Культура и быт семейских Бурятии.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию с региональным компонентом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
«Культура и быт семейских Бурятии.»
В старше-подготовительной группе.
Подготовил: Никифорова О.Ю
2025 год.
Цель: формирование у воспитанников целостного представления о культуре семейских Бурятии, приобщение к традиционным ценностям семейской культуры, развитие духовно-нравственных качеств личности и основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Задачи:
- Расширение представлений о родном крае, Республике Бурятия, о людях, живущих в непосредственном национально-культурном окружении, их культуре, традициях и художественном творчестве.
- Формирование представлений о России, ее культурном многообразии, национальных ценностях.
- Расширение представлений о духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях традиций семейских (народные традиции , праздники, фольклор, легенды и придания), проживающих на территории республики Бурятия.
- Воспитание любви и уважения к культуре своей малой Родины и страны, основ патриотизма, чувства сопричастности к ее судьбе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста в какой стране мы живем? ( В России.) А как называется республика в которой мы живем? ( Бурятия) А село? (Бичура) А Бичура это какое село? (семейское) Конечно! Бичуру называют семейским селом. Как вы думаете почему? ( ответы детей)
Нашу Бичуру называют семейской потому что здесь живут семейские. А вот кто такие семейские, почему их так называют, как они сюда попали мы сегодня с вами и узнаем.
Включаем презентацию.
Воспитатель: Когда-то очень давно, наши предки жили очень далеко отсюда, в южных и центральных областях России. А огромные территории Сибири были пустыми, Проживали здесь только коренные жители, ссыльные и каторжане. Всех их надо было обеспечивать продовольствием, в первую очередь хлебом. Эту задачу Екатерина 2 возложила на старообрядцев. В Забайкалье они прибыли семьями, поэтому и получили название семейские.
С давних времен здесь жило коренное население: буряты, сойоты, эвенки. Они занимались охотой, скотоводством и рыболовством. Семейские же занялись земледелием. Между бурятами и семейскими сразу же установились теплые, дружеские отношения. Они помогали друг другу, семейские учили бурят земледелию, а буряты – скотоводству и охоте.
Семья в жизни каждого человека играет большую роль. У семейских всегда были очень большие и дружные семьи. Дети с большим уважением и почтением относились к дедушкам, бабушкам и родителям.
В большой семье трудились все: и старики, и дети.
Дед был главой семьи. Бабушка приглядывала за маленькими детьми. Мужчины работали в поле, женщины воспитывали детей, делали всю домашнюю работу. Детей с 6-7 лет начинали приучать к домашней работе.
Семейские строили большие и добротные дома из дерева. Дома украшали резьбой и художественным орнаментом. Ворота были сделаны тоже из дерева. Они были очень высокими, нарядными и назывались ворота «под кабаном». Сверху над воротами была крыша, которая защищала деревянную постройку от дождя.
Дом делился на две половины: избу и горницу. Изба внутри делилась на три части: передний угол, куть и запечье. Напротив печки и за печкой было место хозяйки и называлось «бабий куть». Здесь она готовила еду и хранила кухонную посуду. По диагонали от печи располагался передний угол («красный угол»). Здесь помещали божницу с иконами и лампадкой. Запечье – это место за печкой, где хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы.
Стены домов изнутри и потолок расписывали художественной росписью. Делали это мастерицы не кисточкой, а свернутой бумажкой или тряпочкой, или даже пальцем. На полу в доме стелили разноцветные коврики которые вязали деревянным крючком из длинных полос ткани.
Одежда у семейских подразделялась на молельную, будничную и праздничную. Будничная одежда семейских – это одежда, в которой они работали ежедневно. Она была темного цвета, чтобы не бояться испачкать во время работы. Но когда наступали праздники , тогда из сундуков доставались праздничные наряды. Они были яркими, разноцветными, блестящими.Любили семейские женщины украшения: запонки, янтарные бусы, бисерные повязки, украшения из перьев.
Воспитатель: Ребята подробнее о семейском костюме, а так же о народном творчестве семейских расскажет наша гостья, хранительница традиций семейских Бурятии, солистка ансамбля « Марина Викторовна Пантелеева.
Марина Викторовна: Семейский народный костюм состоит из следующих элементов: Кичка .рубаха, сарафан, запон.
Фольклор семейских Бурятии является частью русской фольклорной традиции. Жанры фольклора семейских: обрядовая поэзия, духовные стихи, протяжная многоголосная песня, колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, пестушки. Наиболее яркий жанр народного творчества семейских – обрядовая песня. И сегодня я хочу спеть для вас колыбельную.
Ребята, а для кого же пели колыбельные песни? ( ответы детей) Колыбельные пели для своих детей, а еще для своих детей изготавливали кукол из лоскутков .Назывались они «Пеленашки» и были предназначены оберегать ребенка от рождения до старости. Сегодня я вам предлагаю сделать таких кукол, которые будут вас оберегать.
Дети садятся за столы и делают кукол-пеленашек.
Воспитатель: Марина Викторовна, огромное спасибо за ваш рассказ, песню и конечно такую замечательную куклу. В ответ мы предлагаем вам сыграть с нами в народную игру « Домовой».
Игра «Домовой».
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Ребята хочу вам пожелать не забывать свою историю и поздравить вас с праздником великой масленицы и наступающим праздником белого месяца «Сагаалганом»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии
Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....

Республиканская научно-практическая конференция "Приобщение детей и школьников к культурно историческим традициям семейских Бурятии"
Организация духовно-нравственного воспитания и народно художественного на основе приобщения детей к культуре семейских Республики Бурятия,...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре семейских (Бурятии)
В вступление в силу Федерального государственного закона об образовании ФЗ- 273 от 29.12.2019, одним из направлений познавательного развития ФГОС ДО является этнокультурное воспитание детей дошкольног...

Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом,традициями семейских
Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских"...

Организация образовательной деятельности на основе приобщения детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских Республики Бурятия
Огромное желание педагогов и родителей сделать полноценной жизнь ребенка в детском саду помогло коллективу найти оптимальную модель содержания образования, что в конечном итоге помогло реализова...

Занятие в подготовительной группе "Культура и быт семейских Бурятии"
Статья о прошедшем открытом занятии по нравственно-патриотическому воспитанию "Культура и быт семейских Бурятии"....
