Конспект занятия "Карта России. Карта Сахалинской области"
план-конспект занятия (старшая группа)

Марина Александровна Новгородова

Цель: знакомство с картой России и картой Сахалинской области.

Задачи:

- познакомить детей с физической картой Сахалинской области (состав, географическое положение, рельеф);

- развивать внимание, мышление, навыки ориентирования на карте; речевое развитие – знакомство со словами: рельеф, топограф, море-суша;

- продолжить воспитывать любовь к родному краю.

Методы организации занятия: объяснение, демонстрация, задание (практическая работа).

 Форма проведения занятия: традиционная.

Материалы: «Письмо Волшебника» - конверт с картой и текстом, карта Российской Федерации (на слайде), карта Сахалинской области большая (на слайде), карта Сахалинской области малая 20 шт., карта южной части о. Сахалина - 10 шт., раскраска «Сахалинская область» - по количеству воспитанников 15-25 шт., цветные карандаши, цветные карточки для физминутки (голубая, коричневая, зеленая, белая), мультимедийный проектор, компьютер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный сахалинец»

Тема занятия:

«Карта России. Карта Сахалинской области»

Цель: знакомство с картой России и картой Сахалинской области.

Задачи:

- познакомить детей с физической картой Сахалинской области (состав, географическое положение, рельеф);

- развивать внимание, мышление, навыки ориентирования на карте; речевое развитие – знакомство со словами: рельеф, топограф, море-суша;

- продолжить воспитывать любовь к родному краю.

Методы организации занятия: объяснение, демонстрация, задание (практическая работа).

 Форма проведения занятия: традиционная.

Материалы: «Письмо Волшебника» - конверт с картой и текстом, карта Российской Федерации (на слайде), карта Сахалинской области большая (на слайде), карта Сахалинской области малая 20 шт., карта южной части о. Сахалина - 10 шт., раскраска «Сахалинская область» - по количеству воспитанников 15-25 шт., цветные карандаши, цветные карточки для физминутки (голубая, коричневая, зеленая, белая), мультимедийный проектор, компьютер.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(дети сидят на ковре, педагог заходит с письмом)

Педагог. Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила почтальона. Он передал вам письмо. Ребята, это письмо из волшебной страны. Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам волшебник. Недавно я был на встрече с волшебниками из других стран, и они мне подарили рисунок. Но никто не знает, что это за рисунок и как он называется. Помогите мне пожалуйста, узнать как он называется.»

Как вы думаете, как называется этот рисунок?

(Дети в процессе рассуждения приходят к выводу, это карта. Если это не удается, то можно задать наводящие вопросы).

Педагог: правильно, ребята, это карта! И сегодняшнее наше занятие будет посвящено изучению карты. Мы узнаем сами и поможем узнать волшебнику, что такое карта, познакомимся с картой России и картой Сахалинской области. А ещё мы сегодня с вами сами изготовим карту нашего родного края. Вперед!

(дети садятся за столы, где для каждого подготовлена карта Сахалинской области)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагог. Так что же такое карта? Для чего она нужна? Карта-это уменьшенное изображение какой-либо местности. Карты нужны, для того, чтобы можно было узнать, где находится тот или иной город, страна, остров или море. Карты используют путешественники, капитаны кораблей. Даже жителю города может понадобиться карта, чтобы найти незнакомую улицу. Так что же представляет собой карта? Из чего она сделана? какая она, что на ней можно найти? (Карта нарисована на бумаге. Она красочная, большая, цветная. На карте можно найти горы, на ней есть реки, моря и океаны.)

Педагог: Правильно, на карте можно увидеть всю нашу страну (показывает карту Российской Федерации) – посмотрите какая она большая, и весь наш замечательный родной остров Сахалин (показывает карту Сахалинской области). Сахалинская область состоит из о. Сахалин и Курильских островов.

Эта карта (показывает) называется физической. На этой карте обозначают рельеф местности. Что такое рельеф? Это новое для вас слово. Повторите и запомните. (Дети все вместе повторяют слово – рельеф, затем индивидуально 2-3 человека) Рельеф - горы, равнины, реки, озера, моря. Все эти рельефы обозначены определенным цветом.

(Дети вместе с педагогом находят на карте рельефы). Горы и сопки обозначаются коричневым цветом и знаком      . Чем темнее цвет, тем выше горы. Леса, равнины, луга обозначены зеленым цветом и знаком https://i.stack.imgur.com/U1b98.png . А какого цвета на карте больше всего, и мы о нем не сказали? Что это? 

Дети: Это цвета синий и голубой. Это реки, озера, моря и океаны. Они обозначаются знаком https://mir-logiki.ru/wp-content/uploads/9/f/e/9fe519f0e72ed1652c6115b61771e462.png.

Педагог: Правильно, на карте больше всего голубого цвета, потому что вода занимает очень большую территорию на карте Сахалинской области, так как наши острова омываются морем. Остальное-суша. (Дети повторяют новые слова: "Море, суша"). А сейчас я вам предлагаю поиграть. (Дети выходят на ковер)

Проводится физкультурная под музыку «Морские жители».

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились! (дети садятся за столы)

Практическая работа: А теперь подошло время, превратиться нам с вами в художников. Но мы будем не просто художниками, мы станем топографами. Топографы - это люди, которые создают карты. Сейчас я вам раздам маленькие портретики Сахалинской области, рассмотрите его хорошенько. Обратите внимание, что на них совсем нет цветов. Сейчас мы вместе превратим эти портретики в настоящие «карты».

Сначала превратите черные волнистые полоски на карте в реки (показывает) – р. Поронай и р. Тымь, море (показывает) – Охотское море вокруг островов также будет голубым. (Дети раскрашивают реки и море в голубой цвет)

Попробуйте раскрасить остальную территорию нашей области по знакам на картинке. Карандаши, какого цвета вам понадобятся? (Ответы детей.)

Что и каким цветом будете раскрашивать? (Ответы детей)

Коричневым - сопки, они расположены в центральной и нижней (южной) части острова, на Курильских островах тоже много сопок.

зелёным - равнины, они расположены в верхней (северной) части острова. Реки, море и другие водоемы мы раскрашиваем голубым цветом. (Раскрашивают)

Какие стали цветными и красивыми портретики нашей области!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ        

Ребята! Вы такие молодцы! Помогли ответить на вопрос Волшебника. Я обязательно напишу ему ответ – Карта.

Рефлексия.

Педагог: Расскажите мне ребята:

Что вы сегодня нового узнали?

С чем познакомились?

Что вам понравилось?

(Педагог благодарит детей за активное участие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Ди

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков» Образовательные области: Социализация, коммуникация, познан...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Сценарий развлечения в 1-й младшей группе «Колобок для Сережи» - день рож

Сценарий развлечения в 1-й младшей группе «Колобок для Сережи» - день рождения Сережи по сказке «Колобок».Оборудование:Письмо, ширма, игрушки для показа кукольного театра &nda...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Памятный знак Губернатора Сахалинской области "За вклад в развитие Сахалинской области"

quot;За вклад в развитие Сахалинской области" в честь 75-летия Сахалинской области....

Конспект интегрированного занятия "Дикие животные Сахалинской области" в старшей группе

Конспект интегрированного занятия  Цели:-пополнение словарного запаса по теме» Дикие животные Сахалина», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательно...

Конспект занятия "Лекарственные растения Сахалинской области"

Тема занятия:«Лекарственные растения Сахалинской области»Цель: познакомить детей с основными лекарственными видами растений Сахалинской области и их значением для человека.Задачи:- изучить...