

                                                                 Ягфарова М.В. МБДОУ № 69  2022г

Тема: «Систематизация работы по повышению качества воспитания и обучения детей на татарском языке, используя  образовательном

процессе УМК»

                 В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой , созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты (далее УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий, которые используются в ДОУ.

Основная цель УМК “Татарчасөйләшәбез” - формирование правильной устной татарской речи русскоязычных детей дошкольного возраста. УМК “Татарчасөйләшәбез” разработаны для: средней группы, старшей группы, подготовительной к школе группе.

Проект УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку состоит из трех частей: «Минем өем» (для средней группы), «Уйный-уйныйүсәбез» (для старшей группы), «Без инде зурлар, мәктәпкәилтәюллар» (подготовительной к школе группы).

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по

обучению детей татарскому языку.

  • ребёнок проявляет уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
  • ребёнок понимает речь на татарском языке, в пределах, изученных тем, задаёт вопросы на татарском языке;
  • у ребёнка формируется мотивация к дальнейшему обучению татарского языка на этапе школьного обучения.

УМК:

В возрасте 4 – 5 лет объём словарного запаса: 62 слова татарского языка.

В возрасте 5 – 6 лет объём словарного запаса: 45 слова татарского языка.

В возрасте 6 – 7 лет объём словарного запаса: 60 слова татарского языка.

Перед выходом в школу объём словарного запаса составляет 167 татарских слов

Содержание УМК «Говорим по-татарски»

(авторы Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р.С.)

Основные задачи:

- формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме,

- формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие;

- способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.

Проект состоит из трех частей:

- «Минемөем» (для средней группы),

- «Уйный-уйныйүсәбез» (для старшей группы),

- «Мәктәпкәилтәюллар» (для подготовительной к школе группы).

Обучение детей татарскому языку в детском саду - одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет пить из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача воспитателя – сформировать её.

Вопросы, связанные с обучением татарскому языку детей дошкольного возраста, являются достаточно спорными. С одной стороны - раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения вторым языком. С другой стороны - у детей дошкольного возраста возникают определённые трудности усвоения второго языка, поскольку является недостаточно мотивированным видом деятельности. Но я считаю, что, чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

На сегодняшний день мы  воспитатели татарского языка на хорошем уровне обеспечены необходимыми методическими и дидактическими пособиями для работы с детьми. Но, тем не менее, возникает потребность в обогащении образовательного инструментария, так как все дети разные, имеют свои особенности, интересы. Создание авторских игр и пособий позволяют сделать процесс обучения детей более увлекательным и необычным:

Для того, чтобы достичь положительных результатов в педагогическом процессе, необходимо, чтобы в нем активно участвовали все педагоги, дети и их родители.

Задачи в работе с педагогами: активизировать общение воспитателей с детьми на татарском языке в основных видах детской деятельности, повседневной жизни. Для решения этой задачи нужно проводить следующие мероприятия:

  1. обучение русскоговорящих воспитателей;
  2. организация методической недели;
  3. проведение методических рингов (КВН, викторины, Брейн-ринг).

Добиться успеха в обучении детей позволяет, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татароязычной развивающей среды.

На занятиях, в индивидуальной работе дети вовлекаются в иноязычную среду постепенно, через игру. Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения. Для положительного воздействие татарского языка на становление личности существенно помогают дидактические пособия «Кем  нишли?», «Серле тартма»,  «Минем гаиләм»,  “Безнең өй” «Лэпбуки »по возрастам  и т.д. Обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создает на занятиях атмосферу радости, творчества, благоприятного психологического климата.

Есть очень застенчивые дети, которые тяжело идут на контакт, с ними трудно построить диалог тем более, что на татарском языке. Хотя ребенок быстро запоминает слова, но это я могу узнать, только в его действиях (в играх поручениях, дидактических играх). Но есть пальчиковые игры, пальчиковый театр, в процессе которых он с удовольствием повторяет слова. Нужен кукольный театр, чтобы вызвать их активный интерес, увлечь их. Через сказки, мы можем решить все поставленные перед нами задачи. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами, она играет важнейшую роль в развитии воображения-способности , без которой невозможна умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром, с целью обучения и закрепления татарского языка, незаметно активизируется словарь ребенка, потому что дети в ролях раскрываются, с ними легче получается строить диалог, так как по обучению татарскому языку, это является основной задачей. Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает всё. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание речи. Кроме того театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-нибудь персонажа - это помогает преодолевать неуверенность, застенчивость. Конечно же, творческий процесс - это настоящее чудо. Мне очень нравится наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, видно, что им интересно, а когда интересно всё лучше запоминается и закрепляется.

Таким образом, игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в образовательном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения татарскому языку в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования детей. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов , применяемых в обучении.

На занятиях для развития полноценного игрового общения я использую игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу, куян аю..). Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Игровой персонаж предоставляет воспитателю возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной активности. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

В своей работе я еще активно использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.

В процессе обучения дети должны: научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Итак, дошкольный возраст признан наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Список используемой литературы

  1. Зарипова З.М., Исаева Р. С. Развивающие игры – Казань, 2013.
  2. Зарипова З.М., Исаева Р. С.и др. «Балаларбакчасында рус балаларына татар телеөйрәтү» – Казан, 2013.
  3. Сафиуллина Ф.С. Татарский язык на каждый день. Самоучитель.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....