Квест - игра для детей старшей и подготовительной школе группы на тему: Мордовский лес в опасности"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Попкова Оксана Борисовна

Квест- игра по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-igra.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 83 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей подготовительной к школе группы

на тему «МОРДОВСКИЙ ЛЕС В ОПАСНОСТИ»

Подготовила:                          

Попкова Оксана Борисовна,  

 воспитатель                              

первой                                      

квалификационной категории

   

 Саранск -2023

Конспект квест — игры по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы.

«Мордовский лес в опасности»

Тема: «Мордовский лес в опасности»

Образовательная область:

Вид ООД: квест-игра

Возрастная группа: подготовительная

Цель: привитие интереса к культуре мордовского народа через знакомство с детей с достопримечательностями Республики Мордовия. Создание условий для закрепления знаний детей о жизни животных и их видах на территории республики Мордовия, на основе применения элементов национального фольклора. Воспитание чувства любви к природе родного края, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. Способствование общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (мордовской культуре, мордовскому языку, природе.

 Программные задачи:

Образовательные: 

— закрепить знания детей о видах насекомых, рыб и животных обитающих на территории Республики Мордовия;

— закрепить знания и навыки поведения в природе;

— закрепить и пополнить детские представления о национальном фольклоре

Развивающие:

— Развивать у детей интерес к мордовскому народному творчеству, окружающей природе.

Воспитательные:

— воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»: 

Развитие речевой активности.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:  

Сплочение детского коллектива, закрепление умения работать в команде.

ОО «Познавательное развитие»:

  Знакомство детей с мордовским заповедником им. П.Г. Смидовича. Закрепление знаний детей о жизни животного мира на территории республики Мордовия.

 ОО «Физическое развитие»: 

Развитие координации речи с движением, развитие быстроты и ловкости.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Обогащение знаний детей элементами мордовского национального фольклора.

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие»:

Чтение мордовских народных сказок

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формирование основ экологической культуры через сюжетно-ролевые игры.

ОО «Познавательное развитие»:

 Знакомство детей с культурой мордовского народа через дидактические игры, наблюдение, рассматривание иллюстраций.

ОО «Физическое развитие»:

Формирование основ экологической культуры через мордовские народные подвижные игры.  

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Рассматривание альбомов, рисование с использованием элементов мордовского народного орнамента.

Материал и оборудование

-демонстративный: видеопрезентация «Темниковский заповедник им.П.Г.Смидовича

- оборудование: проектор; компьютер; дидактическая кукла- кужатя «Валдай»; карта маршрута путешествия; атрибуты для игр: импровизированная паутина, набор для игры - 3 корзинки, морковки, орешки, грибы; дидактический материал: карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе; набор разрезных картинок «Насекомые», «Рыбы»;

Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая.

Методические приёмы:

- словесный: беседа

- наглядный: просмотр видеороликов

- практический: выполнение заданий

Мотив детской деятельности: путешествие.

Ход занятия

  1. Вводная часть

1.1 Психогимнастика

Воспитатель: - Здравствуйте дорогие дети. Меня зовут Оксана Борисовна. Мне очень приятно с вами познакомиться. У меня замечательно настроение, и с большим удовольствием поделюсь улыбкой с вами.

  1.  Мотивация деятельности детей

Воспитатель: 

Я пришла к вам в гости не одна. Со мной мой помощник, знакомьтесь- герой мордовской сказки- кужатя Валдай, посмотрите, какой у него красивый сундучок. Валдай не зря сегодня принес с собой свой сундучок, он собрался в дорогу, хочет навестить своих сказочных друзей, которые живут в прекрасном месте нашей Республики Мордовия. Это Темниковский заповедник им. Петра Гермогеновича Свидовича.

  1. Основная часть.

      Воспитатель: Кто из вас знает, что такое заповедник?

- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, который расскажет всем нам, что означает слово «заповедник» (включается ролик)

- Ребята, теперь вы все знаете, что заповедник — это место, где человек может только наблюдать, изучать и охранять природу. Итак, мы отправляемся в путь. (на экране заставка -вход в заповедник)

 -Ребята, мой друг беспокоится. Он пригласил вас с собой, к своим друзьям, но не спросил о том, любите ли вы природу? Ведь, как вы теперь знаете, в заповеднике особое, бережное отношение к ней. (ответы детей)

Ведь, к сожалению, бывает и так: плохие люди приходят в лес, на луг, на речку, они там шумят, ломают деревья, рвут цветы, разбрасывают мусор. Вы себя тоже так ведёте? (ответы детей)

Разминка. 

        Воспитатель: Ребята, кужатя Валдай хочет проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого он поиграет с вами в игру «Если я приду в лесок». Он будет называть действия, а вы думайте и отвечайте. Если поступок хороший, правильный, то надо всем кивать головой, хлопать и дружно говорить «да!», если плохой, то все топают, качают головой и говорят «нет!»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?       (нет, топают)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?   (нет, топают)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?       (да, хлопают)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?    (да, хлопают)

Если разведу костер,

А тушить не буду?          (нет, топают)

Если сильно насорю   

И убрать забуду.             (нет, топают)

Если мусор уберу,

Банку закапаю?               (да, хлопают)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!                  (да, хлопают)

       Воспитатель: - ну, что же, ребята, я вижу вы действительно готовы к встрече с природой в нашем заповеднике. Ну что ж, тогда в путь. (заставка «Тропа предков»)

-Ребята, мой друг кужатя Валдай хочет вас предупредить, что на этой тропе заповедника мы можем встретить героев мордовских сказок, преданий, его друзей.

- Ну что же, а вот и первая встреча (на мониторе заставка Вирьавы и звучит тревожная музыка)

-Ребята, мне кажется, в заповеднике что-то случилось, беда какая-то. Вирьава хочет нам что-то сказать, давайте послушаем.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

  «Здравствуйте дорогие ребята! Я - богиня Мордовских лесов - Вирьава. Случилась беда в моём лесу. Злая Варда наложила заклятье на мой заповедник, в нём поселилась «мёртвая тишина»: птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю одно, что заклятие может снять только хозяин мордовских лесов, но он тоже заколдован и расколдовать его могут только дети. Я знаю, что вы любите природу и много о ней знаете. Помогите моему лесу, очень вас прошу! И в помощь вам высылаю карту, которая поможет вам отыскать лепестки волшебного цветка, который вам подскажет имя хозяина мордовских лесов»  

(ЗАСТАВКА С ВИРЬАВОЙ ИСЧЕЗАЕТ)

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, как зовут хозяина мордовских лесов? И я не знаю, и мой друг Валдай куда-то исчез… (заглядывает в сундучок). Ой, подождите, он оставил нам карту, на которой колдунья Варда отметила, где спрятала хозяина леса. Если мы выполним все задания, то найдём лепестки волшебного цветка. Он подскажет нам имя хозяина мордовских лесов, и мы сможем позвать его на помощь! И тогда мы сможем спасти заповедник и его обитателей». (Дети рассматривают карту. Первая картинка на карте- изображение моста. В это время на экране появляется это же изображение.)

-Ребята, нам пора в путь. А путь предстоит нелегкий. Нам надо пройти все испытания от коварной Варды и помочь расколдовать лес заповедника!

— На каждом этапе вы будете получать задание, а выполнив его, получите заколдованный лепесток от волшебного цветка с буквой.

 — И помните, лес расколдуется только тогда, когда вы соберёте все лепестки волшебного цветка и правильно составите из них одно волшебное слово!

-Вы готовы преодолеть все трудности?

— Тогда, мы, назло коварной Варде отправляемся в путешествие под весёлую песенку, запевай:

Я иду, и ты идешь— раз, два, три,

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

Мы идем, и мы поем — раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

(На экране появляется изображение Ведьавы)

Воспитатель: - Ребята, мы пришли во владения богини воды ВЕДЬАВЫ, а вот и она сама нас встречает. Давайте поздороваемся с ней.

-Уважаемая Ведьава, мы знаем тебя. Ты- богиня Мордовских рек и озер, много знаешь и умеешь. Помоги нам найти хозяина Мордовских лесов.

(голос за кадром--   хорошо, я помогу вам, но вы должны мне помочь. Колдунья Варда выбросила всю рыбу из моих рек, и она находится на берегу. Но вы должны быть внимательны! Запускать в мои воды можно только ту рыбу, которая водится в мордовских реках и озерах. Вам может попасться рыба, которая живет далеко отсюда, в морях и океанах. Ее вы не трогайте!)

Дети выполняют задание- на полотно голубого цвета, имитирующую реку, при помощи прищепок, «запускают» рыбу, которая встречается в водоемах Мордовии. Воспитатель комментирует названия рыб по мере их «возвращения» в воду. Затем у воспитателя появляется 1-ый лепесток-подсказка с изображением буквы «О», который вешается на доску).

Воспитатель: - Ребята, мы выполнили первое задание. Пора идти дальше. Давайте посмотрим по карте, куда же нам направляться (на карте пейзаж леса- поляна…В это время идет ролик с изображением экологической тропы. Насекомые. На экране заставка Вирьавы.)

Игра «Переправа» (задание от Вирьавы)

 Воспитатель: Варда закрыла путь насекомым паутиной (обруч, «запутанный» паутиной, с отверстием для прохода детей и закрепленным сверху колокольчиком) и они не могут попасть на лесную поляну. Вирьава просит вас помочь насекомым пролезть через «паутину» и вернуться в свои дома, но вы должны сделать это очень осторожно, чтобы не дать знак Варде. (Дети выполняют задание, помещая насекомых на полосе ткани зеленого цвета).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как радуются насекомые, ведь они попали домой, на свою любимую лесную полянку. Давайте и мы порадуемся вместе с ними!

Гимнастика для глаз.

Жук

На лужайке, по ромашкам               (движения глазами влево-вправо

Жук летал в цветной рубашке         (глаза вверх-вниз

Жу-жу-жу, на ромашки погляжу    ( круговые движения глазами

Я на тучке покачаюсь                      (прикрыть веки

И на землю опускаюсь                     (открыть глаза

Пчела

Я пчела!                                            (движения глазами влево-вправо

С утра жужжу                                   (движения вверх-вниз

Цветы бужу, кружу                          (круговые движения глазами

И мед вожу!                                      (прикрыть глаза.

Стрекоза

Вот какая стрекоза                          (смотрим вперед на вытянутые руки

Как горошины глаза                       (закрыть и открыть глаза

Влево, вправо, вверх, вперед         (по тексту

Ну,совсем как вертолет!                (круговые движения глазами

Мы летаем высоко                          (далее по тексту

Мы летаем низко

Мы летаем далеко

Мы летаем близко!

Воспитатель: А вот и 2-ой лепесток. Молодцы!

Отправляемся на поиски следующего лепестка, посмотрим по карте, куда же нам направляться (видеоролик – лес в заповеднике, кадр с ежиком, и стоп кадр).

  Игра «Мамы и их малыши» (задание от ёжика)

Воспитатель: Послушайте, что хочет рассказать ежик. Сегодня было солнечное утро. Ничто не предвещало беды. Мамы со своими малышами -зверятами пошли в лес. Все разбрелись по лесу: кто-то грибы, ягоды собирает, кто-то кувыркается, кто-то на дерево влез. Вдруг откуда ни возьмись появилась злая колдунья Варда. Звери испугались и бросились наутек. Далеко убежали детеныши от своих мам. Помогите мамам найти своих деток. Назовите правильно малыша.

  • медведь – медвежонок
  • ёж – …
  • кабан – …
  • белка – …
  • заяц – …
  • барсук – …
  • волк – …
  • лиса – …

Игра «Помогите малышам»

Воспитатель: А теперь помогите малышам собрать корзинки, которые они бросили в лесу. Зайцу соберите морковку, ежику – грибы, а белке орешки.

(дети выполняют задание)

Молодцы, справились с испытанием, вот и 3-ий лепесток (На лепестке буква «Т»)

-Отправляемся в путь дальше по маршруту нашей карты (…?)

Воспитатель: Дидактическая игра «Кто не живет в мордовских лесах» (животные)

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.

Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.

Карточки для игры:

1. Лев, лиса, белка, волк, медведь.

2. Олень, тигр, белый медведь, лиса, лев.

3. Кабан, волк, обезьяна, лиса, зубр.

4. медведь, слон, лось, ежик, волк.

- Молодцы, справились с испытанием! (воспитатель находит 4-ый лепесток).

Воспитатель:Мы нашли все лепестки, осталось сложить их. Получается слово ОВТО. Ребята, вы знаете, что означает это слово? Странно, и спросить некого. В это время появляется ПЕРСОНАЖ. Воспитатель обращается к нему с этим вопросов. Персонаж отвечает, что, конечно, знает, это его друг, медведь. На мордовском языке медведь-ОВТО.

(В это время идет ролик со звуками леса и идущим медведем.)

  1. Заключительная часть с элементами рефлексии

Воспитатель:- Спасибо вам, ребята! Вы помогли лесу избавиться от колдовства Варды. Хозяин мордовских лесов – Овто, навел порядок в своем лесу! Лес ожил, слышите, как живет лес? Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса. А теперь откройте глаза и вдохните свежий ароматный запах лесного луга.

-Ребята, понравилось ли вам наше необычное путешествие?

 -С кем вы сегодня познакомились?

-Что означает слово «Заповедник»?

-В каком заповеднике мы с вами сегодня побывали?

-Кого мы встретили на своем пути?

Как зовут хозяина мордовских лесов?

Ребята, посмотрите, вот и кужатя Валдай откуда-то появился! Он говорит , что все это время следил за нами, вместе со своими сказочными друзьями. Они все очень переживали за нас. Кужатя Валдай передает вам огромное спасибо за помощь. Он говорит, что теперь все жители мордовского заповедника им. П.Г. Смидовича, узнали, что вы смелые, умные, а главное -добрые и дружные ребята, готовые всегда прийти на помощь, поэтому хозяин леса- овто, передал для вас подарок (сюрпризный момент- детям вручаются медали в виде грибов и лесных ягод).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предновогодняя квест-игра для детей старшей и подготовительной групп: «Помоги Зимушке-Зиме!»

Предновогодняя квест-игра была создана для развлечения ребятишек старших групп детского сада и создания атмосферы праздничного, сказочного настроения!...

" Сердечко для мамочки" - квест-игра для детей старшей и подготовительной групп

Данный материал призван способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредством внедрения в воспитательно-образовательный проце...

КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП ПО ТЕМЕ: «ПРЯНИЧКИ ДЛЯ ДУШИ – ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ!»

Квест  способствует всестороннему развитию в различных  направлениях: художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном....

Конспект "Квест- игры для детей старшего и подготовительного возраста "Космофест"".

В данной методической разработке представлен материал квестигры на тему космос...