Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом,традициями семейских
проект (подготовительная группа)

Антонова Елена Викторовна

Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАРАЛДАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

ПРОЕКТ

«Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами»

 Составители: Богомазова Е.Т.

Антонова Е.В.  

 

С.Шаралдай

2022г.

Паспорт проекта.

         Авторы проекта: Богомазова Е.Т.,Антонова Е.В.

Участники: воспитанники, воспитатели, социальные партнёры (Шаралдайский Дом Культуры, Музей – усадьба «Семейское подворье», Центр старообрядческой культуры села Шаралдай) и родители

Вид проекта: познавательно – творческий.

Реализация проекта рассчитана на совместную и самостоятельную деятельность, организацию деятельности на прогулках, экскурсиях, на индивидуальную работу с детьми и работу с родителями и социумом

Тип проекта: долгосрочный

Актуальность.

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего.  Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своих детей и молодежи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет культуру, обычаи и традиции своего народа.

Инновация проекта:

- совершенствование системы работы по семейской народной культуре, при взаимодействии с социальными партнерами.

-инновационные подходы в НОД

Проблема: - низкий уровень знаний детей об истории, быте, традициях и обычаях семейских.

Гипотеза: 

формирование знаний и развитие интереса к культуре и традициям семейских будет эффективным при соблюдении следующих условий: - создание предметно- развивающей среды;

-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием традиционных и инновационных методов и приемов;

- привлечение к данной теме родителей и социальных партнёров.

Цель:

-  приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и быту семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами.

 Задачи: 

- познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

-  расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 

-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

- привлечь родителей и социальных партнёров в воспитательно - образовательный процесс.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, одеждой наших предков. Расширит представления о народных традициях, обычаях, обрядах. Приобщит детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).  

Принципы реализации:

Принцип историзма, согласно которому проект реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое (давным-давно было), настоящее (сейчас, в наши дни) и будущее (скоро будет).

Принцип гуманизации, предполагающий умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации, который заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе этнокультурного образования с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности, реализующийся в сотрудничестве с разными социальными партнерами в естественном включении краеведческого материала в основную образовательную программу ДОУ и на основе интеграции разных образовательных областей

 Принцип активности и самостоятельности, основанный на активном сотворчестве и сотрудничестве взрослых и детей:

Принцип наглядности, т.е. использование современных наглядных средств (презентации, клипы, слайд-шоу), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, согласно которому главная цель образования – ребенок, со своими особенностями, индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип успешности: дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности, основанный на воспитании у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми

Содержание проекта:

Работа с детьми:

непосредственно образовательная деятельность: беседы, заучивание стихов, чтение художественной литературы, экскурсии, развлечения и праздники.

 Работа с родителями:

беседы, родительские собрания в нетрадиционной форме, папки – передвижки, экскурсии.

Методы обучения:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театральные игры);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-практический (участие в праздниках, развлечениях, фестивалях, экскурсиях).

Этапы работы:

Этапы

Мероприятия

Ответственный

1.Подготовительный

1.Сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе и мини –музеи «Семейская изба».

2.Составление тематического планирования мероприятий.

воспитатель и родители

2. Практический.

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность

1. НОД с презентацией «История появления семейских в Забайкалье»

2. НОД с презентацией «Семейская изба»

3. НОД «Домовая роспись»

4. НОД «Семейское подворье»

5. НОД «Знакомство с семейским народным костюмом»

6. Беседа с детьми «Семейская кухня»

7.Беседа с детьми на тему: «Праздники семейских»

8. НОД «Семейские народные игры»

9. Беседа с детьми «Семейская речь»

Беседа с детьми «Семейские пословицы и поговорки»

3. Развлечение «Святки»

4. Праздник «Широкая Масленица»

5. НОД «Ознакомление детей с народным праздником «Сороки».

6.Экскурсия в музей «Семейское подворье»: Знакомство с предметами домашнего обихода, кухонной утвари и подворьем.

7.НОД «Осенние посиделки в Покров день».

8.Праздник «Святки»

9.Рассказы воспитателя

-о семейской печи;

о традициях семейского чаепития;

-о семейском сарафане;

-о деревянных ложках.

9. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, семейских народных игр.

10.Фестиваль «Пасхальная радость»

11.Ознакомлении детей с Православным праздником Пасха.

Художественно – эстетическое развитие.

1.Рисование -

Роспись: «Семейский сарафан», «Ставни», «Домовая роспись».

2. Аппликация: «Семейская изба»

3.Лепка: «Посуда»

4.Музыка: Разучивание частушек.

-Слушание сборника песен семейских

-Разучивание танца: «Субботея».

5.Развлечение: «Коляда, коляда».

Развивающие игры:

1.Дидактические, познавательные,

пальчиковые игры:

-Д/и «В семейской горнице»

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»

-Пальчиковая игра «Маланья»

2.Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

3. Подвижные игры:

-«Ручеек»

-«Салки»

-«Горелки»

-«Цепи кованные»

- «Муку сеем»

- «Золотые ворота»

Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-обереги)

- Физическое воспитание:

1. Спортивное развлечение:

-«Карусель народных игр»

«Здоровье»

2.Физминутки:

-«Пильщики»

-«Избушка бабы Яги»

Взаимодействие с семьей.

-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

-Изготовление декорации «Семейская изба».

-Сбор предметов для музея «Семейская изба».

Взаимодействие с социальными партнёрами.

Осенние посиделки на «Покров»

Праздник «Осенние Кузьминки»

Экскурсия в музей – усадьбу «Семейское подворье»

Экскурсия в Центр старообрядческой культуры имени И.К. Калашникова

Экскурсия в библиотеку «Золотые россыпи семейских»

Мероприятие в Шаралдайском Доме Культуры «Пасхальные забавы»

воспитатель

воспитатель

воспитатель (совместно со школой)

Коллектив детского сада

воспитатель

коллектив музея и Дома Культуры

воспитатель и коллектив музея – усадьбы «Семейское подворье»

воспитатель, коллектив Дома Культуры

коллектив детского сада, ученики Шаралдайской СОШ

воспитатель

 

воспитатель, коллектив Дома Культуры

воспитатель, коллектив детского сада и Дома Культуры

воспитатель, коллектив Дома Культуры

воспитатель

воспитатель

воспитатель  

воспитатель, коллектив Дома Культуры

воспитатель,

3.Заключительный.

 Презентация по проекту «Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами.»

воспитатель

Работа с детьми проводилась в несколько этапов. В первую очередь была собрана информация по данной теме и составлен план работы.

Совместно с родителями был создан мини - музей «Семейская изба», в котором собраны предметы быта семейских, а также макет русской печки и декорация «Семейская изба» К русской печке прилагаются сковородник, лопатка для хлеба, ухват и конечно же чугунок. Ну и какая же семейская изба без самопрялки и самовара. Экспонаты используются для проведения непрерывной образовательной деятельности, для различных мероприятий, и особенностью музея является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку (размещены на полках). Он может его не только рассматривать, но и трогать. Также для детей сшили семейские костюмы, для которых выбрали самые яркие ткани и ленты, ведь семейские костюмы были яркими и нарядными.

Для ознакомления старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием: плетением косичек и вязанию крючком, организована работа кружка «Разноцветные петельки». Благодаря кружковой работе развиваются художественно- творческие способности детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.

В совместной исследовательской и творческой деятельности, дети ознакомились с историей старообрядчества, узнали, кто такие «семейские», почему они получили такое название. Узнали от чего произошло слово «изба», как их строили, и какое было внутреннее убранство в избе, какие постройки были на семейском подворье, какими орудиями труда пользовались наши предки, какую одежду носили, как встречали гостей и чем угощали, и многое другое. Для закрепления пройденного материала вместе с детьми сочиняли сказки.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию, дети раскрашивали ставни, лепили посуду, рисовали по образцу, конструировали из строительного материала семейскую избу, изготовили аппликацию семейского сарафана, мастерили кукол.

На занятиях по физическому развитию дети познакомились с семейскими подвижными играми - «лапта», «капустка»); урожайными играми - «Пашем землю»; «Пахари и жнецы», «Бороним поле».  Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Данные игры не носят соревновательный характер, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх часто используются заклички, считалки, приговорки.

Хочется отметить, что для ознакомления и обучения детей мы использовали комплект учебных пособий, разработанных в рамках реализации проекта «Традиции Руси: сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия». Данные пособия красочно оформлены, в них размещены дидактические игры, загадки, что не маловажно для детей.

Но конечно главная работа проходила при взаимодействии с нашими социальными партнёрами – коллективами Дома культуры села Шаралдай,, на базе которого открыт Центр Старообрядческой культуры и музея - усадьбы «Семейское подворье» имени Исая Калистратовича Калашникова.

Благодаря нашему сотрудничеству дети принимали участие в районных фестивалях, в музыкальном конкурсе «Душа народная», участвовали в дистанционном районном конкурсе «Коляда, Коляда», в котором заняли 3 место.

Вместе с коллективом музея организовали экскурсию детей в музей – усадьбу «Семейское подворье», где дети с интересом слушали и рассматривали предметы быта, орудия труда, постройки. Ведь окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям ощутить себя частью великого народа. 

Была организована экскурсия в Центр старообрядческой культуры, дети узнали много интересного, после чего с ними поиграли в народные игры. Дети почувствовали себя частью семейской культуры.

Также нас пригласили в библиотеку, в Центр «Золотые россыпи семейских», в котором дети ознакомились с творчеством нашего земляка, писателя Исая Калистратовича Калашникова.

Совместно с коллективом Шаралдайского Дома Культуры провели итоговое мероприятие «Пасхальные забавы», в котором дети окунулись в атмосферу прошлого. Узнали, как наши предки праздновали «Пасху», играли в хороводные игры, катали яйца, участвовали в конкурсах. У детей осталась масса хороших впечатлений.

Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре своего народа.

Заключение

Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформировались нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся семейские народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.

В дальнейшем, я думаю, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.

Список литературы

1.Баженова С.В., «Домовая роспись семейских Забайкалья» - 2019.

2. Петрова Т.А., «История старообрядчества в рассказах, стихах и картинках», - 2019.

3.. Петрова Т.А., «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с семьёй» - 2019.

4.Петрова Т.А., «Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забпйкалья» - 2019.

Интернет - ресурсы

5.http://briop.ru/images/UMKsem/Программа_Родники.pdf

6.https://infourok.ru/primernaya-rabochaya-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoli-veraksa-3204849.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с бытом , традициями русского народа.»

             Конспект образовательной деятельности в средней группе  «Знакомство с бытом , традициями русского народаЗнакомство с Русской печью».Эт...

Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских»

Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских»...

Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.

laquo;Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,...

Презентация "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами»

В презентации представлена работа по ознакомлению с культурой, бытом и традициями семейских...