Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему этому мы можем научить, знакомя детей с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx67.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно – патриотических чувств через ознакомление с родным городом.

Из опыта работы

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоения в нем принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месте, где родился человек.

Успешность развития дошкольников  при знакомстве с родным городом  возможна только при условии их активного взаимодействия с окружающим  миром эмоционально – практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Город Чебоксары, со своей богатой историей, красивейшими местами, памятниками архитектуры является одним из источников в формировании у детей нравственно – патриотических  чувств.

Принципы патриотического воспитания:

В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

•        Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс.

•        Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно – историческим фактам.

•        Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения  детей к социальной действительности, повышения личностной значимости того, что происходит вокруг.

•        Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

•        Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение  экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы)

•        Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья(Масленица, Рождество, Пасха) познакомиться с жителями города Чебоксары – носителями социокультурных традиций в области ремесла, песни, танца.    

•        Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

•        Создание развивающей среды в группе: мини-музей быта чувашского народа, предметы декоративно – прикладного искусства, фольклор, музыка, которые позволят удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты (Р.М. Чумичева)

•        Работа с родителями под  девизом: их знания и любовь к городу Чебоксары должна передаваться детям.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа проходит во всех видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

Знакомство с родным городом в разных возрастных группах:

В младших группах не стоит проводить занятий и давать детям знания об истории города. Лучше организовать наблюдение с детьми за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседами сними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

В средней группе можно провести занятие по знакомству с главной достопримечательностью города (собор, площадь и др.), со страной. Основная цель этих занятий – вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родной страны, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей, которые жили очень давно, но народ бережет их имена, помнит их имена и бережет, то что сделано руками древних мастеров.

В этой группе большая часть работ проводиться вне занятий – это и разговоры с детьми, чтение художественной литературы, наблюдения, целевые прогулки по близлежащим улицам.

Начиная со старшей группы можно знакомить детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить название города и самых древних улиц, рассказать об основатели города, показать репродукцию памятника.

Одно из знакомств может быть с гербом города. Но сначала надо объяснить детям, что такое герб, когда и где возникли первые гербы, что на них изображалось.

Работу по знакомству дошкольников с родным городом желательно проводить в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение.

Последовательность работы:

•        История возникновения города: рассказ об истории возникновения  города можно начать с его места нахождения, чтобы показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля, объяснить откуда пошло название города.

•        История названий улиц города: воспитатель рассказывает об истории возникновения названий улиц. Подробно можно рассказать о близлежащих улицах, а которых живут дети и находиться детский сад. Необходимо отметить, что в названиях отдельных улиц нашли отражение итории их города и страны.

•        Здания города: следует отметить, что в городе много разных по назначению зданий - жилые дома, детские сады, школы, магазины, театры.

 Можно рассмотреть наиболее красивые здания города (театр, вокзал, старинные особняки).

Расскажите детям об особых зданиях – храмах, церквах, это исторические памятники, памятники искусства.  Рассматривая храмы, следует указать на их отличие от других зданий, обратить особое внимание детей на купала соборов.  

•        Они прославили свой город, они прославили страну: воспитатель может рассказать  детям о людях, которые прославили не только наш город, но и всю страну, о том                                                                                                                                                                                               как увековечена память о них. Можно провести экскурсии, показать фотографии. Желательно, чтобы в группе в книжном центре были портреты прославленных людей, а также домов, где они жили. Репродукции художников, произведения писателей (доступные детям), фрагменты грамзаписей композиторов.

•        Места отдыха жителей города: здесь можно отметить, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать.  Дети сами могут назвать эти места , рассказать о них.

Особенно важно остановиться на знакомстве детей  с музеями их города. Прежде всего необходимо рассказать, что такое музей, для чего люди создавали музеи, когда возник первый музей, какие бывают музеи. После этого можно рассказать о музеях родного города – краеведческом, картинной галерее, музеи В.И.Чапаева

Знакомя детей с родным городом, необходимо помнить, что история города, неотделима от истории страны. Поэтому детям можно рассказать и об истории России.

Игры по ознакомлению детей с родным городомC:\Users\qqq\Desktop\Лиза\SDC11297.JPG

Игра «Умные кубики» Предварительная работа: экскурсии по городу, рассматривание открыток и фотографий с изображениями достопримечательностей города. Материал: кубики с фрагментами открыток о городе, открытки о городе.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям кубики с изображение достопримечательностей нашего города и открытки, которые дублируют изображения на кубиках. Дети собирают одну из открыток, опираясь, при необходимости, на образец. Затем рассказывают о тех достопримечательностях, которые получились на кубиках.

Игра «Узнай по описанию» Предварительная работа: экскурсии по городу, беседы о достопримечательностях нашего города.

Материал: фотоиллюстрации с достопримечательностями города Чебоксары.

Примечание: игру можно проводить в виде «Конкурса знатоков нашего города»

Описание: воспитатель описывает достопримечательность нашего города, а дети должны узнать их, назвать и выбрать изображения из множества фотоиллюстраций.

Игра «Лента времени» Предварительная работа: изучение истории города.

Материал: лента, наклеенная на полу, карточки с историческими датами города (располагаются над лентой); карточки с изображением символов исторических мест города (например: дате строительства кремля соответствует карточка с изображением кремля).

Примечание: цель – знакомство с хронологией развития нашего города. Возможно добавить даты и картинки, связанные с событиями группы, детского сада.

Описание: воспитатель называет дату, отражающую историю развития города, а дети - событие с ней связанное, находят символическое изображение к этой дате.

Игра «Продолжи предложение»

Воспитатель называет фразу, дети продолжают ее. Например: «Наш город (край, страна) называется…»,«Жителей нашего города (нашей страны) называют…»,«Столица нашей страны…»,«Города нашей страны…»

«Главная улица нашего города называется…»

«Наш детский сад находиться на улице…»

Литература

1.        Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом.  М. ТЦ. Сфера 1999г

2.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2004г.

3.        Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриоти -ческого воспитания (Дошкольное воспитание 2003г. №6)

4.        Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. ( Дошкольная педагогика 2006г. № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (проектная деятельность с детьми средней группы)

Проблема, на решение которой был направлен проект: низкий уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, социально-значимых объектах, об их значимости для жизни города....