Саха норуотун оонньуулара уонна оонньуурдара
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей. Якутские национальные игры и игрушки
Игрушка « Мас о5ус» (бык) детская игрушка « Мас ат » (деревянная лошадь) Игра « Хаамыска » (кубики)
игрушка « Куугунэй » ( жужжалка ) музыкальная игрушка « Чычыгыныыр » (пищалка)
Деревянные коровы
Стрельба в цель с кружением ( Салгыдый ) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры . Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.
Соколиный бой (Мохсо5ол охсу h уута ) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры . Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.
Сокол и лиса ( Мохсо 5 ол уонна са h ыл ) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры . Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Летящий диск ( Тэлэрик ) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры . Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.
Перетягивание на палках ( Мас тарды h ыыта ) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры . Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
Один лишний ( Биир ордук ) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры . Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.
Якутские национальные игры имеют многовековую историю. Они передавались из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают интерес к народному творчеству. Настольные игры ( хабылык , хаамыска , тыксаан , тырыынка ) – это проверка на ловкость, силу, выносливость. Они способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации детей.
Игра « Хаамыска » (кубики) Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них. 1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную. 2 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную. 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот. 4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска . Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной. 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании.
Игра « Тырыынка » - «Лучинка » Игроков может быть двое или несколько. Игрок, зажав тырыынки в ладонь, опускают руку на стол и резко разжимают ладонь. Упавший отдельно он забирает в себе. Верхний из лежащих друг на друге можно с помощью одной тырыынки отсоединить от других. Условия: не сдвинуть соседнюю. В противном случае игра переходить к другому. Играют до последней тырыынки .
Игра « Хабылык » - «Лучинки» Участник , держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык . До 25-ти ловится только по одному хабылык . Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык , участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.
Игра « Тыксаан » - «Щелчки » Тыксаан делают из тальника одинакового размера. Играют поочередно несколько человек. Все тыксааны собирают в ладонь и рассыпают их на стол. Это действие называется « кутуу ». Рассыпаются по разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга, стоймя. Если два тыксаана легли друг на друга тыльной или внутренней стороной, стоймя, играющий забирает их к себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксааны лежащими в таком же положении, обратной стороной – такими же. Если попадает в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксаан и продолжает игру. В противном случае игра переходить к другому. Следующий игрок делает « кутуу » заново. Игра продолжается до тех пор пока не закончатся тыксааны . В конце игры у кого больше тыксаанов , тот побеждает.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тулалыыр эйгэҕэ уонна тыл сайдыытыгар дьарык конспега
4-5 саастаах оҕолорго...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-464098-1587637198.jpg)
О5о уонна киьи
Киһиэхэ олоххо бэриллэр араас кэрэ түгэннэртэн, сырдык иэйиилэртэн, саамай умнуллубат истиҥ, кэрэ кэмнэртэн мэник-тэник, ойор-тэбэр умнуллубат дьоллоох оҕо сааһа буолар. Бу кэмтэн кырачаан киһи араас ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-825073-1475571414.jpg)
оруоллаах оонньуулар кемелерунэн о5о5о идэлэр тустарынан билиилэрин хацатыы, бодоруьа уерэтии
Билинни уйэ5э о5о оскуола5а киирэригэр бэйэтин сааьыгар сеп тубэьэр билиилээх, толкуйдуур дьо5ура сайдыбыт, тыла-еье ыраас, хомо5ой буолара ирдэнэр. Бу сайдыылаах кэмнэ о5о билиини-ке...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1119664-1551280009.jpg)
Саха оьуохайын этиитин уонна ункуутун нецуе чел туруктаах о5ону иитии.
Чѳмчуук саастаах оҕону иитэргэ норуот уйэлэргэ айбыт, үѳскэппит уран фольклорун – оьуохайы бары ѳттүнэн үѳрэтэри коҕулээн чѳл туруктаах, чиӊ доруобуйала...
Саха норуотун хамсаныылаах оонньууларыгар олоҕурбут, эти хааны сайыннарар аралдьытыылар сценарийдара.
Оҕону эт- хаан өттүнэн сайыннарыыга, билии - көрүү өттүнэн сайдыытыгар өбүгэ оонньууларын иллэҥ кэмҥэ эрэ буолбакка, дьарык уонна аралдьытыы быһыытынан киллэриэххэ сөп....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1449300-1674002037.jpg)
Сана дьыллаа5ы сценарий «Оонньуурдар Сана дьылы керселлер»
Сана дьыллаа5ы сценарий «Оонньуурдар Сана дьылы керселлер»...