Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»
рабочая программа (подготовительная группа)

Фещенко Алёна Викторовна

Знакомство дошкольников с малой родиной

по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Белый медвежонок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feshchenko_a.v.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Фещенко А.В.

Знакомство дошкольников с малой родиной

по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Белый медвежонок»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему.

Д. С. Лихачёв

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Я работаю воспитателем в МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №50», а также являюсь педагогом дополнительного образования. Наш детский сад сотрудничает с МБУДО ЗАТО г. Североморск «Детский морской центр им. В. Пикуля». На основании договора о сотрудничестве я реализую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Белый медвежонок» в подготовительных группах ДОУ, разработанную «Детским морским центром им. В. Пикуля».

Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Несомненно, что такое мировоззрение необходимо формировать с детства.

При разработке программы были учтены, в том числе и такие особенности как:  

- адаптация материала к возрастным особенностям дошкольников;

- отсутствие конкурсного отбора в объединение;

- участие родителей в образовательном процессе.

Отличаются своими особенностями в дошкольном возрасте и познавательные процессы. Восприятие старшего дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов.   Осуществляется его переход из механически воспроизводящего действительность, а именно репродуктивного в творческое воображение. На базе такого воображения совершенствование наглядно-действенного мышления происходит, в том числе, в развитии восприятия, а также словесно-логической памяти. В дошкольном возрасте дети активно осваивают речь, усваивают грамматические формы языка и расширяют свой словарный запас. Несомненно, что эти моменты отражаются и в организации воспитания патриотических чувств ребёнка в ходе освоения им данной программы.  

 Комплексная программа разработана исходя из своеобразия культурно-социального пространства города Североморска, которое создаёт особые условия для творческого развития и самовыражения личности ребёнка, знакомства с историей и культурным наследием малой Родины.

Цель программы: развитие познавательной активности учащихся посредством усвоения новых знаний на основе историко-краеведческого материала.

Задачи программы:

1. Познакомить с историей российского флота и историей родного города, с флотскими традициями и обычаями.

2. Развить у курсантов приемы самостоятельной и коллективной работы, самооценки и взаимооценки.

3. Формировать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном социуме.

4. Формировать чувство любви к Родине и гордости за Российский флот. 

5. Способствовать развитию толерантности, общения, активной созидательной жизни, развитию культурного уровня учащихся.

Срок реализации программы 1 год. Программа предназначена для учащихся 6-7 лет.   В объединение принимаются все желающие дети с 6 лет по заявлению родителя (законного представителя). Специального отбора не существует. Комплектование групп производится из расчета 12 человек.

В данную программу, помимо прочего, включены два больших блока – краеведение и патриотическое воспитание.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста. У дошкольников посредством овладения простейшими туристскими навыками улучшится здоровье, произойдет становление ценностей здорового образа жизни, дети овладеют его элементарными нормами и правилами, повыситься двигательная активность. Краеведческое образование будет способствовать развитию интересов детей к малой родине, формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, что позволит пронести любовь к малой родине через всю жизнь.

Практическая значимость данного направления заключается в том, что ребенок изучает географию родного города, знакомится с улицами, достопримечательностями. Учится узнавать места, ориентироваться в городе. Может самостоятельно добраться до дома или попросить помощи, объяснив, где он находится и куда ему нужно добраться.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город.  Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Практическая значимость данного направления заключается в том, что ребенок изучает историю родного города, знакомится с памятниками, названиями улиц. Узнаёт, кто из людей удостоился того, что его именем названа улица и почему.

В конце учебного года у учащихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества: любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, гордость за свою малую Родину.

Я являюсь руководителем объединения «Белый медвежонок» уже три года в подготовительных группах МБДОУ г. Североморск «Детский сад №50».

На каждом занятии присутствует символ, талисман кружка – Белый медвежонок. Теоретические занятия всегда проходят с применением наглядного материала. Это могут быть презентации, плакаты, книги, чтение рассказов. На данном слайде представлены фрагменты теоретических занятий, ребята смотрят презентацию с слушают рассказ педагога. (рис. 1)

На практических занятиях ребята рисуют, выполняют графические диктанты, занимаются пластилинографией, конструированием и др. видами творчества, проводятся викторины, мастер-классы. (рис. 2-6)

Кроме теоретических и практических занятий в группе, проводятся занятия в физкультурном зале в виде различных эстафет, игр и общей физической подготовки.  (рис. 7)

В рамках работы объединения осуществляются пешие прогулки по городу, с целью посещения памятников и значимых мест города, а также посещение музеев.

Ребята м очень нравится посещать объединение «Белый медвежонок», информацию, полученную на занятиях, дети отражают в творчестве (рис. 8-9)

В конце каждого занятия Белый медвежонок дает детям различные домашние задания, которые ребята с удовольствием выполняют.

Библиографический список

  1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей: Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г. № 06- 1844.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Постановление от 4 июля 2014 г. № 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования" постановление от 4 июля 2014 г. № 41
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").  
  5. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации». Конституционные законы «О Государственном флаге РФ» от 25.12.2000 г. № 1 – ФКЗ, «О Государственном гербе РФ» от 25.12.2000 г. №2 – ФКЗ, «О Государственном гимне РФ» от 25.12.2000 г. № 3 – ФКЗ.
  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. /Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, 2003 г. – 23с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»

Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».Занятие: «Зна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по знакомству с окружающим миром природы «Мир вокруг нас»

Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих экологическое воспитание. Природа окружает ребенка с ранних лет, ее...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школа медвежонка"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, ...