Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Государева Раиса Васильевна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor_opyta.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического опыта

"Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление  с родным городом".

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.

       Актуальность опыта. В настоящее время чрезвычайно актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

 Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это- выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.  Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.                                                          

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. 

Анкетирование родителей показало следующее: на вопрос «Считаете ли Вы, что ребенка необходимо воспитывать патриотом?» 70 % родителей отвечают «Да»; 30 % респондентов испытывают затруднения при ответе на данный вопрос. Только 20 % от общего числа опрошенных родителей совершают совместные с детьми прогулки, экскурсии в музеи, выезды за город, что является основой патриотического воспитания. На вопрос «Знает ли ваш ребенок какие - нибудь достопримечательности нашего города?» только 10 % родителей ответили утвердительно, остальные родители отметили, что их дети навряд ли знают достопримечательности города.

Ответы родителей свидетельствуют о том, что воспитание патриотизма очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье уделяют этому недостаточно внимания.

Результаты диагностического обследования в форме опроса на тему «Что ты знаешь о нашем городе?» детей старшего дошкольного возраста показывают, что дети проявляют интерес к культуре родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45% детей, средний уровень - 35% детей, 20% детей - низкий уровень развития.

               Поэтому возникает необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

        Была определена цель работы:             

Совершенствовать педагогический процесс по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

Поставлены следующие задачи:

  • Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного города.
  • Пополнить   предметно-пространственную    развивающую   среду,    направленную   на   обогащение представлений детей о родном городе.
  • Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом.
  • Организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом.

Ведущая педагогическая идея опыта: Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

 Работа осуществлялась через организацию факультатива. Систематизирован весь материал через разработку перспективных планов. Цель, задачи, содержание работы с детьми, организации предметно-пространственной развивающей среды, поэтапное взаимодействие педагогов с родителями отражены в перспективных планах по ознакомлению детей с родным городом. Планы разработаны и апробированы в 2007- 2010 г.г. на II младшей, средней, старшей группы.

Теоретическая интерпретация опыта:

Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомления с родным городом наиболее близок.   Это прежде всего: Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание дошкольников", К.Д. Ушинский, который  ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине, развитие личности в духе патриотизма; В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Особый вклад в научное обоснование нравственно - патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И.. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Патриотическое воспитание является важной и актуальной составной частью для комплекса наук: психологии, педагогики, философии, этики и обеспечивается взаимосвязью трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Его успешность зависит от организации педагогического процесса и выбора педагогического инструментария.

Перспективы развития педагогического опыта: в будущем планируется организация совместной  деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по осуществлению преемственности по данному направлению.

Степень новизны. Разработка и успешная апробация перспективных планов на все возрастные группы, подбор игр, пословиц, поговорок о родном городе. Организация взаимодействия с родителями по дидактическому обеспечению педагогического процесса: составление рассказов и загадок о городе Ардатов.

Технология опыта.

На аналитическом, теоретическом и практическом этапах используются разнообразные формы взаимодействия с субъектами воспитательно-образовательного пространства: педагогами, детьми и родителями.

На первоначальном этапе применяется метод всестороннего обследования детей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Для повышения профессионального мастерства педагогов и уровня культуры и знаний родителей проводятся теоретические и практические семинары, родительские собрания в нетрадиционной форме, даются консультации, организуются экскурсии по историческим и культурным местам города.

Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, целесообразно продумать знакомство детей с историческими и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут.

              Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица ,город), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Содержание работы по блокам «Семья» и «Детский сад» лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила(отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется переживать снова.

Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников.

Занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисуют на тему «Дом моей бабушки», «Мы – спортивная семья», «Моя мама», готовят подарки для родных и близких: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; составление планов, схем, изготовление макетов (родословного древа, плана группы, участка детского сада и др.); совместные праздники, семейные встречи -  являются  формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом.

Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребенок чувствовал бы себя комфортно и уверенно. С младшего возраста дети знакомятся с расположением личных помещений детского сада, с удовольствием посещают кабинеты и службы, свободно и самостоятельно ориентируются в здании. Одной из эффективных и действенных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (рисуют музыкальный и физкультурный залы, кабинет психолога, медицинский кабинет), игровой (в сюжетно-ролевой игре «Детский сад», дидактических играх «Кому что нужно для труда», «Так бывает или нет?» и др.).

Очень удачной является идея о создании традиций группы, таких как «День рождения нашей группы», ведение летописи группы в виде фото- и видеоматериалов, интересных высказываний детей, начиная с младшей группы до выпуска, а на выпускном празднике каждому воспитаннику вручается на память видеокассета. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры праздников и занятий сплачивают и объединяют детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.

Знакомство со двором, улицей, на которой живет ребенок начинает формировать у детей представления о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием могут стать походы, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются самыми красивыми местами города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой, видом на реку. Для многих детей это целое открытие. Экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.

При ознакомлении с историей населенного пункта организуется поисковая деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщают ребятам об известных людях города. На занятиях дети обмениваются полученной информацией, предлагают свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате возрастает познавательный интерес к истории родного места, уважение к знаменитым землякам.

С большим интересом дети совместно с родителями работают со схемой населенного пункта, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности. Фишки с обозначением известных объектов - детский сад, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие - придумываются и изготавливаются вместе с детьми. Дети устраивают соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место.

Дети знакомятся с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб; им становятся понятны материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.

Для ознакомления с городом организуются экскурсии: «История города», «Наш город театральный», экскурсии в  районный краеведческий музей.

Изучение теории по проблеме осуществляется на семинарах, методических оперативках, педсоветах, а также в процессе индивидуальной работы. С целью накопления практического материала проводятся открытые занятия, взаимопосещения, разработка новых дидактических игр, серий занятий о родном городе, тематические педсоветы.

Расширенный педсовет с участием родителей воспитанников на тему «Я - Семья - Род - Народ» убеждает в необходимости решения данного вопроса совместно с семьей. Родители, участвующие в этом мероприятии, рассказывают о своих семейных традициях.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному — город, страна.

Результативность опыта, соответствие критериям.

Результаты работы, которая проводилась в течение 5 лет, оценивалась по следующим критериям:

- создана предметно-развивающая среда;
- разработано перспективное планирование с детьми по данной теме;

- разработан диагностический материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников;
- составлен перспективный план по работе с родителями;
- составлены конспекты занятий по ознакомлению с родным городом;
-
 создан проект «Город, в котором я живу»

-возрос уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины:

высокий уровень составил - 80 %,   средний - 20 %.

 -  с 2009 по 2010 год количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе, возросло с 30 % до 92%; количество родителей, оценивающих свою компетентность как  достаточную, возросло с 30 % до 96 %.

Опыт работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей через ознакомление с родным городом неоднократно обобщался на различных уровнях:

-        в марте 2009 года на конференции  "Обновление содержания дошкольного образования" на базе МРИО г.Саранск;

-        в августе 2010 года на секции педагогических работников МДОУ Ардатовского муниципального района  на базе ДОУ «Теремок»

        Перспективность применения данного опыта.

Внедрение метода проектной деятельности по данной теме.

Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

Успешное овладение ребенком какой-либо практической деятельностью возможно через сенсорное развитие, которое и является основным условием. Младший дошкольный возраст является идеальным для закладывани...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью....

«Система целостного информационного образовательного пространства для оптимизации патриотического воспитания детей через природу родного края»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»Тема выступления: «Система...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...