Мастер-класс по теме:"Сундук сказок" (Онтохонтой ханза).
материал (подготовительная группа)

Митупова Дарима Бальжинимаевна

Мастер-класс по обучению детей бурятскому языку через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka_1.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка.

Мастер-класс воспитателя Митуповой Даримы Бальжинимаевны.

Тема: «Сундук сказок» (Онтохонтой ханза) (Обучение детей бурятскому языку через театрализованную деятельность).

Цель: Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить с методами и приемами обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

2.Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной детальности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники;

- узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.

- познакомятся с разными видами театра.

-научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование: Разные виды театра (Настольный, напольный, маски и т.д.) для выставки., персонажи сказки (теремок, мышка, лягушка, заяц, петушок, лиса, медведь, петрушка), карточки с тексом на бурятском языке, музыкальные инструменты, дудочки для дыхательной гимнастики, лепестки ромашки для рефлексии.

Содержание мастер-класса:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы бы хотели вместе с вами окунуться в волшебный мир театра! Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что готовы?

- Крикните громко и хором, друзья,

- Деток вы любите, нет или да?

- Пришли вы на мастер-класс.

- Вам лекции хочется слушать сейчас? (нет)

- Я понимаю вас господа

- Проблемы детей решать нужно нам? (да)

-Дайте мне тогда ответ

- Помочь откажитесь мне? (нет)

-Последнее спрошу у вас я:

-Активными все будете? (нет или да)

Теоретическая часть.

   На сегодняшний день очень актуален вопрос обучения подрастающего поколения бурятскому языку, важно начинать именно с детского сада, так как данный возраст является самым сензитивным. Ни для кого не секрет, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует национальные ценности, чувство любви к Родине, к культуре своего родного края. Увлечение театральной деятельностью пробуждает у детей желание говорить на бурятском языке, воспитывается любовь и уважение к бурятскому языку

 Наша задача создать условия обучения детей дошкольного возраста бурятскому языку в театрализованной деятельности. Ну а чтобы заинтересовать детей театральной деятельностью, я считаю, что педагог должен увлечь детей собственным примером, и должен сам вжиться в различные роли, используя при этом как интонацию, так и жесты, мимику, настроение.

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходиться заниматься театрализованной деятельностью: разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Существуют разные виды театра, они представлены на нашей выставке.

Практическая часть:

- А сейчас я приглашаю вас коллеги за кулисы театра, чтобы на практике проиграть все упражнения, которые я применяю в своей работе.

- Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми?  

 1. Конечно, если мы говорим о развитии речи, то никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.

Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат.

Чистоговорка на бурятском языке:

Саашаа- наашаа,

Дуужэн- даажан.

Хойшоо- урагшаа,

Дуужэн- даажан.

Дээшээ- доошоо,

Дуужэ- даажан.

Иишээ- тиишээ,

Дуужэн- даажан.

Зуулжэ- баруулжа,

Дуужэн- даажан.

hуугаа- бодоо,

Дуужэн- даажан.

2.Следующий прием, используемый для развития речи в театрализованной деятельности – это дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. У вас на столах лежат дудочки, давайте подуем в них.

 Упражнение с дудочкой.

3.Следующий прием – это развитие интонационных средств выразительности речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Попробуем передать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию при помощи следующего стихотворения. Каждый читает по очереди по одной строчке.

-Яаhан эртэ саhан орооб?

-Гэжэ хун гайхаба.

-Энэ саhан гээшэ гу?

-Гайхалтай!?

-Хорео хото согуур гу?

-Гайхалтай!?

-Ногоон дээрэ?

-Гайхалтай!?

-Октябрь hара соо гу?

-Гайхалтай!?

-Саhан гээшэ гу?

-Унэншэхоор бэшэл!

4.В работу по развитию речи необходимо включить упражнения, развивающие речь и моторику. Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика.

Пальчиковая игра:

Энэ хурган- убгэн аба,

Энэ хурган- хугшэн эжы,

Энэ хурган- минии аба,

Энэ хурган- минии эжы,

Энэ хурган- би гээшэб,

Энэ минии эбтэй гэр булэ!

-Итак, после всей подготовки мы с вами подошли к самому сложному театрализованному этюду.

Представьте, что мы с вами в костюмерной театра, здесь мы должны примерить театральные костюмы. Кто какой костюм наденет, отгадайте?

Ну, попробуй, отгадай- ка,

Быстро руку поднимай-ка.

Отгадаешь ты загадку

Сразу попадешь ты в сказку. (кто отгадает загадку, получает персонажа сказки).

  1. Жаахан монсог hандай доогуур монсогононоб? (Хулгана)

(Маленький шарик пол лавкою шарит) (мышка)

          2. Зунай намагтай газарта байрладаг,ногоон унгэтэй хэн бэ?  (Баха)

           (Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это?) (Лягушка)

           3. Мэдэрэлгуй гуйхэдэнь, хулээн ула яларна. Тургэн таагты! Хэн бэ?                          (Шандаган)

(Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай – ка, кто же это?) (Зайка)

           4.Харагты, Тархи дээрээ улаан залаатай харгы дээрээ хэн ябанаб? (Эрэ тахяа).

(Посмотрите по дорожке холят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это?) (петушок)

          5.Мэхэтээхэн, шара-улаахан унгэтэй, hарбагар гое hуултээхэн Хэнбэ? (Унэгэн)

(Хитрая плутовка. Рыжая головка. Хваст пушистая -краса! Как зовут ее?) (Лиса).

           6.Убэлдоо унтадаг, зундаа зугын гэр урбууладаг? (Баабгай)

(Зимой спит- летом улья ворошит) (Медведь)

7.Энэ хухюу нааданхай, хэн гэжэ нэрэтэйб?

(Развеселая игрушка, а зовут его?) (Петрушка)

-Би Петрушка болохоб!

(Ну а петрушкой буду я!)

-А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра – его сцену. Я предлагаю вам проявить свои творческие способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка).

Петрушка:

Урдын урда сагта

Уужам дэлхэйн дулаанда

Ундэр хадын убэртэ

Набтар бэшэ

Ундэр гое гэрхэн байна

Харгы гарахатай адли

Гое гэртэ орохош

Гое гэрээ нааданда

Ойн амитад яарана.

Хулгана гуйжэ ябатараа

Гэрхэн харажархиба.

 

Появляется Мышка:

Танилсаял! Би Хулганаб!

Ой соо зайжа ябанаб.

Гэрхэн оортоо бэдэрнэб!

Оо яаhан гое гэрхэн бэ?

Хэн байрланаб энэ гэо соо?

Хэншье угыл?

Тиигэбэл би орожо байрлахам!

Петрушка: 

Нэгэ хэды саг унгэрэжэ

Баха hурэн бии болобо!

Лягушка: 

Би болдосог дээгуур hурэдэг бахаб!

Нухэды оортоо бэдэрнэб!

Яаhан гое гэрхэм бэ?

Энэ гэр соо орожо байрлахам!

Петрушка:

Ой соогуур дэбхэрэн

Энэ хэн ерэбэб?

Томгуйхэн шандаган гу?

Зайка:

Ямар гое гэрхэн бэ?

Хэн энэ гэртэ байдаг бэ?

Би орожо байрлахам!

Петрушка:

Гоехон гэрхэн соо Хулгана, Баха, Шандаган

Гурбан эбтээхэн байрлана.

Удэр, хоногууд унгэржэл байна.

Нэгэтэ мэхэтээхэн унэгэн зайжа ябатараа

Гое гэрхэ хараба.

Лиса:

Яаhан гое гэрхэн бэ?

Хэн энэ гое гэрхэн дархалаа гээшэб?

Гайхалтай энэ гэртэ хэн байрланаб?

Би таанадаар орожо байхам.

Петрушка:

Барбагар Баабгай  хадын убэртэ

Гоехон гэрхэн бии гэжэ мэдэжэрхибэ

Ой соогуур маяаг мааяг гэжэ

Гэрхэн хурэтэр ерэжэ

Ханынь шангаар тоншобо!

Медведь:

Би барбагар томо баабгайб!

Шангаар  бурхирхэ дуратайб!

Ямар гое гэрхэн бэ?

Хэн дархалааб энэ гэр?

Би орожо байрлахам!

Петрушка:

Нэгэтэ эрэ тахяа зайжа гараба!

Амандаа амтатайхан орооhо бэдэрнэ!

Обеорон гэхэдэнэнь гоехон гэрхэн зогсожо байна.

Петушок:

Яаhан гое гэрхэн бэ?

Хэн дархалажа шадааб энэ гое гэр?

Хэн энэ гэрхэ соо банаб?

Би орожо байрлахам!

Петрушка: 

Унэн гое гэрхэн лэ!

Харин ши орохогуйш!

Заабол маанадта оркестр дуда

Хатар дуугаа харуула.

          Петушок:

Дуу нааданай зэмсэг бии!

Хатар наадаяа харуулаял!

Манай ордон гэрхэн соо!

Шумовой оркестр «Тук тук хэн тоншоноб?»

Петрушка:

Халуун альгаа ташаялдаа!

Артистнарнай оролдоол!

Нэгэ бага алдаашье hаа!

Айлшадтаа доро дохинобди!

Онтохомнай дуурэбэ,

Шагнаhан хундэ баяртайбди!

- Давайте подведем итог нашей встреч.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет… Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном, (раздать лепестки ромашки), запишите на них свои мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединке на стенде. Мне будет очень приятно! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов Тема: "Релаксация как способ снятия психического напряжения"

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.Задачи:   Дать определение понятию релаксация;Познакомить педагогов со способами ...

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»   г. Прокопьевска Кемеровской области  Серге...

Мастер класс для родителей тема "Тряпичная кукла или счастье своими руками"

Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/Цель: познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать условия для...

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер класс для родителей. Тема: «Куклы из бабушкиного сундука»

Все мы родом из детства, так уж сложилось, что игрушки сопровождают человека с самого его рождения. И какова же роль игрушки, ее назначение?......