Карельские народные подвижные игры
картотека (старшая, подготовительная группа)
Игры посвящены циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karelskie_narodnye_igry.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека: «Карельские народные подвижные игры»
Детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с карельскими подвижными играми знакомят с историей родной страны, культурой, фольклором, приметами. Игры посвящены циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде.
Цель: Ознакомление с традициями и обычаями народов республики Карелия.
Задачи:
1. Совершенствовать двигательный опыт детей с использованием средств ближайшего природного и социального окружения; способствовать инициированию детьми творческого изменения условий выполнения основных движений, организации подвижных и спортивных игр, самостоятельно подбирая и используя игровое, спортивное оборудование.
2. Поддерживать интерес к видам спорта, бытующим в Карелии. Создавать условия для участия детей в этих видах спорта на прогулках, в ходе совместных спортивных, праздничных мероприятий.
3.Играть в знакомые и разучивать новые карельские, народные игры разной подвижности. Поощрять детей в стремлении к двигательной активности.
Водящего выбирают считалкой.
Считалка – это древнее заклинание, которое раньше позволяло распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать водящего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Тара – бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить, тебе водить!
Веркко да калат (сеть да рыбы).
Участники игры делятся на две команды. По жребию определяют кому быть «рыбой» кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть»- берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Ребятом известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой. Движется и ребячья «сеть»- круг колышется то вправо, то влево.
«Рыбы» как им положено заходят в «сеть»- внутрь круга. Побывав там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто-нибудь из команды «ловцов» кричит: «Веркко!» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «Ловцы» сразу же сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывающих рыб. Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разьеденить звенья «сети» и выскользнуть из неё. Кому- то это удается.
Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение.
Иногда кто-нибудь из команды «рыб», предчувствуя, что «сеть» вот-вот замкнется кричит: «Калат» («Рыбы!»). «Рыбы» стремглав бросаются из «сети».
Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб».
Вариант игры 2.
Играющим роль «сети» завязывают глаза и выводят в центр зала. Они широко расставляют ноги. Юркие рыбки пытаются проскользнуть между ног. Если им это удается, они переходят к другим «сетям». Застрявшие выбывают из игры.
«Сетям» разрешается зажать «рыбу» ногами и удерживать руками, а вот сходить с места нельзя. Если рыба изловчилась, потащила «сеть» за собой, та должна отпустить жертву и встать в исходное положение.
Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.
Яной да хука (Заяц и волк).
Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый заяц делает себе домик, защиту от «волка»- чертит вокруг себя круг. Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк- охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «заяц» старается удрать от него, если волк его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей- нибудь домик. Вдвоем там оставаться нельзя. Хозяин обязан «выскочить» на улицу. «Волк» продолжает уже погоню за ним. И так, пока кто- нибудь не попадет волку в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями и игра продолжается.
Варой пелдолла (Ворона на поле)
Выбирают водящего. Это - «хозяин», а все остальные – «вороны». На игровом поле чертят большой квадрат. «Хозяин» садится в центре его на корточки. «Вороны», как это бывает на настоящем поле, слетаются, начинают каркать: «Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз.
Наконец, «хозяин» просыпается и начинает гонять «ворон». Хитрые и проворные птицы, улетают за территорию квадрата. Там их трогать нельзя. Но вот какая-то из ворон зазевалась и «хозяин» успевает её поймать.
Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не отстоит засеянное поле и не переловит «ворон».
Сиди, сиди, Яша.
Кто-нибудь добровольно становится Яшей. Ему завязывают глаза и сажают в центре круга. Остальные берутся за руки и идут по кругу против часовой стрелки приговаривая:
Сиди, сиди, Яша
Ты - забава наша
Погрызи орешки
Для своей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три - лови.
После этих слов Яша вскакивает и все разбегаются. Яша старается кого-нибудь поймать. Пойманный становиться Яшей. Игра продолжается.
Уголок.
Популярная пудожская игра.
В игре участвуют пять человек. Определяют водящего, который тут же становится в центр избы. Остальные четверо располагаются по углам. Водящий говорит:
Бабушка - старушка,
Продай уголок-
Там пиво варят,
Тебя напоят.
Как только произнесено последнее слово, играющие быстро меняются местами. Кто останется без угла, тому и водить.
Бегуча (Бег).
Популярная вепсская игра. Участники парами становятся друг за другом, обычно девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. Впереди водящий. После его хлопка первая пара начинает бег, пробегает перед водящим, а затем устремляется в разные стороны до установленного в начале игры места. Водящий старается поймать кого-нибудь. Если поймает, они становятся последней парой, а оставшийся не пойманным - водящим.
Ко мне с кольцом.
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом в руке, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и поводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!». Все одновременно вскакивают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы, чтобы помешать обладателю кольца передать его обратно ведущему. Тот кому удалось отобрать кольцо (поймать предающего, становятся ведущим.
Догонялка.
Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:
Стерегу, стерегу овечку
По золотому колечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле.
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает становиться водящим.
Хиппа (Погоня).
В игре используется веревка, концы которой крепко связываются. Все берутся за веревку с внешней стороны и растягивают её, образуя круг. Водящий становится в центре. Его задача дотронуться руками до кого-нибудь из игроков, «запятнать». Но сделать это не так просто. Как только он приближается к кому-нибудь, тот отпускает веревку и отступает назад. Остальные натягивают веревку. Водящий бросается к другому игроку, в это время первый быстро хватается за веревку, давая возможность своему товарищу отпустить её и не дать себя «запятнать».
Тот, кого водящий, все- таки «запятнал», становится в центре. Игра продолжается.
Ляпки с мячом.
Игра начинается после обязательной считалки:
Раз, два, три, четыре-
Мы живем в одной квартире.
Раз, два, три, четыре, пять-
Ты иди искать!-
Выясняли кому водить. Потом становились в круг. Кто-нибудь из играющих сильно ударял мячом о землю. Мяч подскакивал вверх. Пока водящий ловил его, все разбегались. Поймав, наконец, мяч, водящий кричал: «Стой!». Все останавливались в позах, в каких их заставала эта команда. Водящий с места старался запятнать кого-нибудь из играющих.
Если мяч задевал игроков, водящий вновь бежал за ним, а все остальные устремлялись в противоположную сторону. Схватив мяч водящий снова кричал: «Стой!». Все застывали, как вкопанные, а водящий старался в кого-нибудь попасть. Если это удавалось, тот, в кого попадали мячом, бежал за ним, а все остальные, в том числе и водящий, разбегались врассыпную, пока их не настигала команда: «Стой!».
Никто не имел права двигаться, менять позу с того момента, как мяч оказывался в руках у водящего. В этой игре водящие быстро менялись ролями с играющими.
«Кислый» круг.
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к орбитру, в руках у которого зажаты две спички – короткая и подлиннее. Если капитану достается короткая спичка - его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих запятнать мячом стоящих в круге. Кого мяч коснется, тот выходит из игры. Играющие стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча, которая даёт право следующий меткий удар по мячу не засчитывать. Поэтому играющие стараются попасть по ногам или по спине играющим - так поймать мяч сложнее».
Как только начинается игра все приходит в беспрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому. Иногда может случиться так, что на счету играющих скапливается столько свечей, что отыграть их уже не возможно. Тогда оставляют круг «киснуть». Игра прекращается. Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
Перепалка.
Игра проводиться под веселую мелодию.
Разделиться на две группы. Одна садиться у одной стены, другая напротив. Один из игроков подход к игроку из другой группы кланяется и местами меняются. Так и «перелетают» игроки с места на место.
Кот Васька.
Один из играющих изображает кота Ваську, остальные - мышей. Васька ходит по кругу, мыши приговаривают:
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
А бежит- стрела,
Глазки закрываются,
Когти расправляются,
Зубы как игла.
Поступь еле слышная,
Хвост у Васьки пышный,
Не поймает - Вон!
Все разбегаются Васька ловит мышей. Пойманный становится котом. Игра продолжается.
Олень.
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Один из участников по жребию становится в середину круга. Он олень. Круг движется взад и вперед под песню, в которой к оленю обращаются со словами:
Уж ты, батюшка олень,
Отпусти меня на день
С утра до вечера.
Вот тебе хомут,
Вот тебе дуга,
Больше я тебе не слуга.
Составляющие круг разбегаются в разные стороны, а олень бросается за ними. Кого он поймает, тот становится оленем. Игра продолжается.
Круг - кружочек.
Все становятся в круг и, взявшись за руки, ходят и поют:
Круг - кружочек
Повернись разочек
Раз, два, три,
Повернись… (имя ребенка), ты!
Тот, чье имя назвали, поворачивается спиной к центру круга. Так по очереди поворачиваются все.
Царь-картошка.
Выбирается царь-картошка. Остальные договариваются, что они будут делать (например, копать землю лопатой.) Они подходят к царю - картошке и хором спрашивают: «Царь- картошка, прими нас на работу». Царь спрашивает: «А что вы умеете делать?»- «Мы не скажем, а покажем» (имитирую то движение, которое задумали). Царь должен догадаться, что они делают. Если он угадает, все убегают. Тот, кого он поймает, становится царем - картошкой. Если царь никого не поймает, становится ещё раз Царем - картошкой.
Белки-Куницы.
Выбирается водящий - это куница. Все остальные - белки.
На земле чертятся круги - это беличьи домики. Их может быть много. Белки прыгают из круга в круг. Куница не может ляпнуть белку, когда та находится в домике, а между домиков ляпать можно. Если ей удается поймать белку, то та становится куницей, а куница - белкой. Белке нельзя долго сидеть в домике.
Волк.
Выбирают волка. Остальные игроки - овцы. Овцы приходят к волку и говорят: «Позволь нам, царь, погулять в твоем лесу».- «Подите погуляйте, - да только не щиплите травку, а то мне не на чем будет спать». Овцы нарушают данное слово, начинают щипать травку, приговаривая:
Щиплем- щиплем травку
Зеленую муравку,
Бабушке - на рукавички,
Дедушке - на кафтанчик,
Серому волку - грязи на лопату.
Волк бросается на них, и тот, кого он поймает, заступает на его место.
Горелки.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди - водящий (горелка). Все нараспев произносят слова:
Гори- гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо,
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу-гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этого стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущим удается взять друг друга за руку, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Литература:
1. Народные игры Карелии/ Лит. Запись В. А. Панкова. - Петрозаводск: «Карелия», 1987.- 135 с. (В. В. Мальми. Народные игры Карелии)
2. Где цветок, там и медок/Сост., статья С. М. Лойтер. - Петрозаводск: КГПИ, 1993.- 112 с.: ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Карельские народные подвижные игры
В старину говорили: «Игра принимает всех&ra...
Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет молодым педагогам детского сада познавательно и интересно организовать и провести народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....