Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Касмалинка"
рабочая программа

Соснова Юлия Алексеевна

отличительная особенность программы в том,что её реализация  проходит  на точках экологичской тропы детского сада 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasmalinka.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа  естественнонаучной направленности «КАСМАЛИНКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-личностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается  и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде

   Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.

   Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

На протяжении многих лет детский сад имеет приоритетное направление -  экологическое воспитание детей. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Одним из таких средств является  проектная деятельность. После анализа теоретической и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, мною была разработана дополнительная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Касмалинка», которая построена на реализации экологических проектов. В рамках данной программы в течение года  дошкольники осуществят несколько проектов по созданию и использованию эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения.

Актуальность Программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы.

Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.

Направленность Программы – естественнонаучная

Отличительные особенности  данной Программы от существующих и используемых в дошкольном учреждении состоит в следующем:

- дети 5-6 летнего возраста имеют потребность выходить за пределы своего игрового прогулочного участка. На территории детского сада создан уникальный экологический комплекс, включая в себя большую и малую экологическиую тропу. Программа построена на проведении цикла занятий на различных точках экологической тропы.  

- подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая  направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия,  проектную деятельность. Одним из основных методов обучения являются систематические  наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы  картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы  являются дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экологических знаков, театрализованные представления, экологические акции, создание мини-музеев, гербариев, составление памяток

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о живой и неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире,  на развитие инициативы и  самостоятельности у детей.

Так же, особенностью Программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса, помимо познавательного, речевого, художественно–эстетического, нравственного и эмоционального развития, кружковые  занятия  способствуют и социальному развитию детей.

Данная Программа рекомендована воспитателям  детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по экологическому воспитанию.

Цели

        Создать условия для формирования у детей  экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи

       Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

        Развивающие: Развивать общие познавательные способности, интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: умение наблюдать, описывать, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи, применять результаты исследования в разных видах деятельности. Развивать инициативу и самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности.           Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

В основе программы лежат следующие принципы:

-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

 - принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

-принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых

- Принцип дифференциации и индивидуализации:  предусматривает учет возрастных особенностей

Форма обучения: очная; подгрупповая.

Срок освоения Программы: 1 год, 34 недели. 

Режим: Периодичность – 1 час в неделю, продолжительность –  по 25 минут.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • Проявляет интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • С большим желанием наблюдает за объектами природы и фиксирует свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • заботится о живых объектах природы;
  • свободно общается и выражает желание помогать сверстникам, педагогу;
  • стремится следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • пытается оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить.

Формы подведения итогов реализации Программы:

  • занятия интегрированного типа;
  • включение вопросов по экологии в итоговые мероприятия месяца;
  • представление результатов экологических проектов;

А также:

  • видео и фотоматериалы;
  • отзывы родителей, педагогов ДОУ.

Диагностика проводится на основе наблюдений, как в ходе текущих занятий, так и на основе проведенных итоговых занятий.

Таблица 1.

Диагностическая карта

Педагог дополнительного образования ____________________

Воспитанник ____________________

№№

Параметры оценки качества знаний, умений, навыков

воспитанника

Оценочные показатели на середину и  конец учебного года

           Середина года

Конец года

  1. п1

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в Алтайском крае

  1. 22

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края

3

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории нашего края

4

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона

5

Имеет представления об экологии родного села, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края

6

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в крае

7

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов

8

Имеет представления о правилах поведения в природе

9

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

10

Принимает активное участие в ходе проектной деятельности

11

Использует моделирование в разных видах  деятельности

Высокий уровень – 3 балла (ребенок самостоятельно справляется с заданием)

Средний уровень – 2 балла (ребенок выполняет задания с помощью взрослого)

Низкий уровень – 1 балл (ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания)

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.

Взаимодействие с  родителями: беседы с родителями, наглядная информация в уголке для родителей, их участие в работе кружка помогают обеспечить преемственность в достижении целей Программы, поскольку в домашних условиях закрепляются знания и навыки, полученные детьми на занятиях.


2. Учебно-тематический план Программы

Данная Программа ввиду возрастных особенностей детей дошкольного возраста, специфики их ведущего вида деятельности (игра), специфики построения образовательного процесса с дошкольниками, основанного на системно-деятельностном подходе к организации образовательной деятельности детей, не предусматривает отдельных занятий теоретического цикла. Формирование понятий и представлений  детей в данной программе происходит в ходе именно практически ориентированных занятий, построенных на занимательных играх и упражнениях в течение всего периода обучения.  Вследствие чего разбивка видов занятий на теоретические и практические в данной программе не представляется целесообразной и возможной.

Таблица 2.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Формирование группы

1

-

1

Что такое экология?

2

1

1

Экологическая тропа

2

-

1

Знакомство со схемой экологической тропы

 2

1

1

Аллея рябин

1

-

1

Старый пень

1

-

1

Молодые дубки

2

-

2

Огород

2

-

2

Метеоплощадка

2

-

2

Птичий столб

2

-

2

Поляна хвойников

2

-

2

Цветочная клумба

2

-

2

Огород

2

-

2

Пруд

2

-

2

Птичий водопой

 1

-

1

Муравейник

1

-

1

Старая береза

2

-

2

Поляна одуванчиков

2

-

2

Сиреневая аллея

2

-

2

Диагностика

1

-

1

Мы – маленькие экологи

1

-

1

Итого:

34

2

32

3. Содержание Программы  

 Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности,  экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности. 

Основные формы и методы работы:

  • Экскурсия
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Исследовательская деятельность
  • Экспериментальная деятельность
  • Проектная деятельность
  • Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
  • Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

  • Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций
  • Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.,труд в природе
  • Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Раздел 4. Методическое обеспечение Программы

Условия реализации Программы

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: экологическая комната, групповые уголки природы, мини-лаборатории для  организации и проведения опытов с объектами природы ; на территории садика: экологическая тропа , опытно-исследовательский участок;
  • Методические, наглядно - иллюстрированные материалы;

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Мини-лаборатория»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журналы для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы
  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
  • Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
  • Воронки
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки)


Список используемой литературы

4.1. Список литературы для педагогов:

Аксенова З.Ф. Войди в природу другом.  Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011

Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 4-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

Грехова Л.И. «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

Кондратьева Н.Н. «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.

Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – издательство «Учитель» Волгоград,

 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:    Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003

Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

Шорыгина Т.А.«Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003

4.2 Список литературы для детей и родителей:

Животные –Москва: Издательство АСТ, 2016. (Самая умная энциклопедия)

Ковиньк.Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.

Лопатина.А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).

Сказки для детей о природе(сказки и рассказы).-Москва: Издательство АСТ; Тула: Родничок, 2017Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»

СодержаниеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….………………31.1.Пояснительная записка……&helli...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи"

Дополнителная общеобразователная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" возраст детей 4-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»

Развитие познавательных интересов детей  посредством  опытно-экспериментальной     деятельности...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих у...