Конспект занятия по развитию речи всредней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Никулина Инна Вячеславовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук р, рь»

 

Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р, рь (изолированно, в чистоговорках, в словах).

Задачи:

-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие

Предварительная работа: беседа, игра, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой Р,РЬ, артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок, чтение книги Эдуард Успенский — Крокодил Гена и его друзья.

Оборудование: презентация, машинки большая и маленькая.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе на тему:

«Звуковая культура речи:

 звук р, рь»

Подготовила: Никулина И. В.

Тема: «Звуковая культура речи: звук р, рь»

Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р, рь (изолированно, в чистоговорках, в словах).

Задачи:

-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие

Предварительная работа: беседа, игра, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой Р,РЬ, артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок, чтение книги Эдуард Успенский — Крокодил Гена и его друзья.

Оборудование: презентация, машинки большая и маленькая.  

Ход занятия:

Вводная часть

- Ребята, сегодня почту в д /сад пришло письмо.  Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...

- Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути,  Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

- Но сначало давайте с вами разбудим наши язычки.

- Проснулся язычок, вокруг  темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

- Молодцы, наш язычок проснулся, а теперь давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….

Основная часть

Все молодцы! Пора в дорогу.

Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле.

- Ребята, у нас есть две машины, их зовут [р] и [рь]. Большая машина – это твердый звук [р], маленькая машина – это мягкий звук [рь]. Давайте повторим. Но что-то случилось с моторами и машины больше не могут ехать, давайте поможем завести моторы. Мотор у большой машины звучит твердо, громко [р-р-р]

-  Молодцы, завели мотор у большой машины. Мотор у маленькой машины звучит мягко, нежно [рь-рь-рь].

- Как у вас здорово получилось и маленькая машина у нас заработала, теперь они могут продолжить свой путь.

- Ой, дети, посмотрите, на пути встал светофор.

               Красный глаз его горит –

               Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? Давайте повторим это слово.

- Дети, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а)  Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Рю, рю, рю – как я много говою.

Ри, ри, ри – на ветках снегири.

Арь, арь, арь – у меня горит фонарь.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

б) – Следующие задание. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку». Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!

  • Огород, рука, селдечко – где не верное словечко?
  • Тряпка, курица, челвяк –что я говорю не так?
  • Перчатка, рыба, калусели –ошибку вы найти сумели?
  • Прятки, пряник, шалик, рай – где ошибка? Отвечай!

Какой звук я произносила не правильно?

- Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит,  можно двигаться дальше.

Ой посмотрите! Здесь знак.

- Дети, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

-  Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выучить маленькое стихотворение для Чебурашки.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

- Скажите мне пожалуйста, в каких словах  встречается звук «Р», повторите громко и тихо.

- Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Физминутка «Бабочка».

Утром бабочка проснулась,                                                                                     Улыбнулась, потянулась.                                                                                                             Раз – росой она умылась,                                                                                                     Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

- Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

- Дети, вы  знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки.

в) – Следующее задание. 

Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова:  Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

- Вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старушка Шапокляк  решила сама  освободить дорогу. Двигаемся вперед.

- Дети, вот мы и приехали к Чебурашке на День рождения! А вот и сам Чебурашка. Он рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения.

- Расскажите Чебурашке  с каким звуком вы сегодня знакомились.

Рефлексия

- Какой звук сегодня мы закрепляли?

- С кем и чем мы встречались на пути?

- Что вам понравилось на занятии?

- Давайте проводим Чебурашку, его заждались гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...