Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом
проект (старшая группа) на тему

В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_oznakomleniyu_detey_s_rodnym_gorodom.docx252.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Детский сад № 256»C:\Users\ДОМ\Desktop\Детский сад\ПЕДСОВЕТЫ\Родной город\фото\xgmiaf8na5o7tnfmcezy_1488764678-1.jpe

Проект

«Это мой город - Новокузнецк»

по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d1d68e3cb9db7775dfdfc9236984a6c3-l&n=13

http://nk-teks.ru/wp-content/uploads/2013/07/Novokuzneck.jpg 

Разработали:

Носова И.В.,

воспитатель первой квалификационной категории;

Новокузнецкий городской округ, 2018

Актуальностьhttps://static.novokuznetsk.su/userfiles/36/0a/360a73a0aa1b0cfac7ac588dda21d6ad.jpeg

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно -  патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. 

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.           Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. 

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.

Основные задачи образовательной деятельности в области нравственно-патриотического воспитания в системе дошкольного образования:

  • Родной город: освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город».
  • Освоение начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников старшей группы № 2 анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города,  области;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города;
  • 80% родителей под термином «патриотическое воспитание» понимают воспитание любви к Родине, уважения к традициям и обычаям своего народа, 10% - знание истории своей страны, 10% - воспитание уважения к старшему поколению;
  • 90% родителей считают возможным патриотическое воспитание в детском саду, 10% затрудняются ответить;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, области;
  • 85% родителей считают, что и родители, и педагоги несут ответственность за патриотическое воспитание детей, 15% считают ответственными родителей;
  • 100% опрошенных родителей ответили, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями и памятными датами;
  • 60% родителей отметили, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна; 65% опрошенных родителей рассказали, что в их семье есть традиции

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и области. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта «Это мой город - Новокузнецк»

Причины создания проекта:

  1. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории и культурному наследию города,  области.
  2. Отсутствие у детей и родителей знаний об истории, о людях, о традициях и культурном наследии нашего края.
  3. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
  4. Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
  5. Отсутствие эффективной системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта: создание оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Задачи проекта:

1. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты. 

2. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

3. Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

Вид проекта: долгосрочный, информационно-творческий

Срок реализации: 7 месяцев (сентябрь - март)

База реализации: МБ ДОУ «Детский сад № 256», старшая группа № 2

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели Носова И.В., Сидорова Ю.А., родители воспитанников.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Новокузнецке, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Новокузнецка.

Необходимые условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Предполагаемый результат:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края (дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, известных личностей)

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;

- сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.


Механизм реализации цели и задач проекта:

Работа по реализации проекта велась в трех направлениях: самообразование, работа с детьми, родителями.

  • Подбор и изучение разнообразного материала по теме.
  • Составление перспективно - тематического плана работы, конспектов занятий, выставок, фотографий и рисунков, разработка дидактических игр, макетов достопримечательностей.
  • Разработка буклетов, консультаций, журналов для родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Программно-методическое обеспечение;

2. Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса;

4. Система взаимодействия с родителями;

5. Система мониторинга.

Формы работы с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • развлечения, досуги;
  • дидактические игры;
  • составление картотек и альбомов

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: обработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов;
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Сроки и этапы реализации проекта:

Этапы

Наименование этапа, цель и его содержание

Сроки исполнения

1 этап

2 этап

3 этап

Организационно-подготовительный

Цель: разработка проекта

Мероприятия:

  1. Анализ исходного состояния проблемы, инициация – обдумывание идеи.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Изучение и анализ литературы по проблеме.
  4. Разработка мини-проектов и составление планов работы по формированию чувства патриотизма у  воспитанников.
  5. Установление связей с различными социальными институтами.

Практический

Цель: реализация перспективного плана проекта

Мероприятия: см. перспективный план

Контрольно - рефлексивный

Цель: анализ эффективности реализации проекта

Мероприятия:

  1. Итоговая познавательная ОД «Родной свой край люби и знай»
  2. Диагностика развития нравственно-патриотических чувств у детей.
  3. Составление аналитического отчета по реализации проекта.

сентябрь 2017

октябрь 2017г. – март 2018г.

март 2018г

Перспективный план реализации проекта

Работа с детьми

Дата

Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Октябрь

1.Беседа «История возникновения родного города»

2. Презентация «Мой город Новокузнецк»

1.Рассматривание иллюстраций о родном городе.

2.Подбор открыток о Новокузнецке

3. Составление картотеки стихов о родном крае, городе

Ноябрь

1.«Кузнецкая крепость – история нашего города»

2. Знакомство с государственной символикой: герб и флаг города

3. Аппликация «Герб Новокузнецка»

1.Дидактическая игра «Символика г. Новокузнецка»

2. Создание макета-схемы «Районы Новокузнецка»

2.Дидактическое пособие «Узнай, где я нахожусь»

Январь

1. Занятие – путешествие «Улицы родного города»

2. Достопримечательности нашего города (виртуальная экскурсия)

1.Выставка рисунков «Мой родной Новокузнецк»

2.Оформление альбома «Новокузнецк теперь и прежде»

3. Оформление лэпбука «Мой родной Новокузнецк»

4. Участие в конкурсе чтецов «Мой край родной»

Февраль

1. Семь чудес г.Новокузнецка и Новоильинского района

2. Новокузнецк – город шахтеров и металлургов

1.Дидактическая игра (лото) «Достопримечательности г.Новокузнецка»

2.Фотовыставка «Прогулки по родному городу»

3. Оформление лэпбука «Труд шахтера»

Март

1. Природа родного края

  1. Итоговая познавательная ОД «Родной свой край люби и знай»

1.Оформление альбома «Животный мир и природа родного края»

2.Коллективное написание рассказа «За что я люблю свой город»

3. Составление коллекции магнитов и значков с достопримечательностями Новокузнецка

Работа с родителями

  1. Консультация «Как воспитать маленького патриота»
  2. Буклеты: «Нравственно – патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста», «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России», «Как знакомить ребёнка с историей семьи».
  3. Привлечение к пополнению развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей (создание совместно с детьми макетов достопримечательностей города)
  4. Создание фотоальбома «Горжусь профессией моей»

Просвещение родителей. Помощь родителям  в развитии художественно-творческих способностей ребенка. 

Заключение.

В результате целенаправленной и систематической работы по ознакомлению с историей родного города Новокузнецка  были получены заметные положительные результаты:

  • освоены детьми доступные знания об истории родного края (дети знают и называют свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, известных личностей нашего края)
  • расширились знания детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
  • сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)

В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, по...

Формирование нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Из опыта работы.

Любить и уважать свою Малую Родину - одна из главных задач в воспитании личности ребенка. Быть гражданином, соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, гордиться своим народом, традициями- всему э...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (проектная деятельность с детьми средней группы)

Проблема, на решение которой был направлен проект: низкий уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, социально-значимых объектах, об их значимости для жизни города....