Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами
методическая разработка (старшая группа)

Поленова Анастасия Александровна

Проект

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Приобщение старших дошкольников к искусству России

через ознакомление с народными промыслами»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/251/256251/img0.jpg

База выполнения проекта –

дети старшей группы  

родители, воспитатель

 


Актуальность проекта

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.
       В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос патриотическом воспитание детей. В 90 годы были утеряны многие ценности, по воспитанию любви и уважению к своей Родине. Народные игры, забавы и игрушки были заменены компьютерными играми, с экранов телевизоров исчезли добрые, веселые мультфильмы.                                                              Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

      Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

       Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире любви, красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

       Целесообразность проекта заключается в следующем. У детей, к сожалению, нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества.

Отличительной особенностью проекта является поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Дымка, Хохлома, Городец). Занятия выстроены в логике от простого к сложному. В содержание НОД включены сведения о промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются инновационные технологии:

  • Технологии проектной деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технологии исследовательской деятельности
  • Игровые технологии
  • Технологии исследовательской деятельности
  • Личностно-ориентированные технологии

       НОД по рисованию, художественному конструированию, лепке позволяет познакомить детей с народными промыслами, с их традиционностью, креативностью, символикой русского декоративно-прикладного искусства, которое несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественно- эстетического творчества.

Объект проектной деятельности

Формирование интереса к народным промыслам

Предмет проектной деятельности

Процесс ознакомления с различными народными промыслами

          Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные:

  • Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.
  • Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
  • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
  • Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
  • Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.  
  • Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивающие:

  • Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
  • Развивать технические умения и навыки художественного творчества.
  • Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
  • Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
  • Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

Для родителей: 

- вызвать интерес к народным промыслам;

- приобщить к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.  

Описание проекта

В процессе ознакомления детей с народными промыслами учитываются следующие принципы:

принцип доступности изучаемого материала;

принцип историзма, который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;

принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребенок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, так как все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;

принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знаний.

Проект не является компонентом базовой части основной образовательной программы ОО, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными промыслами.

Реализация проекта осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием и непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Знакомство детей с народными   промыслами, происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали». В течение проекта воспитанники знакомятся с некоторыми видами народных промыслов (Дымковские игрушки, Хохломская роспись, Городецкая роспись), осваивают художественные элементы данных промыслов.

Гипотеза

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Ресурсы:

материально-технические: проектор, ноутбук, презентации; материалы для продуктивной деятельности (альбом, акварельные краски, гуашь, кисти, раскраски; глина и т.п.); изделия народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); дидактические игры.

кадровые: воспитатель, дети, родители;

информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература; презентационный материал по темам: «Городецкие цветы»; «Дымковская игрушка»; «Золотая хохлома»; наглядные пособия: изделия мастеров различных видов декоративно-прикладного творчества, стилизованные образцы; именные альбомы по различным видам декоративного творчества; технологические карты; мнемотаблицы.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей;

Поэтапный план реализации проекта:

Первый этап  – подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта.

1.Сбор информации из разных источников.

2. Подбор детской художественной литературы.

3.Подбор картинок, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов.

4.Подбор дидактического материала

 

Заинтересованность детей, родителей, темой проекта.

Спраговская О.В., воспитатель

Второй этап  – основной реализация проекта

Систематизировать информацию, планировать совместную, самостоятельную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Познакомить детей с историей возникновения народных   промыслов;

дать знания о различных видах народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись);

развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

содействовать развитию творческих способностей детей;

развивать коммуникативные навыки детей;

воспитывать свободную и творческую личность.

Создание мини-музея «Народные промыслы».

Организация и проведение экскурсий, дидактический игр, продуктивной деятельности.

 

Повышение интереса детей к народным промыслам. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности.

Спраговская О.В., воспитатель

Третий этап (2018 – 2019 учебный год) – заключительный

Совершенствовать уровень накопленных знаний.

1.Оформление методических пособий для педагогов.

2. Выставка: «Изделия народных умельцев».

3. Презентация проекта.

4. Развлечение «В гостях у Матрёшки».

 

Применение полученных знаний на практике.

Спраговская О.В., воспитатель

Конечный продукт проекта

 Для детей:

  • выставка рисунков и поделок «Изделия народных умельцев»;

 Для педагогов:

  • картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;
  • иллюстрации, папки-передвижки, технологические карты, мнемотаблицы, конспекты экскурсий, нод;
  • создание лэпбука «Народные промыслы».

Предполагаемые результаты:

Дошкольники: 

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.

      Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

Родители:

систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;

активное участие в совместных мероприятиях.

в ОУ:

наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа:

  • Мини-музей «Народные промыслы»
  • Разработаны конспекты экскурсий, нод;
  • Создана картотека дидактических игр.
  • Создан лэпбук «Народные промыслы».

Критерии оценки эффективности реализации проекта

- овладение педагогом инновационными технологиями;

- анкетирование родителей

Прогноз возможных негативных последствий

- потеря интереса и желания детей;

- отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности;

- снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса;

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

- создание предметно-игровой среды, ориентированной на формирование мотивации детей;

- поддержка детей, родителей, педагогов (проведение консультаций, мастер-классов) с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.


Список использованной литературы

  1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  2. Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий), изд-во «Учитель», 2009 г.
  3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
  4. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий), изд-во «Скрипторий», 2003 г.

Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.

  1. Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий), изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.
  2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  3. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.
  4. Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры), изд-во

«Учитель», 2008 г.

  1. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  2. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на  примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...

План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.

Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад о...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными ...