Конспект ООД в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Тихонова Надежда Викторовна

«Ремесла и промыслы карельского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karelskie_remyosla.docx16 КБ
Office presentation icon remesla_k.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по краеведению в старшей группе

«Ремесла и промыслы карельского народа»

Цель: знакомство детей с ремеслами и промыслами карельского народа

Задачи:

  • Познакомить детей с традиционными занятиями северных крестьян: земледелием, животноводством, рыболовством, орудиями производства.
  • Обогатить знания детей о высокой ремесленной культуре наших предков; познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел — деревообработка, вышивка, ткачество, кузнечное и гончарное ремесла.

Ход занятия:

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!».

Ребята, я хочу познакомить вас с карельскими народными  играми. Поиграв в эти игры, вы сможете узнать, чем занимались карельские крестьяне.

Игра «Веркко да калат» (Сеть и рыба)

Дети делятся на две команды. Сплетается сеть, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя круг. Сеть – круг колышется то вправо, то влево. «Рыбы» заходят внутрь круга и возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто-нибудь из ловцов кричит: «Сеть!» Поднятые руки вверх руки сразу же опускаются. Пойманные «рыбки» из игры выбывают. Затем меняются местами. В конце игры подводится итог: чья команда больше поймала «рыб».

Беседа:

Воспитатель: Кем сейчас были  ребята, сплетавшие сеть?

Ответ детей: Рыбаками.

Воспитатель: Чем они занимались?

Ответ детей: Рыболовством.

Воспитатель: Почему карелы занимались рыболовством?

(в Карелии много озер)

Воспитатель: Чем ещё занимались карельские крестьяне, вы узнаете, поиграв еще в одну карельскую игру

Игра «Варой пелдолла» (Ворона на поле)

Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать: «Кар-кар - Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать.

Беседа:

Воспитатель: Почему берегли поле от ворон?

Воспитатель: Что нужно было сделать, чтобы собрать хороший урожай (вспахать поле, засеять его, беречь от вредителей, собрать урожай)

Воспитатель: Какие орудия труда для этого нужны (борона, плуг)

Воспитатель: Так наши предки обрабатывали землю.

Воспитатель: Вот еще одна игра, поиграв в неё, вы узнаете, чем ещё занимались люди.

Игра «Каграа сюёттямя» (Кормить овсом)

Выбирают хозяина и водящего. Хозяин с шапкой в руках садится на стул. Водящий изображает лошадь. Прячет лицо в шапку и делает вид, что ест овес. Руки в это время он держит за спиной, ладонями вверх. Играющие становятся за водящим. Затем кто – то из детей ударяет водящего по ладоням. Тот сразу перестает «есть овес» и старается угадать, кто его потревожил. Сделать это не просто - играющих много. Но все- таки каждый бьет по-своему, поэтому есть шанс угадать, кто ударил.

Если водящий угадывает, кто ударил, они меняются ролями. «Лошадь» снова принимается «есть овес».

Беседа:

Воспитатель: Кто есть у хояина? (лошадь)

Воспитатель: У него могли быть в хозяйстве и другие домашние животные?

Дети: Коровы, чтобы было молоко. Овцы, чтобы получать шерсть.

Воспитатель: Овец стригли, затем пряли шерсть на прялках и вязали тёплую одежду.

Воспитатель: Рыболовство, земледелие, животноводство – это главные занятия карельского народа.

Воспитатель: Кроме того, что карелы были людьми трудолюбивыми, и хорошо освоили рыболовство, земледелие и животноводство, они были еще и рукодельными.

Воспитатель: Приглашаю вас на виртуальную экскурсию «Карельские ремесла».

Презентация «Прикладное искусство карел».

Вывод:

Воспитатель: Занятия делились на мужские и женские. Женщины обычно вышивали, пряли шерсть и из льна ткали ткани. Мужчины занимались деревообработкой, т.е. делали посуду, мебель, игрушки. Если нужно было сделать что-то полезное из металла (например, лопату, топор, плуг) этим занимались кузнецы. А глину, которая встречается в Карелии, использовали в гончарном деле (для изготовления посуды).

Рефлексия:

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что же вы узнали, ребята, о занятиях крестьян, живущих в Карелии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Прикладное искусство карел»

Слайд 2

В Карелии всегда было много мастеров, находивших через особенности северной природы и образа жизни своеобразный подход к бытовым вещам, основанный на лаконичности формы, сочности деталей, соразмерности орнамента.

Слайд 3

Так же внимательно, с любовью и выдумкой мастер подходил к изготовлению лыж, телег, саней, дуг и прочих предметов конской упряжи.

Слайд 4

Все, что нужно для быта, изготавливалось в семье, в своей деревне.

Слайд 5

Это распространяется на различное хозяйственное оборудование, транспорт, орудия труда, посуду, изделия из бересты.

Слайд 6

Грабли, лопаты, рубели, трепала для льна, совки для сбора ягод, прялки, ткацкие станки отличались продуманной, учитывающей свойства материала и характер нагрузок, конструкцией

Слайд 7

В 12 – 13 веках складываются традиции карельского костюма. Для его изготовления в основном использовались льняные нити; иногда добавляли конопляную и шерстяную нить.

Слайд 8

Ткани в клетку, полоску (преобладали голубые, серые, сиреневые тона) использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов

Слайд 9

Крой был простым. Из льна делали нательные рубахи.

Слайд 10

Из шерсти: юбки, передники, накидки, головные платки, покрывала.

Слайд 11

Богаче могли выглядеть женские шейные украшения, отделанные тесьмой, серебряными или позолоченными бляшками.

Слайд 12

Головные уборы с серебряной, золотой нитью или шитьем.

Слайд 13

Древнекарельские женские костюмы

Слайд 14

Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора.

Слайд 15

Для северных и прилегающих к ним районов Карелии характерно полихромное узорное вязание из шерсти (чулки, носки, перчатки, рукавицы).

Слайд 16

В быту чаще всего использовались различные типы ёмкостей из дерева – ушаты, чаны, лоханки, подойники, шайки, кадушки. Кухонная деревянная посуда также отличается своеобразным рационализмом формы. Такую посуду выдалбливали или резали из сосны, ели, липы, березы; нередко использовали капы  наросты.

Слайд 17

Прялки обычно служили подарком дочери, жене, невесте, их брали с собой на посиделки, в гости. Они вырезались из части дерева, имевшей естественный изгиб; её лопасть делалась стройной, тонкой. Крупные элементы дополнялись трехгранно-выемчатой резьбой, которая выполнялась сочно и непринуждённо. Не исключались (в Поморье) и прялки с ажурной резьбой. Нередко в прялке совмещались и резьба и роспись.

Слайд 19

Многоцветная вышивка вообще характерна для народов прибалтийско-финской группы, районов Европейского Севера. Она применялась для украшения одежды и головных уборов (сорок, кокошников), а также полотенец, подзоров к кроватям. К числу древнейших относится композиция из двухголовой птицы (или коня), напоминающей древнюю ладью. На ее спине утверждалась либо человекоподобная фигура, либо дерево.

Слайд 21

Еще в 6 веке вепсы изготавливали из бронзы простейшие украшения, ножи, топоры-кельты, а в 9 – 12 вв.  довольно сложные украшения в скандинавской традиции. Броши из литого серебра диаметром 2,9-8,5 см украшались чернением, гравировкой. Предметы украшений 12-13 века. Остатки могильников древнекарельских поселений Приладожья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....