Исследовательский проект по формированию у дошкольников представлений о животном и растительном мире родного края.
проект (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Елисеева

В статье представлен один из интегративных методов - метод проектов, позволяющий активизировать познавательное, творческое развитие ребёнка и сформировать его личностные качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Ольга Николаевна

воспитатель

 МАОУ ДС № 80 "Песенка»

 г. Тольятти, Самарская область

Исследовательский проект по формированию у дошкольников представлений о животном и растительном мире родного края.

Аннотация: В статье представлен один из интегративных методов - метод проектов, позволяющий активизировать познавательное, творческое развитие ребёнка и сформировать его личностные качества.

          В связи с внедрением ФГОС в систему дошкольного образования государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в целевых ориентирах.

          Использование инновационных педагогических технологий открывает для нас новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, используемых нами технологий,  стал метод проектов. Мы считаем, что этот метод  актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и нам - педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания интересным и увлекательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Используя  проектную деятельность, мы связали процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовали его, увлекли в эту деятельность. Она позволила объединить педагогов, детей, родителей, научила работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным, и как следствие, у ребёнка появилась уверенность в своих силах.

Название проекта

«Животный и растительный мир

родного края»

Возраст детей

Подготовительный дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Продолжительность проектной деятельности

Краткосрочный: с 06.10 по 17.10.14 г.

приоритетные образовательные области

1. Познавательное развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие.

Ожидаемый результат по Программе

  1. Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки, совершенствовать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться плана в творческом рассказывании; развитие навыков диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах (умение задавать вопросы и отвечать на них)
  2. Систематизировать знания об окружающем мире.
  3. Формирование первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни в природе.
  4. Развитие трудовой деятельности (самообслуживание).
  5. Воспитать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Сформировать представление о Красной книге растений и животных, в которую внесены редкие и исчезающие виды.
  6. Закрепить представления о том, что в природе нет "ненужных" созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: "вредные" с нашей точки зрения насекомые, птицы, животные и растения являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, выполняют свою роль в эволюции планеты.
  7. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о растительном и животном мире.
  8. Развитие умения выражать своё мнение, презентовать свою деятельность (работу), внимательно выслушивать собеседников.
  9.  Развитие продуктивной деятельности, творческих способностей.

Тематическое поле

«Животный и растительный мир

Самарской области»

Проблема

  1. У детей  недостаточно сформированы представления о многообразии животного и растительного мира родного края,  не осведомлены о национальном заповеднике Самарская Лука,  представлений о Красной книге растений и животных.
  2. Слабые представления: о природоохранной деятельности человека, о том почему важно для человека изучение  животного и растительного мира родного края, почему необходимо бережно относиться к природе и окружающему нас миру;
  3. Беден словарный запас по данной теме.
  4. Большая часть детей не умеют находить необходимые им знания в разных источниках, излагать результаты собственных работ для аудитории,  без инициативны, не уверены в своих силах и знаниях.
  5.  Отсутствует уверенность и умение выступать перед аудиторией.

Причины

  1. Недостаточное количество методического и наглядного материала.
  2. Нет в нужном количестве демонстрационного материала по теме.
  3. Недостаточно знаний о национальном заповеднике Самарская Лука,  представлений о Красной книге растений и животных.
  4. Нет взаимодействия детей и родителей по данной теме.
  5. Не достаточно развито умение находить необходимые им знания в книгах, в интернете.
  6. Познавательная активность и интерес к познанию нового слабо развиты у большинства детей в группе.

Задачи

  1. Закреплять и пополнять знания о многообразии  животного и растительного мира родного края.
  2. Закрепить представления о том, что в природе всё взаимосвязано, приспособление живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
  3. Формировать основы экологической культуры.
  4.  Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему нас миру, развивать любознательность и воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли.
  5. Развивать познавательно - поисковую деятельность, способность к наблюдениям и моделированию.
  6. Сформировать представление о Красной книге растений и животных, в которую внесены редкие и исчезающие виды.
  7. Пополнить словарный запас новыми словами по данной теме.
  8. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения, развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Мероприятия

  1. Беседы "Что такое лес?",  " Зачем нужно беречь лес?", " Каков растительный мир леса?", "Каков животный мир леса?", "Как сберечь природу родного края?", "Охрана природы".
  2. Словарная работа:  зоолог, биолог, заповедник, исчезающие виды, ветеринар, браконьер,  природная зона, природоохранная деятельность, Красная книга, канюк, кедровка, ондатра, орлан, толокнянка, Венерин башмачок и т. д.
  3. Лепка: «Пластилиновая сказка», «Животные леса».
  4. Рисование: " Лето в лесу", "Этот заповедный мир", "Край ты мой, любимый", "Берегите природу", "Рисуем диких животных",
  5. Аппликация: "Птички на ветке", "В лесу" (коллективная работа).
  6. Конструирование из природного материала: "Заповедник".
  7. Экспериментирование: "Лес -защитник и лекарь", "Что выделяет растение", "Дышат ли рыбы?","Как устроены перья у птиц", "Где растут грибы?"
  8. Выпуск газеты "Экологические странички".
  9. Загадки о животных, растениях родного края.
  10. Чтение х/л: И. Соколов - Микитов «Листопадничек», И. Бутман «Прогулка по лесу», В. Зотов «Лесная мозаика», Г. Снегирёв «Звери наших лесов», В. Бианки «Лесная газета» , М. Михайлов «Лесные хоромы», В. Сухомлинский «Пусть будут жук и соловей», Н. Романова «Что узнал дождевой червяк», М. Рапов «Ёжинька и белочка»,  С. Никулина «Русский лес», С.Погорельский «Здравствуй, лес, дремучий лес» , В.Шефнер «Лесной пожар» .
  11. Прослушивание аудиозаписей: «Голоса осеннего леса». "Не поётся птицам без небес" муз. В.  Шаинского, сл. М. Пляцковского, "Музыка о природе" К. Сен-Санс
  12. Х/б труд: «Приведи в порядок свою планету» - группу, «Ухаживаем за растениями» (уголок природы).
  13. С/р: «Путешествие по Самарской Луке», «Отважные мореплаватели», «Телевизионные репортажи: «В мире животных», «Юные защитники природы», «В некотором царстве в растительном государстве».
  14. Двигательные игры, игровые упражнения, соревнования: «1,2,3, мы – на старте», «Филин и пташки»,«Волк в кругу», «Кто сильнее», «Самые ловкие».

Родителям:

  1. Консультация для родителей: «Люби и знай свой край» .
  2. Организация бесед,  экскурсий, походов по национальному заповеднику Самарской Луке и других достопримечательных памятников природы Самарской области;   рассматривание энциклопедической литературы, использование интернет ресурсов для поиска информации
  3. Изготовить н/п и д/и по данной теме,  
  4. Изготовить страничку для  сборника "Красная Книга Самарской области".

Результат

  1. Подобраны картинки и необходимая информация по теме: «Животный и растительный мир Самарской области».
  2. Изготовлен макет национального заповедника «Самарская Лука».
  3. Изготовлены настольные игры : «Мы - биологи», «Мы - зоологи», презентация по данной теме, сборник "Красная Книга Самарской области".
  4. Разработана презентация: «Красная Книга Самарской области».

Критерии результата

  1. Картинки цветные, формат А4.
  2. Материал был выставлен в доступном месте.
  3. Фоторамка со слайд-шоу.
  4. Выпуск сборника: «Красная Книга Самарской области».

Ресурсы

  1. Кто: дети, родители, воспитатели.
  2. Что: Основная  общеобразовательная Программа «От рождения до  школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010.
  3. Что:  сюрпризный момент: фоторамка с видеописьмом и фотографиями от Лесовичка и Луговичка; набор картинок о животных и растениях, МР3 диск,  энциклопедическая литература, интернет - ресурсы, файлы, скорошиватели и др.; материалы для изодеятельности.

Форма

презентации

  1. Презентация печатного сборника "Красная книга Самарской области".
  2. Презентация "Красная книга Самарской области" (в электронном виде).

Интеграция: Ведущими образовательными областями проекта являются: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 «Социально-коммуникативное развитие»: 

  • развитие игровой деятельности детей,
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками  взрослыми 9в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • формировать первичные представления о природоохранной деятельности взрослых;
  • формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них,

«Познавательное развитие»: 

  • развивать - познавательно исследовательскую  деятельность;
  • формировать целостную картину мира;
  • расширять кругозор детей.

          «Художественно – эстетическое развитие»:

  • развивать продуктивную деятельность детей,
  • развивать творческие способности детей;

Основной целью данного проекта является развитие  творческой личности ребенка.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

  1. Тема недели (начало проекта).
  2. Беседа с рассматриванием картинок, фотографий, иллюстраций, слайдов.    словарная работа, прослушивание музыки.
  3. Лепка: а) «Пластилиновая сказка», б) «Животные леса».     (на выбор).
  4. Рисование: « Лето в лесу», «Этот заповедный мир», «Край ты мой, любимый».
  5. Конструирование  из природного материала: «Заповедник».
  6. С/р «Путешествие по Самарской Луке».
  7. П/и – по теме.
  8. Чтение х/л; загадки.
  9. Х/б труд.

1. Принятие темы.

2. Дополнение задач проекта..

3. Продуктивная деятельность.

4. Конструктивная деятельность.

 5. Игровая деятельность.

2 этап

  1. Формируется проблема (цель):  игровая ситуация -пришло видеописьмо от Лесовичка и Луговичка, транслируемое на  фоторамке : в наш  заповедник "Самарская Лука" пришли браконьеры, они убивали животных, разводили костры (картинка прилагается). В итоге  заповеднику нанесён  ущерб (картинки прилагаются), но самая главная неприятность в том, что пропала Красная книга Самарской области. В своем письме Лесовичок и Луговичок обращаются к детям за помощью. Перед детьми встает проблема: как же помочь героям?  Ответы детей: нужно изучить животных и растения заповедника, нарисовать их, сделать фото, изучить их особенности и повадки и оформить новую Красную книгу. И подарить её  Лесовичку и Луговичку.
  2. Определяется продукт проекта.
  3. Оказывается помощь в решении задачи в планировании деятельности.
  4. Воспитатель организует деятельность: с помощью     детей раскладывают подготовленный материал для  работы.  
  5. Воспитатель организует совместную деятельность детей,  родителей и педагогов в поиске информации в интернете, в энциклопедиях; оформление странички с выбранным растением и животным.

6. Вхождение в проблему.

7. Вживание в игровую

    ситуацию.

8. Объединение детей в

    рабочие группы.

9. Распределение амплуа.

10. Помощь детей воспитателю в  подготовке к работе.

12. Учатся работать с разными источниками информации; со сверстниками и со взрослыми.

3 этап

  1. Практическая помощь (по необходимости).
  2. Воспитатель направляет и контролирует осуществление проекта.

13. Формирование  специфических знаний,  умений, навыков.

14. Сбор всего материала.

15. Оформление книги.

4 этап

  Презентация: прибыли сам Лесовичок и Луговичок (игрушки), дети     вручают им новую «Красную книгу».

 Рассказ каждым из детей своей странички из составленной Красной книги.

    Используя метод проекта в работе с детьми, как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволило нам значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление и  умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Список литературы

Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. Проектная деятельность дошкольников. По-собие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка – Синтез, 2008. – 112с.

 Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 208 с. Дошколь-ное воспитание и развитие.

 Дыбина О. В., Рахманова Н.П.,. Щетинина В.В  "Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников ".М.: Творческий центр "Сфера", 2001г.-192 с.

 Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспи-тание. – 2003. – №3.

 Комратова Н.Г. Проектная деятельность: культура и экология. До-школьное воспитание. – 2007. – №2.

 Петров В.В. "Растительный мир нашей родины". - Москва: "Просвещение", 1991

Скоролупова О.А. "Тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях" Часть 1,2. Москва: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.-112 с., 94 с.

 Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учёба, и  игра: природоведение», Ярославль, "Академия развития", 1998.- 240 с.

 Шорыгина Т.А."Птицы. Какие они?", "Звери. Какие они?", ."Насекомые. Какие они?" "Деревья. Какие они?". -   Москва, 2000, 2002.

Объединение ДОУ АО "АвтоВАЗ" ДС № 159 "Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста. – Тольятти, 2000.

Русские пословицы и поговорки// под ред. В Аникина. - Москва: Художественная литература, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."

Воспитание у детей с раннего  детства  ответственности за судьбу родной природы  ,привлечение к посильной помощи в охране природы   ,экологическое воспитание всего населения,а особ...

Статья:"Творческое преобразование среды ребенка в формировании представлений о животном и растительном мире"

Творческое преобразование среды ребенка в формировании представлений о животном и растительном мире«Чтобы дети полюбили и поняли природу,надо одушевить для них весь мир и всю природу,заста...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

Животный и растительный мир родного края

Животный и растительный мир родного края...

ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РОДНОГО КРАЯ

Большую часть  территории нашего округа занимают леса. Самая обширная –тайга....