технологическая карта к занятию по патриотическому воспитанию "Чудеса в русской избе" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Ковшова Анна Николаевна

- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы.

 -Познакомить с традициями русского народа.

 -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.

-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, загадкам.     

-Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами.

-Обобщить знания детей о народных промыслах.

-Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору.

-Развивать интерес к старинным игрушкам. (Тряпичная кукла – оберег).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта32.54 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО воспитателя

Ковшова Анна Николаевна

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

Тема занятия

Чудеса в русской избе

Цель занятия

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;

Используемые технологии и методики

Используемые технологии: технологии познавательно-исследовательской деятельности 

  (Путешествие по «реке времени»  История    жилища и благоустройства.)

  1. Наглядные методы и приемы

Использование мультимедиа

  1. Словесные методы и приемы:

-Объяснение;

- Рассказ воспитателя;

-Ответы и вопросы;

-Самостоятельный поиск ответов

  1. Практические методы:

Игра, взаимодействие друг с другом диалогом.

задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

  1. -Познакомить детей с внутренним убранством русской избы.
  2. -Познакомить с традициями русского народа.
  3. -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.

 -развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, загадкам.

  1. -Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами.
  2. -Обобщить знания детей о народных промыслах.
  1. -Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору.
  2. -Развивать интерес к старинным игрушкам. (Тряпичная кукла – оберег).

Оборудование:

Интерактивная доска, конверт с карточками, волшебная палочка, сундук, оберег, соленое тесто, свеча, лучина, деревянные ложки, платки, бусы.

Планируемый результат:

Формирование навыков коллективного общения через индивидуальную работу, работу в паре, получение и обмен информации, информации из разных источников.

Структура занятия

План занятия, цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников, предполагаемые действия

Методы и приемы работы

I.Организационный этап (5 мин)

Адаптировать детей к деятельности, вызвать интерес к познанию окружающего мира

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сейчас мы с вами попадем в одно волшебное место. Чудеса там происходят! Да, и чтобы туда попасть, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяйте за мной:

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен, которые называли избой.

 - Кто-то строил большие избы, кто-то маленькие. Но обязательно в каждой избе должна была быть печь. Чаще народ строил себе избы небольшие. Натапливать такой дом, зимой в морозные дни было легче. (Показ фото с изображением избы)

Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как они работали и развлекались.

Постановка проблемы и мотивация детей:

Что нам нужно сделать, чтобы попасть  в прошлое?

Где же нам взять такую палочку?

Как нам его отыскать?

Давайте позовем его или поищем

Слышится стук, на экране появляется домовенок Кузя.

Он предлагает выполнить все задания взамен волшебной палочке.

Загадка:

Прячет бабушка там вещи:

Сапоги, кафтан, сюртук. Вы мне дружно все скажите. Этот шкаф зовут ….(сундук)

Кузя: Чтобы попасть в прошлое вам даю волшебную палочку, а чтобы узнать о прошлом много интересного вам поможет старинное письмо, но не все умеют читать и поэтому в нем лежит карта с заданиями, которые вы должны исполнить, а за это вы будете получать кусочек от пазла. Как только вы его соберете, узнаете, что вас ждет в конце вашего путешествия.

 Постановка детской цели: дети должны придумать заклинание для превращения.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Дети произносят заклинание.

Вот волшебный наш музей,

Заходи сюда скорей

И бери с собой друзей.

Двери открываются,

Сказка начинается!

Ответы детей: нужны волшебные заклинания, волшебная палочка…

 

Нужен волшебник……..

Нужно его позвать….

Появление сундука: дети от туда достают письмо и волшебную палочку.

Принятие цели. Произносят волшебные слова.

Методы, сопутствующие взаимосвязи различных видов деятельности: практический, наглядный, наглядно-слуховой.

II.основной этап (17 мин)

Активизировать познавательную деятельность, организовать деятельность воспитанников, направленную на создание игровой ситуации. Организовать межличностное взаимодействие.

Создавать игровую мотивационную ситуацию.

Воспитывать у детей желание участвовать , активизировать словарь детей по теме.

Организационная дискуссия.

Воспитатель предлагает высказаться всем о том, что изображено на карте, как поступить с ней, поможет ли она помочь нам в разрешении  и создании игровой ситуации.

Воспитатель объясняет детям, что путь до ориентиров, обозначенных на карте сопровождается игровыми моментами.  

Воспитатель предлагает детям подойти к первому ориентиру «картинка избы» (стол с раздаточным материалом)

Появление на экране интерактивной доски домовенка Кузи в русской избе.

Поиск информации на основе личного опыта. Добро пожаловать в нашу избу русскую. Перенеслись мы с вами лет так на 200 назад, когда наши предки еще не знали, что такое интернет. Когда жили в деревнях и строили для житья избы. А как вы думаете, друзья мои, из чего строили избы? Из дерева, конечно. Но не все деревья подходили для строительства. Какие же деревья использовалась в строительстве? 

Воспитатель: Топором рубили деревья, складывали из них бревна. Сначала делали сруб – основу избы. Затем уже клали бревна, создавая стены, прорубали дверь и окна. А в завершении делали самое главное – крышу, чтобы ни дождь, ни снег не смогли в дом пробраться.

Вот и изба готова.

 А кого первым запускали в дом? Кошку или курицу. 

Считалось, что эти животные чувствуют благоприятную энергетику дома, а также, отгоняют злых духов.

Давайте посмотрим вокруг. Что мы видим в нашей избе?

Обычно в избе была всего одна комната и называлась она горницей. А вот прихожую в избе называли сени.

Первое, что бросается в глаза – это печь белокаменная. Без печи изба не изба. Ведь печь была главной кормилицей в доме.

 Ребята, а как использовали печь?

Раньше люди верили, что на печи живет домовой – дух дома. Его не обижали, а наоборот, старались с ним подружиться, чтобы он охранял дом и не тревожил людей. Вот на нашей печи тоже живет домовенок Кузя. И любит он играть с гостями в разные игры. Вот и сейчас Кузьма хочет с вами в викторину поиграть. А ну-ка, поглядим, как хорошо вы сказки народные знаете.

Второй ориентир картинка «книга со сказками»

Физкультминутка: «Во кузнице»

(Девочки наряжаются в бусы и платки, мальчики рассматривают муз инструменты- ложки) под музыку играют и танцуют.

На экране появляется картинка избы зимним вечером.

-Сейчас зима. Зимой, мы знаем, дни короткие, а ночи длинные. Нам проще, мы включаем свет и делай, что хочешь!

 А как же людям приходилось без света обходиться?

- Чем бы вы занимались этими вечерами при свече?

- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину люди пользовались свечой (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду, начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Они собирались в большой комнате, которая называлась горницей. Люди, не только работали, но и водили хороводы, пели песни, рассказывали сказки и шутки – прибаутки.

Ребята, а вы все любите играть и у вас у каждого есть любимая игрушка?

Показываю детям тряпичную куклу (Оберег)

Третий ориентир картинка «изображение трудящегося человека»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Задание №1 Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы.

Полотенце – отмечают, что оно вышито.

Лапти, корзины - плетенные.

Коврик- вязаный.

Каравай- испечен в печи.  (1 пазл)

Ответы детей…

Ответы детей (кошка)

Ответы детей

 Задание № 2. Викторина по сказкам. 

  1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
    1) сороки-вороны
    2) 
    гуси-лебеди+
    3) утки-крякушки
  2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
    1) в барашка
    2)
    в козлёночка+
    3) в ягнёночка
  3. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
    1) 
    петух+
    2) гусь
    3) индюк
  4. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
    1) на деревянных
    2) 
    на курьих+
    3) на железных
  5. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
    1) «
    Волк и семеро козлят» +
    2) «Волк и три поросёнка
    3) «Ненасытный Волк»
  6. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
    1) редиску
    2) редьку
    3) 
    репку+
  7. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
    1) 
    вёдра+
    2) кастрюли
    3) чайники
  8. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
    1) 
    медведь+
    2) волк
    3) чудо-юдо                (2 пазл)

Свечи, лучины

Ответы детей.

Задание №3 «Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …(смело)

Кто(спешит)… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…(дела)

Без печи холодно, без хлеба…(голодно)

Не будет хлеба, не будет и…(обеда)

(3 пазл)

Методы, вызывающие эмоциональную активность: наглядно-слуховой, словесный, практический

Методы, вызывающие познавательную активность:

-ответы на вопросы, самостоятельный поиск ответов;

-создание проблемной ситуации;

Методы уточнения детских предложений:

-повторение

-беседа

-практический, наглядный, игровой, словесный

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-дидактическая игра;

-элементы новизны;

Практический:

-наглядно-слуховой

-показ слайдов;

Словесный:

-объяснение;

-повторение.

III. Заключительный этап (2-3 мин)

Совместное  подведение итогов. Предъявить индивидуальные достижения и общие итоговые. Формировать положительную самооценку.

Закрепление изученного.

 После этого дети собирают паззл-картинку «КАРАВАЙ».

Воспитатель: Ребята, Кузьма  вам обещал волшебство, а вот и оно!

Открывает сундук. Оттуда достают соленое тесто.

Создание творческого отчета.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Лепка куличиков из соленого теста для родителей.

Методы, повышающие познавательную активность:

-элементарный анализ, обобщение;

-ответы на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность:

-игра;

-элементы новизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие с колобком»

Цель: выявить знания детей, полученные в течении  учебного года по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эст...

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

технологическая карта к занятию по патриотическому воспитанию "Чудеса в русской избе" старшая группа

- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы. -Познакомить с традициями русского народа. -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.-развивать умение по...

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе «Русские богатыри»

Педагогические цели:Воспитывать любовь к своей родине, интерес к истории своей страны, чувство сопричастности культуре своего; воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус у детей.Формиров...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...