Главные вкладки

    «Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»
    план-конспект занятия на тему

    Программные задачи:

    1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.

    2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель

    3. Расширять знания детей о тружениках на Кубанской земле, воспитывать уважение к обычаям своего народа, развивать чувство гордости за то, что живем на Кубани

     4.Расширять представления о многообразии природы родного края.  Закрепить знания детей о флоре и фауне Кубани.

    5. Уточнить представления дошкольников о городах и станицах родного края.

    5. Воспитывать патриотизм,  любовь к малой Родине.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

    комбинированного вида №7 села  Кухаривка муниципального образования

    Ейский район.

    Конспект

    непосредственно – образовательной деятельности

    Тема: «Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

    МБДОУ ДСКВ №7 с. Кухаривка

     МО Ейский район

    (подготовительная группа)

                                    Воспитатель: Титарева Н.И.

            ноябрь 2016 г

    Программные задачи:

    1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.

    2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель

    3. Расширять знания детей о тружениках на Кубанской земле, воспитывать уважение к обычаям своего народа, развивать чувство гордости за то, что живем на Кубани

     4.Расширять представления о многообразии природы родного края.  Закрепить знания детей о флоре и фауне Кубани.

    5. Уточнить представления дошкольников о городах и станицах родного края.

    5. Воспитывать патриотизм,  любовь к малой Родине.

    Материал: запись песни «Ой, да Краснодарский край», предметы кубанских изделий, карта Краснодарского края, предметные картинки (рыбы, дикие животные), жетоны, эмблемы, силуэты гербов, шапочки «подсолнышки», символы Кубани

    Ход занятия:

    (Звучит запись песни «Ой, да на Кубани»).

    Дети приглашаются в кубанскую комнату

    Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твой детский сад, родная улица. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.

    Воспитатель:  Ребята подумайте и скажите, что значить для вас слово Родина?

    Дети: Родная мать, место, где мы живем.

    Воспитатель:   А мы с вами,  где живем, где наша Родина?

    Дети: В России, на Кубани, в селе Кухаривка.

    Воспитатель:  А вам нравится наш край? Как он называется?

    (Предлагаю посмотреть, чем богата наша Кубань?)

     Воспитатель:  А вы знаете, как называют нашу Кубань?

    Дети: Кубань – жемчужина России. А почему её так называют?;

    Воспитатель: Действительно, наша Кубань дорога, как жемчуг. Кубань- жемчужина природы. У нас есть туристическая и курортная зона. В крае находиться Кавказский заповедник, там, живут ценные /редкие/ виды зверей и птиц. Много туристов и гостей приезжает в наш край. Они хотят увидеть необозримые поля Кубани, и горы, покрытые лесами и таинственные ущельями со стремительными горными речками и водопадами, ботанические парки с устроенными кипарисами, с цветущими магнолиями, могучими платанами. А сколько у нас городов –курортов, куда приезжают отдохнуть,  покупаться в тёплых водах  наших  морей. Какой курортный город находится рядом с нами? ( Ейск).

    Дорога  Кубань своими плодородными землями. Любое зернышко взойдет, вырастит и заколосится. Ребята, посмотрите и вспомните, какие культуры выращивают на Кубани?

    (дети называют злаки).

    Воспитатель: Кубань называют ещё житницей России.

    Воспитатель: Почему ее так называют?... Верно, ребята,  каждый урожай дает запас хлеба, крупы различных каш, зерна для животных всей нашей стране. Кубань кормит всю Россию.

    Много стихов написано про наш славный край. Кто из вас знает и сможет нам рассказать?

    Дети читают стихи:

    1. В центре Вселенной, где ни стань,

                        Ты в нем к земле пришит

                        А посреди - страна Кубань,  

                        как зёрнышко лежит.

                    2. Посмотрите вокруг, зачарует краса

                        Нет края прекраснее нашего

                        Золотятся хлеба, зеленеют леса

                        Даль морская лазурью окрашена.

    Воспитатель:  Ребята, действительно нет края прекраснее нашего.

    Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

    Дети: Родственники, родычи, предки.

    Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников - предков, хату, в которой жила  старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»

    Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

    Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату.

    Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

    А сегодня поведу рассказ о жизни женщины-казачки. Много у неё дел и печь растопить, и пряжу спрясть, холсты постирать и маленького ребёнка укачать. А в избе  у казачки её «помощники» стоят, слушайте мои задания, да разгадывайте.

    Загадка про ухват:   Рогат, да не бык

                                       Хватает, да не сыт

                                       Людям на стол подаёт

                                       Сам в угол идёт.

    - А что же он хватает этими рогами? (котелок, чугунок).

    Загадка про чугунок:    Дед в нём живёт

                                            Дел не в  проворот

                                            Кормит весь казачий род.

    Да, ухватом чугунок берёт, обратите внимание на форму чугунка, сверху пузатый, а к низу сужается. Берёт хозяйка чугунок ухватом, да и в печь сажает.

    Слушайте другую загадку.

                                            Три братца пошли к реке купаться,

                                            Два купаются, а третий дожидается   (коромысло)

    Вот и ходили казачки к реке, с коромыслом и вёдрами.

    Ну вот, принесла воды казачка, борща наварила, за стол всю семью усадила.

    Загадка про ложку:    Маленький черпачок

                                          Красненький колпачок        

                                          Три раза в день берётся

                                          И опять на место кладётся.

    Покормила хозяйка свою семью, обстирать нужно.        

    А казачки в корыте  постирают, просушат, а как разгладить? Ещё одна загадка.

    Загадка про рубель: Деревянный он резной

                                       Разгладит вещи нам с тобой.

    Вот так казачки изо дня в день трудились.

    А зимними вечерами казачки пряли пряжу. Очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

    Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.

    А казачата очень любили играть в кубанские народные игры. Одна из игр  «Подсолнушки»

    Воспитатель выбирает водящего - «земледелец».

    Игроки встают в несколько рядов – это подсолнухи. Ведущий - «земледелец» стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалочка, к её окончанию земледелец должен сказать, кто с кем поменялся местами.

    «Солнце свитэ, дождь идэ,

    Семечко растэ, растэ.

    К солнцу тянется росток,

    Тонкий, тонкий стебелёк.

    Небосвод весь обегая,

    Солнце свитэ, не моргая.

    Земледелец, не зевай,

    Перемены отгадай!»

    Воспитатель: Чем  дальше  в  старину  мы  смотрим, тем  больше  прошлым  дорожим И  в  старом  красоту  находим, хоть  новому  принадлежим.

     А сейчас вас- жителей нашего чудесного края Кубани прошу занять свои места и предлагаю  поиграть в игру – викторину, где каждый из вас сможет показать, как он знает свой родной край.  Для игры нужно 2 команды.
    Команда «Подсолнушки» и «Солнышки» (эмблемы+жетоны)

    Как в каждой игре, так и здесь нужно соблюдать правила:

    1. Даёт ответ на вопрос только та команда, которой задан вопрос.
    2. Кто знает ответ, поднимает руку?
    3. Самое главное - команда должна работать дружно, все вместе договариваться между собой о принятом решении.

    За выполненное задание команда получает жетоны.

    И так приготовились.

    1тур.  История Кубани

    1 команда - Кто подарил землю казакам?

    2 команда-  Как в старину называли город Краснодар?

    1  команда - Как называется сейчас  главный город Краснодарского края?

    2  команда  - Какие моря омывают границы Кубани? (Черное и Азовское)

    1 команда  - Кто самый верный друг казака?

    2  команда -  Какие реки Краснодарского края вы знаете? (Сосыка, Челбас, Ея, Кубань).

    1 команда  - Назовите города и станицы нашего края
    (Ейск, Краснодар, Анапа, Сочи, Геленжик, с.Кухаривка, поселок Приазовка и т.д.)
    2  команда -  Назовите города – курорты?

    2 тур. Символы Кубани.

     Каждому человеку дорога Кубань, ее славная история. Какие символы нашего края вы знаете?   (флаг, герб, гимн).

    Воспитатель: Назовите, пожалуйста, цвета флага?

    Дети: Синий, малиновый, зеленый.

    Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?

    Дети: Цвет моря, неба, речки.

    Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?

    Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.

    Воспитатель: А зеленый цвет?

    Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.

    Задание в этом туре такое: каждый из вас должен подумать и изобразить свой герб Краснодарского края. Вы много говорили , какой наш край богатый. Чем он славится. Попробуйте это отразить в своей  работе, и мы увидим, какая команда быстрее справится с заданием, у кого получатся интересные гербы.

    Физкультминутка.

    Я по травке на лугу

    В красных тапочках бегу

    /бег на месте/

    А трава хорошая,

    Ну-ка тапки сброшу я

    /махи ногами/

    Ой, трава щекочется,

    Мне попрыгать хочется!

    /прыжки на месте/

    3 тур. Растительный и животный  мир Кубани 

     1 команда - Какие деревья  растут  в нашем крае? (Дуб, клен, акция, тополь, платан, береза, ель, сосна).

    2 команда -  Назовите  травы  Кубани  (Ромашка, лебеда, подорожник, мята, лопух, полынь. В лиманах растут: камыш, земляной орех, кувшинки, лилии и даже лотос)

    1 команда - Назовите  птиц  Кубани? (Куропатки, голубь, жаворонок, ласточка, воробей, соловей, кукушка, ворона, сыч, трясогузка).

    2 команда -  Знаете ли вы, какая   рыба водиться в водоемах нашего края? (Карась, щука, окунь, судак, сазан, толстолобик, тарань, осетр).

    1команда - Какие звери водятся  в лесах?   (Заяц, лиса, кабан)

    2команда -  Какие животные, птицы занесены в Красную книгу?  

    4тур. Пословицы, поговорки

    Пословицы, поговорки  на  Кубани занимают особое место они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает..  


    Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы знаете?

    Дети:

     О труде, о матери, о смелости, храбрости казаков  

     Счастье и труд рядом живут.

     Не вырастишь овоща – не сваришь борща.

     Кто ленится, тот не ценится.

     Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

     Люди пашут, а он руками машет.

    Сам погибай, а товарища выручай

    Атаманом артель крепка.

    В тесноте, да не в обиде.

    Как батько сказал, так и будет.

    Какой палец не порежь, всё больно.

    За добро добром платят.

    Волков бояться – в лес не ходить.

    ( обе команды получают по жетону).

    Игра  «Достань  кубанку!»

    Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные), на которых висят кубанки. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек кубанку. Кто быстрее.

    Воспитатель: - Ну что же наше путешествие-викторина  по Кубани закончилось , давайте посчитаем жетоны.  У кого сколько? Какая команда – победитель? Вы очень много знаете о своем родном крае. Пока вы еще маленькие, но вы можете сделать нашу страну могучей и сильной, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами  кубанцы: народ мудрый, терпеливый, добрый.

    Давайте вместе скажем:

    «Если дружба велика –

    будет Родина крепка!»

    Слава Кубани – родному краю

    Слава казачьей земле

    Сердце, о воле былой вспоминая

    Бейся в груди веселей!

    Конспект

    непосредственно –образовательной деятельности

    Тема: «Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

    МБДОУ ДСКВ №7 с. Кухаривка

     МО Ейский район

    (подготовительная группа)

                                    Воспитатель: Титарева Н.И.

            ноябрь 2016 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личнойсвязи с Родиной, не зная, как любили её нашипредки, наши отцы и деды…»Зацепина М.Б.    Исторически сложилось так, что любовь к Р...

    Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

    Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...

    Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

        Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

    Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.

    Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему э...

    «Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

    Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

    Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом

    В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...

    "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

    Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...