Подборка хакасских народных игр
картотека

Хакасские народные игры

МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ».

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала

заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы.

Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим.

Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать

 рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить.

От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится

вместо него в круг, а последний выходит на

середину и игра продолжается.

ХОЗАН ОРЫХ ( ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА».

Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат. Для игры на земле или на снегу чертится большой круг ( д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ».

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА».

Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.

ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ».

Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.

ХОЛ ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РУК».

В этой силовой игре участвует два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.

ИС САЛЫЗАХ (ХААЛ ТАСТАЗАХ) – «ПОДБРАСЫВАНИЕ

КУСКА МАТЕРИИ».

Эта популярная хакасская игра напоминает русскую игру «жгут». Обычно молодёжь собиралась у кого – нибудь в юрте. Все играющие садились в круг. Выбирался водящий, которому вручался скрученный в виде жгута платок или прутик. Водящий ходит с песней по внешней стороне образованного круга и незаметно подбрасывает кому – нибудь за спину платок

Все сидящие участники игры должны держать руки впереди, изредка ощупывая землю за собой. Не разрешается поворачивать голову назад и по сторонам, иначе, за нарушение – 3 удара платком или прутиком.

Водящий, подбросив кому – нибудь платок, должен оббежать по солнцу круг и, если нерасторопный игрок не заметил подвоха, ударить его поднятым жгутом. После этого прозревший игрок начинает убегать от водящего. Надо суметь оббежать 3 круга, стараясь избежать ударов, и опять занять своё место. Пересекать круг, спасаясь от преследования, запрещается. Если же водящий догонит его и осалит, то они меняются ролью.Когда сидящий игрок догадался о подброшенном платке, то он должен догнать водящего и его осалить. Иначе, водящий займёт его свободное место.

«Киик-nÿÿpi»

Хакасская игра «киик-пÿÿрi» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву». На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пресечь волчью зону. Волк должен был ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза оставалась в плену у волка. Нужно было поймать всех диких коз.

Хакасская народная игра «Медведь и пень»

Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Хакасская народная игра «Спрячь рукавицу».

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

Хакасская игра «Ала хуча» («Пестрый баран»)

Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»).

Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит  вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.

«Ходыр iнек»

Детская игра «ходыр iнек» (паршивая корова) в долине р. Чулым называется «кок iнек» (сивая корова), а в долине р. Абакан «хоор торбах» (светлый теленок). Она полностью идентична русской игре «котел» и кыргызской «уйчу» (пастух) или «кок бука» (сивый бык).

В игре участвует 5-6 мальчишек. На земле чертится круг диаметром 5-б м. В центре выкапывается круглая лунка-загон для коровы (хазаа). Играют мячиком (тогым), скатанным из коровьей шерсти. У каждого играющего в руках посох (таях) длиной около метра. На линии круга на одинаковом расстоянии каждый игрок выкапывает свою лунку (iн).

Сначала определяют, кто будет пастух (cypiгчi). Для этого каждый игрок кладет посох на носок ноги и бросает его вдаль. Кто ближе всех бросил его, тот будет пастухом шелудивой коровы. Он не имеет своей лунки. Задача пастуха - загнать шелудивую корову (мячик) в хлев. Остальные участники игры отбивают мячик палками и не дают ему пройти в центр круга. Если пастух загонит «паршивую корову» в хлев, то пастухом становится следующий по очереди игрок. Кроме того, правила требуют, чтобы все играющие охраняли свои лунки и не дали пастуху внезапно засунуть свой посох в свободную лунку зазевавшегося игрока. Поэтому отбив мячик, надо держать посох в своей лунке. Охранять ее ногами запрещается. Если пастух сумел засунуть клюшку в чужую лунку, то ее хозяин становится пастухом и игра продолжается.

«Саргычах»

Зимой дети катались с горок на круглых льдинках, называемых по-хакасски «саргычах», а в языке местного русского населения «катушки». Делались они из замороженных коровьих «лепешек», слепленных в виде круглого корытца с прикрепленной веревкой. Согласно правилам, при спуске с горки надо было крутиться на катушке-саргычаке. Дети устраивали соревнование - кто проедет дальше. В связи с распространением христианства катание на катушках «саргычах» заканчивалось весной в конце Масленицы, когда их торжественно разбивали.

«Чылгаях»

Зимой дети устраивали катание на санках по льду. Для этого делали специальный каток «чылгаях». На льду реки вбивался столб, на который насаживали колесо телеги. К крутящему колесу привязывали жердь, а на другом ее конце прикрепляли санки «чазаф соорах». Дети крутили жердь с колесом и катались на санках вокруг столба на льду.

«Чуурана» (Чазынчах)

    Детская игра «чуурана» или «чазынчах» представляет хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира.

Собравшаяся детвора сначала выбирает водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой «чибирек» и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.

Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места «меет» голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских «чур меня», кыргызов «жууран» и других народов.

Хазых ойын

  Хазых ойын – старинная традиционная игра хакасов. Она является неотъемлемой частью культуры хакасского народа. Для детей старшего дошкольного возраста  эта игра полезна тем, что она делает кисти рук и пальцы гибче, что очень важно для развития техники письма.  Хазых ойын – увлекательная, эмоциональная игра, она заставляет ребенка быть внимательным, быстро ориентироваться в игровой ситуации, находить нужное решение, развивает глазомер.

   Хазых ойын имеет много вариантов. Игровым инвентарем для игры служат специально обработанные овечьи астрагалы. Перед началом игры дети должны внимательно посмотреть на игральные кости, потрогать их и запомнить названия четырех сторон кости. Предлагаем терминологию, принятую у тувинцев. Они четырем сторонам кости дали такие названия: выпуклой стороне – «баран», обратной, с ямочкой, стороне – «коза», стоящей на боку верхней ровной стороне – «лошадь» и обратной, менее ровной, стороне – «корова».

  Количество игроков строго не определяется. В игре могут участвовать двое, шесть и более человек. В начале игры дети должны установить очередность, кому бросать кости первым, т. е. провести своеобразную жеребьевку. Все дети, принимающие участие в игре, садятся в круг. Каждый из них поочередно должен бросить вверх по одному разу. Если кости упадут и примут положение «баран», то игрок, бросивший удачно кости, начинает игру. Если бросок был неудачным и кости приняли разное положение, то жеребьевка продолжается, и кость бросает следующий игрок по очереди.

  Наконец очередность установлена, и удачливый игрок начинает игру. Все садятся в круг на коврик, оставляя поле для игры. Количество костей строго не устанавливается. Их может быть от 15 до 30. Игрок, получивший право на начало игры, собирает кости в обе руки и рассыпает их на столе. При этом кости принимают разное положение. По правилам этой игры разрешается бить только те кости, которые заняли одинаковое положение. Например, кость «баран» бьет «барана» и т. д. Игрок щелкает указательным пальцем  кость так, чтобы она ударилась о другую, находящуюся в аналогичном положении. Если игрок удачно подбросил кость, то она считается выигранной и забирается игроком.

  Когда все кости взяты, то победителем считается игрок, набравший  большее количество костей. Неудачливые игроки наказываются. Формы наказания заранее обговариваются между детьми. Проигравшие должны, например, рассказать стихотворение, спеть песню и т. д.

     ПРАВИЛА.

1.                  В игре может быть такая ситуация. Например, игроку нужно бить в кость «коза», которая лежит за «бараном» и «лошадью». Тогда игрок кладет на эти кости левую  руку ладонью вниз, а на ее тыльную сторону кладет кость-биток и щелчком бьет в «козу».

2.                  В ходе этой игры может случиться и так, когда ударяемая кость от удара битка переворачивается и принимает другое положение, например, «корова» стала «козой». Такая кость не забирается игроком, а продолжает оставаться на столе, но уже в другом качестве, т. е. «козой».

3.                  Игрок теряет право бить следующие кости в том случае, если его биток задел третью кость или при ударе костей одна из них остается на другой.

4.                  Если в конце игры осталось всего две косточки, то их подбрасывают до тех пор, пока они не окажутся в одинаковом положении, а затем игрок одну кость бьет в другую и забирает их себе.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Перед началом игры можно провести небольшое соревнование. Дети садятся в круг. Воспитатель бросает в центр круга кость, называет кого-нибудь из ребят, чтобы тот быстро определил: на какую сторону упала кость. Таким образом,  дети быстро усвоят названия сторон кости.

 

«Дети, давайте познакомимся!»

Меня зовут «Хоор-хоор», или «Сорока-белобока». На самом деле если слова «Хоор-хоор» перевести с хакасского языка на русский, то получится «поджаривай-поджаривай», а вовсе не «Сорока-белобока». Почему так, все хакасские дети, наверное,  знают. С кем в раннем детстве не играли в эту смешливую, щекотливую игру взрослые! Взяв в свои руки милую детскую ручонку, кому только «Хоор-хоор» не делали! Давайте вспомним, какие    слова при этом приговаривали:

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твое запястье!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твой локоток!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твоя подмышка!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели,  мели, мельница, талкан, –

А теперь можно и пощекотать тебя!..

 

А все русские дети наверняка сразу же вспомнят очень похожую игру в «Сороку-белобоку».

 

Хоор-хоор

Берут левую ладошку младенца и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: «Иргек  салаа, устыг салаа, ортын салаа, толамыр, сымалчых». Затем так же по очереди загибают пальчики, говоря: «Пас маймах, падан чурек, ортын  оол, оран чибек, кичиг пёбийек».

 Перечислив и  согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: «Пас маймах -  чылгы хадар парир, падан чюрек – хой  хадар парир, ортын  оол – пызо хадар парир, оран чибек – атха парир, кичиг пёбийек – час пала полтыр, хазан хагын хыр парир» (Большой палец – табун будет пасти, крепкое сердце (указательный) – овец будет пасти, средний сын – телят будет пасти, «крученая шелковая нить» пойдет за конем, а маленькая колыбель – оказался младенцем, будет чистить казан).

 Затем правым указательным пальцем крутим по открытой ладошке ребенка, говоря: «Арбачах хоор-хоор, чарбачах хоор-хоор, талганах хоор-хоор»  (Ячмень  жарь-жарь, крупу жарь-жарь, талкан жарь-жарь).  Дальше этим же пальцем стучат по ладошке малыша со словами: «Кёче нас-нас, теербен тарт-тарт, талган ит-ит, абыртха сал-сал!» (Ячмень  руши-руши; мельница, мели-мели; талкан делай-делай,  в квас клади-клади).

 Затем берут за запястье, говоря: «Пип-пилегес», после этого за локоток – «Сып-сыганах», затем за подмышку – «Хырна холтыгас» и со словами «Хылчых-хылчых» (т. е. «щекотка-щекотка») щекотали малыша, вызывая у него смех.

 

Сохыр пырлас ойын

(игра в пеструю юлу)

 Сохыр пырлас – пестрая юла, вырезанная из дерева и имеющая восемь граней. На каждой грани вырезаны числовые обозначения: I; II; III; IV; /; /I. Этим числовым обозначениям соответствуют цифры: 1; 2; 3; 4; 5; 6. Из восьми числовых обозначений есть еще два знака «О» и «#». Знак «О» показывает пусто. Знак «#» показывает, что игрок должен быть оштрафован. Игрок должен уметь с небольшой высоты пустить юлу и получить очко.

ПРАВИЛА

1.                  Количество очков устанавливается произвольное: до шести и более.

2.                  Количество игроков произвольное. Дети считаются, и игрок, получивший  право на начало игры, запускает пырлас.

3.                  Показателем количества очков является верхняя часть  юлы.

4.                  Виды наказания заранее обговариваются детьми до начала игры, например, спеть песню, рассказать стихотворение, или игрок теряет все набранные очки. Наказание игрок получает в том случае, если юла упала и показала знак «/».

УКАЗАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ. Дети перед началом игры должны потренироваться в запуске юлы.

 

Козлята и волк

  Для игры выбирают козу, козла и волка, остальные дети – козлята. На участке земли чертят две линии на расстоянии 10-15 метров одна от другой. Место между ними – открытая «поляна», а места с двух сторон – «леса», в одном из них находятся козлята, а коза и козел охраняют их, чтобы они не выбегали на  «поляну». «Поляна» - место волка.

  Игра  начинается. Все занимают свои места. Коза и козел обходят козлят, загоняют их в лес, слегка подталкивая рогами (головами). Но козлята не слушают родителей и выбегают на поляну порезвиться. На поляне их караулит волк. Спасаются лишь те козлята, кто сумел добежать до соседнего леса. Пойманные волком козлята  выходят из игры, и волк уводит их в свое логово.

ПРАВИЛА

1.      Волк должен ловить козлят только на поляне.

2.      Коза и козел на поляну не заходят.

3.     Пойманным считается козленок, если волк его запятнал,  т. е. дотронулся до него рукой.

 

Пробег мимо обаа

Перед началом игры нужно выбрать обаа, т. е. того, кто будет водить.

  Все участники игры встают парами друг за другом, водящий становится впереди на расстоянии двух шагов от играющих. По сигналу руководителя пара, стоящая в хвосте колонны, разделяется и бежит вдоль колонны по обеим сторонам. Обаа старается поймать кого-либо из двух игроков, не давая им взяться за руки. Тот из них, кого обаа запятнает, становится в колонну в паре с ней, а другой на ее место. Если водящий не сумел поймать игроков, то игра продолжается в прежнем порядке. В этом случае играющие могут спеть песенки-дразнилки для обаа. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

ПРАВИЛА

1.                  Водящий не должен поворачиваться назад.

2.                  Если водящий ловит одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а обаа становится тот, кто остался без пары.

 

Сохыр агас ойын

(игра в пеструю палочку)

Сохыр агас – это палочка, имеющая 12-гранную форму, и на каждой плоскости отмечено  «ямками» количество очков от 1 до 12. В эту игру может играть до 12 человек.  Очередность играющих определяется считалкой, жеребьевкой по уговору и т. д. Игрок, получивший право на начало игры, называет любое число, например «шесть», и старается так бросить сохыр, чтобы она показала нужное количество очков. Если первому игроку не повезло, то очередь переходит к следующему игроку, который называет свое произвольное число очков  и бросает палочку. Так, по очереди, бросают палочку все игроки. Победителем считается тот, кто первым получит названное им очко. Показателем количества очков является верхняя часть палочки.

                                       ВАРИАНТ  ИГРЫ  СОХЫР АГАС ОЙЫН

Игроки могут соревноваться на получение наибольшего количества очков. Предельный набор очков может устанавливаться от 12 до 48. Например, игроки договариваются и устанавливают предельный набор очков. Затем по очереди бросают сохыр агас. Каждый игрок должен запомнить полученные очки. Победителем считается тот, кто первым набрал необходимое количество очков.

 

Сохыр сеок ойын

(игра в пеструю косточку)

Сохыр сеок (пестрая косточка) – это овечий астрагал, которому придают шестигранную форму. На всех гранях выстреливают глазки (харах) от одного до шести. Причем глазки располагаются так, что на широких плоскостях кости оказывается наименьшее количество глазков.  Наиболее удобным количеством игроков считается шесть человек.  Игроки устанавливают предельный набор очков – от 6 до 18. Право на начало игры может определяться считалкой или жеребьевкой.

  Дети садятся в круг, и игрок, получивший право начинать игру, бросает сохыр сеок и получает очко.  Затем очередь переходит к следующему игроку по кругу. Бросать пеструю косточку можно только по одному разу.

ПРАВИЛА

     1.    Очки в этой игре набираются только по показанию верхней плоскости упавшей кости.

2.      Победителем считается  игрок, первым набравший необходимое количество очков.

 

ИГРА  С  ПЛАТКОМ

   Из числа играющих  выбирается водящий, остальные дети садятся в круг близко друг к другу. Водящий, скрутив платок в жгут, обходит сзади сидящих, выбирая выгодный момент, чтобы к кому-нибудь незаметно подбросить платок. Подбросив платок, водящий продолжает обходить круг, и если тот, кому положили платок, не заметил этого, водящий сам поднимает платок и начинает  догонять прозевавшего, который, убегая от водящего, бежит вокруг круга, стараясь избежать удара и сесть снова на свое место. Если игроку это удается, то водящий остается прежний и игра начинается снова. Если же водящему удалось осалить, то он занимает место прозевавшего, который становится ведущим.

  Если платок обнаружен, сидящий игрок быстро поднимает его и старается догнать и осалить водящего, который бежит вокруг сидящих, стараясь занять освободившееся место преследователя. В случае осалки водящий начинает игру сначала, а в противном случае его заменяет неудачливый преследователь.

ПРАВИЛА

1.             Ноги сидящих находятся в произвольном положении, руки – впереди, но разрешается изредка ощупывать землю за спиной. Поворачивать голову ни назад, ни по сторонам не разрешается. Нарушивший эти правила наказывается  (девятью ударами платком).

2.             Игра требует, чтобы никто не подсказывал и не предупреждал того, кому подброшен платок. Подсказчик наказывается и становится ведущим.

3.             В некоторых случаях нарушителя правил игры вместо наказания заставляют спеть, сплясать и т. д.

 

Перетягивание каната

Число участников в каждой команде должно быть одинаковым. Цель игры – перетянуть команду соперников за линию. Для проведения игры берется канат. Концы завязывают в узел. Проводятся две линии, примерно в двух метрах одна от другой. Посередине их еще одна линия – стартовая, на нее кладется середина каната.

 По сигналу судьи команды поднимают канат, взявшись за него поудобнее двумя руками. Середина веревки в руках у судьи. По готовности команд  судья убирает руки и командует: «Начинай!» – и начинается перетягивание. Проигрывает та команда, первый головной участник которой перейдет за стартовую линию.

ПРАВИЛА

1.            Начинать перетягивание каната только по сигналу судьи.

2.            Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

 

Игра вокруг веревки

 Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине круга стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук  одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку.  Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

ПРАВИЛА

1.            Играющие должны веревку держать двумя руками.

2.            По ходу игры веревка не должна падать на землю.

 

Ээн ойын

 В эту игру играют парами. Дети по желанию образуют пары. Количество пар может быть две или три. Право на начало игры устанавливается жеребьевкой. Все дети садятся в круг и по очереди бросают шесть астрагалов до тех пор, пока все кости не примут одинаковое положение, иногда очередность играющих определяется и более простым способом: по считалке, по уговору и т. д.

  Итак, игрок, который удачно бросил кости, начинает игру. Количество астрагалов произвольное (от 15 до 30). Правила игры такие, как  в хазых ойын. Но отличие этого варианта в том, что здесь, во-первых, дети играют парами, во-вторых,  в ходе игры игроки стараются рассмешить ведущего разными поговорками, пословицами, частушками и т. д.

ПРАВИЛА

1.             Если играющий улыбнется или заговорит, то он теряет право играть дальше и очередь переходит другому игроку.

2.             Играющие в парах дети  сидят не рядом друг с другом, а через одного или двух человек.

3.             В конце игры побеждает  пара, выигравшая наибольшее количество астрагалов.

4.             В эту игру можно играть и каждому за себя, если число игроков нечетное.

 

                                         ВАРИАНТ  ИГРЫ   ЭЭН ОЙЫН

Есть и другой, более сложный, вариант игры ээн ойын, когда все игроки играют молча. Наиболее удобным количеством игроков в этой игре считается четыре, т. е. две пары. Порядок игры такой же, как в предыдущей игре ээн ойын. Разница лишь в том, что игрок должен бить по костям правой рукой, а брать их только левой. Если игрок нарушил правила игры (взял кости правой рукой или заговорил), то он отдает все игральные кости игроку из другой пары. Побеждает пара, набравшая наибольшее количество  костей.

 

Игра в перебежку через дорогу

На участке земли чертят две линии на расстоянии 5–6 метров одна от другой. Дети делятся на две команды, которые выбирают себе капитана, и бросают жребий, кому начинать игру. Команда, которой выпадает право начинать игру, собирается в тесный круг и решает, кого из противоположной команды будут они ловить. И подойдя в полном составе к краю дороги, т. е. к черте, сообщают имя игрока из противоположной команды, кого они будут ловить. Другая команда уже стоит у обочины дороги в полном составе.

  Водящая команда отходит на середину дороги, и все становятся вдоль дороги цепочкой, на определенном расстоянии друг от друга. Эта дорога, которую можно перебежать. Команда, которая должна перебежать эту дорогу, расставляет своих игроков заново. По команде руководителя они устремляются к дороге и перебегают ее, в том числе бежит и тот игрок, который был намечен к поимке. Если команде и названному игроку удается перебежать дорогу, то игра продолжается. Если намеченный к поимке игрок не сумел перебежать дорогу и оказался пойманным ловящей командой, то команды меняются местами.

ПРАВИЛА

1.             Ловить только игрока, намеченного к поимке, не трогая и пропуская остальных игроков.

2.             Перебегать дорогу надо развернуто, иными словами, по всей длине цепи и, как уже было сказано, одновременно.

3.             Каждый раз к поимке надо выбирать нового игрока.

4.             Намеченному к поимке, но успевшему перебежать дорогу присваивается звание «матыр», что значит ловкий, быстрый.

5.             Побеждает команда, у которой оказывается большее число матыров.

 

              Спрячь рукавицу

Из числа участников игры выбирается водящий. Остальные дети садятся на полу в круг, согнув  колени, поставив ноги на ступни. По сигналу руководителя сидящие в кругу дети начинают незаметно передавать друг другу рукавицу. Водящий с  мягким ремнем, расположившись сзади сидящих, ждет сигнала. По сигналу «Найти!» он должен ремнем осалить того, у кого под коленями в руках спрятана рукавица.

ПРАВИЛА

1.             Если водящий угадает, у кого спрятана рукавица, то передает ремень осаленному и меняется с ним ролями.

2.             Если водящий осалит невиновного, то игра продолжается в том же порядке. Иногда неудачливый  водящий предварительно выполняет фант (поет, рассказывает и т. д.).

3.             Водящий, не угадавший 2–3 раза, может быть наказан: выведен из игры на неопределенное время.

 

Шелковый пояс

Количество игроков произвольно, выбирается водящий, остальные дети садятся на пол в круг тесным рядом, подогнув под себя ноги, и быстро передают за спиной шелковый пояс (элемент хакасской мужской одежды – шелковый пояс, ремень). Водящий сидит в центре круга и ищет ремень. По сигналу руководителя он должен угадать, у кого из сидящих в это время находится ремень. Тот, кто допустил медлительность в передаче ремня и был застигнут, становится водящим.

 

Игра в кольца

Все игроки становятся в круг и держат ленту (предварительно ленту сшивают, надев на неё 2–3 кольца), 2–3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3–4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать, у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

 

Спрячь кость

(Хазых сугыбыс)

 Игроки, кроме водящего с хуром, становятся в круг и прячут руки за спиной. В кулаке у одного из них хазых хамчы – водящий должен запятнать игрока с зазывом, который может убегать.

Правила игры:

1.Осаленный игрок становится хамчы, его преследователь становится в круг.

2.Стоящим игрокам запрещается задерживать бегающих руками или подножками.

Убегающий может передать хазых другому игроку, сам встать в круг.

 

Вокруг веревки

Игроки держатся за ленту и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут (по одному, тот, кого ловят) отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.

 

«Ікі ханат»

При игре участники делятся на 2 команды. Согласно, правилам, надо было, прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. При этом дети говорили:

Ханат сабыс, теебіскеннер,

Хан тигірге сыханнар.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

 

Тук-тах тискеннер,

Талбах-тулбах тӱскеннер,

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

 

Ханаттарын сӧӧртенчелер,

Харахтары хызаллар.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

 

«Ой», «ой» теенде,

Хызыл ханат ӱстӱнде.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Выигрывала команда, сбившая большее количество врагов.

 

«Пала туузах»

Обычно играют мальчики. На ровной площадке выкапывают в ряд через 10-15 см лунки с глубиной в полмячика. Каждая лунка имеет своего хозяина. Выбирают водящего с помощью считалки. Водящий бьют мячик битой (мирке) так, чтобы он катился по лункам. Если мячик не попал ни в одну из них, то катит следующий. Кому в лунку зайдет мячик, тот должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. В кого попадет мяч, тому в лунку клали камушек со словами «пала туупчазың» (ты ребенка рожаешь). Игрок, в кого попали мячом, оправлялся вместо водящего скатывать мяч. Если игрок с мячом промахнется, то он в наказание должен был везти на спине водящего 3 раза вокруг лунок. Ему тоже в лунку клали камушек. Игра продолжалась до 5 штрафных камушков. У кого набиралось 5 камушков, тому завязывали глаза. Затем в одну из лунок зарывали мяч. И он должен был его найти.

 

«Перескочки»

В эту игру любят играть девочки. Дети делились на 2 команды. При игре одна команда усаживалась на землю шеренгой и вытягивала ноги. Игроки другой команды по очереди перепрыгивали через ноги сидящих в области стоп. После того, как все пропрыгали, сидящая команда ставила ступню одной ноги на ступню друго      й. Затем к ногам добавлялась рука, потом вторая рука. Если хоть один игрок задевал стопы или кисти сидящего, то вся команда прыгающего игрока считалась проигравшей, и команды менялись местами.

 

«Чуурана» (Чазынчах)

Эта игра представляет хакасский вариант игры в прятки, распространённой среди ребят всего мира.

Дети сначала выбирают водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой (чибирек) и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.

Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места (меет) голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских (чур меня), кыргызов (жууран) и других народов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подборка хакасских народных игр126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хакасские народные игры

МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ».

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала

заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы.

Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим.

Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать

 рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить.

От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится

вместо него в круг, а последний выходит на

середину и игра продолжается.

ХОЗАН ОРЫХ ( ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА».

Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат. Для игры на земле или на снегу чертится большой круг ( д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ».

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА».

Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.

ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ».

Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.

ХОЛ ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РУК».

В этой силовой игре участвует два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.

ИС САЛЫЗАХ (ХААЛ ТАСТАЗАХ) – «ПОДБРАСЫВАНИЕ

КУСКА МАТЕРИИ». 

Эта популярная хакасская игра напоминает русскую игру «жгут». Обычно молодёжь собиралась у кого – нибудь в юрте. Все играющие садились в круг. Выбирался водящий, которому вручался скрученный в виде жгута платок или прутик. Водящий ходит с песней по внешней стороне образованного круга и незаметно подбрасывает кому – нибудь за спину платок

Все сидящие участники игры должны держать руки впереди, изредка ощупывая землю за собой. Не разрешается поворачивать голову назад и по сторонам, иначе, за нарушение – 3 удара платком или прутиком.

Водящий, подбросив кому – нибудь платок, должен оббежать по солнцу круг и, если нерасторопный игрок не заметил подвоха, ударить его поднятым жгутом. После этого прозревший игрок начинает убегать от водящего. Надо суметь оббежать 3 круга, стараясь избежать ударов, и опять занять своё место. Пересекать круг, спасаясь от преследования, запрещается. Если же водящий догонит его и осалит, то они меняются ролью.Когда сидящий игрок догадался о подброшенном платке, то он должен догнать водящего и его осалить. Иначе, водящий займёт его свободное место.

«Киик-nÿÿpi»

Хакасская игра «киик-пÿÿрi» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву». На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пресечь волчью зону. Волк должен был ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза оставалась в плену у волка. Нужно было поймать всех диких коз.

Хакасская народная игра «Медведь и пень»

Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Хакасская народная игра «Спрячь рукавицу».

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

Хакасская игра «Ала хуча» («Пестрый баран»)

Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»).

Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит  вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.

«Ходыр iнек»

Детская игра «ходыр iнек» (паршивая корова) в долине р. Чулым называется «кок iнек» (сивая корова), а в долине р. Абакан «хоор торбах» (светлый теленок). Она полностью идентична русской игре «котел» и кыргызской «уйчу» (пастух) или «кок бука» (сивый бык).

В игре участвует 5-6 мальчишек. На земле чертится круг диаметром 5-б м. В центре выкапывается круглая лунка-загон для коровы (хазаа). Играют мячиком (тогым), скатанным из коровьей шерсти. У каждого играющего в руках посох (таях) длиной около метра. На линии круга на одинаковом расстоянии каждый игрок выкапывает свою лунку (iн).

Сначала определяют, кто будет пастух (cypiгчi). Для этого каждый игрок кладет посох на носок ноги и бросает его вдаль. Кто ближе всех бросил его, тот будет пастухом шелудивой коровы. Он не имеет своей лунки. Задача пастуха - загнать шелудивую корову (мячик) в хлев. Остальные участники игры отбивают мячик палками и не дают ему пройти в центр круга. Если пастух загонит «паршивую корову» в хлев, то пастухом становится следующий по очереди игрок. Кроме того, правила требуют, чтобы все играющие охраняли свои лунки и не дали пастуху внезапно засунуть свой посох в свободную лунку зазевавшегося игрока. Поэтому отбив мячик, надо держать посох в своей лунке. Охранять ее ногами запрещается. Если пастух сумел засунуть клюшку в чужую лунку, то ее хозяин становится пастухом и игра продолжается.

«Саргычах»

Зимой дети катались с горок на круглых льдинках, называемых по-хакасски «саргычах», а в языке местного русского населения «катушки». Делались они из замороженных коровьих «лепешек», слепленных в виде круглого корытца с прикрепленной веревкой. Согласно правилам, при спуске с горки надо было крутиться на катушке-саргычаке. Дети устраивали соревнование - кто проедет дальше. В связи с распространением христианства катание на катушках «саргычах» заканчивалось весной в конце Масленицы, когда их торжественно разбивали.

«Чылгаях»

Зимой дети устраивали катание на санках по льду. Для этого делали специальный каток «чылгаях». На льду реки вбивался столб, на который насаживали колесо телеги. К крутящему колесу привязывали жердь, а на другом ее конце прикрепляли санки «чазаф соорах». Дети крутили жердь с колесом и катались на санках вокруг столба на льду.

«Чуурана» (Чазынчах)

    Детская игра «чуурана» или «чазынчах» представляет хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира.

Собравшаяся детвора сначала выбирает водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой «чибирек» и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.

Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места «меет» голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских «чур меня», кыргызов «жууран» и других народов.

Хазых ойын

  Хазых ойын – старинная традиционная игра хакасов. Она является неотъемлемой частью культуры хакасского народа. Для детей старшего дошкольного возраста  эта игра полезна тем, что она делает кисти рук и пальцы гибче, что очень важно для развития техники письма.  Хазых ойын – увлекательная, эмоциональная игра, она заставляет ребенка быть внимательным, быстро ориентироваться в игровой ситуации, находить нужное решение, развивает глазомер.

   Хазых ойын имеет много вариантов. Игровым инвентарем для игры служат специально обработанные овечьи астрагалы. Перед началом игры дети должны внимательно посмотреть на игральные кости, потрогать их и запомнить названия четырех сторон кости. Предлагаем терминологию, принятую у тувинцев. Они четырем сторонам кости дали такие названия: выпуклой стороне – «баран», обратной, с ямочкой, стороне – «коза», стоящей на боку верхней ровной стороне – «лошадь» и обратной, менее ровной, стороне – «корова».

  Количество игроков строго не определяется. В игре могут участвовать двое, шесть и более человек. В начале игры дети должны установить очередность, кому бросать кости первым, т. е. провести своеобразную жеребьевку. Все дети, принимающие участие в игре, садятся в круг. Каждый из них поочередно должен бросить вверх по одному разу. Если кости упадут и примут положение «баран», то игрок, бросивший удачно кости, начинает игру. Если бросок был неудачным и кости приняли разное положение, то жеребьевка продолжается, и кость бросает следующий игрок по очереди.

  Наконец очередность установлена, и удачливый игрок начинает игру. Все садятся в круг на коврик, оставляя поле для игры. Количество костей строго не устанавливается. Их может быть от 15 до 30. Игрок, получивший право на начало игры, собирает кости в обе руки и рассыпает их на столе. При этом кости принимают разное положение. По правилам этой игры разрешается бить только те кости, которые заняли одинаковое положение. Например, кость «баран» бьет «барана» и т. д. Игрок щелкает указательным пальцем  кость так, чтобы она ударилась о другую, находящуюся в аналогичном положении. Если игрок удачно подбросил кость, то она считается выигранной и забирается игроком.

  Когда все кости взяты, то победителем считается игрок, набравший  большее количество костей. Неудачливые игроки наказываются. Формы наказания заранее обговариваются между детьми. Проигравшие должны, например, рассказать стихотворение, спеть песню и т. д.

     ПРАВИЛА.

1.                  В игре может быть такая ситуация. Например, игроку нужно бить в кость «коза», которая лежит за «бараном» и «лошадью». Тогда игрок кладет на эти кости левую  руку ладонью вниз, а на ее тыльную сторону кладет кость-биток и щелчком бьет в «козу».

2.                  В ходе этой игры может случиться и так, когда ударяемая кость от удара битка переворачивается и принимает другое положение, например, «корова» стала «козой». Такая кость не забирается игроком, а продолжает оставаться на столе, но уже в другом качестве, т. е. «козой».

3.                  Игрок теряет право бить следующие кости в том случае, если его биток задел третью кость или при ударе костей одна из них остается на другой.

4.                  Если в конце игры осталось всего две косточки, то их подбрасывают до тех пор, пока они не окажутся в одинаковом положении, а затем игрок одну кость бьет в другую и забирает их себе.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Перед началом игры можно провести небольшое соревнование. Дети садятся в круг. Воспитатель бросает в центр круга кость, называет кого-нибудь из ребят, чтобы тот быстро определил: на какую сторону упала кость. Таким образом,  дети быстро усвоят названия сторон кости.

 

«Дети, давайте познакомимся!»

Меня зовут «Хоор-хоор», или «Сорока-белобока». На самом деле если слова «Хоор-хоор» перевести с хакасского языка на русский, то получится «поджаривай-поджаривай», а вовсе не «Сорока-белобока». Почему так, все хакасские дети, наверное,  знают. С кем в раннем детстве не играли в эту смешливую, щекотливую игру взрослые! Взяв в свои руки милую детскую ручонку, кому только «Хоор-хоор» не делали! Давайте вспомним, какие    слова при этом приговаривали:

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твое запястье!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твой локоток!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твоя подмышка!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели,  мели, мельница, талкан, –

А теперь можно и пощекотать тебя!..

А все русские дети наверняка сразу же вспомнят очень похожую игру в «Сороку-белобоку».

Хоор-хоор

Берут левую ладошку младенца и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: «Иргек  салаа, устыг салаа, ортын салаа, толамыр, сымалчых». Затем так же по очереди загибают пальчики, говоря: «Пас маймах, падан чурек, ортын  оол, оран чибек, кичиг пёбийек».

 Перечислив и  согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: «Пас маймах -  чылгы хадар парир, падан чюрек – хой  хадар парир, ортын  оол – пызо хадар парир, оран чибек – атха парир, кичиг пёбийек – час пала полтыр, хазан хагын хыр парир» (Большой палец – табун будет пасти, крепкое сердце (указательный) – овец будет пасти, средний сын – телят будет пасти, «крученая шелковая нить» пойдет за конем, а маленькая колыбель – оказался младенцем, будет чистить казан).

 Затем правым указательным пальцем крутим по открытой ладошке ребенка, говоря: «Арбачах хоор-хоор, чарбачах хоор-хоор, талганах хоор-хоор»  (Ячмень  жарь-жарь, крупу жарь-жарь, талкан жарь-жарь).  Дальше этим же пальцем стучат по ладошке малыша со словами: «Кёче нас-нас, теербен тарт-тарт, талган ит-ит, абыртха сал-сал!» (Ячмень  руши-руши; мельница, мели-мели; талкан делай-делай,  в квас клади-клади).

 Затем берут за запястье, говоря: «Пип-пилегес», после этого за локоток – «Сып-сыганах», затем за подмышку – «Хырна холтыгас» и со словами «Хылчых-хылчых» (т. е. «щекотка-щекотка») щекотали малыша, вызывая у него смех.

Сохыр пырлас ойын

(игра в пеструю юлу)

 Сохыр пырлас – пестрая юла, вырезанная из дерева и имеющая восемь граней. На каждой грани вырезаны числовые обозначения: I; II; III; IV; /; /I. Этим числовым обозначениям соответствуют цифры: 1; 2; 3; 4; 5; 6. Из восьми числовых обозначений есть еще два знака «О» и «#». Знак «О» показывает пусто. Знак «#» показывает, что игрок должен быть оштрафован. Игрок должен уметь с небольшой высоты пустить юлу и получить очко.

ПРАВИЛА

1.                  Количество очков устанавливается произвольное: до шести и более.

2.                  Количество игроков произвольное. Дети считаются, и игрок, получивший  право на начало игры, запускает пырлас.

3.                  Показателем количества очков является верхняя часть  юлы.

4.                  Виды наказания заранее обговариваются детьми до начала игры, например, спеть песню, рассказать стихотворение, или игрок теряет все набранные очки. Наказание игрок получает в том случае, если юла упала и показала знак «/».

УКАЗАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ. Дети перед началом игры должны потренироваться в запуске юлы.

Козлята и волк

  Для игры выбирают козу, козла и волка, остальные дети – козлята. На участке земли чертят две линии на расстоянии 10-15 метров одна от другой. Место между ними – открытая «поляна», а места с двух сторон – «леса», в одном из них находятся козлята, а коза и козел охраняют их, чтобы они не выбегали на  «поляну». «Поляна» - место волка.

  Игра  начинается. Все занимают свои места. Коза и козел обходят козлят, загоняют их в лес, слегка подталкивая рогами (головами). Но козлята не слушают родителей и выбегают на поляну порезвиться. На поляне их караулит волк. Спасаются лишь те козлята, кто сумел добежать до соседнего леса. Пойманные волком козлята  выходят из игры, и волк уводит их в свое логово.

ПРАВИЛА

1.      Волк должен ловить козлят только на поляне.

2.      Коза и козел на поляну не заходят.

3.     Пойманным считается козленок, если волк его запятнал,  т. е. дотронулся до него рукой.

Пробег мимо обаа

Перед началом игры нужно выбрать обаа, т. е. того, кто будет водить.

  Все участники игры встают парами друг за другом, водящий становится впереди на расстоянии двух шагов от играющих. По сигналу руководителя пара, стоящая в хвосте колонны, разделяется и бежит вдоль колонны по обеим сторонам. Обаа старается поймать кого-либо из двух игроков, не давая им взяться за руки. Тот из них, кого обаа запятнает, становится в колонну в паре с ней, а другой на ее место. Если водящий не сумел поймать игроков, то игра продолжается в прежнем порядке. В этом случае играющие могут спеть песенки-дразнилки для обаа. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

ПРАВИЛА

1.                  Водящий не должен поворачиваться назад.

2.                  Если водящий ловит одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а обаа становится тот, кто остался без пары.

Сохыр агас ойын

(игра в пеструю палочку)

Сохыр агас – это палочка, имеющая 12-гранную форму, и на каждой плоскости отмечено  «ямками» количество очков от 1 до 12. В эту игру может играть до 12 человек.  Очередность играющих определяется считалкой, жеребьевкой по уговору и т. д. Игрок, получивший право на начало игры, называет любое число, например «шесть», и старается так бросить сохыр, чтобы она показала нужное количество очков. Если первому игроку не повезло, то очередь переходит к следующему игроку, который называет свое произвольное число очков  и бросает палочку. Так, по очереди, бросают палочку все игроки. Победителем считается тот, кто первым получит названное им очко. Показателем количества очков является верхняя часть палочки.

                                       ВАРИАНТ  ИГРЫ  СОХЫР АГАС ОЙЫН

Игроки могут соревноваться на получение наибольшего количества очков. Предельный набор очков может устанавливаться от 12 до 48. Например, игроки договариваются и устанавливают предельный набор очков. Затем по очереди бросают сохыр агас. Каждый игрок должен запомнить полученные очки. Победителем считается тот, кто первым набрал необходимое количество очков.

Сохыр сеок ойын

(игра в пеструю косточку)

Сохыр сеок (пестрая косточка) – это овечий астрагал, которому придают шестигранную форму. На всех гранях выстреливают глазки (харах) от одного до шести. Причем глазки располагаются так, что на широких плоскостях кости оказывается наименьшее количество глазков.  Наиболее удобным количеством игроков считается шесть человек.  Игроки устанавливают предельный набор очков – от 6 до 18. Право на начало игры может определяться считалкой или жеребьевкой.

  Дети садятся в круг, и игрок, получивший право начинать игру, бросает сохыр сеок и получает очко.  Затем очередь переходит к следующему игроку по кругу. Бросать пеструю косточку можно только по одному разу.

ПРАВИЛА

     1.    Очки в этой игре набираются только по показанию верхней плоскости упавшей кости.

2.      Победителем считается  игрок, первым набравший необходимое количество очков.

ИГРА  С  ПЛАТКОМ

   Из числа играющих  выбирается водящий, остальные дети садятся в круг близко друг к другу. Водящий, скрутив платок в жгут, обходит сзади сидящих, выбирая выгодный момент, чтобы к кому-нибудь незаметно подбросить платок. Подбросив платок, водящий продолжает обходить круг, и если тот, кому положили платок, не заметил этого, водящий сам поднимает платок и начинает  догонять прозевавшего, который, убегая от водящего, бежит вокруг круга, стараясь избежать удара и сесть снова на свое место. Если игроку это удается, то водящий остается прежний и игра начинается снова. Если же водящему удалось осалить, то он занимает место прозевавшего, который становится ведущим.

  Если платок обнаружен, сидящий игрок быстро поднимает его и старается догнать и осалить водящего, который бежит вокруг сидящих, стараясь занять освободившееся место преследователя. В случае осалки водящий начинает игру сначала, а в противном случае его заменяет неудачливый преследователь.

ПРАВИЛА

1.             Ноги сидящих находятся в произвольном положении, руки – впереди, но разрешается изредка ощупывать землю за спиной. Поворачивать голову ни назад, ни по сторонам не разрешается. Нарушивший эти правила наказывается  (девятью ударами платком).

2.             Игра требует, чтобы никто не подсказывал и не предупреждал того, кому подброшен платок. Подсказчик наказывается и становится ведущим.

3.             В некоторых случаях нарушителя правил игры вместо наказания заставляют спеть, сплясать и т. д.

Перетягивание каната

Число участников в каждой команде должно быть одинаковым. Цель игры – перетянуть команду соперников за линию. Для проведения игры берется канат. Концы завязывают в узел. Проводятся две линии, примерно в двух метрах одна от другой. Посередине их еще одна линия – стартовая, на нее кладется середина каната.

 По сигналу судьи команды поднимают канат, взявшись за него поудобнее двумя руками. Середина веревки в руках у судьи. По готовности команд  судья убирает руки и командует: «Начинай!» – и начинается перетягивание. Проигрывает та команда, первый головной участник которой перейдет за стартовую линию.

ПРАВИЛА

1.            Начинать перетягивание каната только по сигналу судьи.

2.            Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Игра вокруг веревки

 Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине круга стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук  одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку.  Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

ПРАВИЛА

1.            Играющие должны веревку держать двумя руками.

2.            По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Ээн ойын

 В эту игру играют парами. Дети по желанию образуют пары. Количество пар может быть две или три. Право на начало игры устанавливается жеребьевкой. Все дети садятся в круг и по очереди бросают шесть астрагалов до тех пор, пока все кости не примут одинаковое положение, иногда очередность играющих определяется и более простым способом: по считалке, по уговору и т. д.

  Итак, игрок, который удачно бросил кости, начинает игру. Количество астрагалов произвольное (от 15 до 30). Правила игры такие, как  в хазых ойын. Но отличие этого варианта в том, что здесь, во-первых, дети играют парами, во-вторых,  в ходе игры игроки стараются рассмешить ведущего разными поговорками, пословицами, частушками и т. д.

ПРАВИЛА

1.             Если играющий улыбнется или заговорит, то он теряет право играть дальше и очередь переходит другому игроку.

2.             Играющие в парах дети  сидят не рядом друг с другом, а через одного или двух человек.

3.             В конце игры побеждает  пара, выигравшая наибольшее количество астрагалов.

4.             В эту игру можно играть и каждому за себя, если число игроков нечетное.

                                         ВАРИАНТ  ИГРЫ   ЭЭН ОЙЫН

Есть и другой, более сложный, вариант игры ээн ойын, когда все игроки играют молча. Наиболее удобным количеством игроков в этой игре считается четыре, т. е. две пары. Порядок игры такой же, как в предыдущей игре ээн ойын. Разница лишь в том, что игрок должен бить по костям правой рукой, а брать их только левой. Если игрок нарушил правила игры (взял кости правой рукой или заговорил), то он отдает все игральные кости игроку из другой пары. Побеждает пара, набравшая наибольшее количество  костей.

Игра в перебежку через дорогу

На участке земли чертят две линии на расстоянии 5–6 метров одна от другой. Дети делятся на две команды, которые выбирают себе капитана, и бросают жребий, кому начинать игру. Команда, которой выпадает право начинать игру, собирается в тесный круг и решает, кого из противоположной команды будут они ловить. И подойдя в полном составе к краю дороги, т. е. к черте, сообщают имя игрока из противоположной команды, кого они будут ловить. Другая команда уже стоит у обочины дороги в полном составе.

  Водящая команда отходит на середину дороги, и все становятся вдоль дороги цепочкой, на определенном расстоянии друг от друга. Эта дорога, которую можно перебежать. Команда, которая должна перебежать эту дорогу, расставляет своих игроков заново. По команде руководителя они устремляются к дороге и перебегают ее, в том числе бежит и тот игрок, который был намечен к поимке. Если команде и названному игроку удается перебежать дорогу, то игра продолжается. Если намеченный к поимке игрок не сумел перебежать дорогу и оказался пойманным ловящей командой, то команды меняются местами.

ПРАВИЛА

1.             Ловить только игрока, намеченного к поимке, не трогая и пропуская остальных игроков.

2.             Перебегать дорогу надо развернуто, иными словами, по всей длине цепи и, как уже было сказано, одновременно.

3.             Каждый раз к поимке надо выбирать нового игрока.

4.             Намеченному к поимке, но успевшему перебежать дорогу присваивается звание «матыр», что значит ловкий, быстрый.

5.             Побеждает команда, у которой оказывается большее число матыров.

              Спрячь рукавицу

Из числа участников игры выбирается водящий. Остальные дети садятся на полу в круг, согнув  колени, поставив ноги на ступни. По сигналу руководителя сидящие в кругу дети начинают незаметно передавать друг другу рукавицу. Водящий с  мягким ремнем, расположившись сзади сидящих, ждет сигнала. По сигналу «Найти!» он должен ремнем осалить того, у кого под коленями в руках спрятана рукавица.

ПРАВИЛА

1.             Если водящий угадает, у кого спрятана рукавица, то передает ремень осаленному и меняется с ним ролями.

2.             Если водящий осалит невиновного, то игра продолжается в том же порядке. Иногда неудачливый  водящий предварительно выполняет фант (поет, рассказывает и т. д.).

3.             Водящий, не угадавший 2–3 раза, может быть наказан: выведен из игры на неопределенное время.

Шелковый пояс

Количество игроков произвольно, выбирается водящий, остальные дети садятся на пол в круг тесным рядом, подогнув под себя ноги, и быстро передают за спиной шелковый пояс (элемент хакасской мужской одежды – шелковый пояс, ремень). Водящий сидит в центре круга и ищет ремень. По сигналу руководителя он должен угадать, у кого из сидящих в это время находится ремень. Тот, кто допустил медлительность в передаче ремня и был застигнут, становится водящим.

Игра в кольца

Все игроки становятся в круг и держат ленту (предварительно ленту сшивают, надев на неё 2–3 кольца), 2–3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3–4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать, у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

Спрячь кость

(Хазых сугыбыс)

 Игроки, кроме водящего с хуром, становятся в круг и прячут руки за спиной. В кулаке у одного из них хазых хамчы – водящий должен запятнать игрока с зазывом, который может убегать.

Правила игры:

1.Осаленный игрок становится хамчы, его преследователь становится в круг.

2.Стоящим игрокам запрещается задерживать бегающих руками или подножками.

Убегающий может передать хазых другому игроку, сам встать в круг.

Вокруг веревки

Игроки держатся за ленту и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут (по одному, тот, кого ловят) отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.

«Ікі ханат»

При игре участники делятся на 2 команды. Согласно, правилам, надо было, прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. При этом дети говорили:

Ханат сабыс, теебіскеннер,

Хан тигірге сыханнар.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Тук-тах тискеннер,

Талбах-тулбах тӱскеннер,

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Ханаттарын сӧӧртенчелер,

Харахтары хызаллар.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

«Ой», «ой» теенде,

Хызыл ханат ӱстӱнде.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Выигрывала команда, сбившая большее количество врагов.

«Пала туузах»

Обычно играют мальчики. На ровной площадке выкапывают в ряд через 10-15 см лунки с глубиной в полмячика. Каждая лунка имеет своего хозяина. Выбирают водящего с помощью считалки. Водящий бьют мячик битой (мирке) так, чтобы он катился по лункам. Если мячик не попал ни в одну из них, то катит следующий. Кому в лунку зайдет мячик, тот должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. В кого попадет мяч, тому в лунку клали камушек со словами «пала туупчазың» (ты ребенка рожаешь). Игрок, в кого попали мячом, оправлялся вместо водящего скатывать мяч. Если игрок с мячом промахнется, то он в наказание должен был везти на спине водящего 3 раза вокруг лунок. Ему тоже в лунку клали камушек. Игра продолжалась до 5 штрафных камушков. У кого набиралось 5 камушков, тому завязывали глаза. Затем в одну из лунок зарывали мяч. И он должен был его найти.

«Перескочки»

В эту игру любят играть девочки. Дети делились на 2 команды. При игре одна команда усаживалась на землю шеренгой и вытягивала ноги. Игроки другой команды по очереди перепрыгивали через ноги сидящих в области стоп. После того, как все пропрыгали, сидящая команда ставила ступню одной ноги на ступню друго      й. Затем к ногам добавлялась рука, потом вторая рука. Если хоть один игрок задевал стопы или кисти сидящего, то вся команда прыгающего игрока считалась проигравшей, и команды менялись местами.

«Чуурана» (Чазынчах)

Эта игра представляет хакасский вариант игры в прятки, распространённой среди ребят всего мира.

Дети сначала выбирают водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой (чибирек) и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.

Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места (меет) голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских (чур меня), кыргызов (жууран) и других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хакасские народные инструменты (исследовательский проект)

Материалы исследования будут интересны и полезны педагогам, детям и их родителям, так, как послужит пособием для знакомства с народными хакасскими инструментами...

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

"Хакасские народные игры"

"Хакасские народные игры"...

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности...

Консультация "Хакасские народные праздники"

  В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") отражают и...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...