Занятие "Подарок Салиме"
план-конспект

Мирвалеева Илюза Флюровна
Познакомить детей с башкирским орнаментом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие приуроченное ко дню башкирского языка в старшей группе: «Подарок  Салиме»

Цель: познакомить детей с орнаментом, с его особенностями.

Задачи: 

Образовательные: продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой; учить правильно, симметрично располагать орнамент.

Развивающие: развивать закреплять технику безопасности при работе с ножницами; закреплять навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.

Материалы и оборудование: клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клейстер, цветная бумага, картон черного цвета, ковры, настольная игра, телевизор.

Алгоритм проведения:

Дыхательная гимнастика.

Дети стоят возле своих столов.

Мы проснулись утром рано (встаем, подтягиваемся),

Подул сильный ветерок (дуем, как сильный ветер).

Мы прогнулись, потянулись (в разные стороны прогибаемся, тянем руки вверх),

Все друг другу улыбнулись (делаем улыбку, поворачиваемся к друг другу).

Ветер стих, и мы замолкли (издаем звук тс-с-с-с)

И на стульчик сели ловко (садимся).

Коммуникативная деятельность:

- Ребята, посмотрите пожалуйста на улицу, какое время года за окном? (зима)

- Какие забавы дарит нам красавица зима?

- Скажите, а чем можно заняться в долгие зимние вечера?

- Как вы думаете, а чем занимались в зимние вечера наши предки? (шили, вязали, делали ковры, вышивали, украшали одежду)

- Вот вы сказали, делали ковры, а как вы думаете чем они их украшали? (узорами)

- А что такое узор? Как, называется узор, который народ использовал для украшения ковров и предметов быта? (орнамент)

-То есть орнамент – это украшение, узор. Он используется в основном в украшении ковров.

- Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас).

- Для чего предназначались паласы?

- Верно, ими был застлан пол в юрте, стены, скамейки. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.

- Ребята, расскажите мне о ковре, какой он?

-Из каких геометрических фигур состоит башкирский узор? (из фигур: треугольников, квадратов, ромб, многоугольников)

-Еще на что они похожи? Посмотрите на экран.

Верно. Есть орнамент, напоминавший «Солнце – солярный знак». Узор похожий на бараний рог, так и называется «бараний рог» или «кускар», сердечки, гусиная лапка, S-образный элемент, елочки.

- Еще в орнаменте используются фигуры похожие на растения, цветы. Посмотрите.

- Какие цвета используются в башкирском орнаменте? (черный фон, зеленый, желтый, красный)

3. Дидактическая игра «Собери башкирские  кубики»

-Молодцы! Хотите поиграть?

-Давайте теперь поиграем в игру «Собери палас». Вам нужно из пазлов собрать ковер. Кто справится быстрее?

Сюрпризный момент

- Ой, ребята, вы слышали, кто-то стучит?  Мальчики и девочки, к нам  в гости  пришла Салима. Она хочет нам что-то рассказать.

-«Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Меня зовут Салима. Я со своей бабушкой живу  в деревне . В нашем доме было много паласов, ковров. Но злой шаман  украл их, и теперь к нам никто не приходит в гости, а мы башкирский народ очень любим гостей. Поэтому, ребята, я пришла к вам, в надежде, что вы мне поможете, вернуть наши ковры.

-Ну что, ребятки, поможем Салиме? (Дааа). Садись Салима с нами рядом, наши мальчики и девочки   помогут тебе вернуть ваши ковры.

Показ образца

- Посмотрите, мы сделаем  ковер украшенный башкирским народным орнаментом. (показ образца)

- Какие фигуры вы здесь видите? (прямоугольник, треугольник, квадрат и с краю бахрома)

- Какие цвета будем использовать? (черный фон, зеленый, желтый, красный).

Проверка готовности детей.

Значит, какие материалы и инструменты вам понадобятся? (картон черного цвета, цветная бумага, клей, кисточка, клеенка, салфетка, ножницы).

Повторение техники безопасности:

Клеем пользуемся только по назначению и только с кисточкой;Работаем только на клеенке. После работы моем кисточку и руки

Ножницы передаем кольцами вперед. Лишнюю бумагу-убираем в коробку. Приготовление рабочего места.

Практическая работа (под  легкую башкирскую мелодию)

- Сначала вам предстоит взять полоски бумаги и разрезать по намеченным линиям.

- Берем лист бархатной черной бумаги и выполняем первый этап.

Практическая работа выполняется следом за показом приемов работы воспитателя с опорой на наглядность каждого пункта.

Рефлексия:

- Какую аппликацию сделали сегодня? (башкирский национальный ковер)

-Чем украсили свой ковер? (орнаментом)

-Какой  орнамент вам  понравился? (растительный, бараний рог, кускар)

– Чья аппликация понравились больше всех?

Выставка работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие приуроченное ко дню башкирского языка в старшей группе: «Подарок Салиме»

- Ребята, посмотрите пожалуйста на улицу, какое время года за окном? (зима)- Какие забавы дарит нам красавица зима?- Скажите, а чем можно заняться в долгие зимние вечера?- Как вы думает...

Занятие «Подарок Салиме».

Занятие "Поларок Салиме"....