методическое пособие Лэпбук «Народный быт»
методическая разработка (средняя группа)
методическое пособие
Лэпбук «Народный быт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 438.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 "Улыбка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей ЗАТО п. Солнечный Красноярского края
методическое пособие
Лэпбук «Народный быт»
Выполнила: воспитатель МКДОУ №1 «Улыбка»,
Нина Николаевна Ковалева
ЗАТО п. Солнечный
2023г.
Аннотация
Описание: Методическое пособие Лэпбук «Народный быт» представляет собой комплекс дидактических игр, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами.
Особенностью пособия является интеграция различных видов детской
деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой.
Данное методическое пособие может применяться в дошкольных учреждениях любого вида.
Содержание
Введение………………………………………………..…….........................4
Теоретическая часть…………………………………………........................6
Практическая часть…………………………………………….....................8
Дидактическая часть……………………………………………………….10
Заключение………………………………………………..…......................14
Список используемых источников …………………………………….....15
Введение
Социокультурные изменения в современном обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач в развитии дошкольного образования.
Немаловажной и актуальной стала проблема становления гражданственности и пробуждения патриотических чувств детей дошкольного возраста.
Динамизм современной жизни, глобализация мышления, недостаток межнациональной толерантности актуализировали обращение к историческим истокам развития каждой страны и подчеркнули необходимость раннего погружения в национальные особенности мира своего народа. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Актуальность использования данной методической разработки заключается в том, что в наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. У детей исключительно мал и примитивен словарный запас. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Специфика данного пособия позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, что обеспечивает психологический комфорт в группе, оптимальное взаимодействие с детьми в процессе организации занятий, совместной и самостоятельной деятельности. Ребенок – активный участник, инициатор, в осмыслении его содержания, задача педагога - поддержать его самостоятельность в проявлении познавательной активности, способствовать развитию исследовательской, созидательной деятельности, успешности каждого ребенка.
Ведущим методом работы с детьми является игра, где в непосредственной атмосфере дети приобщаются к истории родной страны.
Цель: приобщить детей к истокам русской народной культуры, формировать духовно-нравственные и патриотические качества подрастающего поколения.
Задачи:
- повысить интерес к истории своего народа;
- расширить знания детей о народных ремеслах;
- способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей;
- расширить представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах;
- воспитывать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
- воспитывать чувства гордости за свой народ.
Теоретическая часть
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед нами, педагогами, встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини- 5 книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Использование в своей работе дидактического пособия лепбука (книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему) - это отличный способ закрепить определенную тему с воспитанниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В лэпбуке собраны материалы о всевозможных предметах народного быта и хозяйственной утвари в Древней Руси в картинках: ухваты и чугунки, прялки и туески, лучины, кадки, кринки, коромысла, рукомойники... Всё то, что в старину было неотъемлемой частью жизни, как селян, так и горожан на Руси.
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям, развитие воображения логического и творческого мышления, речи, памяти, расширение кругозора.
Содержит:
- Игра на липучках «Предметы старинного народного быта»;
- Игра «Собери картинку»;
- Раскраски "Русская роспись";
- Картотека «Предметы народного быта»;
- Пословицы;
- Загадки.
Данный лэпбук представляет собой книжку - раскладушку, состоящую из обложек и 4-ех страниц, причем задняя обложка так же содержит дидактический материал. Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука.
В лэпбуке «Народный быт» сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Важным источником развития детской речи и её выразительности являются произведения русского народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, и т.д.). В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Все это подвело меня к созданию лэпбука «Народный быт».
Новизна данной методической разработки заключается в том, что, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, и через игру создать условия, при которых сам ребенок становится активным участником своего образования.
Практическая часть
Лэпбук «Народный быт» содержит практический материал для проведения занятий, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Данная методическая разработка представляет интерес не только педагогам, но и родителям воспитанников.
Лэпбук «Народный быт» представляет с собой книжку-раскладушку, на страницах которой расположены познавательные кармашки с практическим материалом.
Кармашек «Предметы народного быта» содержит 12 картинок с изображением домашней утвари с подробным описанием. Карточки служат для обогащения словарного запаса, а также развития речи воспитанников. Ребенок самостоятельно может рассказать о предмете, для чего он нужен, и как им пользуются.
Кармашек «Липучки» служит для развития мелкой моторики детей, способствует развитию зрительного восприятия предметов. Ребенок на картинке находит предмет быта и наклеивает «липучку» на соответствующий предмет.
Кармашек «Собери картинку». В данном кармане, находятся фрагменты изображения русской печки и обеденного стола с утварью. Детям необходимо из частей собрать целое изображение. Данное задание способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и т.д.
Кармашек «Раскраски» представляет собой 5 черно-белых картинок, с изображением избы, ведра с коромыслом, русской печки, самовара, лукошка, которые дети раскрашивают цветными карандашами или фломастерами. Они знакомят детей с образными выражениями русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней. Кроме того, в процессе раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев.
Кармашек «Пословицы» включает в себя 6 карточек с изображением 5 пословиц про семью, пословицы, дружбу, правду и ложь, учебу, Родину и т.д.
Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствует формированию воображения у детей. Пословицы, приведённые в лэпбуке, оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, так как в них имеется скрытый смысл, который необходимо понять детям.
Кармашек «Загадки о предметах быта» включает в себя 6 карточек по 2 загадки. Взрослый загадывает детям загадки в начале образовательной деятельности, различных наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Также загадки можно использовать как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме.
Ожидаемые результаты применения данной методической разработки:
С помощью лэпбука «Народный быт» у детей сформируется интерес и чувство уважения к культуре и традициям родного народа. Дети начнут активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя приобретут и закрепят знания о русских традициях и культуре. Значительно повысится уровень речевой активности: заучивание пословиц, поговорок, загадок. Также у детей сформируется такое качество личности, как самостоятельность. Изучаемый материал будет активно использоваться детьми в повседневной жизни.
Заключение
В результате использования лэпбука «Народный быт» у детей значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Эти качества личности являются важными компонентами готовности ребёнка к школе. Лэпбук отличный помощник в работе педагогов. Лэпбук создан с целью расширения знания детей о русском быте. Также, следует отметить, что он очень удобный, так как большое количество материала находится в одной папке. Такая необычная подача информации привлекает внимание ребенка, и он еще не раз возвращается к папке, чтобы полистать ее странички и поиграть ими, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Следует отметить полифункциональный характер лэпбука. Он может рассматриваться как одна из форм обучения, так и средство общения взрослого. Полезен не только воспитателям, но и родителям. Может применяться не только в детском саду, но и в домашних условиях.
Список использованной литературы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. доп._СПб: ООО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.
2. Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 2005.
3. Сельванюк М. И., Дубинская К. "Русское народное прикладное искусство." М.: "Феникс", 2009.
4. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России: учебник. М., 2005
Интернет-ресурсы: http://www.poslovitza.ru/pro-predmety-russkogo-byta.html https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-predmetah-byta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-801611-1575681856.jpg)
Методическое пособие Лэпбук на тему: «Времена года. Весна».
В рамках тематической недели «Весна пришла» мной был разработан первый пробный лэпбук по теме «Времена года. Весна». Создавать эту папку оказалось очень интересно, увлекательно. Ведь лэпбук явля...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-797972-1466265686.jpg)
Учебно – методическое пособие «Лэпбук – лето».
Лэпбук – одна из форм совместной деятельности детей и взрослых. его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста ( материал можно пополнять в зависимости от возраста детей), обеспеч...
Методическое пособие - Лэпбук.
В переводе с английского - Лэпбук " это книга на коленях", тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация. В совместной деятельности с детьми мы изготовили лэпбуки ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-957724-1507795158.jpg)
Учебно-методическое пособие " Лэпбук для развития математических способностей у детей пятого года жизни " Посчитаем- поиграем""
Лэпбук «Посчитаем - поиграем»В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности нач...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/24/picture-1251805-1590303219.jpg)
Паспорт методического пособия Лэпбука «Русская народная тряпичная кукла»
laquo;Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,и дети перестали бы походить на родителей,и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».А. Д. Синявский...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/13/picture-1242599-1600011763.jpg)
Дидактическое пособие "Лэпбук Народный костюм"
Описаниедидактического пособия«Лэпбук Народный костюм» ПредисловиеРусский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно в крестьянской с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/15/picture-1326501-1642232202.jpg)
Дидактическое пособие «Лэпбук «Народные промыслы»
Лэпбук является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавател...
- Мне нравится (1)