"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом".
консультация на тему

Леонова Елена Александровна

Выступление на Сретенских чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Методическая система педагогического работника

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом

       «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное  

       предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать

       подлинным патриотом» С.Михалков.

Актуальность, новизна опыта.

        В последнее время пропало чувство гордости за свою Родину, свой народ. Появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды  такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. У каждого человека есть  свой родной город. Именно от того, каким   предстанет  он перед дошкольниками, какие эмоции, какие  чувства он вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма.  Какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно-патриотическое воспитание имеет все большее значение, а в настоящее время стало  приоритетной  государственной задачей.

Для построения работы по воспитанию у дошкольников  патриотизма через ознакомление с родным городом,  выделила и опиралась на  следующие принципы дошкольного образования:

-приобщение детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества;

-индивидуализация дошкольного образования: построение  образовательной деятельности  на основе  индивидуальных  особенностей  каждого ребенка, при которых сам ребенок становится активным  в выборе содержания  своего образовательного процесса(части, направления, темы), становится субъектом  образования;

-сотрудничество с семьей;

-поддержка инициативы и  самостоятельности ребенка;

-формирование познавательных интересов  и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-принцип интеграции;

-комплексно-тематический принцип планирования.

Поставила перед собой  цель:

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности  к семье, родному городу, краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей родного края.

Определила задачи:

-заложить основы  нравственно-патриотической личности  с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному  взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем;

-развить гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за  свою малую Родину;

-расшить представления детей  об истории, культуре, профессиях и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;

-воспитывать чувство уважения к профессии труду взрослых, к традициям  и обычаям  нашего края;

-сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей;

-воспитывать чувство  собственного достоинство  как представителя своего края.

Знакомство  с родным городом реализую через все направления основной образовательной деятельности  посредством  интеграции тематических модулей «Социализация», «Художественная литература», «Формирование целостной  картины мира» , «Художественное творчество». Содержание направления  осуществляю в процессе  организации  различных видов детской  деятельности,  через ознакомление  с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром; формирую представления о  символике города, о творчестве писателей, поэтов и художников. Развитие ребенка происходит в игре, общении, познавательно-поисковой деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности было разработано перспективное планирование  по реализации знаний о родном городе. В перспективном плане  распределила задачи ВОП, тематику, а также формы и методы работы с детьми. Поставленные  цели  и  задачи реализовывала  в педагогической практике   с учетом  возрастных  особенностей детей в течение всего  времени нахождения ребенка в детском саду, интегрировано, с вовлечением родителей в образовательный процесс. При построении  организованной образовательной деятельности направляла  педагогический процесс на:

-создание положительной мотивации детей;

-организацию их внимания;

-активизацию речевого опыта, обогащение словарного запаса дошкольников;

-формирование коммуникативных  качеств, социализацию;

-формирование  способов оценки   ребенком собственной деятельности, возможности участия  в построении образовательного процесс.

 Обеспечено информационно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Проводя свою работу на основе краеведческого материала, исходила из того, что он должен  быть широко включен  в быт и  деятельность детей. При изучении  краеведческих традиций  эффективно  организовывала общение с родителями, чтобы семья и  группа детей  осуществляли единый комплекс воспитательный         воздействий. Родители помогли  создать предметно-развивающую среду(мини-музей краеведения в группе). Разработан план вовлечения  родителей в образовательный процесс.

Использовала преемственность с социумом: школа № 2, краеведческие музеи, Православный методический центр Вяземского благочиния, Вяземская школа искусств им. Доргомыжского, Центральная детская библиотека.

Направление образовательной работы:

-диагностика

-создание предметно-развивающей среды

-тематическое планирование

-выбор форм и методов работы с детьми

-взаимодействие с семьей.

Методы и приемы:

-экспериментирование

-исследование

-моделирование

-формирование нравственного поведения

-наблюдение

-положительный пример взрослого

-проектная деятельность

Формы работы с детьми в разных видах деятельности:

-познавательно-исследовательская

-коммуникативная

-продуктивная

-трудовая

-игровая

-чтение художественной литературы

-музыкально-художественная деятельность

Технология опыта:

Принципы построения педагогического процесса:

Историзм- дифференциация-интегративность-гуманизм.

Блочно-тематическое планирование по ознакомлению с родным городом:

          Тема блока

                                         Цель

Родной город

Знакомить детей с родным городом(история возникновения города, улицы, площади, домашний адрес, достопримечательности)

Символика родного города

Знакомить с символикой родного города, его отличительными  признаками

История народной культуры и традиции

Знакомить с народными промыслами  и традициями (предметы народного быта, народные праздники, народный фольклор)

Историко-географический и природный  компонент города

Знакомить детей с природными богатствами , с историко-географическим расположением города(работа с картами, схемами, энциклопедиями)

Личностное отношение к родному городу

Развивать у детей эмоционально-целостное отношение к родному городу

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей  чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему  миру, к  сверстникам.

Использовать  знания о родном городе в игровой деятельности. Вызывать интерес  и уважительное отношение к культуре и традициям Вязьмы, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории города Вязьмы. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие  диалектной речи через знакомство  с культурой Вяземского края

Художественно-эстетическое развитие

Приобщать детей  к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь к родной земле  через слушание песен,  разучивание песен, хороводов ,  слушание музыки,  традиций Вяземского края .

Формировать практические  умения  по приобщению детей к различным народным  декоративно- прикладным  видам деятельности

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Вяземского края.

Результатом работы является ребенок, осознающий себя гражданином города не только в современном, но и в историческом пространстве города. Он любит свою семью, своих сверстников, хочет сделать свою жизнь ярче, достойнее, красивее. Ребенок является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой  системы ценностей.

Усваиваются  общечеловеческие ценности и морально-нравственные нормы поведения. Хорошо развитая речь помогает передать чувства, мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию.

Опытом работы делилась на педагогических советах, семинарах,  методических объединениях города. Опыт работы был представлен на межрайонных Сретенских чтениях в 2015 году.

«14»ноября 2015                                     Мирошниченко Л.Г.

 (Число, месяц, год составления)                        (Ф.И.О.руководителя


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников через ознакомление с родным городом

Подготовила  из опыта работы

Леонова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №1 г.Вязьмы Смоленской области

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает  накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

 С. Михалков.

            Какая притягательная сила в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой,   с гордостью рассказывает  гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную позицию в этом должны занять педагоги.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

        Выбрав  тему  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом»,   понимала, что воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от меня,  как педагога, большой личной убежденности и вдохновения. Начиная работу   по воспитанию любви к родному краю,  изучила много  литературы  по ознакомлению с родным городом, его  историей, знаменитыми людьми, продумала,   что целесообразно показать и о чём рассказать детям,   необходимо было особо выделить то, что характерно только для данной местности.  Определила, что это   весьма кропотливая работа ,  и она должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.  Пришла к выводу, что   базовым этапом формирования любви к   родному городу  следует считать  накопление детьми социального  опыта жизни  о своем городе, усвоение нравственных норм  поведения, взаимоотношений,  приобщения к  миру  его культуры.

 В ФГОС в содержании  дошкольного образования задачи  нравственно –патриотического воспитания направлены на формирование в ребенке общечеловеческих качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально –действенного отношения и реализация через  область  «Социализация».Однако в базовой программе   недостаточно освещена  методика работы с детьми в данном направлении.

Предлагается стандартный подход к организации разных видов  деятельности на  основе  психологических и  возрастных критериев, не  учитываются  специфика  региона, где применяется программа.

Поэтому возникает ряд проблем:

        -как понятнее и доступнее донести до детей  содержание  образовательной области «Социализация»;

        -какие ключевые моменты  истории города  и его особенности  должны  быть  даны дошкольникам;

        -через какие формы  работы с детьми целесообразнее проводить  совместную образовательную деятельность;

        -через какие формы работы можно оптимально подключить родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей  малой Родине –Вязьме.

        Следовательно, появилась необходимость  в разработке  целостной системы, которая позволит наиболее эффективно рассматривать  вопросы нравственно-патриотического воспитания  через ознакомление с родным городом.

Работу начала с  воспитания у детей интереса и любви к родному краю через  ближайшее окружение. Постепенно знакомила  с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символикой. Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подводила  их к пониманию, что любой край, город неповторимы. В каждом месте своя природа.   Что  город Вязьма , в котором живут дети  – частица  необъятной Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных,  нефтяники добывают нефть, строители строят дома);

- люди неповторимы. Везде свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой город.

– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

– люди берегут и охраняют природу;

– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

 Поэтому главной задачей для меня было  показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

           Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  считаю накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

       В связи с этим огромное значение придаю  ознакомлению  дошкольников с историческим, культурным, национальным  своеобразием  нашего родного края.  Пришла к выводу, что успешность развития  детей старшего дошкольного возраста,  при знакомстве с родным городом, станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому включала в работу с детьми  не только  чтение, рассматривание  иллюстраций о городе, различные экскурсии по ознакомлению с родным городом, но и организацию сюжетных игр по закреплению увиденного.Вместе с детьми составляли сюжет игры, обговаривали  роли,  готовили пособия, придумывали  новые улицы и  строили современные здания  с  замысловатым архитектурным решением.

Играя, дети  становились жителями города, находили себе профессии, с воодушевлением придумывали  что-то свое, современное , обязательно включали компьютер.

           В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду,  и с учётом регионального компонента,  планирую  весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определённой системе.    Из опыта работы пришла к выводу, что наиболее целесообразно планировать материал по  темам. Работа по каждой теме включает занятие, игры, труд, свободную деятельность, по некоторым темам – праздники. Патриотическое воспитание дошкольников, прежде всего любви к родному краю, наиболее существенно осуществляется при комплексном подходе, т.е. патриотическое воспитание включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического и физического,  оно способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также способствует воспитанию чувств.   Такие темы  как  - «Вязьма – город  мой родной», «Республика. Город.  Улица.»,  «Транспорт», «Профессии. Орудия труда» и другие, помогают   познакомить с  историей, культурой, знаменитыми  людьми города.  

        Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Стараюсь организовывать сообщение этих знаний так, чтобы вызвать у них познавательную активность,   развить любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления, стимулируют детское художественное творчество. Чем интереснее и целенаправленнее наблюдения, тем содержательнее детское творчество. Наблюдения сочетаю  с чтением художественных произведений, музыкой, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Например, в своей группе мы часто используем стихи, буклеты о Вязьме  и других городах России. Познакомила детей со стихами нашего земляка  Александра Клименкова, его стихотворение «Вязьма- мое зернышко», Анатолия Ларченкова «Город Вязьма над Вязьмою речкой», рассказываю  о нашем современнике Пропалове Павле Никифоровиче, имеющим звание «Почетный гражданин города», организовавшем  музей в собственной квартире, собравший  уникальный материал о Есенине,  рассказываю об усадьбе Грибоедова  в Хмелите и др.  

      Еще одна особенность: я постоянно  включаюсь  в деятельность детей, руковожу процессом  не со стороны, а изнутри. Это приближает меня к детям, становлюсь для них примером, чтобы дети видели  нравственные качества, о которых им  рассказываю знакомя с  явлениями общественной жизни. Считаю,  что только в этом случае  моя работа даст  положительный  результат.

          Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города провожу  в определённой последовательности, с постепенным усложнением. Моя  задача  при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной  нашей земли.

Важно также выделить все лучшие и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.   На протяжении многих лет работы в этом направлении собрала  и использую богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями, которые позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление нашего  города. Использую в работе материалы нашего земляка  Комарова, который  подготовил богатейший материал о нашем городе, его истории.

Знакомлю детей  в определенной последовательности:

– история возникновения города:    место нахождения,    показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля;  объяснить, откуда пошло название города.    Одно из занятий было посвящено знакомству с гербом родного города. Но сначала рассказала детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось.  

– история названия улиц города:    рассказ о том,  что в названиях отдельных улиц нашла отражение история  города : например, улица  Н. Заслонова, площадь Ефремова и другие.    

 – здания города:  в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины и др.   Рассказ об особых зданиях, например, церковь, собор и др.

 – знакомство с людьми, прославившими наш город:

 город знаменит  писателями, артистами, художниками. Рассказ о людях труда , прославивших наш город.

 – места отдыха жителей города:    жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. Говорю детям, что  в городе много мест, где это можно сделать. Особенно важно остановиться на знакомстве детей с церквями,  музеями  города, памятниками, т. к. дети  называют места отдыха горожан в основном  Русятка,  городской парк. Здесь еще  много есть недоработок  с родителями, потому что не всегда родители находят время, чтобы не только  закрепить те знания, которые даем мы  в детском саду, но и пополнить их  по знакомству с историей города, его достопримечательностями, знаменитыми людьми города.

    Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.   Поэтому свой рассказ сопровождаю  наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками, а также посещением   музеев.  В дополнение к этому в детском саду был создан музей  силами родителей «Деревенская изба», где детей знакомлю с предметами быта наших предков. Дети могут взять предметы, рассмотреть,  почувствовать тепло рук тех, кто когда-то  давно ими пользовался.  Родителями был создан альбом на тему «У меня растут года,  будет мне 17», в котором они рассказали о профессиях жителей нашего города и собрали иллюстративный материал.          Чтобы детям было интересно, стараюсь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

 В процессе рассказа обращаюсь   к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому. Получив знания, дети, используя разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы учатся создавать композиции на темы окружающей жизни. 

Работа с детьми в данном направлении  дала толчок к  теме проекта «История моей улицы», где дети, совместно  с родителями  стали собирать материал, чтобы потом создать  мини-книгу об истории названия улиц.  

Большое значение в воспитании у детей нравственно –патриотических чувств к родному городу   имеет работа с родителями. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение»  - личное взаимодействие, сотрудничество педагога и родителей.

Взаимодействие с  родителями моих воспитанников  осуществляю  в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- организация совместных экскурсий;

-тематические выставки – передвижки для родителей с рекомендациями: «Мой родной город» ,  «Театральная афиша», музеи для детей;

- создание условий творческой самореализации родителей и детей;

- выставка совместного творчества родителей и детей «Чудо-город», «Моя родная сторона», «Частичка моей Родины»; и др.

- разнообразие программы совместной  деятельности детей и родителей;

- фоторепортажи «Мы по городу гуляем».

-выпуск газет и др.

Таким образом, планомерное системное воздействие на формирование дошкольника с нашей  стороны  и семьи станет благодатной почвой для накопления социально-нравственного опыта, усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения свойственных гражданину своего города, своей страны.

Результатом данной системы работы  является ребенок, осознающий себя гражданином,  патриотом не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Так,   постепенно,  в процессе целенаправленной работы   изо дня в день, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины.   Работа  будет продолжаться, потому что  это важно не только для детей, но и для меня, как коренного жителя   замечательнейшего   древнейшего города  Вязьмы.

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области

Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников через ознакомление с родным городом

(из опыта работы, выступление на Сретенских чтениях)

                                                  2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (проектная деятельность с детьми средней группы)

Проблема, на решение которой был направлен проект: низкий уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, социально-значимых объектах, об их значимости для жизни города....

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....