Открытое занятие «Буряад угалзанууд – Бурятские узоры» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Будеева Цыпилма Дугаровна

Конспект НОД в средней группе по теме «Буряад угалзанууд – Бурятские узоры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_teme.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по теме «Буряад угалзанууд – Бурятские узоры»

Воспитатель Будеева Ц.Д.
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные:

- продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;

- учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;
Развивающие:

-развивать творческие способности детей;
Воспитывающие:

-воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
4) Дидактическая игра «Найди пару».

Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», линия круга.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка - бээлэй.
Ход занятия:
Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.
Воспитатель: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.
Воспитатель: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.

Воспитатель: Что мне с ней делать? Придумала! Давайте поиграем в игру.

Проводится бурятская игра «Бээлэй». В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.

I основная часть:

Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок.  Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.

Воспитатель: Сундучок волшебный наш,  помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!

Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).

Воспитатель: Что нам с этим делать?

Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.

II основная часть:

Раздается стук в дверь.  Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку.  На экране - презентация.

Показ иллюстраций с бурятским орнаментом.

Воспитатель: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)

У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)

Узор по-бурятски звучит так -  «угалза».

Воспитатель: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента  бурятского орнамента. (Показ слайдов)

«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)

Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).

Воспитатель: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.

Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.

Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.

Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

Физминутка:

Солнышко

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Воспитатель: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.

Практическая часть:

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.

В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.

После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.

Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.

III заключительная часть:

Анализ, подведение итогов

После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.

Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.

Воспитатель: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.

- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?

(Ответы детей).

Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что- то ищет.

Дедушка: Сайн байна! Дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?

Дети и воспитатель: Сайн байна дедушка! Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены, что она твоя.

Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором).

Вопросы детей. Ответы дедушки.

Воспитатель: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).

Ответы дедушки.

Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.

Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает). А теперь опустите руки в рукавичку, достаньте то, что лежит там. (Дети достают конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности всредней группе на тему "История одного растения".

МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....

Конспект открытого занятия по ИЗО "Зимние узоры" в старшей группе

Конспект открытого занятия по ИЗО, технические приемы граттажа....

Конспект НОД в старшей группе по лепке «Элементы бурятского узора» (пластилинография)

Конспект НОД предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений с использованием образовательной технологии «Ситуация» всредней группе №2 «Пчёлки» Тема: «Путешествие к героям сказки «Теремок»»

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений  с использованием образовательной технологии «Ситуация» вср...

Конспект занятия по развитию речи всредней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук р, рь» Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р, рь (и...

Занятие по художественному эстетическому развитию в старшей группе. Тема «Элементы бурятского узора» (пластилинография)

Конспект НОД в старшей группе по лепке«Элементы бурятского узора» (пластилинография) Цель: познакомить детей с культурой бурятского народа, помочь увидеть красоту и неповторимост...

Лепка в старшей группе «Элементы бурятского узора» (пластилинография)

Лепка в старшей группе«Элементы бурятского узора» (пластилинография)Цель: познакомить детей с культурой бурятского народа, помочь увидеть красоту и неповторимость бурятского узора. Воспиты...