методическое пособие Лэпбук «Народный быт»
методическая разработка (средняя группа)

Ковалева Нина Николаевна

методическое пособие

Лэпбук «Народный быт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_kovaleva.docx438.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 "Улыбка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

методическое пособие

Лэпбук «Народный быт»

Выполнила: воспитатель МКДОУ №1 «Улыбка»,

Нина Николаевна Ковалева

ЗАТО п. Солнечный

2023г.

Аннотация

Описание: Методическое пособие Лэпбук «Народный быт» представляет собой комплекс дидактических игр, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами.

Особенностью пособия является интеграция различных видов детской

деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой.

Данное методическое пособие может применяться в дошкольных учреждениях любого вида.

                     

Содержание

Введение………………………………………………..…….........................4

Теоретическая часть…………………………………………........................6

Практическая часть…………………………………………….....................8

Дидактическая часть……………………………………………………….10

Заключение………………………………………………..…......................14

Список используемых источников …………………………………….....15

Введение

Социокультурные изменения в современном обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач в развитии дошкольного образования.

Немаловажной и  актуальной стала проблема становления гражданственности и пробуждения патриотических чувств детей дошкольного возраста.

Динамизм современной жизни, глобализация мышления, недостаток межнациональной толерантности актуализировали обращение к историческим истокам развития каждой страны и подчеркнули необходимость раннего погружения в национальные особенности мира своего народа. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Актуальность использования данной методической разработки заключается в том, что в наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. У детей исключительно мал и примитивен словарный запас. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов.

Специфика данного пособия позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, что обеспечивает психологический комфорт в группе, оптимальное взаимодействие с детьми в процессе организации занятий, совместной и самостоятельной деятельности. Ребенок – активный участник, инициатор, в осмыслении его содержания, задача педагога - поддержать его самостоятельность в проявлении познавательной активности, способствовать развитию исследовательской, созидательной деятельности, успешности каждого ребенка.

Ведущим методом работы с детьми является игра, где в непосредственной атмосфере дети приобщаются к истории родной страны.

Цель: приобщить детей к истокам русской народной культуры, формировать духовно-нравственные и патриотические качества подрастающего поколения.

Задачи:

- повысить интерес к истории своего народа;

 - расширить знания детей о народных ремеслах;

- способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей;

- расширить представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах;

- воспитывать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;

- воспитывать чувства гордости за свой народ.

Теоретическая часть

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед нами, педагогами, встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини- 5 книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Использование в своей работе дидактического пособия лепбука (книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему) - это отличный способ закрепить определенную тему с воспитанниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В лэпбуке собраны материалы о всевозможных предметах народного быта и хозяйственной утвари в Древней Руси в картинках: ухваты и чугунки, прялки и туески, лучины, кадки, кринки, коромысла, рукомойники... Всё то, что в старину было неотъемлемой частью жизни, как селян, так и горожан на Руси.

Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям, развитие воображения логического и творческого мышления, речи, памяти, расширение кругозора.

Содержит:

- Игра на липучках «Предметы старинного народного быта»;
- Игра «Собери картинку»;
- Раскраски "Русская роспись";
- Картотека «Предметы народного быта»;
- Пословицы;
- Загадки.

Данный лэпбук представляет собой книжку - раскладушку, состоящую из обложек и 4-ех страниц, причем задняя обложка так же содержит дидактический материал. Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука.

В лэпбуке «Народный быт» сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Важным источником развития детской речи и её выразительности являются произведения русского народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, и т.д.). В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Все это подвело меня к созданию лэпбука «Народный быт».

Новизна данной методической разработки заключается в том, что, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, и через игру создать условия, при которых сам ребенок становится активным участником своего образования.

Практическая часть

Лэпбук «Народный быт» содержит практический материал для проведения занятий, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Данная методическая разработка представляет интерес не только педагогам, но и родителям воспитанников.

Лэпбук «Народный быт» представляет с собой книжку-раскладушку, на страницах которой расположены познавательные кармашки с практическим материалом.

Кармашек «Предметы народного быта» содержит 12 картинок с изображением домашней утвари с подробным описанием. Карточки служат для обогащения словарного запаса, а также развития речи воспитанников. Ребенок самостоятельно может рассказать о предмете, для чего он нужен, и как им пользуются.

Кармашек «Липучки» служит для развития мелкой моторики детей, способствует развитию зрительного восприятия предметов. Ребенок на картинке находит предмет быта и наклеивает «липучку» на соответствующий предмет.

Кармашек «Собери картинку». В данном кармане, находятся фрагменты изображения русской печки и обеденного стола с утварью. Детям необходимо из частей собрать целое изображение. Данное задание способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и т.д.

Кармашек «Раскраски» представляет собой 5 черно-белых картинок, с изображением избы, ведра с коромыслом, русской печки, самовара, лукошка, которые дети раскрашивают цветными карандашами или фломастерами. Они знакомят детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней. Кроме того, в процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.

Кармашек «Пословицы» включает в себя 6 карточек с изображением 5 пословиц про семью, пословицы, дружбу, правду и ложь, учебу, Родину и т.д.

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствует формированию воображения у детей. Пословицы, приведённые в лэпбуке, оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, так как в них имеется скрытый смысл, который необходимо понять детям.

Кармашек «Загадки о предметах быта» включает в себя 6 карточек по 2 загадки. Взрослый загадывает детям загадки в начале образовательной деятельности, различных наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Также загадки можно использовать как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме.

Ожидаемые результаты применения данной методической разработки:

С помощью лэпбука «Народный быт» у детей сформируется интерес и чувство уважения к культуре и традициям родного народа. Дети начнут активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя приобретут и закрепят знания о русских традициях и культуре. Значительно повысится уровень речевой активности: заучивание пословиц, поговорок, загадок. Также у детей сформируется такое качество личности, как самостоятельность. Изучаемый материал будет активно использоваться детьми в повседневной жизни.

Заключение

 В результате использования лэпбука «Народный быт» у детей значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Эти качества личности являются важными компонентами готовности ребёнка к школе. Лэпбук отличный помощник в работе педагогов. Лэпбук создан с целью расширения знания детей о русском быте. Также, следует отметить, что он очень удобный, так как большое количество материала находится в одной папке. Такая необычная подача информации привлекает внимание ребенка, и он еще не раз возвращается к папке, чтобы полистать ее странички и поиграть ими, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Следует отметить полифункциональный характер лэпбука. Он может рассматриваться как одна из форм обучения, так и средство общения взрослого. Полезен не только воспитателям, но и родителям. Может применяться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

Список использованной литературы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. доп._СПб: ООО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.

2. Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 2005.

3. Сельванюк М. И., Дубинская К. "Русское народное прикладное искусство." М.: "Феникс", 2009.

4. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России: учебник. М., 2005

Интернет-ресурсы: http://www.poslovitza.ru/pro-predmety-russkogo-byta.html https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-predmetah-byta.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Лэпбук на тему: «Времена года. Весна».

В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан первый пробный лэпбук по теме «Времена года.  Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук явля...

Учебно – методическое пособие «Лэпбук – лето».

Лэпбук – одна из форм совместной деятельности детей и взрослых. его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста ( материал можно пополнять в зависимости от возраста детей), обеспеч...

Методическое пособие - Лэпбук.

В переводе с английского - Лэпбук " это книга на коленях", тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация. В совместной деятельности с детьми мы изготовили лэпбуки ...

Учебно-методическое пособие " Лэпбук для развития математических способностей у детей пятого года жизни " Посчитаем- поиграем""

Лэпбук «Посчитаем - поиграем»В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности нач...

Паспорт методического пособия Лэпбука «Русская народная тряпичная кукла»

laquo;Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,и дети перестали бы походить на родителей,и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».А. Д. Синявский...

Дидактическое пособие "Лэпбук Народный костюм"

Описаниедидактического пособия«Лэпбук Народный костюм»  ПредисловиеРусский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно в крестьянской с...

Дидактическое пособие «Лэпбук «Народные промыслы»

Лэпбук является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавател...